Политическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 05:48, шпаргалка

Описание работы

Наиболее тесные связи прослеживаются между политологией и социальной психологией. При этом ряд других дисциплин (социология, география, лингвистика, этнология и др.) с политической психологией тесно соприкасаются, в том числе в вопросах исследования политических аспектов их предметов.

Работа содержит 1 файл

Политическая психология (шпаргалки).docx

— 90.28 Кб (Скачать)

Малая группа в политике представляет собой то, что в XX веке принято называть "командой" лидера. Исторически прослеживают разные варианты таких "команд". В качестве критерия различения выступает основа сплочения  такой группы. Известны родоплеменные  основы лидерских "команд". И. Грозный  ввел опричнину как основу наемной "команды" лидера. Петр I предпочитал "компанию" как основа дружеской "команды". Некоторые лидеры ценили фаворитизм как основы "команд" особого типа. Были примеры и неформальных связей как основа "команды" психотерапевтического  типа. Наполеон ввел понимание "команды" как своего рода "министерства талантов". Александр I трактовал "команду" как "тайное общество". Наконец, Дж.Ф. Кеннеди ввел современно понимание "команды", как "мозгового треста". Развиваясь, расширяя масштабы своей руководящей роли, любой лидер вынужден идти на смену "команд". Как правило, в истории большинство известных персон имело три "команды": 1) "команда" прихода лидера к власти, 2) "звездная команда" пика его пребывания у власти, и 3) "похоронная команда" завершения лидером своих властных функций. Эти три "команды" выполняют разные функции, формируются по разным принципам и основаниям, и играют разную роль для лидера. Как правило, в первой "команде" лидер часто выступает в роли "младшего партнера - такая "команда" может доставаться по наследству от прежнего лидера. Вторая "команда" - это "союз единомышленников", "друзей" и "товарищей", обеспечивающих лидеру положение "первого среди равных". Наконец, третья "команда", "стая" возникает при достижении лидером монополии власти и потенциально опасна для него. 

Психология  больших социальных групп в политике.

1. Буржуазия

Представляет собой  весьма разнородную большую социальную группу. Однако для буржуа, к какому бы слою или страте внутри данной группы он не принадлежал (к крупной, средней  или мелкой буржуазии, к компрадорской, бюрократической или торгово-посреднической буржуазии), главной потребностью и  целью является стремление к прибыли, укрепление и расширение своего бизнеса. Этим объясняется рациональный образ  мысли любого буржуа, рационализирование его образа жизни, его рациональная хозяйственная этика. Соответственно, этому и подчинено его возможное участие в политике - он постоянно реформирует и рационализирует ее в своих интересах. Здесь необходимо оговориться, что в индустриально развитых западных странах прямое участие буржуазии в политике уже практически не встречается. Само развитие буржуазного государства способствовало формированию профессиональных политиков как особой социальной группы. Эта группа финансируется буржуазией и, соответственно, обслуживает ее политические интересы, хотя внешне старается держаться в стороне от буржуазии, особенно крупной. Соответственно, чась буржуазии постепенно оттесняется от реальной политики, и это выступает в качестве естественного "разделения труда". 

2. Рабочий класс

В современном мире давно утратил черты того "пролетариата" времен промышленной революции, о котором  писал основоположник марксизма. В  развитых лромышленных странах, безусловно, значительной части трудящихся присуще критически-оппозиционное отношение к буржуазной и социал-реформистской политике. Однако это отношение не ведет у большинства трудящихся к формированию или принятию активных политических позиций, соответствующих их оппозиционным настроениям. Наиболее явное и массовое выражение этих настроений - рост отчуждения от политики, недоверие к политическим партиям и государству уклонение от участия в выборах и тому подобные явления. Часто возникает впечатление, что, ощущая потребность в существенных политических переменах, многие трудящиеся просто не в состоянии найти удовлетворяющую их альтернативу курсу правящих в обществе сил. По этой причине их политические ориентации и поведение принимают в значительной мере инерционный характер, как бы подчиняясь привычным, унаследованным от прошлого стереотипам. Особые политико-психологические явления происходят в рабочей среде в кризисных социально-политических ситуациях. Кризисы ухудшают условия продажи рабочей силы и, тем самым, ослабляют позиции рабочих в борьбе за свои потребности. Кроме того, в условиях кризиса растущая безработица усиливает конкуренцию среди самих рабочих, ослабляя их солидарность. В политико-психологическом плане подобные факторы могут ослаблять внутреннюю сплоченность группы, снижать ощущение своей силы, негативно воздействовать на уровень группового сознания. Вместе с тем, действие тех же факторов может вести и к росту социального протеста данных слоев, к их объединению в борьбе против последствий кризиса, перерастающей в массовые политические движения за изменение существующих порядков. Главный же парадокс ситуации заключается в том, что собственно буржуазия в большинстве развитых стран не превышает во второй половине XX века 2-4% населения этих стран. Тем не менее, эти страны являются откровенно буржуазными по доминирующей среди их населения психологии. Представляя собой абсолютное меньшинство, буржуазия сумела заразить своей психологией, своим сознанием и, главное, своими ценностями, нормами и образцами поведения подавляющую часть всех других социальных групп и слоев населения. 

4. Интеллигенция

Отличается особой психологической разнородностью. Высокий  уровень индивидуального сознания высокообразованных людей - объективный  тормоз для развития сознания группового. Соответственно содержание и уровень  развития социально-группового сознания интеллигенции как раз и отражают ее социальную, психологическую и  политическую разнородность. В результате, ее разобщенность на профессиональные подгруппы, слои и отряды приводит к  тому, что именно в их рамках в  основном и формируется социально-психологическая, а затем и политико-психологическая  общность работников квалифицированного умственного труда. Их групповое  сознание обретает форму своеобразного  корпоративного или "цехового" сознания, что проявляется в своего рода "корпоративном коллективизме" (или просто корпоративизме) - то есть, в коллективизме, ограниченном сравнительно узкими рамками интересов данной социально-профессиональной группы.

Маргиналы.

О маргинальности (от латинского margo - край), как обобщенной характеристике промежуточных, "гибридных" социальных групп и их представителей, впервые написал американский социолог Р. Парк во второй половине 20-х гг. XX века. Содержательно он включал в это понятие социально- и политико-психологические последствия неадаптации (дезадаптации) мигрантов (иммигрантов) к требованиям новых социальных групп (в частности, урбанистических), в которые включаются новые слои. В 30-е гг. Э. Стоунквист, исследуя поведение таких групп, установил, что маргинальные слои и их представителей могут ждать две противоположные судьбы: либо они играют роли лидеров социально-политических, националистических по своему характеру движений, либо влачат существование вечных изгоев. В их политическом поведении обычно также выделяются противоположные характеристики: девиация, аморальность, агрессивность (или же, напротив, пассивность), проявляющиеся на уровне межиндивидуальных и межгрупповых отношений. 

Масса как субъект политики.

В отличие от групп, больших и малых, всегда так или  иначе организованных и структурированных (в том числе, политически), массы - это принципиально неорганизованные и неструктурированные субъекты политики. В основе политической психологии масс лежит массовое сознание. Ещё  до возникновения П.П масса определялась как сборище деклассированных элементов. Массовое сознание - один из видов общественного сознания, реальная форма его практического существования. Массы легковерны и сильновнушаемы, живут в мире грёз, иллюзий. Основные свойства: аморфность, временность существования, неоднородность. Массы как носители массового сознания социологически определяются как некоторой ситуативно возникающие общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования). При явной психологической неполноте, это определение позволяет разграничить массу и группы. Основные виды масс выделяются по ряду ведущих признаков. Массы делятся на 1) большие и малые; 2) устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные); 3) сгруппированные и несгруппированные, упорядоченные или неупорядоченные в пространстве; 4) контактные и неконтактные (дисперсные); 6) спонтанные, стихийно возникающие, и специально организуемые; 7) социально однородные и неоднородные. В конкретно-практическом выражении, в качестве основных разновидностей масс, выделяются толпа, "собранная публика" и "несобранная" публика.

Говоря о массе  как субъекте нужно классифицировать её :

1.Первый вид, случайную  толпу, каждый может легко наблюдать  на улице, где произошло, допустим, дорожно-транспортное происшествие.

2. Второй вид, экспрессивная  толпа, обычно представляет собой  совокупность людей, совместно  выражающих радость или горе, гнев или протест - в общем,  что-то эмоционально выражающих. Это может быть, например, толпа,  идущая за гробом. Крайний случай  экспрессивной толпы - экстатическая  толпа, возникающая тогда, когда  люди доводят себя до исступления  в совместных молитвенных или  ритуальных ритмических действиях.

3. Третьим видом  толпы, в чем-то приближающимся  к рассматриваемой далее "собранной  публике", является так называемая "конвенциональная толпа", руководствующаяся  какими-то правилами в своем  поведении. Обычно такая толпа  собирается по поводу события,  объявленного заранее -спортивного состязания, политического митинга.

4. Четвертый вид,  действующая толпа, считается  наиболее важным в политическом  отношении, и потому наиболее  пристально изучаемым видом толпы.  Действующая толпа, в свою очередь,  подразделяется на несколько подвидов. Обычно выделяются агрессивная толпа - множество людей, движимых гневом и злобой, стремящихся к уничтожению, разрушению, убийствам. Отдельно выделяется паническая толпа - люди, движимые чувством страха и стремлением избежать некой опасности (реальной или воображаемой).

Особняком стоит  стяжательская толпа - люди, объединенные желанием добыть или вернуть себе некие ценности. Такая толпа разнородна, она может включать и мародеров, и вкладчиков обанкротившихся банков, и погромщиков, и т. д. Главная  ее особенность - общее эмоционально-действенное  единство на фоне осознаваемого в  глубине конфликта: ведь члены такой  толпы борются за обладанием ценностей, которых все равно на всех не хватит.

Особым видом является мятежная или повстанческая толпа. Окончательное ее название зависит  от результата ее действий. В случае успеха она будет не Просто "повстанческой", а даже "революционной". В случае поражения, она может даже потерять статус "мятежной толпы" и превратиться просто в "случайный сброд". Все относительно в этом вопросе. 
 

Массовая  политическая психология и её характерные  черты.

Массовая политическая психология - единство массового политического  сознания и массового политического  поведения, детерминированного этим сознанием. Массовое политическое сознание - особая разновидность массового сознания, имеющая в качестве основного  содержания политические проблемы, на решение которых направляется политическое поведение массы. Массовое политическое сознание - это массовое сознание общества по отношению к вопросам, имеющим  актуальное политическое содержание и  определенные политические последствия. Это особое, обладающее специфическими (политическими) механизмами детерминации и, следовательно, определенной автономностью  слагаемое массового сознания - особый, политизированный сегмент массового  сознания, По происхождению, массовое политическое сознание повторяет путь массового сознания. Однако оно возникает  и распространяется, лишь когда совершаются крупные социально-политические события, разрушающие привычную структуру общества и его стратификацию. По структуре, массовое политическое сознание включает основной (первичный) эмоционально-действенный, и вторичный рациональный уровни. Рациональный уровень включает более статичные (типа оценок и ожиданий, ценностей и "общих ориентаций") и более динамичные (типа массовых мнений и настроений) компоненты.

Масса меняет индивидуальное поведение, стирая групповые различия между ними и трансформируй нивелируя всю индивидуальную психику. Главные отличительные признаки индивида в массе: анонимность и исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, снижение интеллекта и всей рациональной сферы, ориентация массой мыслей и чувств индивида в одном и том же направлении, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Утрачивая индивидуальную ответственность, индивид обретает ощущение всемогущества и безответственности. 

  Индивид и массовое  политическое поведение.

Масса меняет индивидуальное поведение, стирая групповые различия между ними и трансформируй нивелируя всю индивидуальную психику. Главные отличительные признаки индивида в массе: анонимность и исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, снижение интеллекта и всей рациональной сферы, ориентация массой мыслей и чувств индивида в одном и том же направлении, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Утрачивая индивидуальную ответственность, индивид обретает ощущение всемогущества и безответственности. Механизмами психологического влияния массы на индивида являются заражение, подражание и внушение. Масса оказывает на индивида двойственное влияние. Если отдельный индивид всегда руководствуется личным интересов, то масса свободна от него. Значит, она может быть направлена либо в криминальную, либо бескорыстную сторону. Массе может быть свойственно разрушение, но ей может двигать и одухотворенность во имя каких-то идеалов. Массой движут вожди особого типа - "вожаки". Во-первых, это убежденные проповедники, апостолы неких верований (религиозных, социальных или политических). Во-вторых - фанатики одной идеи, "помощники апостолов". В-третьих - "дегенераты", ущербные физически, умственно или социально личности, защитники доктрин, которые обещают им лучшую будущность. В-четвертых, это тираны или диктаторы. В свое время подобные типологии (в частности, разработанные Г. Лебоном) производили впечатление тенденциозности и социальной ангажированности их авторов. Однако, если вспомнить хотя бы общеизвестный фанатизм А. Гитлера, известный из мемуаров современников, моноидеизм В.И. Ленина или природную ущербность, сухорукость И.В. Сталина, то многое представляется убедительным. 

Психологические элементы политического  поведения и их характеристика. Можно  брать частично с  предыдущего вопроса.

Это- o внешнюю среду, посылающую стимулы субъекту поведения;

Информация о работе Политическая психология