Партии в политической системе общества, правовое регулирование их деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее изучение вопросов , связанных
с историей возникновения партий, их роли в современном государстве и их влияния
на политическую жизнь общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1.
Роль партий в политической системе общества
5
1.1. Политические партии, их место, роль в политической системе общества 5
1.2. Политическая культура как необходимое условие политической деятельности 7
Глава 2.
Политические партии. Происхождение, сущность. Правовое регулирование партийной деятельности
10
2.1. Понятие политической партии 10
2.2. Классификация политических партий и их функции 13
2.3. Правовое регулирование партийной деятельности 16
2.4. Многопартийность и однопартийность, плюсы и минусы 18
Глава 3.
Становление партийной системы России
23
3.1. Становление Российской многопартийности 23
3.2. Особенности партийной системы в России 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 341.00 Кб (Скачать)

вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и

религиозной розни".

Данное положение  отвечает требованиям, содержащимся в  международно-правовых

документах. Например, в ст. 22 Международного пакта о гражданских и

политических правах 1966 года говорится, что каждый человек  имеет право на

свободу ассоциаций с другими объединениями и пользование этим правом не

подлежит никаким  ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом

и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной

или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и

нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

В связи со вступлением в Совет Европы Россия обязана ориентироваться в своем

законодательстве  на европейские стандарты в области  прав человека, которые в

концентрированном виде изложены в Европейской конвенции о защите прав

человека и основных свобод. Статья 22 Международного пакта о гражданских и

политических правах соответствует ст. 11 Европейской  конвенции, в которой, в

частности, сказано, что могут вводиться законные ограничения на

осуществление права  на ассоциации лицами, входящими в состав вооруженных

сил, полиции и государственного управления.

Юридическим признаком  политических партий является признание  их одним из

видов общественных объединений, специфическая задача которых - участие в

формировании органов  государственной власти, местного самоуправления,

исполнительных структур. Цели и задачи партий формируются в их программах и

уставах, к которым  законодатель предъявляет особые требования. В уставах

должно также  отражаться название партии, порядок вступления и прекращения

членства в ней, права и обязанности членов партии, ее руководящие органы,

источники финансирования, порядок и условия прекращения  деятельности партии.

Кроме общесоциологического подхода в политологии существует и правовая

характеристика  партий. Политические партии являются субъектами права. Они

участвуют в различных  отношениях, регулируемых юридическими нормами, но

главным образом их деятельность регламентируется конституционным

законодательством. Правосубъектность партий возникает со времени их

учредительных съездов  или конференций, но в полном объеме возможности,

предусмотренные законом, они могут реализовать после регистрации уставов в

органах юстиции. С этого времени они обретают статус юридического лица.

В России накануне и некоторое время после Октябрьской  революции 1917 года

существовало множество  партий. Но после мятежа левых эсеров в июле 1918 года

в стране утверждается однопартийность. Конституции СССР 1936, 1977 годов и

принятые в соответствии с ними конституции союзных и автономных республик

закрепляли руководящую  в государстве и обществе роль Коммунистической партии.

Хотя в действовавшем  в то время законодательстве отсутствовали  прямые запреты

на создание иных партий, они реально не могли появиться в силу сложившейся

политики административно-командной  системы, исходившей из целесообразности

однопартийности.

Это объясняет  и то обстоятельство, что за все  время существования Союза ССР

так и не был  принят специальный закон о политических партиях. В 30-х годах в

нашей стране действовало  Положение о добровольных обществах и союзах. 9

октября 1990 года был  принят Закон СССР об общественных объединениях,

распространявшийся  и на политические партии, процесс  формирования которых в

то время отличался  особой активностью.

С юридической  точки прения хронологическим отсчетом перехода к многопартийности

в нашей стране можно назвать март 1990 года, когда  была изменена редакция ст. 6

Конституции СССР, в которой уже не говорилось о  руководящей роли КПСС, хотя ее

название в Основном Законе сохранялось. В отличие от общесоюзной Конституции

Основной Закон  РФ, аналогичная статья которого была изменена в июне 1990 года,

не содержал названия партии, тем самым поставив все  их в равное положение.

1

В ст. 6 новой редакции говорилось, что политические партии, профсоюзные,

молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих

представителей, избранных  в Советы народных депутатов, и в  других формах

участвуют в выработке политики государства, в управлении государственными и

общественными делами. Но становление многопартийности прошло и драматический

этап.

________________

     1. Становление Российской многопартийности.// Социс, 8/1996 стр.36

В 1991 году Президентом  РФ была приостановлена, а затем  и прекращена на

территории России деятельность Коммунистической партии. К этому времени

впервые в отечественной  истории был образован и начал действовать

Конституционный Суд РФ, которому и пришлось решать судьбу КПСС. Этот процесс

в Конституционном  Суде без всякого преувеличения  можно назвать историческим.

Он привлек внимание широкой общественности и в нашем государстве, и за

рубежом.

Правовая регламентация  организации и деятельности политических партий в

Российской Федерации  осуществляется Конституцией России и ее субъектов,

Федеральным законом 1995 года "Об общественных объединениях", избирательным

законодательством, иными нормативными актами. Принимается федеральный закон

о политических партиях, готовится закон о правовых гарантиях оппозиционной

деятельности в  Российской Федерации. Обращает на себя внимание то

обстоятельство, что конституции ряда республик следуют основным положениям

Конституции Российской Федерации, механически не воспроизводят ее

запретительные  формулировки в отношении общественных объединений, а

следовательно, и  политических партий, предусматривая новые рациональные

положения.

Реализуя конституционное  право на объединение, желая активно участвовать в

политической жизни  страны, граждане вправе наряду с партиями создавать

политические движения. Политические движения отличаются от партий тем, что

они менее формализованы, могут не иметь разветвленных управленческих структур

и организационных  звеньев местных отделений. Граждане больше ориентируются на

лидеров движения, на их популярность, нежели на четкость программных

установок.

В ст. 9 Федерального закона "Об общественных объединениях" дается понятие

общественного движения, применимое и к политическому  движению. Общественное

движение представляет собой состоящее из участников и не имеющее членства

массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и

иные общественно  полезные цели, поддерживаемые участниками общественного

движения.

Высшим руководящим  органом движения является съезд (конференция) или общее

собрание. Постоянно  действующий руководящий орган  движения - это выборный

коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной  регистрации движения его постоянно действующий

руководящий орган  осуществляет права юридического лица от имени движения и

исполняет его  обязанности в соответствии с уставом.

     2.4. Многопартийность и однопартийность, плюсы и минусы

Многопартийность - необходимое состояние демократического общества, поскольку

она позволяет  преодолевать монополию одной партии на власть, внедрять в

практику и сознание людей альтернативность мышления и действий. Ритуальная

многопартийность, существовавшая в странах Восточной Европы (ГДР, ЧССР,

Болгария, Польша) при монополизации коммунистическими  партиями права

выражать "все" интересы народа, фактически отрицала суть многопартийности и

была не лучше  советской однопартийности. Однопартийность  или формальная

"многопартийность" - одна из причин кризиса политической системы, поскольку

она консервирует монополию власти одной парии  и является источником застоя

общества, его государственных и общественных структур. Советский политолог

И.Клямкин отмечает, что "...монопольно правящая партия может  лишь начать

реформы, но завершить  их она не в состоянии, так как  по мере ослабления

механизмов тоталитарного контроля над обществом... обнаруживается нелеги-

тимность партаппаратных структур и невозможность ...осуществлять функции

власти. В такой  ситуации недопущение к власти других политических сил -

партий, движений - и эволюция в сторону многопартийной системы неизбежны".

Уже в 1990 году более 20 партий образовалось в Чехословакии, около 100

политических группировок - в Польше, свыше 60 -в Болгарии, свыше 50 - в

Венгрии, более 100 - в Румынии. По некоторым данным, в странах СНГ

существует более 500 партий, около 10 тысяч политических клубов и организаций

местного значения.

Становление многопартийности в нашей стране сопряжено со многими  трудностями:

несложившимися  рыночными отношениями, низким уровнем  демократической и

политической культуры масс, отсутствием сильных и авторитетных партий

общенационального масштаба; разбросом и резким противостоянием нарождающихся

партий, внутрипартийных  фракций, борющихся друг с другом недемократическими

методами; сложностью национальной структуры; неопределенностью форм

государственного  устройства и т.д.

Поэтому ясно, что  появление множества партий еще  не свидетельствует о

наличии многопартийности. Речь может вестись лишь о ее становлении,

законодательном оформлении. Пока различного рода возникшие  партии больше

заботятся о включении  своих представителей в государственные структуры, чем

о выражении и  защите интересов социальных групп, слоев гражданского

общества. Их концепции  не разработаны, представлены в общем  виде. Явно

выражены личностные и властные амбиции их лидеров, которые  больше озабочены

произнесением речей, проведением встреч, чем практической политической

работой.

В целом, как и  любому другому явлению, многопартийности также присущи свои плюсы

и минусы. Их в свое время проанализировал один из политологов России

Информация о работе Партии в политической системе общества, правовое регулирование их деятельности