Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 05:48, шпаргалка
Наиболее тесные связи прослеживаются между политологией и социальной психологией. При этом ряд других дисциплин (социология, география, лингвистика, этнология и др.) с политической психологией тесно соприкасаются, в том числе в вопросах исследования политических аспектов их предметов.
1. Условия, в которых
осуществляется руководящая
2. Личность лидера
и его происхождение, а также
тот процесс, благодаря
На это могут
оказать влияние следующие семь
факторов: политические убеждения лидера;
политический стиль лидера; мотивы,
которыми руководствуется лидер, добиваясь
положения политического
3. Характер и результаты взаимоотношений между лидером и последователями;
Руководящая деятельность
лидера охватывает, как правило, несколько
слоев последователей (от ближайшего
окружения до широких масс). Для
изучения политического лидерства
необходимо знать, что представляют
собой различные группы конституентов,
каковы их ожидания и перед кем лидер несет
ответственность. В большинстве политических
ситуаций руководимые общаются с лидером
через посредников или через средства
массовой информации. Многочисленные
побуждения к действию со стороны последователей
ставят перед лидером самые различные
руководящие задачи (мобилизацию разных
групп, определение зоны свободы, выявление
угроз).
Типология политического лидерства М. Вебера и ее значение для политической психологии.
В рамках типологии политических лидеров М.Вебером были выделены три идеальных типа лидерской легитимности:
1. "Легальная легитимность".
Она имеет рациональную основу,
которая проявляется в вере
в легальность нормативных
2. "Традиционная
легитимность". Ее основа предполагает
укоренившуюся веру в святость
древних традиций и "привычную"
3. "Харизматическая
легитимность". Ее аффективная
основа ведет к специфической
преданности харизматическому
Г. Лебон и его психология толпы. (Психология социализма. Психология народов и масс)
Лебон дал толпе следующее
определение: Г. Лебон: "Толпа похожа
на листья, поднимаемые ураганом и разносимые
в разные стороны, а затем падающие на
землю". Исходной позицией Лебона является
мысль о том, что современная эпоха - эпоха
существенных изменений. И важнейшим фактором
этих изменений является невиданное дотоле
в истории могущественное воздействие
масс на общество. Все развитие цивилизации,
все великие исторические перевороты
связаны с переменами в мыслях людей. Власть
внушенных идей чрезвычайно велика, именно
она управляет действиями людей. В своём
труде "Психология народов и масс"
-Лебон дает подробный анализ психологии
народных масс (расы и толпы), как важнейшего
мотива поведения индивида и причины исторических
событий. О различных социальных явлениях
их внутренней сути, пишет Лебон и в книге
"Психология социализма" Главный
вопрос поставленный Лебоном - что же происходит
с личностью, что она отрешается от только
ей присущих черт, от характерного для
нее поведения? Он выделяет следующие
моменты: индивид в толпе благодаря ее
многочисленности приобретает сознание
непреодолимой силы. Толпа анонимна, следовательно,
не несет ответственности за свои поступки,
а человек, не чувствующий свою ответственность,
позволяет инстинктам брать верх над разумом.
Далее, в толпе всякое чувство заразительно.
Поддавшись, по словам Лебона, гипнотическому
чувству, человек ведет себя не характерным
для него образом. Он может принести в
жертву свои личные интересы интересам
толпы. В-третьих, происходит парализация
сознания, человек становится рабом бессознательной
деятельности. В толпе у индивида одни
способности исчезают, другие оказываются
в состоянии крайнего напряжения. При
этом весьма велика роль внушения. Люди
в толпе неспособны руководствоваться
правилами, связанными с теоретической
справедливостью. Их могут увлечь только
впечатления, запавшие им в душу, внушенные
им. Находясь в толпе, человек стремится
превратить внушенные идеи в немедленные
действия, превращается в подобие автомата.
Погруженный в недра толпы, он оказывается
в состоянии, весьма сходном с гипнотическим.
И Лебон делает вывод: человек в толпе
спускается на несколько ступеней ниже
по лестнице цивилизации, он становится
существом инстинктивным, т. е. варваром.
"У него обнаруживается склонность
к произволу, буйству, свирепости, но также
и к энтузиазму и героизму... человек в
толпе очень легко подчиняется словам
и представлениям... Индивид в толпе - это
песчинка среди массы других песчинок,
вздымаемых и уносимых ветром...
Концепция лидера-сверхчеловека Ф. Ницше. По работе "Воля к власти", "По ту сторону добра и зла".
В своем творчестве Ницше затронул целый комплекс проблем, которые составляют всю его концепцию. Прежде всего центральной для него является проблема воли. "Воля к власти" у Ницше - это прежде всего вопрос о значимости любого из
явлений общественной жизни. "Воля к власти" - это основа права сильного, оно выражается во власти мужчины над женщиной, например. Подрывает волю к власти доминирование интеллекта, ходячая мораль, которая проповедует любовь к ближнему, социализм, который декларирует равенство между людьми.
Мораль определяется такими понятиями, как "добро" и "зло". Она появляется у Ницше в виде превосходства аристократов, господ над другими людьми - рабами,
низшими. Он подходит к морали только с позиций противоположности господской и рабской морали.В основе "морали господ" лежат следующие положения: ценность жизни, понимаемая как "воля к власти"; природное неравенство людей, которое опирается на различия в жизненных силах и "воли к власти"; Сильный человек не связан никакими моральными нормами. Субъектом морали выступает сверхчеловек, как определенный тип людей, "которые проявляют себя по отношению друг к другу снисходительными, сдержанными, нежными, гордыми и дружелюбными - по отношению к внешнему миру, там, где начинается чужое, чужие, они не многим лучше необузданных хищных зверей. "Воля к власти" - это право только сильного, обыденная же мораль подрывает эту волю, она проповедует любовь к ближнему и сострадание. В книге "По ту сторону добра и зла" он определяет мораль и понятия "добро и зло" только как толкования ,которые основываются на неморальных ценностях, на государственных интересах. Среди худших зол, пишет Ф. Ницше, есть зло поклонения государству. Государство там, где есть толпа, где человек теряет самого себя. Неравенство, по Ницше, является необходимым условием для существования права, поэтому право есть нечто иное, как преимущество сильных над слабыми. Ницше проповедует идею преимущества аристократии, идею правомерности привилегий. Чем большей "волей к власти" одарён индивид, тем ярче выражен в нём инстинкт к господству, тем выше его социальная значимость, а следовательно, тем большие права он имеет в обществе. Наивысшие права имеют аристократы и гении, которых они называют "аристократами духа". Ницшеанскую концепцию можно оценить как "аристократическую концепцию права", или как "теорию аристократического радикализма".