Политическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 05:48, шпаргалка

Описание работы

Наиболее тесные связи прослеживаются между политологией и социальной психологией. При этом ряд других дисциплин (социология, география, лингвистика, этнология и др.) с политической психологией тесно соприкасаются, в том числе в вопросах исследования политических аспектов их предметов.

Работа содержит 1 файл

Политическая психология (шпаргалки).docx

— 90.28 Кб (Скачать)

o потребности индивида или группы, участвующей в деятельности;

o мотивы, которыми руководствуется субъект;

o установки, ценности, ориентации, убеждения и цели субъекта; личностные особенности роли, стиля принятия решений; стиля межличностных отношений; когнитивный стиль;

o собственно действия и поступки;

o обратную связь между поведением и условиями, его сформировавшими.

Поведение начинается с тех стимулов, которые посылает субъекту политического поведения  внешняя среда. И сама политическая система, и ее отдельные институты  предъявляют определенные требования к поведению граждан. Так, в одних  условиях от них ожидается высокая  активность, в других, даже если это  требование декларируется, на деле условия, складывающиеся в политическом пространстве, отнюдь не поощряют граждан к выступлениям даже на стороне системы.

Следует также учитывать  и роль группового климата, воздействие  ближайшего окружения на принятие человеком  решения о том или ином политическом действии. Так, решение баллотироваться  в депутаты Думы разные кандидаты  принимают под воздействием разных стимулов: для одних необходимо получить депутатскую неприкосновенность, чтобы укрыться от преследования со стороны закона.

Так же как и политиков, обычных граждан стимулируют  к политическому поведению разнообразные  воздействия среды, среди которых  есть и общие для всех, и - сугубо личные. Но все эти внешние для  человека воздействия не работают автоматически. Они дают эффект, только будучи пропущенными через внутренний мир личности.

Среди внутриличностных факторов, определяющих поведение в политике первыми выступают потребности. 

Психологические типы и формы политического  поведения

Политическая психология различает две основные формы  поведения людей. С одной стороны, это повеление, полностью или  в основном зависящее от собственной  воли и сознания индивидов - произвольное, осознанное, рациональное поведение. С  другой стороны, - поведение, зависящее  не от самих индивидов, а от тех  форм, в которых проявления свободы  воли или желаний индивида оказываются, в той или иной степени, ограниченными  прямым или косвенным влиянием других людей или обстоятельств. Анализ массового стихийного поведения  подразумевает два основных направления. Во-первых, это детальное рассмотрение конкретных практических субъектов  такого стихийного поведения. К конкретным субъектам такого рода обычно относятся  три вида массовых общностей:

1) толпа;

2) "собранная публика";

3) "несобранная"  публика.

. К формам стихийного  поведения. относятся, прежде всего, две - хотя бы в силу их максимальной заметности и опасности возникающих в результате последствий. Во-первых, это стихийная массовая паника. Во-вторых, это столь же стихийная массовая агрессия. Поведение групп, обозначаемых в толковых словарях разных языков мира как "множество сошедшихся вместе людей", "скопище", "сборище" или "нестройное, неорганизованное скопление людей", часто имеет очень серьезные последствия для политической жизни общества. 

Психологические механизмы политического  поведения и их характеристика

Среди механизмов, способствующих возникновению и развитию стихийных  форм массового поведения, одним  из важнейших является так называемая "циркулярная реакция". Та или  иная эмоция, подхватываясь другими  людьми, обычно возвращается к вам  как бы по кругу. Так она может  циркулировать определенное время, и это - первый этап формирования эмоциональной  общности. Процесс циркуляции может  прерываться, и тогда эмоция постепенно сойдет на нет. Однако при включении в общность новых людей она будет каждый раз как бы воспроизводиться заново. Это происходит в тех случаях, когда эмоция и ее повод достаточно актуальны и значимы для людей. Тем самым обеспечивается второй этап - своеобразное "эмоциональное кружение" данного психофизического состояния. Его суть проста: в стихийно складывающейся общности та или иная эмоция как бы ходит по кругу, непрерывно поддерживая и усиливая сама себя. Это этап эмоционального самоиндуцирования такой общности"Циркулярная реакция" ведет к ситуационному стиранию индивидуальных различий. Поведение и эмоциональное состояние каждого из индивидов определяются уже не столько их рациональной интерпретацией обстановки, сколько поведением и эмоциями окружающих. Третий этап действия механизмов стихийного проведения - появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются эмоциональные импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий объект интереса составляло возбуждающее событие, вызвавшее эмоциональную реакцию и удерживавшее около себя людей, то на данном этапе новым объектом становится образ, создаваемый в процессе "эмоционального кружения" и общения членов общности. Этот образ - продукт совместного творчества, он всеми разделяется и дает общую ориентацию, выступая в качестве объекта-побудителя совместного поведения. Возникновение такого, как правило, воображаемого, виртуального объекта становится фактором сплачивающим общность уже в единое целое. Данный этап возникает при таком накале эмоционального состояния, когда у охваченных им людей возникает состояние готовности к реагированию на информацию, поступающую от присутствующих. Будучи некритично "закрытой" к информации извне, в этот момент члены общности "открываются" для эмпати-ческого, некритического восприятия и сопереживания внутренней информации. Эмоциональное напряжение возбужденных людей побуждает их к движению и общению друг с другом. В процессе же "эмоционального кружения" и продолжающейся "циркулярной реакции" напряжение нарастает. В итоге, возникает не просто предрасположенность, а глубокая эмоциональная потребность в совместных немедленных действиях.

Завершающий этап в  формировании субъекта стихийного поведения - активизация членов общности через  дополнительное стимулирование, путем  возбуждения импульсов, соответствующих  общему воображаемому объекту. Такое  стимулирование обычно осуществляется на основе прямого внушения, Осуществляет его лидер общности. 

Психология  толпы как субъект  политического поведения

. Поршнев писал: "Толпа- это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к каким-либо лицам, установлениям, событиям. Словом, толпу подчас делает общностью только то, что она "против", что она против "них"

Проблема типологии  толпы всегда представляла собой  значительный интерес. Даже из житейских  наблюдений понятно: толпа толпе, безусловно, рознь. Политико-психологическая наука  и политическая практика давно научились  выделять отдельные виды толпы и  даже воздействовать на них. Однако проблема, имеющая как свои плюсы, так и  не меньшие минусы, заключается в  возможности быстрой трансформации  одного вида толпы в совершенно иной. Рассмотрим виды толпы и механизм их трансформации на элементарном житейском  примере.

Первый вид, случайную  толпу, каждый может легко наблюдать  на улице, где произошло, допустим, дорожно-транспортное происшествие. Второй вид, экспрессивная  толпа, обычно представляет собой совокупность людей, совместно выражающих радость  или горе, гнев или протест - в  общем, что-то эмоционально выражающих. В нашем примере, случайная толпа  вокруг дорожно-транс -портного происшествия может быстро превратиться в экспрессивную толпу, выражающую, например, недовольство совершенно безобразной организацией уличного движения Третьим видом толпы, в чем-то приближающимся к рассматриваемой далее "собранной публике", является так называемая "конвенциональная толпа", руководствующаяся какими-то правилами в своем поведении. Обычно такая толпа собирается по поводу события, объявленного заранее -спортивного состязания, политического митинга.

Крайний случай экспрессивной  толпы - экстатическая толпа, возникающая  тогда, когда люди доводят себя до исступления в совместных молитвенных  или ритуальных ритмических действиях. Четвертый вид, действующая толпа, считается наиболее важным в политическом отношении, и потому наиболее пристально изучаемым видом толпы. Действующая  толпа, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов. Обычно выделяются агрессивная толпа - множество людей, движимых гневом и злобой, стремящихся  к уничтожению, разрушению, убийствам. Отдельно выделяется паническая толпа - люди, движимые чувством страха и стремлением  избежать некой опасности (реальной или воображаемой).

Особняком стоит  стяжательская толпа - люди, объединенные желанием добыть или вернуть себе некие ценности. Особым видом является мятежная или повстанческая толпа. Окончательное ее название зависит  от результата ее действий. В случае успеха она будет не Просто "повстанческой", а даже "революционной". В случае поражения, она может даже потерять статус "мятежной толпы" и превратиться просто в "случайный сброд".

Политическое поведение  толпы, в принципе, вполне поддается  контролю и управлению. Однако, это  эффективно до определенной степени. Здесь  просто нельзя абсолютизировать возможности  контроля и, тем более, понимать их примитивно. Имея дело со сложными политико-психологическими феноменами, надо и действовать исключительно  политике-психологически. 

  Собранная публика  как субъект политического  поведения.

"Собранная публика  - это скопление некоторого количества  людей, испытывающих сходное ожидание  определенных переживаний или  интересующихся одним и тем  же предметом. Эта общая заинтересованность  и поляризация установок вокруг  одного и того же предмета  или события - основа ее обособления.  Следующей чертой является готовность  к реагированию некоторым сходным  образом. Это сходство установок,  ориентации и готовности к  действию - основа объединения публики". Механизм психологического объединения,  в общем, вполне очевиден. После  внешнего, физического соединения  в одном помещении (публика  редко действует на улице), под  влиянием воздействия на всех  одних и тех же стимулов, среди  публики образуются определенные  сходные или общие реакции,  переживания или устойчивые ориентации. Такая публика обычно быстро  осознает рождающиеся у нее  настроения, что усиливает впечатления,  вызванные действием общего стимула.  Таким образом, в публике могут  возникнуть такие же явления,  как и в толпе, а именно  общее эмоциональное напряжение, утрачивание рефлексивности, ощущение единства и солидарности. Поэтому некоторые виды публики, как, например, сборища, собрания или митинги, могут легко превратиться в экспрессивную или агрессивную толпу. Значение толп и собранной публики проявляется в периоды социальных волнений, развития революционных настроений, войны, забастовок, когда любое собрание или сборище может превратиться в агрессивную толпу, а она, в свою очередь, в толпу повстанческую, если его овладеют организованные группы, которые сумеют направить ее действия в желательном для иих направлении. Примеров единства такого рода со стороны элитарной "публики" и "низких" массовых толп было очень много в ходе серии "бархатных революций" в Восточной Европе на рубеже 80-х - 90-х гг. ХХ века. 

  НЕСобранная публика как субъект политического поведения.

С внешней точки  зрения, несобранная публика - это  всего лишь "поляризованная масса", то есть большое число людей, мышление и интересы которых ориентированы  идентичными стимулами в одном  направлении, и которые ведут  себя сходным образом. Это сходство может проявляться не только в  бытовых, но и в более социально важных вопросах - в идеологии и политике. В несобранной публике внешне вообще явно не проявляются явления, характерные для толпы или собранной публики. Не проявляется в таком объеме "эмоциональное заражение", не исчезает полностью рефлексивность и не возникает в полном объеме процесс деиндивидуализации. Хотя заражение и идет, но это - заражение со стороны "черного ящика" (радио- или телеприемника). Разумеется, "ящик" активно стремится и к снижению рефлексивности, и к деиндивидуализации аудитории, однако в полной мере, как в толпе, это трудно достижимо.Всякие виды "поляризованных масс", несобранной публики, представляют собой базу для выработки сходных взглядов, готовности к некритичному восприятию определенной информации. Это основа для создания мнения по некоторым вопросам, основанная на готовности к реагированию сходным образом на идентичные стимулы. Следовательно, все виды несобранной публики представляют собой готовую базу для возникновения мнений и настроений - макроформ массового политического сознания и соответствующего политического поведения. Особым примером такой эволюции несобранной публики является действие избирательных кампаний и возникающее в результате электоральное поведение несобранной публики. Общим механизмом политического поведения несобранной публики являются массовые настроения. 

Паника  как стихийная  форма политического  поведения в политике.

Одним из наиболее заметных видов поведения толпы является паника - эмоциональное состояние, возникающее  как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка, и проявляющееся в импульсивных действиях. На основе паники возникают  панические толпы со специфическим  поведением.

Выделяются ситуационные, физиологические, психологические, идеологические и политико-психологические условия-предпосылки  возникновения и развития паники.

1. Ситуационные условия.  Вероятность развития массовых  панических настроений и панических  действий возрастает в периоды  обострения текущей ситуации. Когда  люди ожидают каких-то событий,  они становятся особенно восприимчивыми  ко всякого рода пугающей информации.

Информация о работе Политическая психология