Партии в политической системе общества, правовое регулирование их деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее изучение вопросов , связанных
с историей возникновения партий, их роли в современном государстве и их влияния
на политическую жизнь общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1.
Роль партий в политической системе общества
5
1.1. Политические партии, их место, роль в политической системе общества 5
1.2. Политическая культура как необходимое условие политической деятельности 7
Глава 2.
Политические партии. Происхождение, сущность. Правовое регулирование партийной деятельности
10
2.1. Понятие политической партии 10
2.2. Классификация политических партий и их функции 13
2.3. Правовое регулирование партийной деятельности 16
2.4. Многопартийность и однопартийность, плюсы и минусы 18
Глава 3.
Становление партийной системы России
23
3.1. Становление Российской многопартийности 23
3.2. Особенности партийной системы в России 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 341.00 Кб (Скачать)

элиты;

________________

     1.  Основы политологии.  Под редакцией В.А. Мальцева, 1996, стр. 336

• в ХУ11-Х1Х вв. - это уже политические клубы, стремящиеся  привлечь к

активной политической деятельности людей, пользующихся влиянием не только в

политике, но и  в других сферах жизни;

• в Х1Х-ХХ вв. формируются  современные массовые партии. Первой

массовой партией  было основанное в 1861 г. Либеральное  товарищество

регистрации выборов  в Англии. В 1863 г. возникла первая массовая рабочая

партия - Всеобщий немецкий рабочий союз, основанный Ф.Лассалем. Основными

причинами появления  массовых партий были:

• повсеместное распространение  избирательных прав;

• развитие рабочего движения, организационное оформление рабочего класса.

Необходимо отличать партии от других организаций, участвующих

в политической жизни  по следующим признакам:

• партия характеризуется  долговременностью действия своей  организации (в

"смутные"  времена создаются многочисленные "партии-однодневки", практически

не играющие значительной роли в жизни общества);

• наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих постоянную связь с

центром;

• стремление партии в одиночку или в блоке с  другими организациями завоевать

власть, а не только оказывать на нее воздействие;

• поиск поддержки  у народа в ходе выборов или  другими способами.

Важное место  в теории о партиях имеет вопрос об их институционализации

(правовом признании). Известно, что многие партии в  первой половине XX в.

действовали на нелегальном положении. Процесс институционализации широко

начался после  второй мировой войны, многие коммунистические, социал-

демократические партии были юридически признаны и  вышли из подполья.

С новой силой  проблема институционализации партий встала в результате

политического взрыва в Восточной Европе и в процессе реформирования

советского общества. В 1990 г. в нашей стране был принят специальный закон

"Об общественных  объединениях".

Институционализация партий предусматривает:

а) санкционирование места партий в публичной жизни;

б) условия деятельности партий в политической системе;

в) участие партий в избирательной системе;

г) способы представительства  партий в органах государственной власти;

д) финансирование деятельности партий из госбюджета. Правовое закрепление

такой практики широко распространено в Германии, Швеции, Италии и ряде

других стран. Здесь  исходят из того, что партия, выполняя конституционные

функции, способствует формированию здорового общества, а потому вправе

получать государственные дотации.

Сложность, неоднозначность  феномена политической организации порождает и

неодинаковое противоречивое отношение к ее институционализации. В таких

политических течениях, как анархизм, либерализм, неоконсерватизм, действует

идущая от А.Бергсона, Р.Пеги, Л.Бона оппозиция воли к организации.

Институционализация здесь рассматривается как негативное и нежелательное

явление, как омертвление  мысли и действия в заранее  заданном порядке. Однако

и теория и практика доказывают невозможность политического действия вне

организации.

Показательным примером здесь может служить судьба воззрений Г.Маркузе. Как

леворадикальный политолог, он приобрел известность резкой критикой любых

форм рационального  руководства и любых форм организации. Однако в ходе

столкновения движения "новых левых" (Г.Маркузе был их идеологом) с

организованной  силой политического аппарата буржуазии  Г.Маркузе приходит к

выводу, что те черты "нового левого" движения (постоянные конфликты,

безответственность суждений, неорганизованность и т.д.), которые он возводил

в ранг достоинств, оказались губительными недостатками. Г.Маркузе признал

необходимыми факторами  политического действия контрорганизацию и

контробразование.

     1.2. Политическая культура как необходимое условие политической деятельности

В систему политологической терминологии понятие "политическая культура" введено

американскими политологами Г.Алмондом и С.Вербой в начале 60-х-годов  нашего

века1. Они подчеркивали ее динамичность, рассматривали ее как

интериоризацию (постепенное преобразование внешних действий во внутренние

действия) политической системы через познание, чувства  и суждения ее членов.

Побудительным мотивом  интереса к изучению политической культуры были события в

странах третьего мира, прежде всего в Африке, характеризующиеся крахом

колониальной системы  и выходом к самостоятельному политическому творчеству

народов, обладающих отличными от европейских стран  традициями, культурой,

началом государственности. Интерес к вопросам политической культуры шел от

самой жизни, диктовался реально происходящими процессами.

В нашей стране интерес к проблемам политической культуры был разбужен

указанием обществоведам  со стороны КПСС заняться исследованием  данной

проблемы в середине 70-х годов, а с середикы 80-х годов  этот интерес был

продиктован самой  жизнью.

Существуют глубокие основания для единства и взаимодействия политики и

культуры: и та и другая действую! в качестве меры овладения,

господства. Культура служит средством господства людей  над природой, политика

выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Культура

влияет на способы  осуществления власти, но в то же время само развитие

культуры в значительной степени зависит от политики. Например, политика в

условиях реформирования общества способна серьезно деформировать содержание и

функционирование  всех сфер культуры. Однако факт единства, взаимодействия

политики и культуры не означает их тождества: смысл политики

_______________

     1. Основы политологии. Под ред. В.А. Мальцева, 1996, стр. 357

- в развитии и преобразовании власти, смысл культуры - в развитии и

преобразовании  личности.

Политическая культура служит каналом взаимодействия человека и политической

власти. Ее основное назначение - вовлечение людей в политическую

деятельность, в  политическую систему в целом. Поэтому современные

представления о  политической культуре исходят из единства двух начал:

духовного (идеологического) и практического (деятельного). Способность  того

или иного качества стать элементом политической культуры определяется в

первую очередь  его значением для практической политической деятельности.

На характер, содержание и специфику политической культуры значительное

воздействие оказывают  региональные и исторические особенности  страны.

Это выражается в  свойственном данной модели сочетании, взаимодействии ее

основных компонентов, в приоритете одних ценностей над другими.

Для Японии характерно, что здесь персональная лояльность значит для человека

больше, чем лояльность к какой-либо организации или политической программе.

Для узбекской  политической культуры характерно сочетание двух основных

моделей поведения: с ориентацией на местные обычаи и нормы в сельской

местности и на современные стандарты поведения в городских поселениях.

Известны различия в предпочтениях американцев и европейцев: если 74%

опрошенных американцев  считают себя приверженцами свободы  и только 20% -

равенства, то предпочтения европейцев равномерно распределены между этими

двумя важнейшими ценностями.

Российская политическая культура продолжает оставаться на низком уровне, ее

носители во многих случаях не владеют навыками решительного влияния на

политику, впадают  в апатию или истерию на поворотах  исторической судьбы.

"Политическая  невоспитанность россиян сказывается,  между прочим, в неумении

искать точных доказательств по спорным и важным историческим вопросам, в

наивном доверии  к восклицаниям и выкрикам, к заверениям и клятвам

заинтересованных  лиц", - писал В.И.Ленин. Эти слова  остаются актуальными и

для нашего времени.

Политическая культура как многогранное явление включает в себя следующие

элементы:

наличие определенного  уровня знаний о политике в целом  и в различных ее сферах;

умение давать самостоятельную оценку политическим явлениям, партиям,

движениям и отдельным  личностям;

способность участвовать в политической деятельности, выражать собственную

позицию и волю как в сфере политической борьбы, так и политического

компромисса, консенсуса;

умение управлять  эмоциональной стороной политических действий, взвешенно и

трезво оценивать  как действия оппонентов, так и свои собственные.

Эти элементы могут  носить как позитивный, так и негативный характер. Именно в

этом значении они влияют на состояние всей политической системы или

положительно, или  отрицательно, что и позволяет утверждать, что политическая

культура является составным элементом политической системы.

Роль политической культуры в совершенствовании политической системы можно

представить в  следующих тезисах:

- в длительные  исторические периоды политическая  культура модифицирует

политическую систему;

- реально функционирующая  в данном обществе политическая  система отражает в

себе историю  его политической культуры;

- политическая  культура относительно самостоятельна  в своем функционировании,

хотя и является подсистемой политической системы.

Современное состояние общественного развития характеризуется острым

противоборством политических сил, доходящим порой  до кровавых конфликтов. В

этих условиях возникает необходимость в изучении места и роли политической

конкуренции, культуры ее составляющих. Конкуренция часто наделяется

свойствами, ей не присущими, определяется как война всех против всех, как

явление, не гнушающееся никакими средствами. На самом деле конкуренция - это

соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами, группами,

заинтересованными в достижении одной и той же цели. В современной теории

Информация о работе Партии в политической системе общества, правовое регулирование их деятельности