Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 05:48, шпаргалка
Наиболее тесные связи прослеживаются между политологией и социальной психологией. При этом ряд других дисциплин (социология, география, лингвистика, этнология и др.) с политической психологией тесно соприкасаются, в том числе в вопросах исследования политических аспектов их предметов.
2) желании использовать эти ресурсы на практике ("динамический" аспект).
Полипотребностная мотивация власти: 5 потребностей.
1.свобода (исходная потребность)
2.гедоническая потребность(
3.потребность в самоутверждении(стремление к почитанию, уважению)
4.потребность в самовыражении
5.потребность быть
личностью.
Основные параметры анализа мотивов и действий субъектов власти.
Анализ мотивов и действий субъектов власти в одинаковых ситуационных условиях проводится по шести параметрам:
1) овладение источниками
власти. Между людьми существуют
различия в силе стремления
к умножению и увеличению
2) способности. У
людей по-разному развиты
3) действия власти.
Существуют индивидуальные
4) моральность цели.
Индивидуальные различия
5) страх перед
последствиями действий власти.
Властные отношения, как
6) предпочтение определенных
сфер использования власти. Различные
действия власти должны определяться
четырьмя факторами: а) силой мотива и
личной значимостью целей, достижение
которых возможно только при активном
содействии другого человека; б) отсутствием
готовности другого человека оказать
это содействие по своей воле; в) типом
и мощностью источников власти; г) находящимися
в распоряжении субъекта конкретными
средствами воздействия, позволяющими
использовать власть.
Политико-психологическая характеристика принципов эффективности власти
Политическая деятельность
- систематическое, сознательное вмешательство
отдельных индивидов или группы
людей в систему общественно-
Политические действия - определенные акции, шаги, поступки, намеренно или спонтанно предпринимаемые индивидом или группой людей с целью вызвать те или иные политические результаты, последствия.
В структуру политической деятельности входят ее объекты и субъекты. Объекты: политическая власть, политико-властные структуры; субъекты: политические партии, движения, объединения, гражданские деятели и т.д.
Выделяют 2 вида политической деятельности:
Теоретический: идеологическая, законотворческая, научная, методическая, социологическая деятельность.
Практический: депутатская, правительственная деятельность в органах местного самоуправления, партийная, гражданская деятельность, участие в выборах, референдумах, митингах, пикетированиях, манифестациях.
2. Факторы, влияющие на эффективность политической деятельности:
* социально-психологическая
готовность к этой
* мотивационная структура политической деятельности;
* идеология;
* политические доктрины;
* социально-экономические условия;
* давление со стороны
разных социальных групп
* политико-психологическая культура и т.д.
В структуре социально-
когнитивный;
операционный;
личностный.
Эффективность тесно связана с тем, как согласованы между собой "Я-реальное" и "Я-идеальное".
Мотивационная структура политической деятельности: знания социально-политических, экономических, психологических условий, в которых субъект политики реализует свои цели; система социальных норм и ценностей, которые доминируют в общественном сознании; личные наклонности и эмоции, черты характера политического деятеля.
Анализ мотивации политической деятельности помогает адекватнее оценивать действия и поступки людей или политических сил, дает определенную информацию для прогнозирования возможного политического поведения субъектов политики в тактическом и стратегическом смысле.
Идеология объясняет цель политической деятельности и направляет ее на реализацию задач определенного этапа деятельности.
Политические доктрины детализируют цели политической деятельности, предлагают способы их достижения. Политические доктрины реализуются в форме политических программ.
Давление на центры
власти стимулирует политическую деятельность
и может приобретать формы
массовых демонстраций, митингов, акций
протеста, пикетирования, забастовок и
т.д. Такие формы давления могут
приводить к кардинальным изменениям
в расстановке политических сил
(смена правительств, досрочные выборы
парламента, президента и т.д.).
Политическая социализация личности.
Политическая социализация
- это процесс включения индивида
в политическую систему посредством
оснащения его опытом данной системы
и возникшего на ее основе государства,
закрепленными в политической культуре.
Это такой процесс взаимодействия индивида
и политической системы, целью которого
является адаптация индивида к данной
системе, превращение его в личность гражданина.
В процессе взаимодействия индивида с
политической системой происходят два
ряда процессов. С одной стороны, система
воспроизводит себя. рекрутируя и обучая,
приспосабливая к себе новых членов. Политическая
система в этом процессе играет роль механизма
сохранения политических ценностей и
целей системы, сохраняет преемственность
поколений в политике. С другой стороны,
требования политической системы переводятся
в структуры индивидуальной психики, становятся
политическими свойствами личности. В
результате, политическая социализация
формирует политическое сознание и поведение
личности. В процессе политической социализации
происходит становление личности гражданина
- члена данной политической системы. Механизмы
политической социализации функциопи
руют на общесоциальном, социально-психологическом
и индивидуальном (внутриличностном) уровнях
Политическая социализация включает ряд
возрастных этапов и стадий, причем политические
структурь личности развиваются на разных
стадиях неравномерно. Принято разделять
три основные системы политической социализации:
1) прямая целенаправленная социализация,
2) стихийная социализация, 3) самовоспитание
и самообразование. Особый случай представляет
собой ресоциализация при кризисах политической
системы. Возможны три основных варианта
политической социализации: политическая
активность, политическая пассивность
и политическое от чуждение. Достигаемая
в ходе политической социализации политическая
активность реализуется в политическом
участии граждан.
Типология группы в политической психологии и психологические факторы их функционирования
В свое время Т. Гоббс в "Левиафане" дал первое четкое определение группы как "...известного числа людей, объединенных общим интересом или общим Делом" и выделил группы упорядоченные и неупорядоченные, политические и частные и др. Согласно общепринятому ныне, также почти классическому пониманию, в общем виде социальная "группа - это относительно устойчивое число лиц (не меньше трех), связанных системой отношений, которые регулируются институтами, обладают определенными общими ценностями и отделены от других общностей определенным принципом обособления". В рамках политической психологии группу можно определить как общность людей, взаимодействующих ради достижения осознанных целей и интересов. Объективно эта общность выступает как субъект политического действия, а субъективно существует как некоторая отдельная от других общностей целостность.
Существует значительное количество разнообразных классификаций и типологий политических групп. В рамках политической психологии большинство этих классификаций и типологий сводятся к десяти основным параметрам, по которым различаются и, соответственно, типологизируются эти группы, Самое общее разделение - на "номинальные" ("виртуальные") и "реальные" группы. Номинальные, они же условные группы, выделяются либо в рамках обобщенного политического анализа, либо ради пропагандистских целей., реальные группы поддаются конкретному учету, как и их политическое влияние
Группы в политике
прежде всего делятся по размеру, на "малые"
и "большие". Под "малыми" обычно
подразумеваются группы численностью
от 2-3 ("диада", "триада") до нескольких
десятков, реже - сотен человек. Основным
операциональным критерием определения
группы как "малой" является возможность
регулярных контактов между всеми членами
группы В отличие от "малых", в "большие"
группы входят сотни, тысячи, а иногда
и миллионы членов. Это, прежде всего, большие
социальные группы и слои населения, политические
партии и движения, межпартийные общественные
образования. Весь дальнейший разговор
в рамках данной главы будет посвящен
прежде всего малым группам. Психология
больших групп в политике - следующая тема.
Психология малых групп в политике.
Под "малыми" обычно подразумеваются группы численностью от 2-3 ("диада", "триада") до нескольких десятков, реже - сотен человек. Основным операциональным критерием определения группы как "малой" является возможность регулярных контактов между всеми членами группы или, по крайней мере, каждого члена группы со всеми или, на худой конец, с большинством остальных членов группы.
Этапы формирования малой группы в политике включают: 1) появление "номинальной группы", 2) ее перерастание в "ассоциативную группу", затем 3) в "кооперативную" и 4) "корпоративную" группы, а затем, на высшей стадии, 5) в "коллектив". Внутренние механизмы становления политической группы включают 1) этап знакомства членов группы, 2) появление первичных микрогрупп, 3) консолидацию группы на основании социометрических закономерностей. Проблема взаимоотношений "лидер - группа" упирается в основной принцип, избранный лидером или ситуацией для подбора группы. Суммируем эти принципы. Принцип 1: надличностная преданность идее любого рода - от доминирования рода-племени до духовных идеалов и идейно-политических принципов. Принцип 2: профессиональная компетентность членов группы или личные достоинства, обеспечивающие эффективность деятельности члена группы. Принцип 3: личная преданность лидеру.