Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:53, реферат
Современный учитель должен любить и понимать своего ученика, должен быть наблюдательным и требовательным, должен обладать коммуникативными, конструктивными способностями, должен уметь делать учебный материал доступным для учащихся, быть творческим, способным организовать детский коллектив. Список личностных свойств учителя весьма значителен среди них такие как: выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, дисциплинированность, добросовестность, идейная убеждённость, инициативность, искренность, порядочность, стремление к самосовершенствованию и др.
Развитие личности педагога
Введение
Можно с
полным правом сказать, что потому,
каким учителем довольствуется данная
общественность, можно судить о её
культурном уровне и жизнеспособности.(М.М.
Современный
учитель должен любить и понимать
своего ученика, должен быть наблюдательным
и требовательным, должен обладать
коммуникативными, конструктивными
способностями, должен уметь делать
учебный материал доступным для
учащихся, быть творческим, способным
организовать детский коллектив. Список
личностных свойств учителя весьма
значителен среди них такие как:
выдержка и самообладание, гибкость
поведения, гражданственность, гуманность,
дисциплинированность, добросовестность,
идейная убеждённость, инициативность,
искренность, порядочность, стремление
к самосовершенствованию и др.
Все эти способности и качества
в совокупности и составляют собой
уникальную, своеобразную личность учителя.
Гармония в структуре личности учителя
достигается не на основе равномерного
и пропорционального развития всех
качеств, а прежде всего за счёт максимального
развития тех способностей, которые
создают преобладающую
Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.
Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Поэтому задача управленческой деятельности администрации школы не только формировать и развивать положительное мнение учителей о своих способностях, но и вовлекать их в различные виды инновационной педагогической деятельности, помочь педагогу оценить свое «Я».
Учитель - профессионал - этот вопрос всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.
Педагогический
профессионализм определяется через
понятие "педагогическое мастерство",
которое может рассматриваться
и как идеал педагогической деятельности,
побуждающий педагогов к
Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.
Одним из важнейших
критериев педагогического
Личность педагога в традиционной системе обучения:
Более всего при подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.
При этом преподнесение
учащимся информации, определенной рамками
программы, практически всегда происходит
в форме монолога учителя. В связи
с этим в учебном процессе возникает
много проблем. Главными из них являются:
низкий уровень навыков общения,
невозможность получить развернутый
ответ ученика с его
Для того чтобы перевести информацию в знание, учитель должен «заставить» ученика проделать достаточно объемную работу самостоятельно как в классе, так и дома, проконтролировать и оценить ее результативность. Последние достигают того, что школьники выучивают новый материал, но при этом возникает целый блок негативных психологических последствий. Силы учителя уходят на преодоление нежелания детей учиться. Работа превращается в тяжелый, иногда непосильный труд.
Еще Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить |в голову студента максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.
Становление и развитие педагога
Первый
уровень предполагает
Полное высшее педагогическое образование основывается на базовом и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации. Основная цель данной ступени - подготовка педагога-исследователя, ориентированного на дальнейшую научно-методическую работу. Лицам, получившим полное педагогическое образование, выдается диплом магистра по конкретному направлению науки, предоставляющий право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений (школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах).
В государственных стандартах выделен обязательный минимум содержания высшего педагогического образования, который состоит из общекультурного, психолого- педагогического и предметного взаимосвязанных блоков. Общекультурный, составляющий 25% учебного времени, призван обеспечить формирование и развитие мировоззрения учителя, расширить его общее образование. Психолого- педагогический (18% учебного времени) направлен на профессиональное образование учителя, формирование и развитие педагогических умений, развитие его творческой индивидуальности. Предметный (57% учебного времени) ориентирован на освоение содержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческой культуры, как средства развития личности учащихся и общения с ними.
Существует различное понимание роли учителя: одни видят в нем простого преподавателя конкретного учебного предмета, другие - педагога, воспитателя и наставника молодежи, человека, способствующего становлению личности ученика. Самообразование в широком
смысле
слова - это совершенствование своих знаний
и умений в различных областях действительности,
а в узком - совершенствование специальных
знаний и умений в конкретной сфере деятельности.
Содержание самообразования должно соответствовать
профессиональному уровню педагога, его
интересам и склонностям. Главным условием
педагогического самообразования является
самоконтроль. Приступая к педагогическому
самообразованию, учитель должен хорошо
изучить себя, оценить свои возможности,
организовать объективный самоконтроль
на каждом этапе деятельности.
Профессионализм учителя включает в себя и ряд личностных качеств, так как моральные, нравственные аспекты общения с учащимися имеют огромное значение не только в воспитательной работе, но и в освоении учебных предметов. Следовательно, учитель-профессионал должен не только знать основы этики, но и уметь им следовать. Начинающему педагогу предлагается оценить свои личностные и профессиональные качества и сопоставить их с мнением экспертов (методиста, завуча), опираясь на следующие критерии: литературная начитанность, культура, эрудиция; уважение к личности ученика, умение наладить духовный контакт с ним; методическое мастерство; культура устной и письменной речи; эстетический вкус; артистические данные; профессионально значимые личные качества.
После этого ему предлагается определить, какие качества своей личности он считает профессионально значимыми, и обозначить свой уровень развития как: достаточный, вполне достаточный, требующий совершенствования. В совокупности эти данные помогут педагогу составить профессиональный автопортрет, понять свои сильные и слабые стороны и наметить пути самосовершенствования и самообразования, наиболее важными формами которого являются: работа с книгой, практические семинары, открытые уроки, научно- практическая исследовательская работа. Каждая из этих форм имеет свою специфику и особенности, но все они требуют от педагога творческого подхода и совместной с коллегами деятельности.
Самовоспитание начинается с момента появления плана - программы изменения своей личности. В процессе профессионального самовоспитания педагога могут быть использованы различные приемы, среди них выделяются три группы:
· Самоинформирование
· Самопобуждение
· Самоорганизация
Самоинформирование основывается на самопознании, так как без точного знания и оценки своей личности человек не может определить направление работы над собой. Самопознание основывается на умении критически оценивать мнение окружающих: администрации школы, коллег, школьного психолога, учеников и их родителей.
Самопобуждение к самовоспитанию зависит от уровня развития личности. Основными его формами являются самоодобрение, самоободрение и самоубеждение. Благодаря самоубеждению в сознании учителя формируются образы исходного и желаемого профессионально значимого качества личности. Учителя, которые определили программу самовоспитания, но испытывают затруднения в ее осуществлении, должны опираться на такие формы самоубеждения, как самоприказ и самопринуждение.
Выявляя способности
учителей к саморазвитию, И. М. Курдюмова
и Н. И. Калиниченко установили, что больше
всего педагоги ценят уверенность в своих
силах и интерес к работе. Среди препятствующих
факторов чаще всего называют дефицит
времени, состояние здоровья и ограниченные
материальные средства [1, с. 65]. В процессе
профессионального саморазвития учителю
нередко приходится преодолевать внешние
и внутренние барьеры, в частности, информационный.
Педагог не всегда знает о том, чего недостает
в его деятельности для получения более
высоких результатов (знаний, умения видеть
и решать психологические проблемы, способов
самоорганизации, самоуправления). Существенным
барьером является отсутствие знаний
и навыков планирования и организации
экспериментально-
Важным профессиональным
качеством учителя является уверенность
в себе. Как правило, студенты и
начинающие учителя этим качеством
в должной мере не обладают. Недостаточная
уверенность в себе чаще всего
проистекает из отсутствия профессионализма,
низкого уровня компетентности, боязни
выглядеть не так, как хотелось бы.
Рассмотрим тактику развития этого
качества (уверенности) у студента с
повышенным самолюбием. Последовательность
действий будет примерно такой: вначале
- обнаружение фактора
Сейчас много
говорят об индивидуальном подходе
к ученику, но не об индивидуальном
подходе к учителю. Часто его
рассматривают как набор
Важным показателем
уровня профессионализма учителя является
развитость его творческих качеств,
творческой индивидуальности, умение
быть не просто исполнителем, а субъектом
деятельности. Исследования признаков,
общих для педагогов, проявляющих
качества творческой индивидуальности,
показывают, что их объединяет интерес
к людям, им нравится наблюдать других,
замечать уникальные способности, им свойственна
широта увлечений. Они проявляют
искренний интерес к
Итак, индивидуальность и профессионализм - две неразделимые стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности. Было бы неверным готовить и оценивать педагога только по одному из этих качеств. Между тем, если профессиональные качества учителя хоть в какой-то мере формируются при подготовке в вузе и в практической деятельности, то становление его творческой индивидуальности протекает стихийно. Этот процесс еще не стал объектом внимания школ и педагогических вузов.
Виды деятельности педагога;