Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 05:48, шпаргалка
Наиболее тесные связи прослеживаются между политологией и социальной психологией. При этом ряд других дисциплин (социология, география, лингвистика, этнология и др.) с политической психологией тесно соприкасаются, в том числе в вопросах исследования политических аспектов их предметов.
Стереотипы имеют важное значение в процессе оценки человеком социально-политических явлений и процессов, но играют двойственную, как позитивную, так и негативную роль. С одной стороны, стереотипы "экономичны" для сознания и поведения, они содействуют известному "сокращению" процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека, а также принятию необходимых решений. Не способствуя точности и аналитичности познания, они ускоряют возможности поведенческой реакции на основе, прежде всего, эмоционального принятия или непринятия информации, ее "попадания" или "непопадания" в жестко определенные рамки стереотипа.
С другой стороны, упрощая
процесс социально-
Известны два основных истока формирования стереотипов. С одной стороны, это достаточно ограниченный индивидуальный или групповой прошлый опыт и ограниченная информация, которыми располагают люди в повседневной обыденной жизни.
С другой стороны, важным
источником формирования стереотипа является
целенаправленная деятельность средств
массовой информации и политической
пропаганды.
Психологическое вмешательство в политику и его способы
Переговоры.
Переговоры - процесс обсуждения двумя или более сторонами проблем, представляющих взаимный интерес, как правило, с целью поиска путей их решения. В настоящее время в мире наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества и интенсивности ведения переговоров в самых разных сферах (политика, дипломатия, торговля, разрешение трудовых споров, национальных конфликтов и т. п.). В переговорах выделяют содержательный (что именно подлежит обсуждению) и процессуальный (каковы закономерности самого переговорного процесса, а также какова стратегия и тактика участников переговоров) аспекты. Обычно стороны обращаются к переговорам в тех случаях, когда односторонние действия невозможны или невыгодны, а также нет предусмотренных в обычном, например, законодательном порядке процедур и регламентированных моделей решения.
Коалиции.
Еще один пример частого психологического вмешательства в политику - создание коалиций. Без понимания психологической сути этого явления, как правило, коалиции оказываются неустойчивыми и быстро распадаются. Понятие "коалиция" - от лат. coalescere, объединяться, обычно используется в двух наиболее известных смыслах. Во-первых, это политический и военный союз двух и более государств против общего противника (Антанта в Первой, или антигитлеровская коалиция во Второй мировой войне). Во-вторых, это соглашение, выработанное партиями либо общественными деятелями для осуществления совместных действий. В обоих смыслах, мы видим внешнюю суть коалиции. За ней же, естественно, стоит суть внутренняя, психологическая. С психологической точки зрения, в основе любой коалиции лежат несколько факторов. Во-первых, это осознание дефицита собственных ресурсов и желание воспользоваться чужими ресурсами для достижения своих целей. Во-вторых, это наличие общего врага, общей опасности. В-третьих, готовность закрыть глаза на существующие разногласия и противоречия с потенциальным партнером по коалиции в связи с важностью первого и второго факторов.
Политические группировки и их взаимодействие
Понятие "группировка" в политике используется в трех значениях. Во-первых, это взаимодействие двух или более разнородных центров политической деятельности, на основе соглашений демонстративно общего характера. Во-вторых, взаимодействие на основе тайного сговора, тщательно скрываемого от общественности и не носящего характера формального соглашения или союза. В-третьих, это согласованные или совместные акции на основе временного (или кажущегося) совпадения их интересов. То есть, группировки делятся на демонстративные, тайные и временные. Решающим фактором является наличие общих интересов - только на их основе возможна совместная деятельность. Без наличия действительно общих интересов, группировки в политике имеют тенденции к распаду.
Психологически, ключевым
мотивом возникновения и
Психологические приёмы политических действий и их характеристика.
Политическая интрига
Психологическая интрига
- один из древнейших, традиционных способов
борьбы за власть и влияние, элитарный
способ "делания политики". Целенаправленная
интрига представляет собой достаточно
длительный, развивающийся процесс,
включающий три компонента. Во-первых,
это завязка (появление замысла,
цели, идеи интриги). Во-вторых, кульминация
(возникновение критической
Политический заговор
Понятие политического заговора означает тайное соглашение (уговор, сговор) нескольких лиц, выступающих в индивидуальном качестве или в качестве лидеров политических сил о совместных действиях против кого-либо или, реже, чего-либо для достижения каких-либо определенных политических целей. Политический заговор - особая разновидность политической интриги, отличающаяся максимально возможной конспиративностью и негативной, деструктивной, а не созидательной направленностью. Заговор всегда направлен "против", а не "за".Реальный заговор представляет собой одно из традиционно эффективных средств борьбы за власть и влияние в политике.
Политическая мимикрия
Политическая мимикрия
- от англ. mimicry, подражательство. В наиболее
распространенной до недавнего времени
отечественной политической трактовке
беспринципное приспособление к окружающей
социально-политической среде, к сложившимся
условиям жизни ради достижения каких-либо
выгод. В политической мимикрии и, еще
более определенно, в хамелеонстве упрекали
тех представителей господствовавших
прежде классов и слоев после свершения
революций, которые шли на сотрудничество
с победившими силами, всячески скрывая
и маскируя свое "социальное происхождение".
Власть и ее политико-психологическая сущность
Власть - 1) Способность,
право и возможность
чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность
людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения;
2) политическое господство над людьми; 3) система государственных органов; 4)
лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными
полномочиями.
Сущностные черты политической власти: суверенитет, что
означает независимость и неделимость власти; авторитетность власти,
т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности
общества; волевой характер власти предполагает наличие осознанной
политической программы, цели и готовности её выполнять; принудительный
характер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие);
всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех сферах
общественных отношений
и политических процессах.
Легитимность, как политико-психологический компонент власти.
Легитимность и суверенитет тесно связаны друг с другом. Потеря легитимности неизбежно приводит и к отказу в суверенитете власти над данной территорией. Например, резкое снижение легитимности власти КПСС в конце восьмидесятых годов повлекло за собой и потерю суверенитета Москвы над союзными республиками, а затем и сомнения по поводу суверенитета центра и над некоторыми национальными регионами в самой России! Аналогичные процессы можно проследить и на Чехословакии, Югославии, Ливане и других странах. Здесь очень важна роль психологического компонента изменение отношения людей к государственным институтам ни в коей мере нельзя недооценивать. Люди не выступают против того, что считают справедливым и законным. Легитимность власти это степень согласия между управляющими и управляемыми социальными субъектами, то .есть согласие граждан, чтобы ими управляли именно те и именно так, как нормативно определено. Легитимность необходимое условие стабильности и эффективности власти. Легко видеть, что это в первую очередь психологическое понятие. Никакие ссылки на документы, целесообразность или традиции не сделают власть легитимной до тех пор, пока эти аргументы не станут убедительными для большинства или, хотя бы, значительного числа управляемых. Таким образом, легитимность власти это факт сознания людей.
Индивид или институт
обладают легитимной властью в том
случае, если те, к кому они обращаются
с определенным распоряжением, признают
их право отдавать приказы. Если же
носитель власти теряет легитимность,
то рано или поздно он теряет и саму
власть. Современная политическая история
дает тому немало примеров это происходило
с режимами Чаушеску, президента Филиппин
Маркоса, последнего шаха Ирана и
многими другими. Их падению предшествовала
потеря согласия граждан подчиняться
существующей власти. Система рушилась
под ударами восстаний и
Характерно, что сначала
легитимность теряется для управляемых
они перестают признавать право носителей
власти на управление. Сами же властные
фигуры еще не осознают того, что ситуация
изменилась, продолжают ожидать подчинения
и готовности к подчинению. При этом они
опираются на традиции собственной легитимности,
подкрепленной соответствующими институтами
и ритуалами помазанием на царство, выборами
и т. д. Осознание потери легитимности
болезненно для носителей власти, и они
стараются интерпретировать неизбежно
амбивалентные результаты анализа положения
дел в стране в более благоприятном для
себя ключе.
Мотивация власти и её политико - психологические концепции
Мотивация политической власти
Давно замечено, что отношение людей к власти весьма неоднозначно. На одном полюсе находится позиция "дай Бог не вляпаться во власть". На другом столь сильное стремление к ней, что от него, по выражению Н. Макиавелли, "не могут оградить все достоинства ума и сердца..." При этом последний тип отношения к власти гораздо более социально заметен. Как отметил в этой связи Б. Рассел, у человека имеются две ненасыщаемые и бесконечные страсти к славе и власти. Не удивительно, что именно проблема мотивации власти, ее источника и проявлений постоянно находилась в центре внимания мировой социальной мысли.
Концепция врождённого стремления к власти.
Разработана ещё Аристотелем, её символом являются его слова : кто то рождён властвовать, а кто то подчиняться.
Социобиологческая мотивация власти
Одной из первых попыток
найти источник стремления к доминированию
стало предположение о его
врожденном характере. Сначала эта
мысль высказывалась в
Компенсаторная концепция власти.
Ее основоположником является компенсаторная концепция. Ее связавший стремление личности к доминированию, превосходству с попытками преодолеть реальную или воображаемую неполноценность. Данное положение было воспринято Г. Лассуэллом, разработавшим на её основе теорию мотивации политической деятельности, ставшую весьма влиятельной.
Власть как самоценность
Если при инструментальной
мотивации власти она является средством,
то в противоположном случае власть
рассматривается как
В поведенческом плане рассматриваемый вариант мотивации власти реализовывается в двух основных тенденциях:
1) стремлении к приобретению и расширению ресурсов власти или потребности чувствовать себя сильным (X. Хекхаузен) (своеобразный, "статический" аспект);