Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее изучение вопросов , связанных
с историей возникновения партий, их роли в современном государстве и их влияния
на политическую жизнь общества.
Введение 3
Глава 1.
Роль партий в политической системе общества
5
1.1. Политические партии, их место, роль в политической системе общества 5
1.2. Политическая культура как необходимое условие политической деятельности 7
Глава 2.
Политические партии. Происхождение, сущность. Правовое регулирование партийной деятельности
10
2.1. Понятие политической партии 10
2.2. Классификация политических партий и их функции 13
2.3. Правовое регулирование партийной деятельности 16
2.4. Многопартийность и однопартийность, плюсы и минусы 18
Глава 3.
Становление партийной системы России
23
3.1. Становление Российской многопартийности 23
3.2. Особенности партийной системы в России 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложение
элиты;
________________
1. Основы политологии. Под редакцией В.А. Мальцева, 1996, стр. 336
• в ХУ11-Х1Х вв. - это уже политические клубы, стремящиеся привлечь к
активной политической деятельности людей, пользующихся влиянием не только в
политике, но и в других сферах жизни;
• в Х1Х-ХХ вв. формируются современные массовые партии. Первой
массовой партией было основанное в 1861 г. Либеральное товарищество
регистрации выборов в Англии. В 1863 г. возникла первая массовая рабочая
партия - Всеобщий немецкий рабочий союз, основанный Ф.Лассалем. Основными
причинами появления массовых партий были:
• повсеместное распространение избирательных прав;
• развитие рабочего движения, организационное оформление рабочего класса.
Необходимо отличать партии от других организаций, участвующих
в политической жизни по следующим признакам:
• партия характеризуется долговременностью действия своей организации (в
"смутные"
времена создаются
не играющие значительной роли в жизни общества);
• наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих постоянную связь с
центром;
• стремление партии в одиночку или в блоке с другими организациями завоевать
власть, а не только оказывать на нее воздействие;
• поиск поддержки у народа в ходе выборов или другими способами.
Важное место в теории о партиях имеет вопрос об их институционализации
(правовом признании). Известно, что многие партии в первой половине XX в.
действовали на нелегальном положении. Процесс институционализации широко
начался после второй мировой войны, многие коммунистические, социал-
демократические партии были юридически признаны и вышли из подполья.
С новой силой проблема институционализации партий встала в результате
политического взрыва в Восточной Европе и в процессе реформирования
советского общества. В 1990 г. в нашей стране был принят специальный закон
"Об общественных объединениях".
Институционализация партий предусматривает:
а) санкционирование места партий в публичной жизни;
б) условия деятельности партий в политической системе;
в) участие партий в избирательной системе;
г) способы представительства партий в органах государственной власти;
д) финансирование деятельности партий из госбюджета. Правовое закрепление
такой практики широко распространено в Германии, Швеции, Италии и ряде
других стран. Здесь исходят из того, что партия, выполняя конституционные
функции, способствует формированию здорового общества, а потому вправе
получать государственные дотации.
Сложность, неоднозначность феномена политической организации порождает и
неодинаковое противоречивое отношение к ее институционализации. В таких
политических течениях, как анархизм, либерализм, неоконсерватизм, действует
идущая от А.Бергсона, Р.Пеги, Л.Бона оппозиция воли к организации.
Институционализация
здесь рассматривается как
явление, как омертвление мысли и действия в заранее заданном порядке. Однако
и теория и практика доказывают невозможность политического действия вне
организации.
Показательным примером здесь может служить судьба воззрений Г.Маркузе. Как
леворадикальный политолог, он приобрел известность резкой критикой любых
форм рационального руководства и любых форм организации. Однако в ходе
столкновения движения "новых левых" (Г.Маркузе был их идеологом) с
организованной силой политического аппарата буржуазии Г.Маркузе приходит к
выводу, что те черты "нового левого" движения (постоянные конфликты,
безответственность суждений, неорганизованность и т.д.), которые он возводил
в ранг достоинств, оказались губительными недостатками. Г.Маркузе признал
необходимыми факторами политического действия контрорганизацию и
контробразование.
1.2. Политическая культура как необходимое условие политической деятельности
В систему политологической терминологии понятие "политическая культура" введено
американскими политологами Г.Алмондом и С.Вербой в начале 60-х-годов нашего
века1. Они подчеркивали ее динамичность, рассматривали ее как
интериоризацию (постепенное преобразование внешних действий во внутренние
действия) политической системы через познание, чувства и суждения ее членов.
Побудительным мотивом интереса к изучению политической культуры были события в
странах третьего мира, прежде всего в Африке, характеризующиеся крахом
колониальной системы и выходом к самостоятельному политическому творчеству
народов, обладающих отличными от европейских стран традициями, культурой,
началом государственности. Интерес к вопросам политической культуры шел от
самой жизни, диктовался реально происходящими процессами.
В нашей стране
интерес к проблемам
указанием обществоведам со стороны КПСС заняться исследованием данной
проблемы в середине 70-х годов, а с середикы 80-х годов этот интерес был
продиктован самой жизнью.
Существуют глубокие основания для единства и взаимодействия политики и
культуры: и та и другая действую! в качестве меры овладения,
господства. Культура служит средством господства людей над природой, политика
выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Культура
влияет на способы осуществления власти, но в то же время само развитие
культуры в значительной степени зависит от политики. Например, политика в
условиях реформирования общества способна серьезно деформировать содержание и
функционирование всех сфер культуры. Однако факт единства, взаимодействия
политики и культуры не означает их тождества: смысл политики
_______________
1. Основы политологии. Под ред. В.А. Мальцева, 1996, стр. 357
- в развитии и преобразовании власти, смысл культуры - в развитии и
преобразовании личности.
Политическая культура служит каналом взаимодействия человека и политической
власти. Ее основное назначение - вовлечение людей в политическую
деятельность, в политическую систему в целом. Поэтому современные
представления о политической культуре исходят из единства двух начал:
духовного (идеологического) и практического (деятельного). Способность того
или иного качества стать элементом политической культуры определяется в
первую очередь его значением для практической политической деятельности.
На характер, содержание и специфику политической культуры значительное
воздействие оказывают региональные и исторические особенности страны.
Это выражается в свойственном данной модели сочетании, взаимодействии ее
основных компонентов, в приоритете одних ценностей над другими.
Для Японии характерно, что здесь персональная лояльность значит для человека
больше, чем лояльность к какой-либо организации или политической программе.
Для узбекской политической культуры характерно сочетание двух основных
моделей поведения: с ориентацией на местные обычаи и нормы в сельской
местности и на современные стандарты поведения в городских поселениях.
Известны различия в предпочтениях американцев и европейцев: если 74%
опрошенных американцев считают себя приверженцами свободы и только 20% -
равенства, то предпочтения европейцев равномерно распределены между этими
двумя важнейшими ценностями.
Российская политическая культура продолжает оставаться на низком уровне, ее
носители во многих случаях не владеют навыками решительного влияния на
политику, впадают в апатию или истерию на поворотах исторической судьбы.
"Политическая
невоспитанность россиян
искать точных доказательств по спорным и важным историческим вопросам, в
наивном доверии к восклицаниям и выкрикам, к заверениям и клятвам
заинтересованных лиц", - писал В.И.Ленин. Эти слова остаются актуальными и
для нашего времени.
Политическая культура как многогранное явление включает в себя следующие
элементы:
наличие определенного уровня знаний о политике в целом и в различных ее сферах;
умение давать самостоятельную оценку политическим явлениям, партиям,
движениям и отдельным личностям;
способность участвовать в политической деятельности, выражать собственную
позицию и волю как в сфере политической борьбы, так и политического
компромисса, консенсуса;
умение управлять эмоциональной стороной политических действий, взвешенно и
трезво оценивать как действия оппонентов, так и свои собственные.
Эти элементы могут носить как позитивный, так и негативный характер. Именно в
этом значении они влияют на состояние всей политической системы или
положительно, или отрицательно, что и позволяет утверждать, что политическая
культура является составным элементом политической системы.
Роль политической
культуры в совершенствовании
представить в следующих тезисах:
- в длительные
исторические периоды
политическую систему;
- реально функционирующая
в данном обществе
себе историю его политической культуры;
- политическая
культура относительно
хотя и является подсистемой политической системы.
Современное состояние общественного развития характеризуется острым
противоборством политических сил, доходящим порой до кровавых конфликтов. В
этих условиях
возникает необходимость в
конкуренции, культуры ее составляющих. Конкуренция часто наделяется
свойствами, ей не присущими, определяется как война всех против всех, как
явление, не гнушающееся никакими средствами. На самом деле конкуренция - это
соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами, группами,
заинтересованными в достижении одной и той же цели. В современной теории
Информация о работе Партии в политической системе общества, правовое регулирование их деятельности