Производственная программа предприятия. Методология планирования и оптимизации

Автор: v************@inbox.ru, 25 Ноября 2011 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, производственная программа промышленного предприятия определяет возможный объем производства и продаж продукции в плановом периоде, соответствующей по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям потребителей.
Из вышеизложенного можно сказать об актуальности темы курсовой работы, что для эффективной деятельности промышленного предприятия является неотъемлемой частью производственная программа предприятия.
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть производственную программу промышленного предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Производственная программа предприятия………………………….5
1.1. Сущность, структура и показатели производственной программы…………………………………………………………………………5
1.2. Взаимосвязь производственной программы с другими планами предприятия……………………………………………………………………...11

Глава 2. Методология планирования и оптимизации…………………………15
2.1. Методика планирования производственной программы………….15
2.2. Методы оптимизации производственной программы……………..23

Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Яковлев.docx

— 107.39 Кб (Скачать)

     Плановый  объем чистой продукции (Пч) рассчитывается по формулам: 

     Пч = Пр – МЗ - Оа,

     Пч = ЗП + Пб, (1.5.) 

     где МЗ - материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции;

     Оа - амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов;

     ЗП - заработная плата с начислениями на нее;

     Пб - прибыль от реализации продукции.

     Условно-чистая продукция (Пу) в отличие от чистой содержит амортизацию и рассчитывается по формулам: 

     Пу = Пр + МЗ,

     Пу = ЗП + Пб+ Оа. (1.6.) 

     Показатели  чистой и условно-чистой продукции  служат для анализа структуры  производственной программы, планирования фонда оплаты труда.

     Планируемые показатели номенклатуры и годового объема выпуска продукции должны соответствовать среднегодовой  величине предложения базового предприятия, фирмы или цеха.

     В процессе разработки производственной программы цеха или предприятия  возникает необходимость принятия оптимальных плановых решений. Под  оптимальным решением обычно понимается достижение в заданных условиях максимальных результатов или минимальных издержек производства. 

     1.2. Взаимосвязь производственной программы с другими планами предприятия

     Производственная  программа является результатом  согласования следующих целей фирмы:

  • получение максимальной прибыли;
  • учет реальных финансовых и иных ресурсных возможностей;
  • возможно полное удовлетворение потребностей рынка сбыта;
  • максимальное снижение производственных издержек, в т.ч. и максимально возможная загрузка оборудования.

     Следовательно, при разработке конкретной производственной программы надо учесть сроки и  объемы поставок продукции на рынок (чем обычно занимается отдел маркетинга - план сбыта) и максимальную равномерную  загрузку производственных мощностей (за это отвечает ПДО). Соответственно на основании производственной программы  должны быть сформированы (или скорректированы) другие разделы комплексного плана  предприятия (рис. 1).

     Отражая цели и задачи производственной деятельности предприятия, производственная программа  является ведущим разделом плана  предприятия. Все другие разделы  плана разрабатываются в соответствии с производственной программой и  направлены на обеспечение ее выполнения в установленные сроки и при  наименьших затратах. В основу составления  производственной программы должна положена реальная потребность в конкретной продукции, объем выпуска продукции, рассчитанный на основе заключенных договоров на поставку продукции и изучения конъюнктуры рынка, по номенклатуре и ассортименту должен служить исходной базой для дальнейших расчетов по производственной программе и другим разделам плана предприятия. После этого производственная программа разрабатывается в следующей последовательности:

     1. Определяются номенклатура и  ассортимент выпускаемой продукции,  объем поставок в натуральном  выражении согласно заключенным  договорам.

     2. На основе объема поставок  определяется объем производства  каждого изделия в натуральном  выражении.

     3. Объем производства по отдельным  видам продукции обосновывается  расчетами производственных мощностей.

     4. Исходя из натуральных объемов производства и поставок рассчитываются стоимостные показатели: товарная, реализованная; валовая и чистая продукция.

     5. Составляется график отгрузки  продукции в соответствии со  сроками договоров.

     6. Производственная программа распределяется  по основным подразделениям предприятия.

     План  производства и реализации продукции  составляется в натуральном и  стоимостном выражениях.

     Поскольку общество заинтересовано в получении  от предприятий изделий определенного  рода, типа, размера и надлежащего  качества, то планирование объемов  производства начинается с определения  номенклатуры продукции и ее объемов в натуральном выражении. 

     

     Рис. 1. Взаимосвязь производственной программы  с другими планами 

     Производственная  программа - представляет собой определенный объем, номенклатуру и ассортимент  продукции соответствующего качества - учитывает спрос на данную продукцию  и реальные возможности удовлетворения этого спроса.

     Под номенклатурой продукции понимают принятый в планировании и учете  перечень видов продукции в натуральном  выражении;

     ассортимент продукции - это количество и соотношение  отдельных видов продукции по маркам, сортам, профилям, размерам, артикулам.

     Основные  этапы формирования производственной программы:

     -определяется  номенклатура и ассортимент продукции  в натуральном выражении. Расчеты  проводятся исходя из имеющегося  оборудования, технологии, снабжения  сырьем и материалами, транспортными  связями и другими факторами;

     -на  основании объема поставок (реализации) и изменения остатков нереализованной  готовой продукции на начало и конец планового периода определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении с календарным распределением;

     -обосновывается  объем выпуска по отдельным  видам продукции производственными  мощностями;

     -на  основе натуральных объемов производства  продукции определяются стоимостные  показатели.

     Производственная  программа (план производства и реализации продукции) — это комплексное  задание по выпуску и реализации продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и  стоимостных показателях, ориентированных  на достижение целей организации (предприятия).

     Производственная  программа разрабатывается в  три этапа. Первый этап — определение максимально возможного съема продукции с имеющихся мощностей (площадей) с учетом ликвидации "узких мест" и недостатков в организации производства. Если полученный объем продукции (услуг) окажется недостаточным для удовлетворения спроса на нее, то начинается второй этап, в ходе которого разрабатываются мероприятия по наращиванию производственных мощностей (площадей) за счет собственных финансовых средств и определяется возможный дополнительный объем производства продукции. Если и этот объем окажется недостаточным для удовлетворения спроса на продукцию, то начинается третий этап — разработка плана технического перевооружения и реконструкции предприятия. Такие мероприятия проводятся не только при невозможности удовлетворения спроса, но и в случае низкого уровня технического развития производства, не обеспечивающего выпуск продукции, отвечающей современным требованиям к ней как по качеству, так и по себестоимости, материалоемкости, трудоемкости и другим технико-экономическим показателям.

     Исходной  и завершающей стадией разработки производственной программы является составление баланса производственных мощностей и определение степени  их использования. 
 
 
 
 

Глава 2. Методология планирования и оптимизации 

     2.1. Методика планирования производственной программы

     Производственная  программа формируется таким  образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде  с учетом имеющихся производственных возможностей. Проблема состоит в  том, что производственные возможности  предприятия могут быть больше или  меньше запланированного объема продаж.

     Фактором  производства, который чаще всего  определяет возможности предприятия, является производственная мощность предприятия. Поэтому если производственная мощность больше объема продаж, то имеет место  неполное использование (недогрузка) мощности, что, в свою очередь приводит к  завышенным издержкам на производство продукции. Если же производственная мощность, наоборот, будет меньше объема продаж не может быть выполненным и необходимо либо увеличивать производственную мощность, либо уменьшать объем продаж. В этой связи производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью предприятия в плановом периоде.

     Производственная  программа не только устанавливает  объем выпуска конечной продукции, но и является основой для расчета  планов производства структурных подразделений (цехов, корпусов, производств, участков, поточных линий) помимо объемов товарной продукции, необходимой для обеспечения  плана продаж, учитывается также  необходимость изменения цеховых  и межцеховых заделов незавершенной  производственным процессом продукции.

     Задания по выпуску конечной продукции цехами последнего технологического передела, как правило, устанавливаются на уровне производственной программы  предприятия. Что касается заданий  промежуточным цехам, участвующим  в изготовлении промежуточной продукции, то они могут быть больше показателей производственной программы, в случае если планируется увеличение межцеховых заделов, или менее производственной программы, если предусматривается их уменьшение.

     Поэтому планирование производственной программы  основными подразделениями предприятия  производится обратно ходу технологического процесса. Объемы производства по цехам  планируются исходя из плановой себестоимости  одного изделия или по планово-расчетным  внутрипроизводственным ценам.

     На  небольших предприятиях производственная программа цехов рассчитывается в натуральных или условно-натуральных  показателях, на средних и крупных  предприятиях, у которых имеется  внутрипроизводственный хозрасчет,- в  стоимостных и натуральных показателях.

     Производственная  программа предприятия рассчитывается с разбивкой заданий по кварталам, а в квартальных по месяцам. В  планах структурных подразделений  задания производственной программы  могут подразделяться по более коротким периодам.

     Разработка  производственной программы является наиболее сложным процессом, поскольку  в нем приходится согласовывать  и учитывать огромное число различных  факторов.

     В условиях рыночной неопределенности могут  применяться различные методы составления  производственной программы:

  • уровневое прогнозирование;
  • последовательное принятие плановых решений;
  • создание ситуационных планов, линейное программирование;
  • диверсификация продуктов и рынков;
  • повышение конкурентоспособности продукции и другое.

     Наиболее  простой путь уменьшения неопределенности в планировании предполагает расширение рыночной информации о потребителях и конкурентах, о спросе и предложении и т.д. Уровневое прогнозирование представляет процесс предвидения ожидаемого объема продаж и прибыли по трем точкам: максимальный, вероятный, минимальный. Оно обладает многообразными достоинствами:

     1) помогает увеличить число плановых  альтернатив и подготовиться  к возможным отрицательным последствиям;

     2) представляет плановикам-экономистам  реальное значение показателей,  что позволяет избежать составления  недостаточно обоснованных проектов;

     3) способствует разработке системе  раннего предупреждения или ситуационных  планов, чтобы предотвратить снижение  плановых и фактических показателей  деятельности предприятия.

     Ситуационное  планирование считается довольно новым методом планирования, широко распространенным на американских фирмах и в компаниях. Процесс ситуационного планирования выполняется обычно в таком порядке

Информация о работе Производственная программа предприятия. Методология планирования и оптимизации