Планирование производственной программы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

В процессе деятельности предприятий важную роль играют расчеты показателей производственной мощности и производственной программы предприятий как этапы планирования (составления бизнес-планов) а также как этап анализа хозяйственной деятельности предприятия.
Расчеты использования производственных мощностей позволяют обнаружить их резервы. Критерием, определяющим необходимость развития и создания резервов производственных мощностей, является выявленная потребность в продукции и перспективное ее удовлетворение.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы планирование производственной программы
1.1 Структура и показатели производственной программы предприятия
1.2 Методика планирования производственной программы
2 Анализ выполнения плана производственной программы
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
3 Пути совершенствования планирования производственной программы
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

планирование.doc

— 193.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение

1. Теоретические основы планирование производственной программы

1.1 Структура и показатели производственной программы предприятия

1.2 Методика планирования производственной программы

2 Анализ выполнения плана производственной программы

2.1 Характеристика предприятия

2.2 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

3 Пути совершенствования планирования производственной программы

Заключение

Список использованных источников

Введение

В процессе деятельности предприятий важную роль играют расчеты показателей производственной мощности и производственной программы предприятий как этапы планирования (составления бизнес-планов) а также как этап анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Расчеты использования производственных мощностей позволяют обнаружить их резервы. Критерием, определяющим необходимость развития и создания резервов производственных мощностей, является выявленная потребность в продукции и перспективное ее удовлетворение.

В планах выпуска продукции предприятий предусматриваются задания по снятию с производства устаревших видов изделий, т.е. продукции, не соответствующей современным требованиям национальной экономики и населения страны, морально устаревшей; указываются конкретные сроки замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие, что обеспечивает повышение конкурентоспособности предприятия.

Для обеспечения ритмичности производства, как одного из факторов повышения его эффективности, улучшения качества продукции и всей работы предприятия, необходимо весьма тщательно распределить годовой объем производства продукции по кварталам с учетом: установленных сроков и объемов поставки продукции; наращивания выпуска продукции за счет прироста и улучшения использования мощностей и основных фондов, а также за счет организационных мероприятий; сроков ввода в действие новых мощностей и оборудования; обеспечения равномерной загрузки и ритмичной работы всех производственных подразделений предприятия; числа рабочих дней в году, квартале; сезонности и сменности работы; требований сбытовых организаций и сезонности сбыта отдельных видов продукции.

Все это говорит об актуальности темы настоящей курсовой работы.

1 Теоретические основы планирование производственной программы

1.1 Структура и показатели производственной программы предприятия

Важнейшим разделом тактического плана предприятия является производственная программа, или план производства и реализации продукции.

Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж.

Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.

Производственная программа состоит из двух разделов: план производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении; план производства в стоимостном выражении.

На предприятиях, изготовляющих один вид продукции, различающейся мощностью, габаритами или трудоемкостью, также используются условные и условно-натуральные измерители.

Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении дает возможность согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходимых для ее производства. Блдее объективную оценку требует разработки плана производства продукции в стоимостном выражении.

План производства продукции в стоимостном выражении содержит следующие показатели: реализованная продукция (валовой доход); товарная продукция; валовая продукция. Основным стоимостным показателем этого раздела плана является реализованная продукция (валовой доход).

Плановый объем реализованной продукции (Пр) в стоимостном выражении рассчитывается по формуле:

(1.1.1)

где -- объем товарной продукции i-го вида в оптовых ценах предприятия; -- изменение остатков готовой продукции i-го вида на складе предприятия на начало и конец планируемого периода; -- изменение остатков готовой продукции i-го вида, отгруженной, но не оплаченной потребителем на начало и конец планируемого периода; n- количество видов товарной продукции (i = 1,2, 3,...,n).

Реализованная продукция характеризует валовой доход предприятия () в плановом периоде. Он определяется как произведение цены на количество проданных единиц изделий (услуг):

; , (1.1.2)

где - валовой доход предприятия от реализации i-го вида продукции; - цена единицы i-го вида продукции (оптовая, договорная); - планируемый объем продаж i-го вида продукции (i=1,2,3,...,n) в натуральном выражении.

Кроме валового дохода в плане может также предусматриваться средний доход. Величина среднего дохода () определяется отношением общей выручки от реализации i-го вида продукции на количество проданных единиц изделий:

(1.1.3)

В условиях, когда в планируемом периоде предусматривается изменение отпускных цен, средний доход представляет собой не что иное, как среднюю цену, то есть , а .

Товарная продукция выражается в оптовых ценах предприятия и в сопоставимых ценах. Первые используются для увязки плана производства с финансовым планом; вторые - для определения темпов, динамики и изменения структуры производства.

Плановый объем товарной продукции (Пт) рассчитывается по формуле:

, (1.1.4)

где - план выпуска i-го вида продукции в натуральном выражении; - действующая оптовая цена i-гo вида продукции; n - количество видов товарной продукции (i=1,2,3,...,n); - объем услуг и работ i-гo вида промышленного характера; m - количество видов работ промышленного характера (j =1,2,3,...,m).

Товарная продукция характеризует объем произведенной готовой продукции и используется для расчета затрат на производство, финансовых результатов, рентабельности и других показателей эффективности производства.

Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство. Она обычно оценивается в сопоставимых ценах.

Объем валовой продукции () рассчитывается по формуле:

ПВ=ПТ + (НК-НН)+(ИК-ИН), (1.1.5)

где НК, НН - остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно; ИК, ИН -- остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало планового периода.

Более объективную картину о масштабах производства дают показатели чистой и условно-чистой продукции.

Чистая продукция характеризует вновь созданную на предприятии стоимость. В нее не входят издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т. п., а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции.

Плановый объем чистой продукции (ПЧ) рассчитывается по формулам:

ПЧ = ПР - ЗМ - ОА, (1.1.6)

ПЧ = ЗП + ПБ, (1.1.7)

где ЗМ -- материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции; ОА -- амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов; ЗП -- заработная плата с начислениями на нее; ПБ -- прибыль от реализации продукции.

Условно-чистая продукция (ПУ) в отличие от чистой содержит амортизацию и рассчитывается по формулам:

, (1.1.8)

. (1.1.9)

Показатели чистой и условно-чистой продукции служат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.

1.2 Методика планирования производственной программы

1.2.1 Технология планирования производственной программы

Производственная программа предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся производственных возможностей.

Производственная программа не только устанавливает объем выпуска конечной продукции, но и является основой для расчета планов производства структурных подразделений предприятия. Задания по выпуску конечной продукции финишным цехам, как правило, устанавливаются на уровне производственной программы предприятия. Объемы производства по цехам планируются исходя из плановой себестоимости одного изделия или по планово-расчетным внутрипроизводственным ценам.

Производственная программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных - по месяцам.

Разработка производственной программы является наиболее сложным процессом, поскольку в нем приходится согласовывать и учитывать огромное число различных факторов. Типовой алгоритм формирования программы представлен на рисунке 1.

Рис. 1 Схема планирования производственной программы.

1.2.2 Анализ выполнения плана производства

Основными задачами анализа выполнения плана в отчетном и предшествующем плановому периодах являются:

– проверка выполнения плана выпуска и реализации продукции по всем стоимостным, натуральным, условно-натуральным и трудовым показателям;

– изучение причин, положительно и отрицательно влияющих на выполнение плановых показателей;

– выявление резервов дальнейшего роста и повышения эффективности производства;

– разработка мероприятий по использованию резервов, выявленных в ходе анализа, и условий увеличения объема выпуска продукции и повышения ее качества;

– установление календарных сроков внедрения отдельных мероприятий, назначение подразделений и должностных лиц, ответственных за их выполнение, а также определение эффективности этих мероприятий.

Анализ объема производства начинается с исследования динамики товарной и валовой продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Анализ выполнения плана по номенклатуре базируется на сравнении фактического и планового выпуска продукции по изделиям. Оценка выполнения плана по ассортименту может осуществляться:

– по способу наименьшего процента (позиция номенклатуры, имеющая наименьший процент выполнения плана);

– по удельному весу в общем перечне наименований продукции, по которой выполнен план производства;

– с помощью среднего процента, который рассчитывается делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый объем выпуска.

При этом должны быть выявлены внутренние и внешние причины невыполнения плана по ассортименту.

Влияние структуры производства на изменение стоимости выпущенной продукции можно оценить с помощью метода средневзвешенной цены. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем - при плановой. Разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в натуральном выражении.

Важное значение при анализе выполнения производственной программы отводится анализу ритмичности производства. Ритмичность характеризует равномерность выпуска продукции, установленную планом производства. Коэффициент ритмичности () рассчитывается по формуле:

, (1.2.2.1)

где - плановый выпуск продукции за i-й период (i=1,2,3,...,n) в натуральном или стоимостном измерении; АЗi - фактический выпуск продукции, зачтенный в выполнение плана; n - длительность расчетного периода (сутки, декада, месяц, квартал, год).

Для оценки ритмичности может также рассчитываться коэффициент аритмичности, как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день, неделю, декаду, месяц и т.д. (без учета знака).

Коэффициент аритмичности - показатель, обратный коэффициенту ритмичности. Чем ритмичнее работает предприятие, тем выше должен быть коэффициент ритмичности и ниже коэффициент аритмичности (в пределах от 0 до 1).

Оценка ритмичности позволяет не только судить о равномерности производства продукции, что является важнейшим условием выполнения плана продаж, но и подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой.

Заканчивается анализ на данном этапе оценкой качества продукции. Она может проводиться по следующей системе показателей:

– обобщающие показатели (удельный вес новой продукции в общем выпуске, удельный вес сертифицированной продукции, удельный вес конкурентоспособной продукции);

– единичные и комплексные показатели, характеризующие свойства продукции (полезность, надежность, технологичность, эстетичность);

– косвенные показатели (потери от брака, штрафы и пени за некачественную продукцию, затраты на устранение рекламаций).

В процессе анализа необходимо изучить динамику перечисленных показателей, оценить выполнение плана по их уровню, выявить причины их изменения и влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия (выпуск товарной продукции, выручку от реализации продукции и прибыль).

Влияние качества продукции на стоимостные показатели предприятия - выпуск товарной продукции (), выручку от реализации продукции () и прибыль () определяется по следующим формулам:

; (1.2.2.2)

; (1.2.2.3)

, (1.2.2.4)

где Ц0i, Ц1i - соответственно цена i-го изделия до и после изменения качества; C0i, C1i - себестоимость единицы i-го изделия до и после изменения качества; АКi - количество выпущенной i-й продукции повышенного качества в натуральном выражении; АРi - количество реализованной i-й продукции повышенного качества; n - количество наименований изделий.

При изменении сортового состава продукции расчет влияния ведется по приведенным выше формулам, лишь используются средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость.

Всесторонний анализ выполнения плана производства продукции позволяет выявить резервы роста объемов производства и наметить мероприятия по их реализации, которые могут быть сгруппированы в следующие разделы:

– создание, освоение новой и повышение качества выпускаемой продукции;

– внедрение прогрессивной технологии, механизация и автоматизация труда;

– капитальный ремонт и модернизация основных фондов;

– мероприятия по экономии сырья, материалов, топлива и энергии;

Информация о работе Планирование производственной программы