Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 23:08, курс лекций
Курс лекций для заочников
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
ДЛЯ ЗАОЧНИКОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
МЕНЕДЖМЕНТ
Роль,
значение и история
возникновение менеджмента.
Менеджмент - это совокупность методов и приемов, подходов и способов по управлению людьми т коллективами с целью достижения намеченных целей.
Основной вклад в науку
1. Классическая школа (Тейлор – основоположник школы). Суть – во главу угла ставились организационно-технические вопросы повышения эффективности производства. Основным достижением Тейлора является тот факт, что менеджмент стал рассматриваться как наука.
Основным принципом
Тейлор впервые разработал систему нормирования труда, ввел понятие подбор и расстановку кадров.
2. Административная школа (Файоль). Он впервые разбил процесс управления на 5 этапов:
1) планирование, 2) организация, 3) подбор и расстановка кадров, 4) мотивация (руководство), 5) контроль.
На
базе этой школы впервые было сформировано
понятие организационной
3. Школа человеческих отношений Мейо оказала большое влияние и явилась противовесом всему прошлому развитию западного менеджмента.
Мейо сделал акцент на то, что группа рабочих – это конкретная социальная среда, в которой присутствует своя собственная система контроля. А путем воздействия на данную социальную систему можно значительно повысить производительность труда рабочих.
Методы и принципы менеджмента
Методы:
1.
Организационно-
Методы основываются на 3 способах воздействия:
Наиболее оптимальный метод управления – это сочетание 1 и 2, т.к. экономические методы характеризуются системой экономических стимулов и рычагов (премии, штрафы, ЗП).
Принципы:
1.1 принцип преемственности (все руководящие документы должны
относиться и касаться всех работников государства)
1.2
принцип системности (
1.3 принцип многофункциональности
1.4 принцип интеграции
1.5
принцип ориентации на
2.1.
принцип научной
2.2.
принцип научной
2.3.
принцип научной
Менеджмент. Функции, задачи менеджмента
Менеджмент – междисциплинарная отрасль знаний, сочетающая в себе достижения экономических, социологических, психологических, правовых и других дисциплин, использующая опыт управленческого искусства. Он также включает теорию и практику управления, гибкое и активное применение которых обеспечивает успех.
Менеджерская деятельность связана с анализом и диагностирование ситуаций, определением главных задач, основных противоречий и доминирующих тенденций; выдвижением управленческих альтернативных вариантов действий, оценкой каждой альтернативы, определением наиболее соответствующих требованиям действий; разработкой конкретного курса( программы действий), который будет эффективен с точки зрения перевода данной управленческой ситуации в более благополучную.
Функции менеджмента
Основные
функции менеджмента
Основные функции:
1.
Целепологание – основная
2.
Стратегопологание –
3.
Планирование – это функция,
которая представляет виды
4.
Регулирование - вид деятельности
по поддержанию режимов
5.
Организация – вид действий
по упорядочению совместной
6.
Координации преимущественно
7.
Мотивация – побуждение людей
к деятельности через
8.
Стимулирование – функция,
9.
Корпоративность – включает
10. Контроль – объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), анализом информации о процессах и результатах деятельности ПХС, диагностикой и оценкой процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.
11. Оценка – ключевая функция, которая предшествует, сопутствует и завершает любой процесс управления.
Организации и менеджеры
Организации
– это группа людей, деятельность которых
сознательно координируется для решения
общих задач и соответствует следующим
требованиям: наличие двух и более людей
и общей цели.
Организации бывают формальные (определение см. выше) и неформальные (группы, которые возникают случайно)
Организации используют два основных вида ресурсов: 1) человеческие ресурсы – труд, 2) капитал (финансовые ресурсы)
Зависимость от «внешней среды» (экономических условий, потребителей, законодательства, конкурентов и т.п.) оказывает влияние на все, что происходит внутри организации.
В организации существует горизонтальное (производство, маркетинг, финансы) и вертикальные (от вышестоящего до нижестоящего руководителя) разделения труда.
Горизонтальное разделение обычно достигается за счет образования подразделений, т.е. отделов служб.
Сложные организации, состоят из нескольких подразделений, многочисленных неформальных групп.
Вертикальное разделение определяет работу по координированию действий других людей и представляет сущность управления. Эффективность управления достигается путем определения обязанностей и ответственности руководителей.
Пример:
В небольшом магазине директор может
управлять делом, совершать закупки товаров,
подменять продавца. По мере роста организации
работа по управлению должна быть четко
отделена от другой деятельности.
Менеджеры
Менеджеры – это профессиональный управляющий на предприятии. Менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей организационных подразделений. Причем личность менеджера может влиять на характер управления.
Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.
Иерархия уровней управления:
Предприниматель – человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или разработки новых идей, продукции услуг, предлагаемых обществу.
Менеджеры отличаются от предпринимателей тем, что хорошие менеджеры способны увидеть суть проблем организации, принять решения и подчиняться власти, а предприниматель по своему характеру часто не желает подчиняться власти, склонен к риску, проявляет неспособность работать под руководством. Следовательно, далеко не каждый выдающийся предприниматель становится хорошим менеджером.
Руководителем
на всех уровнях должны активно искать
возможность совершенствования работы
повышения работы повышения эффективности
своей организации.
Внутренняя
среда организации.
Внутренние ситуационные факторы в организации образуют ее внутреннюю среду. К числу таких факторов относят цели, структуры, задачи, технологии и людей, работающих в организации.
Цель: Для современных организаций характерно разнообразие целей: получение прибыли при ограничении затрат(коммерческие организации), контроль над затратами, качество выпускаемых изделий(государственное преприятия).
Структура: Организации состоят из нескольких уровней управления и подразделений. Структура должна согласовываться с уровнями управления и функциональными областями в такой форме, которая позволяет эффективно достигать целей организации. Во всех организациях, за исключением, самых малых, существует горизонтальное разделение труда, вертикальное разделение труда.