Производственная программа предприятия. Методология планирования и оптимизации

Автор: v************@inbox.ru, 25 Ноября 2011 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, производственная программа промышленного предприятия определяет возможный объем производства и продаж продукции в плановом периоде, соответствующей по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям потребителей.
Из вышеизложенного можно сказать об актуальности темы курсовой работы, что для эффективной деятельности промышленного предприятия является неотъемлемой частью производственная программа предприятия.
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть производственную программу промышленного предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Производственная программа предприятия………………………….5
1.1. Сущность, структура и показатели производственной программы…………………………………………………………………………5
1.2. Взаимосвязь производственной программы с другими планами предприятия……………………………………………………………………...11

Глава 2. Методология планирования и оптимизации…………………………15
2.1. Методика планирования производственной программы………….15
2.2. Методы оптимизации производственной программы……………..23

Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Яковлев.docx

— 107.39 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ) 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине

«Планирование на предприятии»

на тему:

«Производственная программа предприятия. Методология  планирования и оптимизации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель:

студент группы ГЭ-1-07

Яковлев Н.В. 
 
 

Руководитель:

Рогов И.Е. 
 
 
 

Москва 2010 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 

Введение…………………………………………………………………………..4 

Глава 1. Производственная программа предприятия………………………….5 

     1.1. Сущность, структура и показатели  производственной программы…………………………………………………………………………5

      1.2. Взаимосвязь производственной программы  с другими планами предприятия……………………………………………………………………...11 
 

Глава 2. Методология планирования и оптимизации…………………………15 

     2.1. Методика планирования производственной  программы………….15

      2.2. Методы оптимизации производственной программы……………..23 
 

Заключение……………………………………………………………………….29 

Список  литературы………………………………………………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Устойчивое  финансовое состояние промышленного  предприятия действующего в рыночной экономике может быть обеспечено при условии постоянного совершенствования  и развития производства с целью  выпуска продукции, соответствующей  динамично меняющемуся спросу потребителей. Обеспечить это соответствие можно  только на основе эффективного планирования производственной программы промышленного  предприятия.

     Сущность  планирования производственной программы  промышленного предприятия заключается  в том, что промышленное предприятие  использует ресурсы для получения  прибыли. Производственная программа  определяет задания по вводу в  действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности рабочих, транспорте и др. Она тесно связана с  финансовым планом, планом по издержкам  производства, прибыли и рентабельности. Предприятие промышленности формирует  производственную программу на основе государственного заказа, заказов потребителей и выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.

     Таким образом, производственная программа  промышленного предприятия определяет возможный объем производства и  продаж продукции в плановом периоде, соответствующей по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям потребителей.

     Из  вышеизложенного можно сказать  об актуальности темы курсовой работы, что для эффективной деятельности промышленного предприятия является неотъемлемой частью производственная программа предприятия.

     Цель  исследования состоит в том, чтобы  раскрыть производственную программу  промышленного предприятия. 
 

     Глава 1. Производственная программа предприятия. 

     1.1 Сущность, структура  и показатели производственной  программы 

     Важнейшим разделом тактического плана предприятия  является производственная программа  предприятия, план производства и реализации продукции.

     Производственная  программа предприятия представляет собой развернутый или комплексный план производства и продажи продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска требуемых рынком товаров и услуг. В рыночных условиях основу плана производства на различных предприятиях составляют заключенные договоры с потребителями, имеющийся портфель заказов и существующая потребность в товарах, а также действующие законы спроса и предложения на продукцию, работы и услуги. Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям продаж. Она обуславливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте. Этот раздел тесно связан с планом по труду и заработной плате, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансовым планом.

     Промышленные  предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа; заказов потребителей; выявленного  в процессе изучения рынка потребительского спроса.

     Производственная  программа состоит из двух разделов:

  • план производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении;
  • план производства в стоимостном выражении.

     План  производства продукции в натуральном выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах. Для измерения объемов производства в натуральном выражении используются такие показатели: штуки, тонны, квадратные, погонные, и кубические метры. На отдельных предприятиях применяются двойные измерители. Например, производство тканей может планироваться в погонных и квадратных метрах; бумаги- в тоннах и квадратных метрах; труб- в тоннах, погонных метрах. Применение двойных измерителей позволяет в плане более полно охарактеризовать физический объем производства и потребительские свойства продукции.

     При планировании одинаковых по назначению видов продукции, имеющих разные потребительские свойства, применяются  условно-натуральные единицы измерения.

     На  предприятиях, изготавливающих один вид продукции, различающейся мощностью, габаритами или трудоемкостью используются условные, условно-натуральные измерители

     Планирование  производства и продаж продукции  в натуральном выражении дает возможность согласовать выпуск конкретных видов продукции с  потребностями рынка, производственными  мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходимых для ее производства. Однако натуральные измерители не позволяют определить общий объем  и структуру производства многопрофильных  диверсифицированных предприятиях, рассчитать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации продукции в стоимостном выражении.

     План  производства продукции  в стоимостном  выражении содержит следующие показатели: реализованная продукция (валовой доход); товарная продукция; валовая продукция.

     Основным  стоимостным показателем этого  раздела плана является реализованная продукция (валовой доход). Реализованной считается продукция, оплаченная покупателем или сбытовой организацией, готовые товары или товарная продукция, запасные части и полуфабрикаты, работы и услуги, предназначенные для удовлетворения потребностей покупателей. Готовая продукция включает полностью изловленные изделия и выполненные работы, соответствующие стандартам, техническим условиям, рабочим чертежам, договорам с потребителями, требованиям заказчиков, показателям качества. Кроме того, она служит основой формирования производственной программы предприятия, организаций, фирм и корпораций. Ее объем как стоимость предназначенных к поставке по плану и подлежащих оплате заказчиком готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, запасных частей всех видов и назначении, товаров народного потребления, выполняемых работ и оказываемых услуг, реализуемых в соответствии с хозяйственными договорами с потребителями продукции или через собственную сбытовую сеть.

     Плановый  объем реализованной продукции (Пр) в стоимостном выражении рассчитывается по формуле 

     Пр= ∑(Птi ±Опсi±Опоi) 

     (1.1.)

     где Пр- плановый объем реализованной продукции;

     Птi- объем товарной продукции i-го вида в оптовых ценах предприятия; Опсi- изменение остатков готовой продукции i-го вида на складе предприятия на начало и конец планируемого периода;

     Опоi- изменение готовой продукции i-го вида , отгруженной, но не оплаченной потребителем на начало и конец планируемого периода

     Реализованная продукция характеризует валовой  доход предприятия (Дв) в планом периоде. Он определяется как произведение цены на количество проданных единиц изделий (услуг).

     Дв = Пр = ∑Двi ;

     Двi= Цi *Опi , (1.2.) 

     где Двi– валовой доход предприятия от реализации i-го вида продукции;

     Цi- цена единицы i-го вида продукции (оптовая, договорная);

     Опi-планируемый объем продаж i-го вида продукции ( i=1,2,3...,n)в натуральном выражении

     Пр- плановый объём реализованной продукции.

     Кроме валового дохода в плане может  также предусматриваться средний  доход. Эта величина денежных средств, получаемых предприятием от продажи  одной единицы продукции или  услуги. Величина среднего дохода (Дсi) определяется отношением общей выручки от реализации I-го вида продукции на количество проданных единиц изделий: 

     Дсi =Дв /Опi (1.3.) 

     где Дсi- в величина среднего дохода;

     Дв -валовой доход предприятия;

     Опi-планируемый объем продаж i-го вида продукции ( i=1,2,3...,n)в натуральном выражении

     В условиях, когда в планируемом  периоде предусматривается изменение  отпускных цен, средний доход  представляет собой не что иное, как среднюю цену, то есть Дсi= Цi

     Товарная  продукция включает стоимость: запланированных  к выпуску готовых изделий ; полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторону по кооперированным поставкам, капитального ремонта, выявленного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств предприятия, инструментов и приспособлений для собственного производства.

     Товарная  продукция выражается в оптовых  ценах предприятия и в сопоставимых ценах. Первые используются для увязки плана производства с финансовым планом; вторые - для определения  темпов, динамики и изменения структуры  производства.

     Товарная  продукция характеризует объем  произведенной готовой продукции  и используется для расчета затрат на производство, финансовых результатов, рентабельности и других показателей  эффективности производства.

     Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство. Она обычно оценивается в сопоставимых ценах.

     Объем валовой продукции (Пв) рассчитывается по формуле: 

     Пв=Пт + (Нк - Нн) + (Ик - Ин), (1.4.) 

     где Нк, Нн- остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно;

     Ик , Ик - остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало планового периода.

     Изменение остатков производства в составе  валовой продукции планируется  при значительном увеличении объема производства в планируемом периоде по сравнению с отчетным, снятие с производства отдельных видов продукции, создание задела при переходе на выпуск новых изделий со значительной длительностью производственного цикла.

     На  предприятиях пищевой промышленности валовая продукция по своему составу  совпадает с товарной. Валовую продукцию следует отличать от валового оборота, под которым понимается сумма стоимости продукции всех подразделений.

     Показатели  товарной и валовой продукции  имеют один общий недостаток - они  дают искаженное представление о  собственном вкладе предприятия в конечный результат деятельности. Более эффективную картину о масштабах производства дают показатели чистой и условно-чистой продукции.

     Чистая  продукция характеризует вновь созданную на предприятии стоимость. В нее входят издержки предприятия на приобретения сырья, материалов, топлива, энергии и т. п., а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции.

     В состав чистой продукции включаются расходы на оплату труда с начислениями на заработную плату и прибыль  предприятия.

Информация о работе Производственная программа предприятия. Методология планирования и оптимизации