Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее изучение вопросов , связанных
с историей возникновения партий, их роли в современном государстве и их влияния
на политическую жизнь общества.
Введение 3
Глава 1.
Роль партий в политической системе общества
5
1.1. Политические партии, их место, роль в политической системе общества 5
1.2. Политическая культура как необходимое условие политической деятельности 7
Глава 2.
Политические партии. Происхождение, сущность. Правовое регулирование партийной деятельности
10
2.1. Понятие политической партии 10
2.2. Классификация политических партий и их функции 13
2.3. Правовое регулирование партийной деятельности 16
2.4. Многопартийность и однопартийность, плюсы и минусы 18
Глава 3.
Становление партийной системы России
23
3.1. Становление Российской многопартийности 23
3.2. Особенности партийной системы в России 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложение
вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и
религиозной розни".
Данное положение отвечает требованиям, содержащимся в международно-правовых
документах. Например, в ст. 22 Международного пакта о гражданских и
политических правах 1966 года говорится, что каждый человек имеет право на
свободу ассоциаций с другими объединениями и пользование этим правом не
подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом
и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной
или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и
нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
В связи со вступлением в Совет Европы Россия обязана ориентироваться в своем
законодательстве
на европейские стандарты в
концентрированном виде изложены в Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод. Статья 22 Международного пакта о гражданских и
политических правах соответствует ст. 11 Европейской конвенции, в которой, в
частности, сказано, что могут вводиться законные ограничения на
осуществление права на ассоциации лицами, входящими в состав вооруженных
сил, полиции и государственного управления.
Юридическим признаком политических партий является признание их одним из
видов общественных объединений, специфическая задача которых - участие в
формировании органов государственной власти, местного самоуправления,
исполнительных структур. Цели и задачи партий формируются в их программах и
уставах, к которым законодатель предъявляет особые требования. В уставах
должно также отражаться название партии, порядок вступления и прекращения
членства в ней, права и обязанности членов партии, ее руководящие органы,
источники финансирования, порядок и условия прекращения деятельности партии.
Кроме общесоциологического
подхода в политологии
характеристика партий. Политические партии являются субъектами права. Они
участвуют в различных отношениях, регулируемых юридическими нормами, но
главным образом их деятельность регламентируется конституционным
законодательством. Правосубъектность партий возникает со времени их
учредительных съездов или конференций, но в полном объеме возможности,
предусмотренные законом, они могут реализовать после регистрации уставов в
органах юстиции. С этого времени они обретают статус юридического лица.
В России накануне
и некоторое время после
существовало множество партий. Но после мятежа левых эсеров в июле 1918 года
в стране утверждается однопартийность. Конституции СССР 1936, 1977 годов и
принятые в соответствии с ними конституции союзных и автономных республик
закрепляли руководящую в государстве и обществе роль Коммунистической партии.
Хотя в действовавшем в то время законодательстве отсутствовали прямые запреты
на создание иных партий, они реально не могли появиться в силу сложившейся
политики административно-
однопартийности.
Это объясняет и то обстоятельство, что за все время существования Союза ССР
так и не был
принят специальный закон о
нашей стране действовало Положение о добровольных обществах и союзах. 9
октября 1990 года был принят Закон СССР об общественных объединениях,
распространявшийся и на политические партии, процесс формирования которых в
то время отличался особой активностью.
С юридической точки прения хронологическим отсчетом перехода к многопартийности
в нашей стране можно назвать март 1990 года, когда была изменена редакция ст. 6
Конституции СССР, в которой уже не говорилось о руководящей роли КПСС, хотя ее
название в Основном Законе сохранялось. В отличие от общесоюзной Конституции
Основной Закон РФ, аналогичная статья которого была изменена в июне 1990 года,
не содержал названия партии, тем самым поставив все их в равное положение.
1
В ст. 6 новой редакции говорилось, что политические партии, профсоюзные,
молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих
представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах
участвуют в выработке политики государства, в управлении государственными и
общественными делами. Но становление многопартийности прошло и драматический
этап.
________________
1. Становление Российской многопартийности.// Социс, 8/1996 стр.36
В 1991 году Президентом РФ была приостановлена, а затем и прекращена на
территории России деятельность Коммунистической партии. К этому времени
впервые в отечественной истории был образован и начал действовать
Конституционный Суд РФ, которому и пришлось решать судьбу КПСС. Этот процесс
в Конституционном Суде без всякого преувеличения можно назвать историческим.
Он привлек внимание широкой общественности и в нашем государстве, и за
рубежом.
Правовая регламентация организации и деятельности политических партий в
Российской Федерации осуществляется Конституцией России и ее субъектов,
Федеральным законом 1995 года "Об общественных объединениях", избирательным
законодательством, иными нормативными актами. Принимается федеральный закон
о политических партиях, готовится закон о правовых гарантиях оппозиционной
деятельности в Российской Федерации. Обращает на себя внимание то
обстоятельство, что конституции ряда республик следуют основным положениям
Конституции Российской Федерации, механически не воспроизводят ее
запретительные формулировки в отношении общественных объединений, а
следовательно, и политических партий, предусматривая новые рациональные
положения.
Реализуя конституционное право на объединение, желая активно участвовать в
политической жизни страны, граждане вправе наряду с партиями создавать
политические движения. Политические движения отличаются от партий тем, что
они менее формализованы, могут не иметь разветвленных управленческих структур
и организационных звеньев местных отделений. Граждане больше ориентируются на
лидеров движения, на их популярность, нежели на четкость программных
установок.
В ст. 9 Федерального закона "Об общественных объединениях" дается понятие
общественного движения, применимое и к политическому движению. Общественное
движение представляет собой состоящее из участников и не имеющее членства
массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и
иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного
движения.
Высшим руководящим органом движения является съезд (конференция) или общее
собрание. Постоянно действующий руководящий орган движения - это выборный
коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации движения его постоянно действующий
руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени движения и
исполняет его обязанности в соответствии с уставом.
2.4. Многопартийность и однопартийность, плюсы и минусы
Многопартийность
- необходимое состояние
она позволяет преодолевать монополию одной партии на власть, внедрять в
практику и сознание людей альтернативность мышления и действий. Ритуальная
многопартийность, существовавшая в странах Восточной Европы (ГДР, ЧССР,
Болгария, Польша)
при монополизации
выражать "все" интересы народа, фактически отрицала суть многопартийности и
была не лучше советской однопартийности. Однопартийность или формальная
"многопартийность"
- одна из причин кризиса
она консервирует монополию власти одной парии и является источником застоя
общества, его государственных и общественных структур. Советский политолог
И.Клямкин отмечает, что "...монопольно правящая партия может лишь начать
реформы, но завершить их она не в состоянии, так как по мере ослабления
механизмов тоталитарного контроля над обществом... обнаруживается нелеги-
тимность партаппаратных структур и невозможность ...осуществлять функции
власти. В такой ситуации недопущение к власти других политических сил -
партий, движений - и эволюция в сторону многопартийной системы неизбежны".
Уже в 1990 году более 20 партий образовалось в Чехословакии, около 100
политических группировок - в Польше, свыше 60 -в Болгарии, свыше 50 - в
Венгрии, более 100 - в Румынии. По некоторым данным, в странах СНГ
существует более 500 партий, около 10 тысяч политических клубов и организаций
местного значения.
Становление многопартийности в нашей стране сопряжено со многими трудностями:
несложившимися рыночными отношениями, низким уровнем демократической и
политической культуры масс, отсутствием сильных и авторитетных партий
общенационального масштаба; разбросом и резким противостоянием нарождающихся
партий, внутрипартийных фракций, борющихся друг с другом недемократическими
методами; сложностью национальной структуры; неопределенностью форм
государственного устройства и т.д.
Поэтому ясно, что появление множества партий еще не свидетельствует о
наличии многопартийности. Речь может вестись лишь о ее становлении,
законодательном оформлении. Пока различного рода возникшие партии больше
заботятся о включении своих представителей в государственные структуры, чем
о выражении и защите интересов социальных групп, слоев гражданского
общества. Их концепции не разработаны, представлены в общем виде. Явно
выражены личностные и властные амбиции их лидеров, которые больше озабочены
произнесением речей, проведением встреч, чем практической политической
работой.
В целом, как и любому другому явлению, многопартийности также присущи свои плюсы
и минусы. Их в свое время проанализировал один из политологов России
Информация о работе Партии в политической системе общества, правовое регулирование их деятельности