Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 01:22, реферат
Политик призван объединять вокруг себя население, служить для него определенной фигурой защиты. Лидеры нации высоко оцениваются тогда, когда они не только могут увидеть будущее, но и способны увлечь население именно туда. Иногда их рассматривают как своего рода "фантазеров", которые вырабатывают идеи, а задачей окружения становится как раз воплощение этих идей на реальной почве. Особо важна роль лидера в кризисные периоды.
Мы привыкли воспринимать политика только на фоне его политических действий, оттуда мы пытаемся черпать материал для его оценок, его признания или непризнания. Отсюда следует необходимость получения выверенных реакций от населения на те или иные действия лидера.
Мы подробно рассматривали выше, что лидер окружает себя знаками, которые также передают необходимое сообщение. Лидер также окружает себя людьми, которые, как и он, служат генераторами подобных сообщений. И первое место среди них занимает семья.
Стандартным советским и частично постсоветским подходом является вычеркивание из общественного внимания личной жизни. Это, вероятно, является ошибкой, поскольку одновременно резко сужаются возможности использования эмоциональной коммуникации, которая, как известно, наиболее успешно действует на аудиторию.
Однако роль жены в рамках
западного политического
Во-первых, они достаточно активно руководят избирательным процессом, как это было в случае Хиллари Клинтон и Бернадетт Ширак.
Во-вторых, часто жены политических лидеров пытаются компенсировать недостатки своих мужей в сфере общения с нужными людьми.
Жены политиков предоставляют своим мужьям дополнительные каналы воздействия, благодаря им нужные сообщения проникают в ту среду, которая не поддается официальной политической коммуникации. Они делают образ политика более человечным, решая от его имени те или иные проблемы, которые при всей их важности в ряде случаев могут быть не к лицу политику высокого ранга. С другой стороны, они активно используют эмоциональный канал политики, что недавно подтвердила реакция на смерть леди Дианы. Множество людей восприняло эту смерть на очень личностном уровне, что говорит о недостатке эмоциональной информации. Продолжающаяся рационализация нашего мира, как оказалось, не смогла окончательно "вытравить" эмоциональный компонент из душ людей. Он присутствует на уровне семьи, но он же требуется и на уровне страны и мира.22
Семья выполняет как функции коммуникативные (когда семья используется как канал коммуникации), так и функции символические (когда семья становится рядом с президентом, воспринимаемым как отец нации), плюс к этому и чисто житейские функции.
В контекст первого лица попадут также его биография, его хобби, домашние животные. Отдельную главу могут составить даже собаки.
Образ первого лица становится рельефным, когда мы добавляем в него информацию, отражающую черты человеческого характера. К примеру, имиджмейкеры часто требуют демонстрировать "теплоту". Ведь только на такую эмоциональную информацию в состоянии реагировать гражданин и избиратель. Поэтому в целях усиления воздействия политика и становится все более личностной.
При этом нельзя допустить преобладания "семейного" образа над политиком. Очень часто на эти доминирующие позиции выходила Хиллари Клинтон. Можно привести также следующий шутливый пример из жизни Клинтона. Во время посещения базы американских миротворцев в Косово, он с удивлением обнаружил, что головы военных повернуты в сторону Челси, а не его. И далее: "После того как командир базы представил президента подчиненным, Клинтон не удержался и пожаловался: "Судя по приему, оказанному моей дочери, я думал, что меня назовут еще и отцом Челси".
Закон сложения имиджей.
Сочетание имиджей в результате усиливает более сильный имидж, который "втягивает" в свою орбиту более слабую характеристику.
Сильный имидж практически поглощает более слабый. Так, имидж Чернобыля как бы "втягивает" в себя в глазах человека за рубежом любые иные имиджи, связанные с Украиной. По этой причине лидер старательно уходит от явлений, окрашенных в общественном сознании негативно, чтобы противостоять их накоплению в своем имидже.
Закон вычитания имиджей.
Наличие признаваемых незначительными каких-то негативных черт образа не ослабляет сильный имидж, в ряде случаев делая его более объемным. Например, те или иные происшествия, связанные с любовными приключениями Б. Клинтона не помешали ему быть избранным на второй срок. Последний шокирующий пример, когда в ответ на обвинения Полы Джонс, что она может назвать особые приметы, Клинтону пришлось обнажиться перед урологом и дерматологом национального госпиталя ВМС, чтобы доказать отсутствие аномалий.
Закон деления имиджей.
Вычленение какой-то черты из имиджа может принести изменение ее оценки. Например: гражданин, выступая против повышения налогов в целом, может поддержать повышение налогов для богатых людей.
Закон умножения имиджей.
Имидж общего может переноситься на части общего. Например: мы голосуем за представителя той или иной партии, перенося на конкретных людей сложившийся у нас имидж партии.
Эти закономерности особенно существенны в тех случаях, когда надо исправить развитие ситуации, пошедшее не по запланированному сценарию, найти путь, который приведет к новой цели. Американцы выделяют для этих целей даже новую профессию, получившую название спиндоктор.
Большую роль в построении имиджа играет источник порождения сообщения, которое призвано изменить установки аудитории. Это одна из главных реперных точек в прохождении коммуникации. Профессор социологии Колумбийского университета Поль Лазарсфельд в 1940 г. свел сущность коммуникативных исследований к четырем составляющим: а) кто, б) что сказал, в) кому, г) с каким эффектом. Учитывая их мы можем расширить закономерности построения имиджа. 23
И, соответственно, можно предложить следующий закон распространения имиджа:
имиджевые характеристики растут, если условия распространения (коммуникатор и канал) также обладают позитивным имиджем, или падают, если их имидж: отрицательный.
В связи с этим особую
роль в распространении имиджей начи
Лидера мнений спрашивают о его понимании данной ситуации. Он лучше информирован. Его социальный статус чуть выше его окружения. В случае выборов, что важно для рассматриваемой нами темы, лидеры мнений более интересуются выборами, они лучше информированы о выборах, у них более четкие представления о выборах, они наиболее заинтересованы в результатах выборов.
Лидеры мнений являются генераторами имиджей, поддерживая или отвергая тех или иных лидеров. Они могут усиливать имеющиеся в обществе оценки. Благодаря более частой роли "судьи", они внимательнее к сообщениям, в их памяти хранится больший объем модельных ситуаций, с которыми может сравниваться нынешняя ситуация и выноситься то или иное суждение. Лидеры мнений также переносят свой имидж на имидж лидера, они являются "законодателями" внутри небольших групп граждан. Они могут отмахнуться от сообщений СМИ или заставить прислушаться к ним. Психологически с ними достаточно трудно бороться, поскольку их сообщения более точно соответствуют контексту аудитории, чем сообщения СМИ, которые рассчитаны на самые широкие контексты и не в состоянии в достаточной степени учитывать индивидуальных условий восприятия. Сообщения СМИ как бы безадресны и безымянны, сообщения, исходящие от лидеров мнений, обладают и тем, и другим. Их особенностью является то, что они порождают именно имиджевые оценки излагаемых ситуаций. В итоге получается, что лидеры мнений сами выступают в роли СМИ в контексте пяти-шести человек. Именно эти сообщения влияют на людей, а не безличностные сообщения, циркулирующие в массовой коммуникации. Происходит как бы циркуляция сообщения внутри массового сознания, только тогда оно способно оказать воздействие на изменение установок людей. Циркуляция же сообщения в рамках массовой коммуникации в этом плане не несет той воздействующей силы, которая возникает в дальнейшем в условиях продвижения от лидеров мнений.
Имидж живет не в безвоздушном пространстве, а в контексте иных имиджей, поэтому нас постоянно должен интересовать тот ряд имиджей, в рамках которого порождается наш имиджевый объект. При этом мы должны стремиться к тому, чтобы приблизить каш объект к позитивному полюсу, убрав из имиджа тот набор характеристик, которые в данном обществе и на данном отрезке времени рассматриваются как негативные.
3.4. Инструментарий имиджелогии.
Имиджелогия, как и PR ищет наиболее эффективные методы воздействия на свою аудиторию. Одним из них является выход на лидеров мнения, когда работа с 10-20% аудитории реально покрывает весь необходимый массив. Не менее значимой является технология позиционирования, первоначально созданная для продажи и продвижения товаров на рынок. И в том, и другом случае мы действуем по принципу сужения (аудитории — в одном случае, характеристик объекта — в другом) с тем, чтобы сделать коммуникацию более эффективной, поскольку это даёт возможность сконцентрироваться на более узком участке коммуникативной цепочки.
Позиционирование мы можем представить себе как помещение объекта в благоприятную для него информационную среду. Чужой, неизвестный, незнакомый объект в принципе потенциально опасен для потребителя. Поэтому задачей становится превращение его в знакомый и нужный. Позиционирование проходит под лозунгом: а что это дает ДЛЯ МЕНЯ. Дополнительным плюсом такого подхода становится включение наряду с рациональной такой же сильной эмоциональной составляющей, которая, как известно, не только обладает большей воздействующей силой, но и лучше запоминается.
В качестве самых элементарных
примеров позиционирования, с которыми
мы сталкиваемся повсеместно, можно
считать просто те или иные наименования.
Очень сильна эмоциональная окраска
слов, она гораздо сильнее
Позиционирование можно представить себе как выпячивание в объекте тех характеристик, в которых наиболее заинтересован потребитель. Позиционирование должно также выражаться в том или ином лозунге, поэтому данное жесткое требование на объем сообщения также влияет на то, чтобы ограничиться при этом одной характеристикой. Позиционирование позволяет один и тот же факт представить в совершенно новой интерпретации, исходя из иной точки зрения.
Позиционирование в рамках практических можно представить как серию из трех последовательных операций, в результате которых образ объекта попадает к потребителю в наиболее эффективном виде:
Трансформация. Мы ограничиваем объект только теми характеристиками, которые интересны потребителю. Мы как бы трансформируем многообразие характеристик объекта строго до круга необходимых. Принципиальным при этом является точка зрения аудитории. По-иному мы можем обозначить этот процесс как отбор то, что необходимо передать аудитории.
Утрировка. Мы утрируем эти нужные нам характеристики, полностью уходя от характеристик, которые не являются сильными с точки зрения потребителя. Мы даже не будем ими заниматься, поскольку нас все равно переиграет на этом поле наш возможный оппонент.
Перевод. Дли усиления мы должны уметь как бы перевести предлагаемый круг характеристик для передачи иным каналом коммуникации. К примеру, как это передать визуально, каким поступком, каким действием, каким жестом.
Позиционирование в целом следует толковать как порождение среды, благоприятной для объекта. Сохраняя объект, мы начинаем видоизменять среду, чтобы создать более благоприятные для него условия функционирования. Но подчеркнем, что это зависит от целей. Коммуникативной целью может также быть порождение негативного образа.24
Достаточно распространенным способом коммуникативною воздействия, часто используемым интуитивно, является перенос внимания на другой объект. В ряде случаев необычность этого объекта полностью затмевает актуальный объект.
Работа с массовой аудиторией все время сталкивается с проблемой обсуждения каких-то сенсационных фактов, заявлений и т. д., которые затем столь же благополучно исчезают из поля внимания. Под рубрикой "Имидж" "Комсомольская правда" (1997, 14 марта) поместила информацию о том, что созданная иммджмейкерская фирма «Группа 96», занятая формированием положительного имиджа Виктора Черномырдина, использует метод, названный "тактическим клапаном». Задача – переключение внимания с главных просчётов в действиях Черномырдина на второстепенные.
Здесь присутствует очень важный параметр манипулирования, который выделяется многими исследователями — два уровня воздействия. Явный уровень выполняет функцию "легенды" или "мифа", маскирующего истинные намерения манипулятора. Скрытым уровнем является тот, на котором как факт воздействия, так и его цель тщательно утаиваются от адресата.
В ряде случаев в качестве манипуляции используется выдача якобы имеющихся планов противника по дискредитации оппонента. Преждевременное обнародование этих планов лишает их реальной силы.
Человек лучше контролирует содержание, чем форму, часть ненужной информации как раз и будет попадать к аудитории через форму, а не через содержание. Эту систему сообщений, передаваемых формой, можно суммировать следующим образом:
- передавать уверенность в себе;
- не выдавать волнение;
- выглядеть искренним.
В ряде случаев
возникает задача изменить образ
политика, уже сформированный СМИ. Телевизионный
образ может не работать на позитив
так, как это требуется на данный
момент. Телевизионный образ