Курс лекций по "Ценообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:50, курс лекций

Описание работы

Цена в современной экономике.
Классификация цен.
Ценовая политика фирмы и выбор ценовой стратегии.
Методы ценообразования.
Рыночная конъюнктура и ее влияние на ценообразование. Ценообразование на рынках различных типов.
Особенности формирования цен в современной Российской практике.

Работа содержит 1 файл

Лекции по ценообразованию.doc

— 519.00 Кб (Скачать)

Затем рассчитывают цену нового изделия (Цн):

Цн = Цуд * Пн

Пн – значение основного  параметра нового изделия в соответствующих  единицах измерения.

2) Балловый метод – на основе экспертных оценок значимости параметров изделия для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, которые затем суммируются, что в результате дает оценку технико-экономического уровня продукции. Достоинство – возможность учета таких показателей, как надежность, качество и внешний вид изделия, т.е. возможность учета характеристик продукции, которые не имеют количественного выражения и объективная оценка которых зависит от представлений и мнения многих потребителей (экспертов).

При использовании данного  сначала определяют цену одного балла (Цу):

Ц' = Цб : (Ббi * Vi)

Цб – цена базового изделия,

Ббi – балловая оценка i–го параметра базового изделия,

Vi – весомость параметра.

Затем рассчитывают цену нового изделия:

Цн = (Бнi * Vi) Ц'

Бнi – балловая оценка i-го параметра нового изделия.

3) Агрегатный метод – суммируется стоимость конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли. Метод применяется при определении цен товаров, которые состоят из сочетания отдельных элементов, деталей, узлов, а также товаров, которые продаются вместе. Достоинство – простота расчетов, в случае когда предприятие ведет учет издержек на производство каждого изделия или элемента. Недостаток – возможность перенесения ошибки исчисления себестоимости изделия на цену всего товара.

4) Метод регрессивного анализа – применяется для определения зависимости изменения цены (Ц) от изменения технико-экономических параметров продукции, относящихся к данному ряду, от построения и выравнивания ценностных отношений.

Ц = f (х1, х2, …, хn), где

f – функция,

х1, х2, …, хn – параметры изделия.

V. Установление цен на товары-новинки

Как правило, предприятия  стараются установить на товары-новинки  максимальную цену, пользуясь тем, что  на рынке на этот момент нет аналогичных товаров или товаров-заменителей.

Виды цен, устанавливаемых  на товары-новинки:

а) цена «снятие сливок»;

б) «психологическая цена»;

в) цена проникновения  на рынок;

г) цена следования за лидером;

д) престижная цена;

е) цена с ориентацией на возмещение издержек производства.

Цена с ориентацией  на возмещение издержек производства устанавливается в строгом соответствии с издержками производства продукции  и средней нормой прибыли на рынке  и в отрасли. Фактически это затратный метод ценообразования (метод «средние издержки + прибыль»).

Формула для расчета  единицы продукции (Ц):

Ц = И (1 + R : 100%)

И – издержки производства продукции (сумма F и V, затрат на реализацию продукции);

R – рентабельность продукции, %.

Рентабельность можно рассчитать по норме прибыли на вложенный капитал так:

R = A * B : Q * TС

А – норма прибыли  на вложенный капитал;

В – итог актива баланса;

Q - количество единиц реализуемой продукции;

ТС – полные затраты  на единицу продукции.

При методе предельных издержек используется формула

R = (B * FC) : (Q * AVC)

FC – сумма постоянных затрат;

AVC – переменные затраты на единицу продукции.

Выбор одного из перечисленных  выше методов определения цены зависит  от ряда факторов:

  • скорости внедрения товара на рынок;
  • положения предприятия в отрасли;
  • периода окупаемости капитальных вложений;
  • доли рынка сбыта, принадлежащей данному предприятию;
  • конъюнктуры рынка;
  • степени новизны товара, наличия товаров-заменителей.

VI. Установление цен на товары, стабильно реализуемые на рынке

Виды цен, устанавливаемых  на товары, стабильно реализуемые  на рынке относительно продолжительное  время:

  • скользящая цена;
  • долговременная цена;
  • гибкая цена;
  • цена потребительского сегмента;
  • преимущественная цена;
  • цена, устанавливаемая ниже общего уровня цен на рынке;
  • цена на изделия, снятые с производства.

 

4.3. Скидки и  надбавки к ценам

Общая, или  простая, скидка – представляет собой скидку с прейскурантной или справочной цены. При оплате покупки наличными покупатель получает скидку – сконто. Сконто – скидка с базисной цены товара при его предоплате. Например, формулировка «2/10, нетто 30» означает, что платеж должен быть совершен в течение 30 дней, но покупатель заплатит на 2% меньше, если оплатит товар в течение 10 дней.

Бонусная скидка, или скидка за оборот – предоставляется постоянным покупателям в зависимости от достигнутого в течение года или другого периода времени объема продаж.

Прогрессивная скидка – предоставляется покупателям за приобретение определенного количества товаров, т.е. за объем покупки, или за ее периодичность.

Сезонная скидка – предоставляется покупателям за приобретение товаров вне сезона активных продаж.

Товарообменный  зачет (или скидка за возврат старого  ранее купленного у данного предприятия  товара) происходит в счет приобретения у этого же предприятия нового товара.

Экспортная  скидка – предоставляется при продаже товара на экспорт или с целью его последующего вывоза из страны; предоставляется иностранным покупателям сверх скидок, действующих на внутреннем рынке с целью повысить конкурентоспособность товара на внешнем рынке.

Функциональная  скидка (скидка в сфере торговли) – предоставляется службам товародвижения за выполнение определенных функций по продаже товара, его складированию и хранению, а также по ведению учета.

Специальная скидка – предоставляется покупателям, в которых продавец в наибольшей степени заинтересован, а также постоянным покупателям (привилегированная скидка).

Скрытая скидка – дается покупателям в виде оказания бесплатных услуг, предоставления большого количества бесплатных образцов и т.д. такая скидка может предоставляться конфиденциально, на основании устной договоренности и не фиксироваться в контрактах.

Сложная скидка – сочетает в себе одновременно несколько разных скидок; скидка, представляющая собой сумму всех скидок с цены товара, предоставляемых потребителю.

Валютная скидка – предоставляется при оплате товара, услуги в свободно конвертируемой валюте.

Дилерская скидка – предоставляется оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам.

Скидка для  поощрения продаж – мера снижения продажной цены товара, которая гарантируется торговым посредникам, если они берут для реализации новые товары, продвижение которых на рынок требует увеличения расходов на рекламу и услуги торговых агентов.

Скидка на пробные партии и заказы продукции – устанавливается производителем с целью заинтересовать покупателя новым товаром.

Скидка за ускорение  оплаты – мера снижения цены, которая гарантируется покупателям, если они оплатят приобретенную партию товара ранее срока, установленного контрактом.

Скидка за тару – предоставляется при упаковке товара, в момент определения его веса.

Закрытая скидка – предоставляется на продукцию, обращающуюся в замкнутых экономических единицах, например во внутрифирменных поставках или во внутренней торговле международных замкнутых групп предприятий, а также на товары, поставляемые по специальным межправительственным контрактам.

Скидка за регулярность заказов – устанавливается производителем с целью удержания постоянных клиентов.

Оптовая скидка – зависит от величины закупки оптовой партии товара.

Скидка при  встречной продаже – предоставляется поставщиком клиенту, когда клиент приобретает вместе с партией товара часть старого товара. Зачетная скидка является формой скидки с цены, предлагаемой покупателям, чтобы убедить их купить товар.

Торговая скидка – часть розничной цены товара, остающаяся в распоряжении торговых организаций и предприятий для покрытия издержек обращения и образования прибыли.

Рекламная скидка – предоставляется производителем товара розничному торговцу для того, чтобы он мог организовать местную рекламу товара.

Сбытовая скидка – скидка с оптовой цены, предоставляемая снабженческо-сбытовой организации предприятием-поставщиком за выполнение функций по сбыту продукции транзитом с участием в расчетах.

Скидка при комплексной  закупке – снижение цены, которое гарантируется покупателю, если он приобретает данный товар вместе с другим дополняющим товаром этого же предприятия.

Скидка за ненадлежащее качество товара – применяется в случае покупки товара пониженного качества.

Менее распространены наценки, которые могут устанавливаться  за повышенное качество товара, более  удобную и срочную доставку, т.е. за выполнение дополнительных требований покупателя в отношении продаваемого товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА №5: Рыночная конъюнктура и ее влияние на ценообразование. Ценообразование на рынках различных типов

Вопросы:

5.1. Экономическая конъюнктура  и ценообразование

5.2. Показатели, характеризующие  конъюнктуру рынка

5.3. Цены и инфляция

5.4. Ценообразование на  рынках разных типов

5.5. Оценка чувствительности  покупателей к уровню цен

 

5.1. Экономическая  конъюнктура и ценообразование

Конъюнктура – это совокупность условий в их взаимосвязи, сложившаяся обстановка, положение вещей в какой-либо области.

Конъюнктура – совокупность признаков, характеризующих текущее состояние экономики в определенный период.

Она оказывает огромное влияние на процесс формирования цен как в общенациональном масштабе, так и по конкретной продукции  и услугам. При ее изучении учитывают  влияние на нее международных отношений, международной торговли и мировых рынков. В сфере международной торговли национальные цены превращаются в мировые цены.

Виды экономической  конъюнктуры:

а) общая конъюнктура – характеризует состояние мирового хозяйства либо экономики отдельно взятой страны или региона в определенный период.

б) отраслевая конъюнктура – показывает состояние и изменения показателей функционирования отдельно взятой отрасли экономики.

в) конъюнктура товарных рынков – характеризует текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта конкретных товаров.

От конъюнктуры рынка  зависит его функционирование, а  также расширение или сужение, изменение  уровня цен, спроса и предложения.

Нециклические факторы, влияющие на состояние экономической  конъюнктуры:

- постоянно действующие факторы (НТП, концентрация производства и капитала, государственное регулирование экономики, умеренная инфляция, сезонность производства и потребления продукции);

- непостоянно действующие  факторы (стихийные бедствия, политические  потрясения, кризисы, чрезвычайная обстановка, галопирующая инфляция и гиперинфляция).

 

5.2. Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка

Поскольку ценообразование  прямо и непосредственно зависит  от рыночной конъюнктуры, характеристика последней приобретает особое значение.

Показатели, характеризующие  конъюнктуру рынка, делятся на несколько  групп:

Группа 1 – данные о промышленном производстве

1) Валовой внутренний продукт – исчисляется в соответствии с методологией Европейской системы интегрированных расчетов и СНС ООН.

2) Индекс физического объема промышленной продукции – основной показатель динамики выпуска промышленной продукции.

3) Использование производственных мощностей – применяется только в США.

4) Индекс цен производителей (индекс Ласпейреса) – характеризует динамику цен на товары производственного назначения без учета налогов, транспортных расходов, торговых наценок.

5) Расходы на капитальное строительство – используется в США.

6) Заказы на товары длительного пользования и прочие товары – характеризует покупательскую способность.

7) Уровень безработицы – данные о занятости населения и оплате труда показывают изменения объемов промышленного производства.

Группа 2 – показатели внутреннего  товарооборота

1) Розничный товарооборот – объем продажи населению товаров через все каналы реализации.

2) Личные доходы и расходы потребителей – структура денежных доходов и расходов населения, данные о которой публикуются в статистических сборниках.

Информация о работе Курс лекций по "Ценообразованию"