Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:50, курс лекций
Цена в современной экономике.
Классификация цен.
Ценовая политика фирмы и выбор ценовой стратегии.
Методы ценообразования.
Рыночная конъюнктура и ее влияние на ценообразование. Ценообразование на рынках различных типов.
Особенности формирования цен в современной Российской практике.
Вопросы:
1.1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования
1.2. Задачи ценообразования
1.3. Функции цен
1.4. Процесс ценообразования. Ценообразующие факторы
1.5. Цели ценовой политики и принципы ценообразования
1.6. Информация, необходимая при принятии управленческих решений о ценах
1.1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования
Цена и ценообразование – центральные элементы рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.
В понятие цена в рыночной экономике представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретенный товар.
Основные понятия, связанные с понятием цена: потребность, спрос, запросы, предложения и др.
Цена является рыночной характеристикой товара; в ней в равной степени отражаются интересы всех участников процесса товарообмена – производителей и потребителей.
Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяют две полярные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное, командное) ценообразование.
В условиях централизованного
Процесс формирования цен в условиях
рынка происходит в сфере реализации
продукции. Принципиальное отличие
рыночного ценообразования
Цены играют важную роль и в предпринимательской деятельности каждого предприятия, так как от их уровня зависят конечные результаты деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразность производства товара и оказания услуги, расчета издержек производства, определение объемов инвестиций.
1.2. Задачи ценообразования
Основными принято считать следующие задачи ценообразования:
1. Покрытие затрат на
2. Учет взаимозаменяемости
3. Решение социальных вопросов
– во всех странах проявляется
главным образом в
4. Реализация экологической политики – является разрешение с помощью цен проблемы улучшения переработки сырья, переработки и утилизации отходов и продуктов их переработки;
5. Решение внешнеполитических вопросов – основным рычагом является поставка по льготным или покупка по завышенным ценам продукции для стран, в отношении которых проводится политика благоприятствования.
Первые две задачи решались на ранних этапах развития рынка, особенностью которого являлись горизонтальные связи между производителями, посредниками и потребителями.
Схема раннего этапа развития рынка
В этих условиях цена является исключительной функцией рынка.
Задачи с 3-5 возникли на современном этапе ценообразования, их особенно важно решать по мере перехода от рынка неразвитого, стихийного к рынку регулируемому. В условиях развитого рынка сбалансированность экономики достигается не столько с помощью стихийного регулятора, сколько путем проведения государственной политики, призванной выражать общенациональные интересы.
В этих условиях цена является функцией и рынка и государства.
1.3. Функции цен
Функция цены – это ее роль в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности. Выделяют 5 основных функций цены:
1. Учетная функция – связана с сущностью цены как денежного эквивалента товара. В цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и прочего на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара. В условиях рыночной экономики соотношение цены и издержек производства может существенно отличаться, т.к. окончательное признание ценности товара происходит на рынке.
2. Стимулирующая функция – заключается в воздействии на производство и потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции, т.к. в них заложен определенный уровень прибыли. Посредством цен можно поощрять инвестиции, внедрение научно-технических нововведений, изменять структуру производства и потребления, улучшать качество продукции.
3. Распределительная функция – связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. Речь идет о распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, регионами, группами населения. В случае, когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций в экономике, допускается введение государственного регулирования цен, в крайних случаях – прямое установление цен государственными органами.
4. Функция балансирования спроса и предложения. Посредством цен в экономике осуществляется взаимосвязь между спросом и предложением и, следовательно, между производством и потреблением.
5. Функция цены как инструмента рационального размещения производства – значение ее возрастет по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен в отраслях экономики способствует переливу капитала из одной отрасли в другую.
1.4. Процесс
ценообразования.
Этапы процесса ценообразования:
1. Выявление факторов внешней среды, влияющих на уровень цен;
2. Постановка целей ценообразования;
3. Выбор метода ценообразования;
4. Формирование ценовой стратегии предприятия;
5. Разработка тактики ценообразования;
6. Установление первоначальной цены на товар и услугу;
7. Рыночная корректировка цены;
8. Страхование цены от неблагоприятных внешних воздействий.
Необходимо учитывать, что на любом из этапов под сильным воздействием определенных факторов цена может быть скорректирована.
Ценообразующие факторы
– многообразие условий, в которых
формируются структура и
решения о ценах
Краткая характеристика каждого из факторов:
1. Потребители. От них во многом зависит деятельность предприятий в области ценообразования. Для того, чтобы правильно оценивать предпочтения покупателей, необходимо обладать определенными знаниями об общих закономерностях и особенностях поведения покупателей на рынке.
Аспекты поведения покупателей:
а) психологические – потребности, мотивации при выборе товара и услуги, способы потребления, отношения к товарам и услугам, а также новшествам, чувствительность потребителя к ценам и качеству товаров и услуг;
б) экономические – покупательская способность, бюджетные ограничения и их связь с потребительскими предпочтениями.
2. Рыночная среда. Она формируется под влиянием большого количества экономических, политических и др. факторов. Обычно выделяют четыре основные модели рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. С точки зрения ценообразования основной отличительной чертой этих рынков является степень влияния предприятия на установление рыночной цены. Максимальное влияние может быть оказано в условиях монополии, минимальное – на рынке совершенной конкуренции.
3. Участники каналов товародвижения. Товародвижение – это процесс, в ходе которого обеспечивается доставка товаров конечному потребителю. Существуют три основных вида каналов товародвижения:
а) прямые каналы – товары и услуги доставляются конечному потребителю без участия посредников;
б) косвенные каналы - товары и услуги доставляются конечному потребителю с помощью одного или нескольких посредников;
в) смешанные каналы – имеют особенности первых двух видов каналов.
4. Государство. Выделяют три степени влияния государства на ценообразование:
а) Фиксация цен:
- использование цен
- установление монопольных (
- замораживание цен - используется
в случае возникновения
б) Установление предельного уровня цен (верхнего или нижнего лимита цен) – означает введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, использование предельных надбавок, регламентацию основных параметров формирования цен, установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги гос.предприятий.
в) Регулирование системы
- запрет на демпинг – запрет
на продажу товаров ниже
- запрет на недобросовестную
ценовую рекламу – подобная
реклама создает у
- запрет на вертикальное
- запрет на горизонтальное
1.5. Цели ценовой
политики и принципы
Ценовая политика представляет собой общие цели предприятия, которых оно пытается достичь, формируя цены на свою продукцию. Ценовая политика соответствует краткосрочному периоду существования предприятия. Чем яснее у предприятия представление о целях, тем легче ему устанавливать цены на свою продукцию.
Цели ценообразования:
1. Обеспечение выживаемости
2. Завоевание лидерства по
3. Завоевание лидерства по
4. проведение политики «снятие сливок», или «сбора урожая»;
5. Краткосрочное увеличение
6. Принципы максимизации текущей прибыли.
Принципы ценообразования:
1. Научная обоснованность цен – речь идет о необходимости учета при ценообразовании объективных экономических законов;
2. Принцип целевой
3. Принцип непрерывности
4. Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен – проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования.