Партии в политической системе общества, правовое регулирование их деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее изучение вопросов , связанных
с историей возникновения партий, их роли в современном государстве и их влияния
на политическую жизнь общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1.
Роль партий в политической системе общества
5
1.1. Политические партии, их место, роль в политической системе общества 5
1.2. Политическая культура как необходимое условие политической деятельности 7
Глава 2.
Политические партии. Происхождение, сущность. Правовое регулирование партийной деятельности
10
2.1. Понятие политической партии 10
2.2. Классификация политических партий и их функции 13
2.3. Правовое регулирование партийной деятельности 16
2.4. Многопартийность и однопартийность, плюсы и минусы 18
Глава 3.
Становление партийной системы России
23
3.1. Становление Российской многопартийности 23
3.2. Особенности партийной системы в России 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 341.00 Кб (Скачать)

Б.Чичерин.1 К позитивным сторонам многопартийности он относил:

- всестороннее  освещение политических вопросов, наличие у людей политической

позиции, своих  защитников и противников;

_________________

     1. Политология. Под ред. Ю.В.Ирхина, В.Д.Зотова, Л.В.Зотова. 1992, стр. 263

- существование  оппозиции, не прощающей промахов, сдерживающей

бюрократизацию, заставляющей правительство действовать эффективно;

- воспитание в  партиях организованности, дисциплины, необходимых для победы

над конкурентами;

- выявление и  выдвижение в политической борьбе действительно даровитых людей;

При многопартийности не может быть случайных вождей, здесь нельзя

продержаться за счет ложных добродетелей типа угодливости.

Негативное в  многопартийности Б.Чичерин видел  в следующем:

- систематически одностороннем направлении взглядов и действий членов

партии, т.к. они  на все смотрят ее глазами и  интересами ее политической

борьбы. К примеру, член оппозиционной партии привыкает  смотреть на

правительство только отрицательно;

- "дух" своей  партии заслоняет бескорыстное стремление к общему благу. Все

интересы связаны  с тем, чтобы одолеть противника. Все приносится в жертву

узкопартийным, а  не государственным интересам;

- в политической  борьбе разгораются страсти. Для  победы сторонники различных

партий взывают к самым низменным потребностям масс. В силу этого портятся

общественные нравы;

- для достижения  своих целей партии прибегают  к любым, порой нечистоплотным

средствам: лжи, клевете  и др. Ложь становится обыденной  в общественной жизни,

и к ней привыкают;

- непрерывная борьба  ведет к ослаблению правительственной  власти, ее силы

расходуются на борьбу с оппозицией.

Следовательно, многопартийность - это общественное благо, источник развития

политической жизни, но это и фактор ожесточения политических нравов,

серьезное испытание  для общественной морали вообще. От нее, по крайней мере

на первоначальном этапе, нереалистично ожидать "гуманизации",

"очеловечивания". Автоматически, сами по себе  плюрализм и гуманизм не

сольются воедино.

Из многих партий в конечном счете побеждает та, где сильнее организация, где

духовнее, умнее  и свободолюбивее ее члены. А каково оптимальное количество

партий в обществе? А. Линкольн на этот вопрос отвечал так: 2,5 партии. Одна

- у власти, другая - в оппозиции и третья - нарождающаяся.

Государства с  многопартийными системами исторически  доказали свою

политическую нестабильность (III и IV Республики во Франции), так как  блоки и

коалиции даже близких по идеологии партий в условиях обострения социальных

кризисов и нарастания внешней опасности оказываются крайне неустойчивыми.

Именно поэтому  они закономерно эволюционируют в сторону двух-трех полярных

партийных систем.

Суть двухпартийной  системы заключается в том, что  существуют две сильные

партии, из которых  каждая способна к принятию власти и самостоятельному ее

осуществлению. Одна из двух партий приходит к власти, а другая становится

оппозиционной. Двухпартийность полезна, т.к. она способствует хорошему

функционированию  политической системы. Она упрощает процесс агрегирования

(обобщение близких  интересов, перевод их на уровень  программ) интересов и

сокращения требований, делает ненужным посредничество, гарантирует

стабильность правительства, поскольку побеждающая партия получает большинство

мест в парламенте.

Политология выделяет два вида двухпартийности: "жесткую" и "мягкую".

"Жесткая"  предполагает строгую дисциплину  голосования в парламенте по  решению

партии, "мягкая" - позволяет каждому депутату голосовать по своему

усмотрению, учитывая при этом решение партии. "Мягкая" двухпартийность в

действительности  близка многопартийности, т.к. приводит к тем же результатам

(нестабильности  власти). В Англии воплощена "жесткая"  двухпартийность, те,

кто нарушают дисциплину голосования, исключаются из партии. В США следуют

"мягкой" двухпартийности, по каждой проблеме здесь есть большинство и

оппозиция, не совпадающая  с разделением на две партии. В России фракции в

Гос. Думе следуют  принципу "мягкого голосования".

Различают также "совершенную" и "несовершенную" двухпартийность. В чистом

виде двухпартийность  существует лишь теоретически. Практически ситуация

складывается так, что рядом с двумя крупными партиями, влиятельными в

обществе, существуют и небольшие партии. Их роль зависит  от количества

голосов, полученных на выборах (голоса, полученные В.Жириновским и А.Лебедем

в ходе президентских выборов в России 1996 года и "переданные" Б.Ельцину, в

значительной степени  обеспечили избрание последнего Президентом).

"Совершенная"  двухпартийность возможна, если  две основные партии набирают не

менее 90% голосов, одна из них обеспечивает себе абсолютное количество

парламентских мест и может осуществлять руководство в одиночку.

"Несовершенная"    двухпартийность    (двух-с-половиной-партийная  система)

складывается тогда, когда успехи обеих крупных партий на выборах не столь

впечатляющи и  ни одна из них в одиночку не может  завоевать абсолютного

большинства. Им приходится объединяться либо друг с другом, либо с третьей

партией. Такая  двух-с-половиной-партийная система  особенно характерна для

Германии. С 1961 по 1966 год ХДС правила в союзе с либеральной партией

(СвДП), затем с  1966 по 1969 гг. была создана коалиция  из 2 основных партий

(ХДС и СДПГ), с 1969 по 1982 гг. образовался новый  союз между социалистами

(СДПГ) и либералами (СвДП). После 1982 г. СвДП снова объединилась с ХДС.

Двухпартийная система  также не свободна от недостатков. При  ней акцент в

деятельности вынужденно делается на критику противников, а не на

конструктивные  предложения. Избирательные кампании проводятся против "чего-

то", и избиратели голосуют против "кого-то". При двухпартийной системе

перестает существовать политический "центр". Если появляется вторая "левая"

партия, то она  становится конкурентом первой левой, что выгодно для "правой"

партии.

Как правило, движение от многопартийности к двухпартийной системе происходит

через создание "двухблоковой" системы. Однако это трудный и  длительный

процесс, ибо между  партиями и другими политическими  силами, вступающими в

блок, сохраняется  много различий. В России весьма трудно и противоречиво

формировался блок народно-патриотических сил (НПСР), учредительный  съезд

которого состоялся 7 августа 1996 года. Но не менее сложно и противоречиво

складывалась и "партия власти", структуры которой  окончательно определились в

ходе президентских выборов 1996 года, когда ранее объявлявшие себя оппозицией

"Яблоко"(Г.  Явлинский),  ЛДПР (В.Жириновский), "Правда  и порядок" (А.Лебедь)

и др. продемонстрировали свою приверженность этой партии.

"Нынешнее состояние  российского общества, - подчеркивает Г.А.Зюганов, -

характеризует двухполюсная структура, способная развиться в двухпартийную

систему. Наша предвыборная коалиция представляет собой один из этих полюсов

- левый, "патриотический"'.

В однопартийной  системе высшая политическая власть осуществляется

руководителями  партии. Единственная партия монополизирует политическую

деятельность во всех общественных структурах. Она  превращается в руководящую

силу государства. Государственные органы не в праве  не выполнять партийных

решений. Партия становится многофункциональной, тяготеющей к контролю за

всеми видами активности в обществе. Сама партия строится в  виде пирамиды, ее

механизм действует  и "сверху" и "снизу": сверху идет пропаганда, а снизу

вверх идет информация.

Смысл, вкладываемый в понятие "однопартийная система" отличается от того,

идет ли речь о  социалистической системе, фашистских режимах или

развивающихся странах.

При тоталитарном (деформированном) социализме партия выступает как

руководящая и  направляющая сила общества, занимается определением внутренней

и внешней политики, просвещением и убеждением масс, идеологической

деятельностью.

Фашистская партия не заинтересована в пробуждении  политического сознания

масс, ее пропаганда не столько просвещает, сколько разжигает  фанатизм. По-

военному организованная партия (например, национал-социалистическая в

Германии) выполняет, в основном, функции служб безопасности и полиции.

В развивающихся  странах единственная партия делает упор на мобилизацию масс.

Она стремится  пробудить национальное самосознание, укрепить авторитет

руководства, вовлечь  широкие слои граждан в политические процессы.

     III. Становление партийной системы России

     3.1. Становление Российской  многопартийности

Отсчет современной  истории российской многопартийности следует, видимо, начинать

с XIX Всесоюзной конференции  КПСС (июнь 1988 г.), когда устами Генерального

секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева был провозглашен курс на так называемый

"плюрализм мнений". Далее процесс, как говорится,  пошел самостоятельно и всего

за несколько лет привел к формированию в стране реального политического

плюрализма и  многопартийности.1

Осмысливая некоторые  итоги этого процесса, можно в  целом констатировать, что

нынешняя стадия развития российской многопартийности еще весьма далека от

того, что называется многопартийной системой, в рамках которой различные

субъекты политического  действия готовы к сотрудничеству в  целях достижения

общественного согласия или хотя бы, как минимум, придерживаются общих

конституционно-правовых принципов поведения. В нашем случае, скорее,

приходится говорить о несистемной множественности  партий с зачастую

радикально противоположными позициями при значительном влиянии  среди них

политических сил  тоталитарной ориентации. При этом на хорошо укрепленном

Информация о работе Партии в политической системе общества, правовое регулирование их деятельности