Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 05:48, шпаргалка
Наиболее тесные связи прослеживаются между политологией и социальной психологией. При этом ряд других дисциплин (социология, география, лингвистика, этнология и др.) с политической психологией тесно соприкасаются, в том числе в вопросах исследования политических аспектов их предметов.
Современное состояние политической психологии - это вполне динамичное состояние постепенно нарастающего развития. Главное, что нарастают сами темпы этого развития, что особенно характерно для российской политической психологии. После периода своего полуподпольного существования, она вошла в качестве составной части в мировую политическую психологию. С учетом же того, что в последнее десятилетие как раз Россия поставляет наибольшее количество эмпирического материала именно политико-психологического характера, можно смело прогнозировать дальнейшую, причем все более тесную интеграцию российской политической психологии в мировую науку.
В западных странах политической психологией всерьез занимаются и некоторые политики-практики. Наверное, за этим как раз и стоит определенная неудовлетворенность теми знаниями, которые может дать наука. Политик берется за то или иное дело самостоятельно обычно только и именно тогда, когда его явно не удовлетворяют материалы, предоставляемые консультантами, советниками и экспертами. Хорошо это или плохо - покажет время. Однако трудно не согласиться с тем, что включение самих политиков в регулярные занятия политической психологией придает ей дополнительные стимулы для дальнейшего развития.
В психологии позитивизм оказал влияние на бихевиоризм и положил начало операционализму. Психолог-позитивист стремится убрать из научной психологии все ссылки на разум, поскольку считает, что только так психология может избежать скатывания к религиозным предрассудкам. В политической науке позитивистский подход основывается на посылке о единообразии, повторяемости и исчислимости элементов и компонентов, лежащих в основе политических феноменов. Одной из главных характеристик позитивизма, в том числе и бихевиоризма, является постулат о разграничении фактов и ценностей, о неприемлемости ценностного подхода в политологическом исследовании. В рамках позитивизма существуют следующие теории : Теория политической поддержки Истона, теория политического лидера Дениса, ролевая теория в политике(все люди играют в политике какую то роль) и иные.
Антипозитивизм :человек
не только объект политики но и её цель.
Он преобразовывает политику в целом.
Теория представлена концепцией когнитивизма
(исследует процесс политического мышления),современным
психоанализом (Фрейд,Лассуэл,Юнг)
Политическое сознание и политический менталитет как категории политической психологии
В самом общем
виде политическое сознание можно определить
как специфическую форму
Одни ученые, рассматривая
политический менталитет как область
психологической жизни людей, считают,
что он проявляется через систему
взглядов, оценок, норм, , которые основываются
на имеющихся в данном обществе знаниях
и верованиях). Другие под политическим
менталитетом понимают совокупность установок,
эмоций и настроений разнообразных политических
субъектов, составляющих стиль их мышления
и проявляющихся непосредственно в политической
активности Некоторые исследователи политический
менталитет отождествляют с символическим
уровнем обыденного политического сознания
Рассматривая политический менталитет
в контексте сознания, Е.Б.Шестопал выделяет
в его структуре два блока элементов: мотивационные
(потребности, ценности, установки, чувства)
и познавательные (знания о политике, информированность,
интерес, убеждения, способ мышления).
И.В.Мостовая и А.П.Скорик в политическом
менталитете выделяют четыре "слоя":
коллективно-бессознательный, рефлексивный,
архетипический, ценностный.Даются также
интегральные определения политического
менталитета как совокупности мироустановок,
привычек мышления, нравственных ориентаций,
верований, манер поведения, характерных
для какой-либо общности людей или конкретного
индивида, обусловленных отношением к
властным структурам и их оценкой Существуют
самые различные представления о том,
какие духовные интенции жизнедеятельности
людей охватывает понятие менталитета:
осознанные или неосознанные, рациональные
или аффективные, когнитивные или конативные,
массовые или элитарные, обыденные или
теоретические.
Коллективное бессознательное в политике.(Юнг, Дюркгейм, Бехтерев)
Термин "коллективное бессознательное" был введен в начале века последователем 3. Фрейда К. Юнгом для обозначения особого класса психических явлений, которые, в отличие от индивидуального (личного) бессознательного, являются носителями опыта филогенетического развития человечества. Главным содержанием коллективного бессознательного для Юнга были архетипы - всеобщие априорные схемы поведения, наполняющиеся конкретным содержанием в реальной жизни человека; особого рода надличностные (видовые, групповые) способы восприятия и реагирования на происходящее вокруг человека, определяющие схожесть поведения людей, относящихся к некоторому "коллективу" филогенетического толка (например, к - одному этносу).
В политической психологии
трактовка коллективного
Структурно в рамках
коллективного бессознательного выделяются
коллективные эмоции, чувства, настроения,
мнения, знания, оценки и суждения. Доминирующие
роль играют эмоциональные компоненты.
Рациональные элементы существуют в
составе коллективного
Коллективное бессознательное проявляется в массовом поведении двух различающихся видов, Первый вид массового поведения сводится к однородным единообразным оценкам и действиям, соединяющим индивидов в достаточно целостную монолитную массу на основе общего для всех ее членов коллективного бессознательного. Обычно это происходит в результате заражения значительного числа людей сходными эмоциональными состояниями и массовыми настроениями - например, толпа фанатиков, охваченная единым порывом экстаза при виде своего лидера, скандирующая приветствия в его адрес, лозунги и т. п.
Второй вид массового
поведения, в котором важную роль
играет коллективное бессознательное,
напротив, связан с такими обстоятельствами,
при которых эмоциональные
Подобные представления,
подавляя индивидуальное сознание людей,
могут вызывать стереотипные реакции,
которые В.М. Бехтерев считал предметом
"коллективной рефлексологии", специальной
отрасли социальной и политической
психологии, связанной с феноменами
типа поведения толпы на митинге,
массовыми истериями, паникой и
т. п. (Бехтерев мало).
Политическая психика и особенности её проявления.
Если не вдаваться
в совсем уж глубинные психологические
детали, в достаточно общем политико-
1. Политическое восприятие. наше восприятие зависит от установок и стереотипов нашего сознания, а в политическом аспекте - от политического сознания, самосознания и политической культуры. Причем проявляется это влияние на неосознанном уровне. Наложите друг на друга контурные изображения автомобиля и лошади, а потом покажите этот внешне бессмысленный набор линий американцам и мексиканцам. Абсолютное большинство американцев уверенно видят в этом наборе автомобиль. Не меньшее количество мексиканцев - мустанга. Сделайте то же самое с изображением автомата Калашникова и скрипки. Большинство палестинцев (чеченцев, афганцев - любой воюющей общности) увидят только автомат Калашникова. Напротив, большинство европейцев увидят скрипку, и ничего больше.
2.Политическое мышление
- это форма сознательного
3. Политические эмоции
- это форма чувственного, обычно
неосознанного, но достаточно
продуктивного отражения
4. Четвертым, итоговым,
и уже выходящим за пределы
собственно психики, является
блок политического поведения
-конкретных действий, основанных на воспринятой,
переработанной и оцененной информации.
Политическая установка как категория политической психологии
Огромную роль в формировании политического мышления играют политические установки и стереотипы Установка - это специфическое состояние субъекта, которое характеризует его готовность к совершению действия, направленного на удовлетворение данной потребности в данной ситуации. Установка предшествует действию, являясь его начальным этапом, настроем на действие. Установка включена в мотивационные механизмы поведения и сознания человека в силу того, что она во-первых, служит для настройки деятельности на определенный объект, а, во-вторых, обеспечивает относительно устойчивую форму потребностей и мотивов. Благодаря установкам субъекту не нужно постоянно определять, в чем состоят его потребности и способы их удовлетворения: они уже зафиксированы в установках.
В политической деятельности установка является регулятором поведения человека или группы, формирующим позитивное или негативное отношение их к власти, государству. Обычно исследователей и их заказчиков интересуют вполне конкретные установки: на политическую систему в целом, на режим, на конкретные политические институты, на политических лидеров и даже на те или иные политические решения или события.
В психологических исследованиях принято выделять в структуре установки три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, каждый из которых образует "относительно самостоятельные подсистемы регуляции активности субъекта" Когнитивный элемент установки предполагает наличие у личности предварительных знаний, интереса к политике. Наличие этого компонента объясняет тот отбор информации, который личность имеет о партиях, политиках, процессах, о которых она уже осведомлена и к которым приковано ее внимание. Эмоциональное отношение к политическому объекту (нравится - не нравится, приятно - не приятно, доверяет - не доверяет), как правило, предшествует критическому осмыслению информации о политике. И, наконец, поведенческий компонент установки представляет собой собственно готовность к действию: будь то голосование, участие в митинге или шествии, вступление в партию или террористический акт.
Более глубокие корни
имеет другой вид установки - диспозиция
или общее отношение. Третий вид
установки - убеждения, которые составляют
своего рода стержень личности.
Политический стереотип, как категория политической психологии.
С политико-психологической
точки зрения, стереотип -