Политическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 05:48, шпаргалка

Описание работы

Наиболее тесные связи прослеживаются между политологией и социальной психологией. При этом ряд других дисциплин (социология, география, лингвистика, этнология и др.) с политической психологией тесно соприкасаются, в том числе в вопросах исследования политических аспектов их предметов.

Работа содержит 1 файл

Политическая психология (шпаргалки).docx

— 90.28 Кб (Скачать)

2. Физиологические  условия. Усталость, голод, алкогольное  или наркотическое опьянение,  хроническое недосыпание и т.  п. ослабляют людей не только  физически, но и психически, снижают  их способность быстро и правильно  оценить положение дел, делают  их более восприимчивыми к  эмоциональному заражению и, за  счет этого, снижают пороги  воздействия заразительности, повышая  вероятность возникновения массовой  паники.

3. Психологические  условия. К ним относятся неожиданность  пугающего события, сильное психическое  возбуждение, крайнее удивление,  испуг.

4. Идеологические  и политика-психологические условия. Сюда относятся нечеткое осознание людьми общих целей, отсутствие эффективного управления и, как следствие, недостаточная сплоченность группы.

Собственно паническая реакция включает в себя 1) потрясение от восприятия некоего особого пугающего  стимула, 2) замешательство, растерянность, 3) "циркулярную реакцию" и "эмоциональное  кружение" реального или предвосхищаемого страха, 4) двигательную ажитацию в виде хаотичного поведения и схватания за соломинку", 5) бегство от источника страха. 

  Агрессия как стихийная форма политического поведения .

Стихийная агрессия - это массовые враждебные действия, направленные на нанесение страдания, физического или психологического вреда или ущерба, либо даже на уничтожение  массой других людей или общностей. Психологически, за внешней стихийной  агрессией - разрушительным поведением, всегда стоит внутренняя агрессивность - эмоциональное состояние, возникающее  как реакция на переживание непреодолимости  каких-то барьеров (например, социально-политических) или недоступность чего-то желанного. Именно высоким эмоциональным накалом  стихийная агрессия отличается от агрессии организованной, при которой солдаты  атакующей армии, например, вполне могут  не испытывать сильных эмоций к своим  противникам, даже убивая их. На практике, стихийная агрессия всегда сопровождается еще и дополнительными сильными эмоциями негативного комплекса  типа гнева, враждебности, ненависти  и т. п. Выделяются физиологические, психологические, ситуационные условия-предпосылки  агрессии, а также провокационные действия как особое условие. Для  развития агрессии требуется конкретный повод, демонстрирующий недостижимость надежд и ожиданий людей; лидеры, способные "заводить" толпу; конкретный объект, на который направляется агрессия. Особую роль в развитии агрессии играет анонимность действий членов агрессивной  толпы. Соответственно, среди механизмов воздействия на такую толпу особую роль играет лишение участников такой  анонимности за счет крупных планов телерепортажей, использования полицией несмываемой краски и т. п. Различаются  экспрессивные, импульсивная, аффективные  и враждебные варианты агрессии. Соответственно, воздействия на эти варианты носят  дифференцированный характер. 

  Феномен политического  лидерства в истории  политико - психологической мысли.

Если для политической науки в целом главной проблемой  является власть, то для политической психологии - конкретное выражение  этой власти в том самом "человеческом факторе" политики, который она  изучает.

Феномен лидерства  представляет собой особую проблему в политической психологии. Феномен  лидерства - это "человеческое измерение" важнейшей проблемы всей политической науки и практики - проблемы власти. С одной стороны, власть в политико-психологическом  измерении - это способность властвующих ("верхов") заставить себе подчиняться, то есть некоторая потенция лидера, политического института или  режима. С другой стороны, власть в  том же самом политико-психологическом  измерении - это готовность "низов" подчиняться "верхам". Так возникают  две стороны одной медали феномена лидерства: способность "верхов" и готовность "низов". И каков "удельный вес" каждого из этих компонентов, зависит от многих обстоятельств, а точнее, от каждого конкретного случая. Изучение феномена лидерства позволяет рассматривать названные компоненты в единстве и взаимовлиянии.

Во-вторых, феномен  лидерства - наиболее активно изучаемая  проблема политической психологии. Именно здесь накоплен основной массив исследований, концепций и попыток теоретического обобщения. Именно здесь наиболее полезно  и продуктивно постоянное обращение  к истории проблемы, углубленный  исторический экскурс в проведенные ранее исследования. В изучении феномена лидерства, в отличие от ряда других разделов политической психологии, пока еще нет "окончательного диагноза", который позволил бы кратко суммировать и обобщить имеющиеся достижения, отбросив заведомо неверные концепции.

В-третьих, это наиболее продуктивная и благодарная для  политических психологов проблема. Занятие  ею обеспечивает интерес широкой  публики и, одновременно, спрос со стороны самих политиков. То есть, одновременно приносит редкое сочетание - и славы, и денег. 
 

  Основные подходы  к изучению политического  лидерства .

Политико-психологические  типологии лидерства отличаются значительным разнообразием. Психопатологическая  типология Г. Лассуэлла разделяет лидеров на "агитаторов", "администраторов" и "теоретиков". Типология политических типов Д.Рисмана - на "безразличных", "морализаторов" и "внутренних наблюдателей". Теория "макиавеллистской личности" с помощью М-шкалы позволяет подсчитать так называемые "Мак-коэффициенты" и разделить лидеров по их величине. Типология президентов Дж.Д, Барбера делит всех президентов США на четыре типа по шкалам "активности-пассивности" и "позитивности-негативности". Типология Д.М. Бернса разделяет "трансформационное" и "трансдейственное" лидерство. Отечественные типологии в основном базируются на внешних наблюдениях за руководителями современной России, а также на ряде эмпирических исследований (например, с помощью теста Люшера). 

Теории  политического лидерства  в политической психологии.

Теории "героев" и "теории черт"

Теории данной группы - из разряда древнейших. Лидер рассматривался через призму ряда факторов. Во-первых, "способности" - умственные, вербальные т.д. Во-вторых, "достижения" - образование и спорт. В-третьих, "ответственность" - зависимость, инициатива, упорство, желание и т. д. В-четвертых, "участие" - активность, кооперация и т.д. В-пятых, "статус" - социально-экономическое положение, популярность. Наконец, в-шестых, "ситуативные черты" личности.

Отметим основные качества, необходимые лидеру в рамках этого  подхода:

1) сильное стремление  к ответственности и завершению  дела;

2) энергия и упорство  в достижении цели; рискованность  и оригинальность в решении  проблем;

3) инициативность;

4) самоуверенность;

5) способность влиять  на поведение окружающих, структурировать  социальные взаимоотношения;

6) желание принять  "на себя" все последствия  действий и решений;

7) способность противостоять  фрустрации и распаду группы.

Теории среды

Основное положение  теорий среды гласит: лидерство является функцией окружения, т.е. определенного  времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Эта  теория полностью игнорировала индивидуальные различия людей, приписывая их требованиям  среды. Так, по Е.С. Богардусу, тип лидерства в группе зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать.

Личностно-ситуационные теории

Эта группа теорий является симбиозом двух предыдущих: в ее рамках одновременно рассматриваются  и психологические черты лидера, и условия, в которых происходит процесс лидерства. Так, по мнению С.М. Казе, лидерство генерируется тремя факторами: личностными качествами, группой последователей и событием (например, проблемой, которую решает группа).

Теории взаимодействия-ожидания

Согласно взглядам Дж.С. Хоманса и Дж.К. Хемфилда, теория лидерства должна рассматривать три основные переменные: действие, взаимодействие и настроения. Это предполагает, что усиление взаимодействия и участие в совместной деятельности связано с усилением чувства взаимной симпатии, и с внесением большей определенности в групповые нормы. Лидер в этой теории определяется как инициатор взаимодействия.

Например, теория "усиления ожиданий" Р. Стогдилла основана на следующем утверждении: у членов группы в процессе взаимодействия усиливаются ожидания того, что каждый из них будет продолжать действовать соответствующим образом. Роль индивида определяется взаимными ожиданиями и, если его действия совпадают с ожиданиями группы, ему разрешается к ней присоединиться, т.е. его допускают ("принимают") в группу. Лидерский потенциал человека зависит от его возможности инициировать взаимодействие и ожидания.

Теории обмена

Представители данной теории (Дж.С. Хоманс, Дж.С. Марч, Х.А. Саймон, Х.Х. Келлиидр.) исходили и до сих пор исходят из того, что общественные отношения представляют собой форму особого обмена, в ходе которого члены группы вносят определенный вклад и получают некий "доход". Взаимодействие продолжается до тех пор, пока все участники находят такой обмен взаимовыгодным. Т.О. Джакобс сформулировал свой вариант теории обмена следующим образом: группа предоставляет лидеру статус и уважение в обмен на его необычные способности достижения цели. Процесс обмена сложно организован, он включает многочисленные системы "кредитования" и сложные "выплаты".

Мотивационные теории

Согласно В.Ф. Стоуну, мотив - это своеобразная выученная "навязчивая идея", основанная на внутренней потребности компетентно  обращаться с окружающей средой. Независимо от первоначальной потребности (власть, престиж, самовыражение), мотивация  зависит от осознаваемых человеком  возможностей. Естественно, слишком  сильная мотивация может исказить восприятие. Например, слишком сильно мотивированный кандидат, объективно имеющий мало шансов на успех, может  быть слепо уверен в своей победе. Однако, чаще всего индивид выставляет свою кандидатуру, когда осознает, что у него есть вероятность победить, достаточно навыков и серьезная поддержка. Как заметил Д. Шлезингер, "амбиции часто развиваются в специфической ситуации как ответная реакция на возможности, открывающиеся политику. "Теория амбиций" предполагает рациональную оценку ситуации. 

Политико - психологические типологии политического лидерства в западной науке (Г. Лассуэлл, Дж. Барбер, М. Херманн .)

Психопатологическая типология Г. Лассуэлла

Согласно данной типологии, в зависимости от функции, которую выполняет или стремится  выполнять тот или иной политический тип, различаются такие типы как "агитатор", "администратор" и "теоретик", а также их различные  комбинации. Г. Лассуэлл рассматривал направление движения бессознательных факторов в критических ситуациях развития карьеры каждого из этих типов, а также их роль в становлении определенных политических типов.

Так, основная функция "агитаторов" - распространение  своей агитации и общение с  гражданами. Они ценят риторику, вербальные формулы, жесты и частое, ритуализированное повторение принципов. Они живут ради того, чтобы быть замеченными, чтобы Провоцировать и унижать оппонентов, а чисто администраторские функции вызывают у них фрустрацию, Это недисциплинированные и часто сварливые политики с ярко выраженным энтузиазмом, которые возбуждают публику призывами, многократными заклинаниями и, подчас, даже бранью. Для них имеет ценность эмоциональный отклик аудитории.

"Администраторы", в отличие от "агитаторов", проектируют  свои аффекты на менее отдаленные  и абстрактные объекты и фокусируют  внимание на манипуляции определенной  группой, демонстрируя беспристрастный  безличностный интерес к задачам организации. Им чужды абстракции, так как они не нуждались в них ранее, для разрешения своих эмоциональных проблем. Их нельзя назвать безаффектными, они просто более хладнокровны и аффективно сбалансированы.

Г. Лассуэлл выделял два подтипа "администраторов". Первый подтип характеризуется выраженной энергией и воображением, что внешне приближает его к агитаторам.

Второй подтип представляет собой чрезмерно щепетильного и "совестливого" лидера, чья любовь к рутине и деталям, страсть к  точности, одновременно, сохраняют  целостность и развивают отчуждение окружения. "Администраторы" этого  типа не имели серьезных потрясений в ходе развития личности, не имели  сверх-репрессированных эмоций, так как либо сублимировали их, либо выражали их в кругу семьи. Их щепетильность - не что иное, как попытка продемонстрировать свою силу.

"Теоретиков" (экспертов  и идеологов) привлекают отдаленные  и высоко рационализированные  цели. В отличие от "агитатора", избирающего для атаки близкие  цели, "теоретики" стремятся  к абстракции и грандиозности.  Рассмотрение различных идей  часто является для "теоретиков" самоцелью, что несколько отдаляет  их от ведомых. "Теоретику" абстракции необходимы для разрешения собственных эмоциональных проблем. В отличие от "администраторов", теоретики страдают при отсутствии аффектов, так как пережили много фрустраций в процессе своего развития. Интеллектуализация - ответ теоретиков на собственные когда-то нерешенные эмоциональные проблемы.

Типология президентов  Дж. Д. Барбера

Дж. Д. Барбер в нашумевшей книге "Президентский характер" на основе исторических и биографических материалов рассматривал психологическую структуру личности американских президентов. Получалось, что личность президента состоит из трех основных элементов:101 стиль (привычный способ исполнения политических ролей), взгляд на мир (первичные политически релевантные верования, концепция социальной причинности, человеческой природы и основного нравственного конфликта - призма, через которую президент видит мир) и характер (жизненная ориентация). Однако на личность президента влияют как минимум два аспекта политической ситуации: властные отношения (система власти) и так называемый "климат ожиданий" (основные нужды и требования граждан, обращенные к президенту). Дж.Д. Барбер выделял три типа ожиданий: во-первых, люди нуждаются в уверенности, что все будет хорошо, и президент обо всем позаботится; во-вторых, людям нужно ощущение прогресса и динамики и, в-третьих, им необходима президентская легитимность.

Информация о работе Политическая психология