Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:50, курс лекций
Цена в современной экономике.
Классификация цен.
Ценовая политика фирмы и выбор ценовой стратегии.
Методы ценообразования.
Рыночная конъюнктура и ее влияние на ценообразование. Ценообразование на рынках различных типов.
Особенности формирования цен в современной Российской практике.
Затем рассчитывают цену нового изделия (Цн):
Пн – значение основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения.
2) Балловый метод – на основе экспертных оценок значимости параметров изделия для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, которые затем суммируются, что в результате дает оценку технико-экономического уровня продукции. Достоинство – возможность учета таких показателей, как надежность, качество и внешний вид изделия, т.е. возможность учета характеристик продукции, которые не имеют количественного выражения и объективная оценка которых зависит от представлений и мнения многих потребителей (экспертов).
При использовании данного сначала определяют цену одного балла (Цу):
Ц' = Цб : (Ббi * Vi)
Цб – цена базового изделия,
Ббi – балловая оценка i–го параметра базового изделия,
Vi – весомость параметра.
Затем рассчитывают цену нового изделия:
Цн = (Бнi * Vi) Ц'
Бнi – балловая оценка i-го параметра нового изделия.
3) Агрегатный метод – суммируется стоимость конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли. Метод применяется при определении цен товаров, которые состоят из сочетания отдельных элементов, деталей, узлов, а также товаров, которые продаются вместе. Достоинство – простота расчетов, в случае когда предприятие ведет учет издержек на производство каждого изделия или элемента. Недостаток – возможность перенесения ошибки исчисления себестоимости изделия на цену всего товара.
4) Метод регрессивного анализа – применяется для определения зависимости изменения цены (Ц) от изменения технико-экономических параметров продукции, относящихся к данному ряду, от построения и выравнивания ценностных отношений.
Ц = f (х1, х2, …, хn), где
f – функция,
х1, х2, …, хn – параметры изделия.
V. Установление цен на товары-новинки
Как правило, предприятия стараются установить на товары-новинки максимальную цену, пользуясь тем, что на рынке на этот момент нет аналогичных товаров или товаров-заменителей.
Виды цен, устанавливаемых на товары-новинки:
а) цена «снятие сливок»;
б) «психологическая цена»;
в) цена проникновения на рынок;
г) цена следования за лидером;
д) престижная цена;
е) цена с ориентацией на возмещение издержек производства.
Цена с ориентацией
на возмещение издержек производства
устанавливается в строгом
Формула для расчета единицы продукции (Ц):
Ц = И (1 + R : 100%)
И – издержки производства продукции (сумма F и V, затрат на реализацию продукции);
R – рентабельность продукции, %.
Рентабельность можно рассчитать по норме прибыли на вложенный капитал так:
R = A * B : Q * TС
А – норма прибыли на вложенный капитал;
В – итог актива баланса;
Q - количество единиц реализуемой продукции;
ТС – полные затраты на единицу продукции.
При методе предельных издержек используется формула
R = (B * FC) : (Q * AVC)
FC – сумма постоянных затрат;
AVC – переменные затраты на единицу продукции.
Выбор одного из перечисленных выше методов определения цены зависит от ряда факторов:
VI. Установление цен на товары, стабильно реализуемые на рынке
Виды цен, устанавливаемых на товары, стабильно реализуемые на рынке относительно продолжительное время:
4.3. Скидки и надбавки к ценам
Общая, или простая, скидка – представляет собой скидку с прейскурантной или справочной цены. При оплате покупки наличными покупатель получает скидку – сконто. Сконто – скидка с базисной цены товара при его предоплате. Например, формулировка «2/10, нетто 30» означает, что платеж должен быть совершен в течение 30 дней, но покупатель заплатит на 2% меньше, если оплатит товар в течение 10 дней.
Бонусная скидка, или скидка за оборот – предоставляется постоянным покупателям в зависимости от достигнутого в течение года или другого периода времени объема продаж.
Прогрессивная скидка – предоставляется покупателям за приобретение определенного количества товаров, т.е. за объем покупки, или за ее периодичность.
Сезонная скидка – предоставляется покупателям за приобретение товаров вне сезона активных продаж.
Товарообменный зачет (или скидка за возврат старого ранее купленного у данного предприятия товара) происходит в счет приобретения у этого же предприятия нового товара.
Экспортная скидка – предоставляется при продаже товара на экспорт или с целью его последующего вывоза из страны; предоставляется иностранным покупателям сверх скидок, действующих на внутреннем рынке с целью повысить конкурентоспособность товара на внешнем рынке.
Функциональная скидка (скидка в сфере торговли) – предоставляется службам товародвижения за выполнение определенных функций по продаже товара, его складированию и хранению, а также по ведению учета.
Специальная скидка – предоставляется покупателям, в которых продавец в наибольшей степени заинтересован, а также постоянным покупателям (привилегированная скидка).
Сложная скидка – сочетает в себе одновременно несколько разных скидок; скидка, представляющая собой сумму всех скидок с цены товара, предоставляемых потребителю.
Валютная скидка – предоставляется при оплате товара, услуги в свободно конвертируемой валюте.
Дилерская скидка – предоставляется оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам.
Скидка для поощрения продаж – мера снижения продажной цены товара, которая гарантируется торговым посредникам, если они берут для реализации новые товары, продвижение которых на рынок требует увеличения расходов на рекламу и услуги торговых агентов.
Скидка на пробные партии и заказы продукции – устанавливается производителем с целью заинтересовать покупателя новым товаром.
Скидка за ускорение оплаты – мера снижения цены, которая гарантируется покупателям, если они оплатят приобретенную партию товара ранее срока, установленного контрактом.
Скидка за тару – предоставляется при упаковке товара, в момент определения его веса.
Закрытая скидка – предоставляется на продукцию, обращающуюся в замкнутых экономических единицах, например во внутрифирменных поставках или во внутренней торговле международных замкнутых групп предприятий, а также на товары, поставляемые по специальным межправительственным контрактам.
Скидка за регулярность заказов – устанавливается производителем с целью удержания постоянных клиентов.
Оптовая скидка – зависит от величины закупки оптовой партии товара.
Скидка при встречной продаже – предоставляется поставщиком клиенту, когда клиент приобретает вместе с партией товара часть старого товара. Зачетная скидка является формой скидки с цены, предлагаемой покупателям, чтобы убедить их купить товар.
Торговая скидка – часть розничной цены товара, остающаяся в распоряжении торговых организаций и предприятий для покрытия издержек обращения и образования прибыли.
Рекламная скидка – предоставляется производителем товара розничному торговцу для того, чтобы он мог организовать местную рекламу товара.
Сбытовая скидка – скидка с оптовой цены, предоставляемая снабженческо-сбытовой организации предприятием-поставщиком за выполнение функций по сбыту продукции транзитом с участием в расчетах.
Скидка при комплексной закупке – снижение цены, которое гарантируется покупателю, если он приобретает данный товар вместе с другим дополняющим товаром этого же предприятия.
Скидка за ненадлежащее качество товара – применяется в случае покупки товара пониженного качества.
Менее распространены наценки, которые могут устанавливаться за повышенное качество товара, более удобную и срочную доставку, т.е. за выполнение дополнительных требований покупателя в отношении продаваемого товара.
Вопросы:
5.1. Экономическая конъюнктура и ценообразование
5.2. Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка
5.3. Цены и инфляция
5.4. Ценообразование на рынках разных типов
5.5. Оценка чувствительности покупателей к уровню цен
5.1. Экономическая конъюнктура и ценообразование
Конъюнктура – это совокупность условий в их взаимосвязи, сложившаяся обстановка, положение вещей в какой-либо области.
Конъюнктура – совокупность признаков, характеризующих текущее состояние экономики в определенный период.
Она оказывает огромное влияние на процесс формирования цен как в общенациональном масштабе, так и по конкретной продукции и услугам. При ее изучении учитывают влияние на нее международных отношений, международной торговли и мировых рынков. В сфере международной торговли национальные цены превращаются в мировые цены.
Виды экономической конъюнктуры:
а) общая конъюнктура – характеризует состояние мирового хозяйства либо экономики отдельно взятой страны или региона в определенный период.
б) отраслевая конъюнктура – показывает состояние и изменения показателей функционирования отдельно взятой отрасли экономики.
в) конъюнктура товарных рынков – характеризует текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта конкретных товаров.
От конъюнктуры рынка зависит его функционирование, а также расширение или сужение, изменение уровня цен, спроса и предложения.
Нециклические факторы, влияющие на состояние экономической конъюнктуры:
- постоянно действующие факторы (НТП, концентрация производства и капитала, государственное регулирование экономики, умеренная инфляция, сезонность производства и потребления продукции);
- непостоянно действующие факторы (стихийные бедствия, политические потрясения, кризисы, чрезвычайная обстановка, галопирующая инфляция и гиперинфляция).
5.2. Показатели,
характеризующие конъюнктуру
Поскольку ценообразование
прямо и непосредственно
Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка, делятся на несколько групп:
1) Валовой внутренний продукт – исчисляется в соответствии с методологией Европейской системы интегрированных расчетов и СНС ООН.
2) Индекс физического объема промышленной продукции – основной показатель динамики выпуска промышленной продукции.
3) Использование производственных мощностей – применяется только в США.
4) Индекс цен производителей (индекс Ласпейреса) – характеризует динамику цен на товары производственного назначения без учета налогов, транспортных расходов, торговых наценок.
5) Расходы на капитальное строительство – используется в США.
6) Заказы на товары длительного пользования и прочие товары – характеризует покупательскую способность.
7) Уровень безработицы – данные о занятости населения и оплате труда показывают изменения объемов промышленного производства.
1) Розничный товарооборот – объем продажи населению товаров через все каналы реализации.
2) Личные доходы и расходы потребителей – структура денежных доходов и расходов населения, данные о которой публикуются в статистических сборниках.