Производственная программа предприятия. Методология планирования и оптимизации

Автор: v************@inbox.ru, 25 Ноября 2011 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, производственная программа промышленного предприятия определяет возможный объем производства и продаж продукции в плановом периоде, соответствующей по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям потребителей.
Из вышеизложенного можно сказать об актуальности темы курсовой работы, что для эффективной деятельности промышленного предприятия является неотъемлемой частью производственная программа предприятия.
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть производственную программу промышленного предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Производственная программа предприятия………………………….5
1.1. Сущность, структура и показатели производственной программы…………………………………………………………………………5
1.2. Взаимосвязь производственной программы с другими планами предприятия……………………………………………………………………...11

Глава 2. Методология планирования и оптимизации…………………………15
2.1. Методика планирования производственной программы………….15
2.2. Методы оптимизации производственной программы……………..23

Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Яковлев.docx

— 107.39 Кб (Скачать)

     1) устанавливаются ключевые факторы  среды, влияющие на планируемые  результаты деятельности предприятия.  В качестве критериев для отбора  показателей используются как  масштабы возможного воздействия  на производство, так и вероятность  возникновения самого процесса;

     2) составляется нормативный план, исходящий из наиболее вероятного  допущения комплексного воздействия  системы производственных факторов  на планируемый результат. Он  становится главным компонентом  разработки комплексного всеобъемлющего  плана производственной деятельности  всей организации;

     3) отбирается для каждого продукта  несколько определяющих или основных  допущений, отличных от наиболее  вероятной ситуации, и составляется  автономный план, который не входит  в комплексный. Ситуационный план не разрабатывается в деталях, он предписывает, что должен делать каждый исполнитель в той или иной ситуации и каких последствий можно ожидать при их наступлении;

     4) определяется ситуация перехода  к данному плану в процессе  текущей производственной деятельности, уточняется точка или момент  переключения с нормального плана  действий на ситуационный, предусмотренный при возникновении непредвиденных обстоятельств.

     Разработка  производственной программы осуществляется в три этапа:

     1) составление годового производственного  плана для всего предприятия;

     2) определение или уточнение на  основе производственной программы  приоритетных целей на плановый  период;

     3) распределение годового плана  производства по отдельным структурным  подразделениям предприятия или  исполнителям.

     В зависимости от таких факторов, как  форма собственности и уровень  управления, размеры и структуры  предприятия, место возникновения  и выполнения плановой стратегии  и других, могут применяться три  основных схемы планирования производственной программы: "снизу вверх", или  децентрализованно, "сверху вниз", или централизованно, и во взаимодействии, или интерактивно. Планирование снизу вверх означает, что производственный план составляется на нижнем уровне управления, и подразделениях и ценах предприятия. При планировании сверху вниз планы разрабатываются на уровне корпорации в целом и служат для хозяйственных подразделений основой оперативного планирования. Интерактивное планирование предусматривает тесное взаимодействие между высшим руководством фирмы, плановым отделом и всеми оперативными подразделениями и функциональными службами.

     Основными задачами анализа выполнения плана  в отчетном и предшествующему плановому периоду являются:

  • проверка выполнения плана выпуска и реализации продукции по всем стоимостным, натуральным и, условно-натуральным и стоимостным показателям;
  • изучение причин положительно и отрицательно влияющих на выполнение плановых показателей;
  • выявление резервов дальнейшего роста и повышение эффективности производства;
  • разработка мероприятий по использованию резервов, выявленных в ходе анализа, и условий увеличения объема выпуска продукции и повышение ее качества;
  • установление календарных сроков внедрения отдельных мероприятий,
  • назначение подразделений и должностных лиц, ответственных за их выполнение, а также определение эффективности этих мероприятий.

     Анализ  объема производства начинается с исследование динамики товарной и валовой продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Анализ плана  по номенклатуре базируется на сравнении  фактического и планового объема продукции по изделиям. Особое внимание должно уделяться продукции, включенной в государственный заказ. Оценка выполнения плана по ассортименту может осуществляться:

  • по способу наименьшего процента (позиция номенклатуры, имеющая наименьший процент выполнения плана);
  • по удельному проценту в общем перечне наименований продукции, по которому выполнен план производства,
  • с помощью среднего процента, который рассчитывается делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый объем выпуска (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная производственной программой, в выполнение плана по ассортименту не засчитывается).

     При этом должны быть выявлены внутренние и внешние причины невыполнение плана по ассортименту.

     Неравномерность выполнения плана по отдельным номенклатурным показателям приводит к изменению  структуры производственной программы, то есть соотношение отдельных видов  продукции в их выпуске. Изменение  структуры производства оказывает  большое влияние на все экономические  показатели: объем выпуска в стоимостном  измерении, материалоемкость, себестоимость  продукции, прибыль, рентабельность и  другое.

     Влияние структуры производства на изменение  стоимости выпущенной продукции  можно оценить с помощью метода средневзвешенной цены. Для этого  сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре  продукции, а затем - при плановой. Разность между ними умножается на фактический объем продукции в натуральном выражении, или взять разность между уровнями выполнения плана производства продукции в стоимостном и натуральном выражении и умножить ее на запланированный выпуск товарной продукции в стоимостном выражение.

     Важное  значение, при анализе производственной программы, отводится анализу ритмичности производства. Ритмичность характеризует равномерность выпуска продукции, установленную планом производства. Для измерения ритмичности выпуска продукции используется коэффициент ритмичности, определяемый делением суммы фактически выпущенной продукции, которая засчитывается в выполнение плана, на плановый выпуск продукции за анализируемый промежуток времени. При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается фактический выпуск продукции, но не превышающий уровень плана. 

     Кр = ∑ Азi / ∑ Апi (1.7.)

     где Кр-коэффициент ритмичности;

     Азi– фактический выпуск продукции, зачтённый в выполнение плана;

     Апi – плановый выпуск продукции за i-й период в натуральном или стоимостном выражении.

     Для оценки ритмичности может также  рассчитываться коэффициент аритмичности как сумма положительных и  отрицательных отклонений в выпуске  продукции от плана за каждый день, неделю, декаду, месяц (без учета  знака).

     Коэффициент аритмичности - показатель, обратный коэффициенту ритмичности. Чем ритмичнее работает предприятие, тем выше должен быть коэффициент ритмичности и меньше коэффициент аритмичности (в пределах от 0 до 1).

     Оценка  ритмичности позволяет не только судить о равномерности производства продукции, что является важнейшим  условием выполнения плана продаж, но и подсчитать упущенные возможности  предприятия по выпуску продукции  в связи с неритмичной работой.

     Резервы роста объемов производства на основе повышения ритмичности можно  рассчитать разными методами. Наиболее простой - как разность между плановым (∑Апi) и зачтенным (∑Азi) выпуском продукции за анализируемый период, или разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства в анализируемом периоде.

     Заканчивается анализ на данном этапе оценкой качества продукции. Она может проводиться  по следующей системе показателей:

  • обобщающие показатели (удельный вес новой сертифицированной продукции в общем выпуске, удельный вес конкурентоспособной продукции);
  • единичные и комплексные показатели, характеризующие свойства продукции (полезность, надежность, технологичность);
  • косвенные показатели (потери от брака, штрафы и пени за некачественную продукцию, затраты на устранение рекламаций

     В процессе анализа необходимо изучить  динамику этих показателей, оценить  выполнение плана по их уровню, выявить  причины их изменения и влияние  качества продукции на стоимостные  показатели работы предприятия (выпуск товарной продукции, выручка от реализации продукции и прибыль).

     Для обобщенной оценки качества продукции  применяются различные методы. Наиболее часто используются следующие.

     Балльный  метод, сущность которого состоит в расчете средневзвешенного балла качества продукции. Процент выполнения плана по качеству определяется путем сравнения фактического и планового его уровня.

     По  продукции, качество которой определяется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства; средний  коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

     Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

     а) отношением количества продукции первого  сорта к общему выпуску;

     б) отношением стоимости продукции  всех сортов к этому же объему продукции  по цене первого сорта: 

     Ксорт= ∑ (Аi* Цi) /(А * Ц1с) (1.8.) 

     где Аi – товарная продукция i- го сорта в натуральном выражении;

     Цi – цена единицы продукции;

     Ц1с– цена единицы продукции первого сорта.

     Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному  весу аттестованной (сертифицированной  продукции), удельному весу забракованной  и зарекламированной продукции.

     Всесторонний  анализ выполнения плана производства продукции позволяет выявить  резервы роста объемов роста  производства и наметить мероприятия по их реализации, которые могут быть сгруппированы в следующие разделы:

  • создание, освоение новой и повышение качества выпускаемой продукции;
  • капитальный ремонт и модернизация основных фондов;
  • внедрение прогрессивной технологии, механизация и автоматизация труда;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • технико-экономические уровни выпускаемой продукции и производства;
  • технико-экономические результаты внедрения мероприятий.
 

     2.2. Методы оптимизации  производственной  программы

     Для различных целей и на различных  стадиях разработки и корректировки  производственной программы могут  быть использованы модели оптимизации  различного типа: оптимизационные, детерминированные, имитационные, матричные, статистические, графические.

     На  практике самое широкое и эффективное  применение получили оптимизационные  модели, позволяющие выявить максимум (или минимум) критерия оптимизации  производственной программы при  четко за данных ограничениях. Эта модель имеет вид:

     

     Основной  целью применения такой модели является всестороннее обоснование и правильный выбор критерия оптимизации. Чаще всего  критерием оптимизации производственной программы могут быть следующие  показатели: максимум выпуска продукции, максимум получения прибыли, максимум использования производственной мощности.

     Критерием оптимизации производственной программы  для цехов, участков могут быть показатели: минимум простоев оборудования, минимум  брака, минимум отходов и т.д.

     Если  в систему вводят ограничение  использования ресурса, и его  потребление лимитировано, то используют формулу:  

        

       На стадии перспективного и  среднесрочного прогнозирования  производственной программы применяются  статистические модели и модели  детерминированного моделирования. 

     Детерминированные модели применяются в виде набора количественно измеряемых факторов, влияющих на результативный показатель.

     Детерминированные модели могут быть двух видов: аддитивные и мультипликативные.

Информация о работе Производственная программа предприятия. Методология планирования и оптимизации