Политическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 05:48, шпаргалка

Описание работы

Наиболее тесные связи прослеживаются между политологией и социальной психологией. При этом ряд других дисциплин (социология, география, лингвистика, этнология и др.) с политической психологией тесно соприкасаются, в том числе в вопросах исследования политических аспектов их предметов.

Работа содержит 1 файл

Политическая психология (шпаргалки).docx

— 90.28 Кб (Скачать)

2) желании использовать эти ресурсы на практике ("динамический" аспект).

Полипотребностная мотивация власти: 5 потребностей.

1.свобода (исходная  потребность)

2.гедоническая потребность(страсть к наслождению)

3.потребность в  самоутверждении(стремление к почитанию, уважению)

4.потребность в  самовыражении

5.потребность быть  личностью. 

Основные  параметры анализа  мотивов и действий субъектов власти.

Анализ мотивов  и действий субъектов власти в  одинаковых ситуационных условиях проводится по шести параметрам:

1) овладение источниками  власти. Между людьми существуют  различия в силе стремления  к умножению и увеличению своих  источников власти. Обладание источниками  и сообщаемое ими ощущение власти может быть конечной целью, достижение которой само по себе приносит удовольствие. Желанными источниками власти могут стать престиж, материальное положение, статус, руководящая должность, возможность контроля над информацией;

2) способности. У  людей по-разному развиты способности  к быстрому и безошибочному  определению мотивационной сферы  другого человека и соотнесению  ее со своими источниками власти  для выбора наиболее эффективных  и экономичных методов достижения  поставленных целей и получения  необходимых результатов. Данное  положение отражает возможности  манипулирования поведением объекта  воздействия, вплоть до такой  степени, что объект сам может  и не осознавать того, что им  манипулируют;

3) действия власти. Существуют индивидуальные особенности  в склонности к осуществлению  действий власти для оказания  влияния на поведение другого  человека и различия в выборе  средств воздействия - от принуждения  и наказания до уговоров и  убеждения. Но все они не  выходят за рамки комбинации  из четырех предпосылок успешного  действия власти: распоряжения источниками  власти, способностями, стремлением  оказывать влияние на поведение  другого человека и предпочтения  того или иного средства воздействия.  Соотнесение указанных предпосылок  со средствами политики - интеллектуальной  экспансией, правовым регулированием, экономическим принуждением и  физическим подавлением позволит  получить наиболее полную картину  действий власти. Данное положение  представляется интересным для  изучения мотивационной сферы  политических деятелей, определения  их психологических характеристик;

4) моральность цели. Индивидуальные различия проявляются  и в тех целях, ради которых  человек стремится к власти. И  здесь возникают вопросы и  оценки, связанные с моральными  ценностями, с тем, как человек  будет использовать весь арсенал  властных методов. В.В.Крамник  отмечает, что политические лидеры, члены властвующей элиты являются  могущественными людьми, ибо имеют  возможность осуществлять свою  волю даже в том случае, когда  другие сопротивляются ей. Их  могущество заключается в том,  что они распоряжаются общественными  орудиями политической власти. Границы  использования власти, соответствие  целей и средств определяют  понятие моральности. Подобное  измерение власти созвучно философской  концепции власти, рассматривающей  именно эти ее стороны;

5) страх перед  последствиями действий власти. Властные отношения, как правило,  носят обоюдный, взаимный характер. Объект власти совершает ответные  действия, может оказать сопротивление,  в свою очередь использовать  собственные источники власти. Необходимо  рассматривать то, в какой степени  применение власти может вызвать  изменения в субъекте власти  обратную реакцию объекта. Это  страх самой власти перед: а)  разрастанием своих источников; б) их потерей; в) властным  использованием; г) ответным применением  власти; д) безуспешностью своего воздействия;

6) предпочтение определенных  сфер использования власти. Различные действия власти должны определяться четырьмя факторами: а) силой мотива и личной значимостью целей, достижение которых возможно только при активном содействии другого человека; б) отсутствием готовности другого человека оказать это содействие по своей воле; в) типом и мощностью источников власти; г) находящимися в распоряжении субъекта конкретными средствами воздействия, позволяющими использовать власть. 

Политико-психологическая  характеристика принципов  эффективности власти

Политическая деятельность - систематическое, сознательное вмешательство  отдельных индивидов или группы людей в систему общественно-политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам, ценностям. Она предстает как непрерывный  ряд конкретных политических действий.

Политические действия - определенные акции, шаги, поступки, намеренно  или спонтанно предпринимаемые  индивидом или группой людей  с целью вызвать те или иные политические результаты, последствия.

В структуру политической деятельности входят ее объекты и  субъекты. Объекты: политическая власть, политико-властные структуры; субъекты: политические партии, движения, объединения, гражданские деятели и т.д.

Выделяют 2 вида политической деятельности:

Теоретический: идеологическая, законотворческая, научная, методическая, социологическая деятельность.

Практический: депутатская, правительственная деятельность в  органах местного самоуправления, партийная, гражданская деятельность, участие  в выборах, референдумах, митингах, пикетированиях, манифестациях.

2. Факторы, влияющие  на эффективность политической  деятельности:

* социально-психологическая  готовность к этой деятельности;

* мотивационная структура  политической деятельности;

* идеология;

* политические доктрины;

* социально-экономические  условия;

* давление со стороны  разных социальных групп населения,  общественно-политических структур;

* политико-психологическая  культура и т.д.

В структуре социально-психологической  готовности различают такие взаимообусловленные  и взаимосвязанные компоненты: мотивационный

 когнитивный;

 операционный;

 личностный.

Эффективность тесно  связана с тем, как согласованы  между собой "Я-реальное" и "Я-идеальное".

Мотивационная структура  политической деятельности: знания социально-политических, экономических, психологических условий, в которых субъект политики реализует  свои цели; система социальных норм и ценностей, которые доминируют в общественном сознании; личные наклонности и эмоции, черты характера политического деятеля.

Анализ мотивации  политической деятельности помогает адекватнее оценивать действия и поступки людей  или политических сил, дает определенную информацию для прогнозирования  возможного политического поведения  субъектов политики в тактическом  и стратегическом смысле.

Идеология объясняет  цель политической деятельности и направляет ее на реализацию задач определенного  этапа деятельности.

Политические доктрины детализируют цели политической деятельности, предлагают способы их достижения. Политические доктрины реализуются  в форме политических программ.

Давление на центры власти стимулирует политическую деятельность и может приобретать формы  массовых демонстраций, митингов, акций  протеста, пикетирования, забастовок и  т.д. Такие формы давления могут  приводить к кардинальным изменениям в расстановке политических сил (смена правительств, досрочные выборы парламента, президента и т.д.). 

Политическая  социализация личности.

Политическая социализация - это процесс включения индивида в политическую систему посредством  оснащения его опытом данной системы  и возникшего на ее основе государства, закрепленными в политической культуре. Это такой процесс взаимодействия индивида и политической системы, целью которого является адаптация индивида к данной системе, превращение его в личность гражданина. В процессе взаимодействия индивида с политической системой происходят два ряда процессов. С одной стороны, система воспроизводит себя. рекрутируя и обучая, приспосабливая к себе новых членов. Политическая система в этом процессе играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, сохраняет преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования политической системы переводятся в структуры индивидуальной психики, становятся политическими свойствами личности. В результате, политическая социализация формирует политическое сознание и поведение личности. В процессе политической социализации происходит становление личности гражданина - члена данной политической системы. Механизмы политической социализации функциопи руют на общесоциальном, социально-психологическом и индивидуальном (внутриличностном) уровнях Политическая социализация включает ряд возрастных этапов и стадий, причем политические структурь личности развиваются на разных стадиях неравномерно. Принято разделять три основные системы политической социализации: 1) прямая целенаправленная социализация, 2) стихийная социализация, 3) самовоспитание и самообразование. Особый случай представляет собой ресоциализация при кризисах политической системы. Возможны три основных варианта политической социализации: политическая активность, политическая пассивность и политическое от чуждение. Достигаемая в ходе политической социализации политическая активность реализуется в политическом участии граждан. 

Типология группы в политической психологии и психологические  факторы их функционирования

В свое время Т. Гоббс  в "Левиафане" дал первое четкое определение группы как "...известного числа людей, объединенных общим  интересом или общим Делом" и выделил группы упорядоченные и неупорядоченные, политические и частные и др. Согласно общепринятому ныне, также почти классическому пониманию, в общем виде социальная "группа - это относительно устойчивое число лиц (не меньше трех), связанных системой отношений, которые регулируются институтами, обладают определенными общими ценностями и отделены от других общностей определенным принципом обособления". В рамках политической психологии группу можно определить как общность людей, взаимодействующих ради достижения осознанных целей и интересов. Объективно эта общность выступает как субъект политического действия, а субъективно существует как некоторая отдельная от других общностей целостность.

Существует значительное количество разнообразных классификаций  и типологий политических групп. В рамках политической психологии большинство  этих классификаций и типологий  сводятся к десяти основным параметрам, по которым различаются и, соответственно, типологизируются эти группы, Самое общее разделение - на "номинальные" ("виртуальные") и "реальные" группы. Номинальные, они же условные группы, выделяются либо в рамках обобщенного политического анализа, либо ради пропагандистских целей., реальные группы поддаются конкретному учету, как и их политическое влияние

Группы в политике прежде всего делятся по размеру, на "малые" и "большие". Под "малыми" обычно подразумеваются группы численностью от 2-3 ("диада", "триада") до нескольких десятков, реже - сотен человек. Основным операциональным критерием определения группы как "малой" является возможность регулярных контактов между всеми членами группы В отличие от "малых", в "большие" группы входят сотни, тысячи, а иногда и миллионы членов. Это, прежде всего, большие социальные группы и слои населения, политические партии и движения, межпартийные общественные образования. Весь дальнейший разговор в рамках данной главы будет посвящен прежде всего малым группам. Психология больших групп в политике - следующая тема. 

Психология  малых групп в  политике.

Под "малыми" обычно подразумеваются группы численностью от 2-3 ("диада", "триада") до нескольких десятков, реже - сотен человек. Основным операциональным критерием определения группы как "малой" является возможность регулярных контактов между всеми членами группы или, по крайней мере, каждого члена группы со всеми или, на худой конец, с большинством остальных членов группы.

Этапы формирования малой группы в политике включают: 1) появление "номинальной группы", 2) ее перерастание в "ассоциативную  группу", затем 3) в "кооперативную" и 4) "корпоративную" группы, а затем, на высшей стадии, 5) в "коллектив". Внутренние механизмы становления политической группы включают 1) этап знакомства членов группы, 2) появление первичных микрогрупп, 3) консолидацию группы на основании социометрических закономерностей. Проблема взаимоотношений "лидер - группа" упирается в основной принцип, избранный лидером или ситуацией для подбора группы. Суммируем эти принципы. Принцип 1: надличностная преданность идее любого рода - от доминирования рода-племени до духовных идеалов и идейно-политических принципов. Принцип 2: профессиональная компетентность членов группы или личные достоинства, обеспечивающие эффективность деятельности члена группы. Принцип 3: личная преданность лидеру.

Информация о работе Политическая психология