Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее изучение вопросов , связанных
с историей возникновения партий, их роли в современном государстве и их влияния
на политическую жизнь общества.
Введение 3
Глава 1.
Роль партий в политической системе общества
5
1.1. Политические партии, их место, роль в политической системе общества 5
1.2. Политическая культура как необходимое условие политической деятельности 7
Глава 2.
Политические партии. Происхождение, сущность. Правовое регулирование партийной деятельности
10
2.1. Понятие политической партии 10
2.2. Классификация политических партий и их функции 13
2.3. Правовое регулирование партийной деятельности 16
2.4. Многопартийность и однопартийность, плюсы и минусы 18
Глава 3.
Становление партийной системы России
23
3.1. Становление Российской многопартийности 23
3.2. Особенности партийной системы в России 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложение
Б.Чичерин.1 К позитивным сторонам многопартийности он относил:
- всестороннее
освещение политических
позиции, своих защитников и противников;
_________________
1. Политология. Под ред. Ю.В.Ирхина, В.Д.Зотова, Л.В.Зотова. 1992, стр. 263
- существование
оппозиции, не прощающей
бюрократизацию, заставляющей
правительство действовать
- воспитание в партиях организованности, дисциплины, необходимых для победы
над конкурентами;
- выявление и выдвижение в политической борьбе действительно даровитых людей;
При многопартийности не может быть случайных вождей, здесь нельзя
продержаться за счет ложных добродетелей типа угодливости.
Негативное в многопартийности Б.Чичерин видел в следующем:
- систематически одностороннем направлении взглядов и действий членов
партии, т.к. они на все смотрят ее глазами и интересами ее политической
борьбы. К примеру, член оппозиционной партии привыкает смотреть на
правительство только отрицательно;
- "дух" своей партии заслоняет бескорыстное стремление к общему благу. Все
интересы связаны с тем, чтобы одолеть противника. Все приносится в жертву
узкопартийным, а не государственным интересам;
- в политической
борьбе разгораются страсти.
партий взывают к самым низменным потребностям масс. В силу этого портятся
общественные нравы;
- для достижения своих целей партии прибегают к любым, порой нечистоплотным
средствам: лжи, клевете и др. Ложь становится обыденной в общественной жизни,
и к ней привыкают;
- непрерывная борьба
ведет к ослаблению
расходуются на борьбу с оппозицией.
Следовательно, многопартийность - это общественное благо, источник развития
политической жизни, но это и фактор ожесточения политических нравов,
серьезное испытание для общественной морали вообще. От нее, по крайней мере
на первоначальном этапе, нереалистично ожидать "гуманизации",
"очеловечивания". Автоматически, сами по себе плюрализм и гуманизм не
сольются воедино.
Из многих партий в конечном счете побеждает та, где сильнее организация, где
духовнее, умнее и свободолюбивее ее члены. А каково оптимальное количество
партий в обществе? А. Линкольн на этот вопрос отвечал так: 2,5 партии. Одна
- у власти, другая - в оппозиции и третья - нарождающаяся.
Государства с
многопартийными системами
политическую нестабильность (III и IV Республики во Франции), так как блоки и
коалиции даже близких по идеологии партий в условиях обострения социальных
кризисов и нарастания внешней опасности оказываются крайне неустойчивыми.
Именно поэтому они закономерно эволюционируют в сторону двух-трех полярных
партийных систем.
Суть двухпартийной системы заключается в том, что существуют две сильные
партии, из которых каждая способна к принятию власти и самостоятельному ее
осуществлению. Одна из двух партий приходит к власти, а другая становится
оппозиционной. Двухпартийность полезна, т.к. она способствует хорошему
функционированию политической системы. Она упрощает процесс агрегирования
(обобщение близких
интересов, перевод их на
сокращения требований, делает ненужным посредничество, гарантирует
стабильность правительства, поскольку побеждающая партия получает большинство
мест в парламенте.
Политология выделяет два вида двухпартийности: "жесткую" и "мягкую".
"Жесткая"
предполагает строгую
партии, "мягкая" - позволяет каждому депутату голосовать по своему
усмотрению, учитывая при этом решение партии. "Мягкая" двухпартийность в
действительности близка многопартийности, т.к. приводит к тем же результатам
(нестабильности власти). В Англии воплощена "жесткая" двухпартийность, те,
кто нарушают дисциплину голосования, исключаются из партии. В США следуют
"мягкой" двухпартийности, по каждой проблеме здесь есть большинство и
оппозиция, не совпадающая с разделением на две партии. В России фракции в
Гос. Думе следуют принципу "мягкого голосования".
Различают также "совершенную" и "несовершенную" двухпартийность. В чистом
виде двухпартийность существует лишь теоретически. Практически ситуация
складывается так, что рядом с двумя крупными партиями, влиятельными в
обществе, существуют и небольшие партии. Их роль зависит от количества
голосов, полученных на выборах (голоса, полученные В.Жириновским и А.Лебедем
в ходе президентских выборов в России 1996 года и "переданные" Б.Ельцину, в
значительной степени обеспечили избрание последнего Президентом).
"Совершенная" двухпартийность возможна, если две основные партии набирают не
менее 90% голосов, одна из них обеспечивает себе абсолютное количество
парламентских мест и может осуществлять руководство в одиночку.
"Несовершенная" двухпартийность (двух-с-половиной-партийная система)
складывается тогда, когда успехи обеих крупных партий на выборах не столь
впечатляющи и ни одна из них в одиночку не может завоевать абсолютного
большинства. Им приходится объединяться либо друг с другом, либо с третьей
партией. Такая
двух-с-половиной-партийная
Германии. С 1961 по 1966 год ХДС правила в союзе с либеральной партией
(СвДП), затем с 1966 по 1969 гг. была создана коалиция из 2 основных партий
(ХДС и СДПГ), с 1969 по 1982 гг. образовался новый союз между социалистами
(СДПГ) и либералами (СвДП). После 1982 г. СвДП снова объединилась с ХДС.
Двухпартийная система также не свободна от недостатков. При ней акцент в
деятельности вынужденно делается на критику противников, а не на
конструктивные предложения. Избирательные кампании проводятся против "чего-
то", и избиратели голосуют против "кого-то". При двухпартийной системе
перестает существовать политический "центр". Если появляется вторая "левая"
партия, то она становится конкурентом первой левой, что выгодно для "правой"
партии.
Как правило, движение от многопартийности к двухпартийной системе происходит
через создание "двухблоковой" системы. Однако это трудный и длительный
процесс, ибо между партиями и другими политическими силами, вступающими в
блок, сохраняется много различий. В России весьма трудно и противоречиво
формировался блок народно-патриотических сил (НПСР), учредительный съезд
которого состоялся 7 августа 1996 года. Но не менее сложно и противоречиво
складывалась и "партия власти", структуры которой окончательно определились в
ходе президентских выборов 1996 года, когда ранее объявлявшие себя оппозицией
"Яблоко"(Г. Явлинский), ЛДПР (В.Жириновский), "Правда и порядок" (А.Лебедь)
и др. продемонстрировали свою приверженность этой партии.
"Нынешнее состояние российского общества, - подчеркивает Г.А.Зюганов, -
характеризует двухполюсная структура, способная развиться в двухпартийную
систему. Наша предвыборная коалиция представляет собой один из этих полюсов
- левый, "патриотический"'.
В однопартийной системе высшая политическая власть осуществляется
руководителями партии. Единственная партия монополизирует политическую
деятельность во всех общественных структурах. Она превращается в руководящую
силу государства. Государственные органы не в праве не выполнять партийных
решений. Партия становится многофункциональной, тяготеющей к контролю за
всеми видами активности в обществе. Сама партия строится в виде пирамиды, ее
механизм действует и "сверху" и "снизу": сверху идет пропаганда, а снизу
вверх идет информация.
Смысл, вкладываемый в понятие "однопартийная система" отличается от того,
идет ли речь о социалистической системе, фашистских режимах или
развивающихся странах.
При тоталитарном (деформированном) социализме партия выступает как
руководящая и направляющая сила общества, занимается определением внутренней
и внешней политики, просвещением и убеждением масс, идеологической
деятельностью.
Фашистская партия не заинтересована в пробуждении политического сознания
масс, ее пропаганда не столько просвещает, сколько разжигает фанатизм. По-
военному организованная партия (например, национал-социалистическая в
Германии) выполняет, в основном, функции служб безопасности и полиции.
В развивающихся странах единственная партия делает упор на мобилизацию масс.
Она стремится пробудить национальное самосознание, укрепить авторитет
руководства, вовлечь широкие слои граждан в политические процессы.
III. Становление партийной системы России
3.1. Становление Российской многопартийности
Отсчет современной истории российской многопартийности следует, видимо, начинать
с XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.), когда устами Генерального
секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева был провозглашен курс на так называемый
"плюрализм мнений". Далее процесс, как говорится, пошел самостоятельно и всего
за несколько лет привел к формированию в стране реального политического
плюрализма и многопартийности.1
Осмысливая некоторые итоги этого процесса, можно в целом констатировать, что
нынешняя стадия развития российской многопартийности еще весьма далека от
того, что называется многопартийной системой, в рамках которой различные
субъекты политического действия готовы к сотрудничеству в целях достижения
общественного согласия или хотя бы, как минимум, придерживаются общих
конституционно-правовых принципов поведения. В нашем случае, скорее,
приходится говорить о несистемной множественности партий с зачастую
радикально противоположными позициями при значительном влиянии среди них
политических сил тоталитарной ориентации. При этом на хорошо укрепленном
Информация о работе Партии в политической системе общества, правовое регулирование их деятельности