Министерство образования и науки
Самарской области
ГОУ
СПО Тольяттинский социально
– педагогический колледж
г. Тольятти, ул. Ленинградская, 28
Тел. 48-20-93
Ф.И.О.
студента Жукова
Светлана Георгиевна
Домашний
адрес студента Бульвар
Ленина 12-7
Специальность
050704 «Дошкольное образование»
Форма
обучения заочное
Курс,
группа ДО –
4А
Контрольная работа
по дисциплине
Психология
Дата получения______________
Оценка работы_______________
Тема
№ 3. Социальная ситуация
развития.
План:
Введение.
- Социализация
и развитие личности.
- Структурное
самосознания личности (5 звеньев).
Заключение.
Литература.
Введение
Положение
о значении социальной среды и
общения ребенка с взрослыми
и сверстниками для психического
развития и формирования личности является
общепризнанным в современной психологии.
Однако вопрос о механизмах влияния
социальной среды на развитие человека
интерпретируется по-разному в зависимости
от теоретической модели развития,
принимаемой в различных школах
и направлениях - бихевиоральной психологии,
теории социального научения, эпигенетическом
подходе, модели экологических систем,
психологии операционального развития
интеллекта, культурно-историческом подходе.
В учение о структуре и динамике психологического
возраста Л.С. Выготский ввел понятие социальной
ситуации развития как важнейшей характеристике
возраста, раскрывающей отношения ребенка
и его социального окружения. Возрастная
специфика и содержание категории социальная
ситуация развития в стабильных и кризисных
возрастах были подвергнуты глубокому
теоретическому и экспериментальному
анализу в работах отечественных психологов
(Л.И. Божович, В.В. Давыдов, М.И. Лисина,
Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн и др.). Было
показано, что особенности социальной
ситуации развития решающим образом определяют
направление, содержание и характер развития
ребенка в нормативном пространстве возрастного
развития. Вместе с тем в современной детской
психологии все более остро осознается
необходимость конкретизации понятия
«социальная ситуация развития ребенка»
как в теоретическом отношении, так и для
решения неотложных и важных задач оптимизации,
профилактики и коррекции психического
развития детей.
1.
Социализация личности представляет собой
процесс формирования личности в определенных
социальных условиях, процесс усвоения
человеком социального опыта, в ходе которого
человек преобразует социальный опыт
в собственные ценности и ориентации,
избирательно вводит в свою систему поведения
те нормы и шаблоны поведения, которые
приняты в обществе или группе.
Стадии социализации:
1. Стадия адаптации (от рождения
до подросткового возраста ребенок
усваивает социальный опыт некритически,
адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (критическое
отношение к общественным нормам
поведения). Это промежуточная социализация,
т.к. неустойчиво и мировоззрение,
и характер подростка. Юношеский
возраст(18-25 лет) характеризуется
как устойчиво концептуальная
социализация.
3. Стадия интеграции - желание найти
свое место в обществе. Интеграция
идет успешно, если свойства
человека принимаются обществом,
группой.
4. Трудовая стадия социализация
охватывает весь период трудовой
деятельности, когда человек не
только усваивает трудовой опыт,
но и воспроизводит его.
5.
После трудовая стадия социализации
рассматривает пожилой возраст
как возраст, вносящий существенный
вклад в процесс передачи опыта
новым поколениям.
Более детальный анализ процесса
формирования личности возможен
на основе выделения для каждого
возраста той ведущей деятельности,
которая обуславливает главные
изменения в психических процессах
и особенностях личности ребенка
на данной стадии его развития.
Существует свой особый стиль
воспитания в каждой социокультуре,
он определяется тем, что ожидает общество
от ребенка. На каждой стадии своего развития
ребенок либо интегрируется с обществом,
либо отторгается. Психосоциальная концепция
развития личности, разработанная известным
психологом Эриксоном, показывает тесную
связь психики человека и характера общества,
в котором он живет. Эриксон ввел понятие
"групповая идентичность", которая
формируется с первых дней жизни, ребенок
ориентирован на включение в определенную
социальную группу, начинает понимать
мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка
формируется и "эго идентичность",
чувство устойчивости и непрерывности
своего "Я". Формирование эго идентичности
- длительный процесс, включает ряд стадий
развития личности. Каждая стадия характеризуется
задачами этого возраста, а задачи выдвигаются
обществом. Но решение задач определяется
уже достигнутым уровнем психомоторного
развития человека и духовной атмосферой
общества, в котором человек живет.
На стадии младенчества главную
роль в жизни ребенка играет
мать, она кормит, ухаживает, дает
ласку, заботу, в результате чего
у ребенка формируется базовое
доверие к миру. Базовое доверие
проявляется в легкости кормления,
хорошем сне ребенка, нормальной
работе кишечника, умении ребенка
спокойно ждать мать (не кричит,
не зовет, ребенок как бы
уверен, что мать придет и сделает
то, что нужно). Динамика развития
доверия зависит от матери, Здесь
важно не количество пищи, а
качество ухода за ребенком, важна
уверенность матери в своих
действиях. Если мать тревожна,
невротична, если обстановка в
семье напряженная, если ребенку
уделяют мало внимания (например,
ребенок в доме сирот), то формируется
базовое недоверие к миру, устойчивый
пессимизм, замедление психического
развития ребенка.
2-я стадия раннего детства
связана с формированием автономии
и независимости, ребенок начинает
ходить, обучается контролировать
себя, общество и родители приучают
ребенка к аккуратности, начинают
стыдить за "мокрые штанишки".
Социальное неодобрение открывает
глаза ребенка внутрь, он чувствует
возможность наказания, формируется чувство
стыда. В конце стадии должно быть равновесие
"автономии" и "стыда". Это соотношение
будет положительно благоприятным для
развития ребенка, если родители не будут
подавлять желания ребенка, не будут
бить за провинности.
В возрасте 3-5 лет, на 3-ей стадии,
ребенок уже убежден, что он
личность, т.к. он бегает, умеет
говорить, расширяет область овладения
миром, у ребенка формируется
чувство предприимчивости, инициативы,
которое закладывается в игре
ребенка. Игра очень важна
для развития ребенка, т.е. формирует
инициативу, творчество, ребенок осваивает
отношения между людьми посредством
игры, развивает свои психические
возможности: волю, память, мышление
и пр. Но если родители сильно
подавляют ребенка, не уделяют
внимания играм ребенка, то
это отрицательно влияет на
развитие ребенка, способствует
закреплению пассивности, неуверенности,
чувству вины.
В младшем школьном возрасте (4
стадия) ребенок уже исчерпал
возможности развития в рамках
семьи, и теперь школа приобщает
ребенка к знаниям о будущей
деятельности, передает технологический
эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает
знаниями, новыми навыками, он верит в
свои силы, уверен, спокоен, но неудачи
в школе приводят к появлению, а порой
и к закреплению чувства своей неполноценности,
неверия в свои силы, отчаяния, потери
интереса к учебе. При неполноценности
ребенок как бы снова возвращается в семью,
она для него убежище, если родители с
пониманием стараются помочь ребенку
преодолеть трудности в учебе. В случае,
если родители лишь ругают и наказывают
за плохие оценки, чувство неполноценности
у ребенка закрепляется порой на всю его
жизнь.
В подростковом возрасте (5 стадия)
формируется центральная форма
эго идентичности. Бурный физиологический
рост, половое созревание, озабоченность
тем, как он выглядит перед другими, необходимость
найти свое профессиональное призвание,
способности, умения - вот вопросы, которые
встают перед подростком. На этой стадии
заново встают все критические прошедшие
моменты. Если на ранних стадиях у ребенка
сформировалась автономия, инициатива,
доверие к миру, то подросток успешно находит
свое "Я", признание себя со стороны
окружающих. В противном случае подросток
не может найти свое "Я", не осознает
своих целей и желаний, происходит возврат
к инфантильным, детским, иждивенческим
реакциям, появляется смутное, но устойчивое
чувство тревоги, чувство одиночества,
опустошенности, появляется постоянное
ожидание чего-то такого, что может изменить
жизнь, но сам человек активно ничего не
предпринимает. Появляется страх и неспособность
эмоционально воздействовать на лиц противоположного
пола, враждебность, презрение к окружающему
обществу, чувство "не признания себя"
со стороны окружающих людей. Если человек
нашел себя, то идентификация облегчается.
На 6-ой стадии (молодость) для
человека актуальным становится
поиск спутника жизни, тесное
сотрудничество с людьми, укрепление
связей со своей социальной
группой, человек не боится
обезличивания, появляется чувство
близости, единства, сотрудничества, интимности
с определенными людьми. Однако,
если диффузия идентичности переходит
и на этот возраст, человек замыкается,
закрепляется изоляция, одиночество.
7-я - центральная стадия - взрослый
этап развития личности. Развитие
идентичности идет всю жизнь,
идет воздействие со стороны
других людей, особенно детей,
они подтверждают, что ты им
нужен. Положительные симптомы
этой стадии: личность вкладывает
себя в хороший, любимый труд
и заботу о детях, удовлетворена
собой и жизнью. Если не на
кого излить свое "Я" (нет
любимой работы, семьи, детей), то
человек опустошается, намечается
застой, косность, психологический
и физиологический регресс.
После 50 лет (8-я стадия) происходит
создание завершенной формы эго
идентичности на основе всего пути развития
личности, человек переосмысливает
всю свою жизнь, осознается свое "Я"
в духовных раздумьях о прожитых годах.
Человек должен понять, что его жизнь -
это неповторимая судьба, которую не надо
переделывать, человек "принимает"
себя и свою жизнь, осознается необходимость
в логическом завершении жизни, проявляется
мудрость, отстраненный интерес к жизни
перед лицом смерти. Если "принятия
себя и жизни" не произошло, то человек
чувствует разочарование, теряет вкус
к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно,
зря.
Переход от одного периода
к другому - это изменение сознания
и отношений ребенка к окружающей
действительности и ведущей деятельности,
это критические, переходные возрасты,
когда происходит ломка прежних
социальных взаимоотношений ребенка
и окружающих. В период критической
фазы дети трудновоспитуемы, проявляют
упрямство, негативизм, непослушание,
строптивость. Негативизм - это когда
ребенок может отказаться делать
то, что ему даже очень хочется,
но если взрослые требуют этого,
т.е. реакция ребенка обусловлена
не содержанием требования взрослого,
а отношением ребенка к взрослым.
Упрямство - реакция ребенка, когда
он настаивает не потому, что
ему этого очень хочется, а
потому, что он этого потребовал.
Строптивость - бунт ребенка против
всего образа жизни, против
норм воспитания, против всех
взрослых. Если взрослые не изменяют
своего поведения, то строптивость
может долго удерживаться в
характере.
Выделяют большие кризисы (новорожденности,
кризисы 3-х лет, подростковый
кризис 13-14 лет) и малые
кризисы (кризис 1 года, 7 лет, 17-18 лет).
При больших кризисах перестраиваются
отношения ребенка и общества.
Малые кризисы внешне спокойно
проходят, связаны с нарастанием
умений, самостоятельности ребенка.
Позитивное значение критических
возрастов - в переходе к новому,
высшему периоду развития личности.
Пожалуй, нет семьи, где бы
ни возникали хотя бы кратковременные
конфликты между родителями и
детьми. Часто повинны в этом
сами родители, если они не
понимают особенностей психики
детей, не знают их типичных
поведенческих реакций. Если стремиться
во что бы то ни стало
"переломить" малыша, он вырастет
робким, зависимым, слабовольным, не
сможет отстаивать свои интересы.
С другой стороны, нельзя безоговорочно
во всем ему уступать, в каких-то случаях
нужно настаивать на подчинении приказу,
не забывая, однако, что и для ребенка важно
чувство собственного достоинства. Многие
психологи и педагоги указывают, что люди,
лишенные в детстве игр со сверстниками,
остаются часто мало контактными, нелюдимыми,
в результате потом несчастными.
2. Валерия
Сергеевна Мухина выделяет 5
звеньев структуры самосознания
личности:
Первое звено структуры самосознания
представляет собой кристалл личности,
включающий имя, идентифицировано с телесной
и духовной индивидуальностью.