Политическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 05:48, шпаргалка

Описание работы

Наиболее тесные связи прослеживаются между политологией и социальной психологией. При этом ряд других дисциплин (социология, география, лингвистика, этнология и др.) с политической психологией тесно соприкасаются, в том числе в вопросах исследования политических аспектов их предметов.

Работа содержит 1 файл

Политическая психология (шпаргалки).docx

— 90.28 Кб (Скачать)

Современное состояние  политической психологии - это вполне динамичное состояние постепенно нарастающего развития. Главное, что нарастают  сами темпы этого развития, что  особенно характерно для российской политической психологии. После периода  своего полуподпольного существования, она вошла в качестве составной части в мировую политическую психологию. С учетом же того, что в последнее десятилетие как раз Россия поставляет наибольшее количество эмпирического материала именно политико-психологического характера, можно смело прогнозировать дальнейшую, причем все более тесную интеграцию российской политической психологии в мировую науку.

В западных странах  политической психологией всерьез  занимаются и некоторые политики-практики. Наверное, за этим как раз и стоит  определенная неудовлетворенность  теми знаниями, которые может дать наука. Политик берется за то или  иное дело самостоятельно обычно только и именно тогда, когда его явно не удовлетворяют материалы, предоставляемые  консультантами, советниками и экспертами. Хорошо это или плохо - покажет  время. Однако трудно не согласиться  с тем, что включение самих  политиков в регулярные занятия  политической психологией придает  ей дополнительные стимулы для дальнейшего  развития.

В психологии позитивизм оказал влияние на бихевиоризм и  положил начало операционализму. Психолог-позитивист стремится убрать из научной психологии все ссылки на разум, поскольку считает, что только так психология может избежать скатывания к религиозным предрассудкам. В политической науке позитивистский подход основывается на посылке о единообразии, повторяемости и исчислимости элементов и компонентов, лежащих в основе политических феноменов. Одной из главных характеристик позитивизма, в том числе и бихевиоризма, является постулат о разграничении фактов и ценностей, о неприемлемости ценностного подхода в политологическом исследовании. В рамках позитивизма существуют следующие теории : Теория политической поддержки Истона, теория политического лидера Дениса, ролевая теория в политике(все люди играют в политике какую то роль) и иные.

Антипозитивизм :человек не только объект политики но и её цель. Он преобразовывает политику в целом. Теория представлена концепцией когнитивизма (исследует процесс политического мышления),современным психоанализом (Фрейд,Лассуэл,Юнг) 

Политическое  сознание и политический менталитет как категории  политической психологии

В самом общем  виде политическое сознание можно определить как специфическую форму человеческого  сознания. Специфичность политического  сознания обусловлена двумя обстоятельствами. Во-первых, объектом отражения. Политическое сознание - отражение человеком всего  многообразного мира политики. Во-вторых, субъектом отражения. Политическое сознание - это отражение в духовной форме интересов, запросов классов, социальных групп, наций и так  далее. Политическое сознание сложно по своей структуре. В нем выделяются различные формы, уровни и так  далее. Рассмотрим ниже некоторые из них. В политическом сознании выделяются политическая психология и политическая идеология. Политическая психология - это отражение политики в чувственной (эмоции, впечатления, настроения и  так далее) форме определенным классом, общественной группой. Политическая идеология - это отражение политики в идеальной  форме.

Одни ученые, рассматривая политический менталитет как область  психологической жизни людей, считают, что он проявляется через систему  взглядов, оценок, норм, , которые основываются на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях). Другие под политическим менталитетом понимают совокупность установок, эмоций и настроений разнообразных политических субъектов, составляющих стиль их мышления и проявляющихся непосредственно в политической активности Некоторые исследователи политический менталитет отождествляют с символическим уровнем обыденного политического сознания Рассматривая политический менталитет в контексте сознания, Е.Б.Шестопал выделяет в его структуре два блока элементов: мотивационные (потребности, ценности, установки, чувства) и познавательные (знания о политике, информированность, интерес, убеждения, способ мышления). И.В.Мостовая и А.П.Скорик в политическом менталитете выделяют четыре "слоя": коллективно-бессознательный, рефлексивный, архетипический, ценностный.Даются также интегральные определения политического менталитета как совокупности мироустановок, привычек мышления, нравственных ориентаций, верований, манер поведения, характерных для какой-либо общности людей или конкретного индивида, обусловленных отношением к властным структурам и их оценкой Существуют самые различные представления о том, какие духовные интенции жизнедеятельности людей охватывает понятие менталитета: осознанные или неосознанные, рациональные или аффективные, когнитивные или конативные, массовые или элитарные, обыденные или теоретические. 

Коллективное  бессознательное  в политике.(Юнг, Дюркгейм, Бехтерев)

Термин "коллективное бессознательное" был введен в начале века последователем 3. Фрейда К. Юнгом для обозначения особого класса психических явлений, которые, в отличие от индивидуального (личного) бессознательного, являются носителями опыта филогенетического развития человечества. Главным содержанием коллективного бессознательного для Юнга были архетипы - всеобщие априорные схемы поведения, наполняющиеся конкретным содержанием в реальной жизни человека; особого рода надличностные (видовые, групповые) способы восприятия и реагирования на происходящее вокруг человека, определяющие схожесть поведения людей, относящихся к некоторому "коллективу" филогенетического толка (например, к - одному этносу).

В политической психологии трактовка коллективного бессознательного дополняется введенным Э. Дюркгеймом в конце XIX века понятием "коллективные представления", обозначающим неосознаваемую в силу привычности, автоматизированности совокупность знаний, мнений, норм поведения, сложившихся в социальном опыте у членов социальных групп и общностей.

Структурно в рамках коллективного бессознательного выделяются коллективные эмоции, чувства, настроения, мнения, знания, оценки и суждения. Доминирующие роль играют эмоциональные компоненты. Рациональные элементы существуют в  составе коллективного бессознательного лишь в виде устоявшихся стереотипов, традиционных воззрений и верований, играющих подчиненную, во многом обслуживающую  роль по отношению к иррациональным моментам.

Коллективное бессознательное проявляется в массовом поведении двух различающихся видов, Первый вид массового поведения сводится к однородным единообразным оценкам и действиям, соединяющим индивидов в достаточно целостную монолитную массу на основе общего для всех ее членов коллективного бессознательного. Обычно это происходит в результате заражения значительного числа людей сходными эмоциональными состояниями и массовыми настроениями - например, толпа фанатиков, охваченная единым порывом экстаза при виде своего лидера, скандирующая приветствия в его адрес, лозунги и т. п.

Второй вид массового  поведения, в котором важную роль играет коллективное бессознательное, напротив, связан с такими обстоятельствами, при которых эмоциональные потрясения не соединяют, а разобщают людей. Тогда в действие вступают не общие, а различные, но одинаковые для значительного  числа людей поведенческие механизмы, и возникает поведение, главным  содержанием которого являются спонтанные однородные реакции больших множеств людей на критические ("пограничные") ситуации, возникающие объективно и внезапно. К таким ситуациям наравне со стихийными бедствиями относятся войны, революции и т. п.

Подобные представления, подавляя индивидуальное сознание людей, могут вызывать стереотипные реакции, которые В.М. Бехтерев считал предметом "коллективной рефлексологии", специальной  отрасли социальной и политической психологии, связанной с феноменами типа поведения толпы на митинге, массовыми истериями, паникой и  т. п. (Бехтерев мало). 

Политическая  психика и особенности  её проявления.

Если не вдаваться  в совсем уж глубинные психологические  детали, в достаточно общем политико-психологическом  виде, человеческая психика может  быть представлена как состоящая  из четырех основных блоков. Во-первых блок политического восприятия - восприятия политики как таковой и, в частности, восприятие политической информации. Во-вторых, блок политического мышления - переработки воспринятой политической информации, ее осмысления и принятия политического решения. В-третьих, блок политических эмоций, чувств и аффектов - эмоционального оценивания выводов политического мышления. Четвертым, итоговым, и уже выходящим за пределы собственно психики, является блок политического поведения - конкретных действий, основанных на воспринятой, переработанной и оцененной информации.

1. Политическое восприятие. наше восприятие зависит от установок и стереотипов нашего сознания, а в политическом аспекте - от политического сознания, самосознания и политической культуры. Причем проявляется это влияние на неосознанном уровне. Наложите друг на друга контурные изображения автомобиля и лошади, а потом покажите этот внешне бессмысленный набор линий американцам и мексиканцам. Абсолютное большинство американцев уверенно видят в этом наборе автомобиль. Не меньшее количество мексиканцев - мустанга. Сделайте то же самое с изображением автомата Калашникова и скрипки. Большинство палестинцев (чеченцев, афганцев - любой воюющей общности) увидят только автомат Калашникова. Напротив, большинство европейцев увидят скрипку, и ничего больше.

2.Политическое мышление - это форма сознательного продуктивного  отражения человеком процессов  и явлений окружающей политической  реальности в виде суждений, выводов,  решений и умозаключений. Системообразующей функцией политического мышления является отражение политической реальности как особой деятельности. Политическое мышление включает в себя не только когнитивные, но и эмоционально-оценочные механизмы, имеющие собственный онтологический статус. Принципиально важной особенностью именно политического мышления является его крайняя нелогичность, а часто просто откровенная алогичность.

3. Политические эмоции - это форма чувственного, обычно  неосознанного, но достаточно  продуктивного отражения человеком  процессов и явлений окружающей  политической реальности в виде  аффективных оценок и реакций.  В политической психике трудно  переоценить аффективный, эмоциональный  момент

4. Четвертым, итоговым, и уже выходящим за пределы  собственно психики, является  блок политического поведения  -конкретных действий, основанных на воспринятой, переработанной и оцененной информации. 

Политическая  установка как  категория политической психологии

Огромную роль в  формировании политического мышления играют политические установки и  стереотипы Установка - это специфическое  состояние субъекта, которое характеризует  его готовность к совершению действия, направленного на удовлетворение данной потребности в данной ситуации. Установка  предшествует действию, являясь его  начальным этапом, настроем на действие. Установка включена в мотивационные  механизмы поведения и сознания человека в силу того, что она во-первых, служит для настройки деятельности на определенный объект, а, во-вторых, обеспечивает относительно устойчивую форму потребностей и мотивов. Благодаря установкам субъекту не нужно постоянно определять, в чем состоят его потребности и способы их удовлетворения: они уже зафиксированы в установках.

В политической деятельности установка является регулятором  поведения человека или группы, формирующим  позитивное или негативное отношение  их к власти, государству. Обычно исследователей и их заказчиков интересуют вполне конкретные установки: на политическую систему в целом, на режим, на конкретные политические институты, на политических лидеров и даже на те или иные политические решения или события.

В психологических  исследованиях принято выделять в структуре установки три  компонента: когнитивный, эмоциональный  и поведенческий, каждый из которых  образует "относительно самостоятельные  подсистемы регуляции активности субъекта" Когнитивный элемент установки  предполагает наличие у личности предварительных знаний, интереса к  политике. Наличие этого компонента объясняет тот отбор информации, который личность имеет о партиях, политиках, процессах, о которых она уже осведомлена и к которым приковано ее внимание. Эмоциональное отношение к политическому объекту (нравится - не нравится, приятно - не приятно, доверяет - не доверяет), как правило, предшествует критическому осмыслению информации о политике. И, наконец, поведенческий компонент установки представляет собой собственно готовность к действию: будь то голосование, участие в митинге или шествии, вступление в партию или террористический акт.

Более глубокие корни  имеет другой вид установки - диспозиция или общее отношение. Третий вид  установки - убеждения, которые составляют своего рода стержень личности. 

Политический  стереотип, как категория  политической психологии.

С политико-психологической  точки зрения, стереотип -стандартизированный, схематизированный, упрощенный и уплощенный, обычно эмоционально окрашенный образ какого-либо социально-политического объекта (явления, процесса), обладающий значительной устойчивостью, но фиксирующий в себе лишь некоторые, иногда несущественные его черты. Иногда определяется как неточное, иррациональное, чрезмерно общее представление. В широком смысле, это традиционный, привычный канон мысли, восприятия и поведения, шаблонная манера поведения, способ осуществления действий в определенной последовательности, единообразие, тождество, инерция мышления, косность, ригидность и т. п. Исторически, базовое понимание стереотипа для политической психологии впервые было введено американским исследователем средств массовой информации У. Липпманом в 1922 г. для обозначения распространенных в общественном мнении предвзятых представлений о членах разнообразных национально-этнических, социально-политических и профессиональных групп.

Информация о работе Политическая психология