Ответы на экзаменационные вопросы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:44, шпаргалка

Описание работы

1) Предмет политологии: основные концептуальные подходы.
Как в отечественной науке, так и в зарубежной предмет политологии трактуется неоднозначно.
Разное содержание и объём знаний вкладывается в научное понимание политологии. Выделим основные подходы к определению политологии.

Работа содержит 1 файл

ответы!!!политология.doc

— 182.22 Кб (Скачать)

Формы участия: По степени участи бывают: аполитичная, голосующая на выборах, участвующая  в деятельности полит партий и  др, искатели полит карьеры и полит лидеры.

Виды  участия:

1)постоянное  и эпизодическое

2) организованное  и неорганизованное

3) легальное  и нелегальное

4) конвенциальное  и неконвенциальное

Автономное  и мобилизованное  -

Автономное  – создает активность граждан, осведомляет  в области полит жизни, целью которой является оказание влияния на позицию и деятельность политиков.

Мобилизованное  – вынужденное действие, когда  участие в полит жизни, например в голосовании, зависит от неполитических стимулов.  

27. Осн методы принятия и типы реализации полит решений

Принятие  политических решений — центральный  элемент преобразования политических требований различных групп и  граждан в приемлемые для всего  общества средства и методы регулирования  социальных отношений. Коротко говоря, принятие решений — это технологическое  преобразование политической власти в  управление социальными процессами.

2 метода  принятия полит решений:

1)Рационально-универсальный. Предполагает рациональное выделение проблемы и поиск путей ее решения, наиболее соответсвт поставленным целям. Это как бы идеальный план  решения вопроса, этот метод наиболее популярен у оппозиции.

2) Метод последовательных ограничений – Политики исходят  не из оптимального, сколько из возможного образа действий. Когда проблема возникает неожиданно, правящие круги вынуждены действовать еще до того, как полностью определят свои цели и предпочтения. Метод предполагает внесение в упр. Деятельность поправок, необходимых для решения частных задач. 

Основные  типы реализации полит решений:

1) попуризм – в качестве основного средства достижения власт. Целей используют прямую аппиляцию к общему мнению, опору на массовое настроение. Он ориентируется на упрощение полит ситуации и связанно с каким- либо лозунгом, реализация которого приведет якобы к быстрому успеху. Наиболее ярко проявляется в условиях правления харизм. Лидера, хотя может быть и частью полит курса демократически изранного лидера.

2) элитизм – направлен на предотвращение сколько нибудь значительного участия граждан в политической жизни. Теневые, аппаратные механизмы власти, обществу предоставляется неполная полит информация и в целом он напрвлен на вытеснение осн массы из политического процесса.

3) Консерватизм  – характеризуется устремлением  власти, при любых реформах, любом  повороте событий сохран те или иные институты, структуры и отношения власти. Характерно культивирование внутренней приверженности граждан к традиционным в данном обществе ценностям. Усиливает патриотические настроения, способ укрепления целостности общества.

4) Радикализм  – прямо противоположные результаты.

5) Демократизм  – ориентирован на реальные  потребности и запросы граждан,  воплощение их прав и свобод  в жизнь. 
 

   28)ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ.

   На  политическом пространстве современной  России развивается множество политических процессов.

   Современный политический процесс в России высокими темпами перевел в новое состояние  ее политическую систему. Это коснулось  и формы правления, и политического  режима. Начнем с формы правления. Современная Россия, как это подчеркивается в Конституции страны, является республикой. Однако, нынешняя республиканская форма весьма существенно отличается по содержанию от республиканского СССР. Общий политический процесс в стране наполнил ее единственным ей содержанием. Республиканская форма правления в современной России обрела сущностные характеристики: разделение властей, политический плюрализм, свободные выборы как путь формирования высшей государственной власти.

   Вместе  с тем, российская республиканская  форма правления сохраняет ряд  черт советской государственности: государство стремится остаться в роли главного распределителя средств, продолжать контролировать различные  стороны жизни общества, сохраняется  в определенной мере номенклатурный принцип подбора руководящих  кадров, отсутствует подлинная независимость  судов от государственной власти. Таким образом, нет оснований  говорить о том, что для России характерна завершенная республиканская  форма государственного правления, отвечающая всем основным критериям.

       Тоже  самое можно сказать о состоянии государственного устройства России в части национально-территориального ее деления. В этом отношении общий политический процесс, развиваясь, породил много сложностей. Современное федеративное устройство Российского государства – одна из них. В России среди субъектов федерации сейчас есть как национально-государственные образования (в их числе республики, автономные области, автономные округа), так и административно-территориальные единицы (края, области, города). Всего их – 89. Это больше, чем в какой-либо другой стране. Возможности субъктов Российской Федерации и в плане природных ресурсов, и в масштабах промышленного производства существенно различаются. Поэтому их позиции в вопросе разграничения полномочий между Центром и субъектами Федерации не могут быть одинаковыми.

       Развитие  общего политического процесса в  России и смены форм политического  режима также отличается серьезными подвижками. Установившийся режим не отвечает «чистому» типу ни одного из основных политических режимов. Общий  политический процесс «вывел» его  из тоталитарной формы, направил в сторону  демократии, но еще далеко не ввел в  эту форму в ее совершенном  виде. Нынешний политический режим  в России характеризуется как  переходный от тоталитаризма к демократии.

       Таким образом, можно сделать вывод: развитие политического процесса в современной  России привело к созданию переходного  типа в государстве, устремленного  к демократии. 

29) . Понятие, виды и содержание политических технологий, их роль в политических процессах.

Технологии  направлены на рационализацию и упрощение  действий во имя достижения цели и  именно поэтому склонны к известной  формализации и институциализации, нормативному закреплению. В зависимости от характера и масштаба действующего субъекта технологии существенно отличаются по своим параметрам: ресурсам, оценкам их эффективности и т.д. Так, технологии, рассчитанные на оптимизацию деятельности массовых политических субъектов, как правило, являются более прерывистыми, а потому и менее надежными. Поэтому, чтобы уверенно управлять поведением крупных социальных слоев, регулировать динамику общественных настроений необходимо использовать более строгие и жесткие регуляторы, нужны большие вложения, ресурсное обеспечение и т.д.

В структуру политических технологий, как правило, входят три наиболее значимых компонента: специфические знания; конкретные приемы, процедуры и методики действий; а также различные технико-ресурсные компоненты. Принципиальная роль знаний обусловлена тем, что политические технологии по сути своей есть воплощение особых форм отражения действительности, которые направлены на нахождение средств и способов практического решения проблем, возникающих в сфере власти и управления государством. В этом смысле технологический уровень познания действительности не только представляет собой форму научно-прикладного знания, но и одновременно выражает оценку политических проблем с точки зрения заинтересованных в их решении субъектов.

Технологическое знание является познавательно-проективной  деятельностью, которая включает в  себя приемы не только обыденного, но и  научного познания действительности, как бы синтезируя их подходы для  решения конкретной задачи. Это задает технологическому знанию собственную  логику отражения и объяснения явлений, которая не присуща ни научным  формам отражения, ни обыденным подходам в отдельности. Основной ценностью  для технологий является даже не самое  знание о том, как можно нечто  сделать, совершить, а конкретное умение, навыки свершения действий и достижения целей. Содержание таких конкретных навыков и умений, которые выражаются в применении определенных приемов, процедур, техник и методик действий, непосредственно задается конкретными  целями или особенностями той  или иной предметной сферы политики. Например, в сфере принятия решений  это могут быть приемы согласования и соизмерения интересов сторон при выработке тех или иных целей государственной политики. Использование тех или иных приемов  и процедур непосредственно зависит  и от состояния действующих субъектов, и от конкретных условий, в которых  решается задача. Конкретные приемы и  способы деятельности непосредственно  зависят и от наличия тех или  иных кадровых структур, технического оснащения действующих лиц, наличия  тех или иных ресурсов, влияющих на содержание политических технологий. Например, применение технологий информационного  обеспечения государственной политики невозможно без технических структур, призванных защищать государственную  тайну.

Технологии  встроены в самые разнообразные  процессы, обеспечивающие формирование и использование политической власти на различных уровнях организации  государства и социума, способствуя таким образом формированию не только универсальных, но и типических свойств политических технологий.

Самые распространенные из них — функциональные типы политических технологий, предполагающие рационализацию и алгоритмизацию ролевых нагрузок различных субъектов управления и власти. Инструментальные разновидности политических технологий имитируют применение техник, направленных на рационализацию конкретной деятельности, а на самом деле имеют совершенно иные цели и прикрывают их.

С точки  зрения областей, в которых применяются  те или иные приемы достижения целей, можно говорить о так называемых предметных технологиях (например, электоральных, техниках лоббирования, компьютерных и информационных технологиях…).

Принимая  во внимание разнообразие условий деятельности, динамических изменений, свойств и  способностей субъектов, можно выделить жесткие и мягкие технологии. Первые свидетельствуют о заданности и одновременно неизменности основных параметров применяемых субъектами приемов и способов деятельности. Противоположные технологии демонстрируют способы и приемы, которые позволяют осуществлять гибкую адаптацию целей и ресурсов, имеющихся в распоряжении субъекта, к изменяющимся условиям.

С точки  зрения степени и характера регламентации  деятельности (что обладает особой ценностью для анализа переходных процессов) различают нормативные и девиантные технологии. Нормативные технологии — это способы деятельности, жестко обусловленные существующими в обществе (организации) законами, нормами, традициями или обычаями. Девиантные технологии противоположны им, это отклоняющиеся от такого рода требований и стандартов способы деятельности. К их числу относится, например, целый спектр противоречащих закону или нормам общественной морали «серых» и «черных» технологий. 
 

  30) Политическая модернизация. Ее особенности и этапы в современной России.

Политическую  модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры. При этом под современными политическими институтами и практиками следует понимать не слепок с политических институтов стран развитой демократии, а те политические институты и практики, которые в наибольшей степени способны обеспечивать адекватное реагирование и приспособление политический системы к изменяющимся условиям, к вызовам современности.

В зависимости  от используемого механизма модернизации в политологической литературе принято  выделять следующие типы этого процесса:

- «органическая», или «первичная», характерная  для таких стран, как Великобритания, США, Канада, некоторые другие  европейских стран (модернизационное ядро) и осуществляемая преимущественно эволюционным путем на основе собственных культурных традиций и образцов;

- «неорганическая»  или «вторичная», «отраженная», «модернизация  вдогонку» (Россия, Бразилия, Турция  и др.), основным фактором которой  выступают социокультурные контакты  «отставших» в своем развитии  стран с модернизационным ядром, а основным механизмом - имитационные процессы.  

В соответствии с другой типологией выделяется три  типа модернизации: 

- эндогенная, то есть осуществляемая на  собственной основе (Европа, США  и т.п.); 

- эндогенно-экзогенная, осуществляемая на собственной  основе, равно как и на основе  заимствований (Россия, Турция, Греция  и т.д.); 

- экзогенная  модернизация (имитационные, имитационно-симуляционные и симуляционные варианты), осуществляемая на основе заимствований при отсутствии собственных оснований. 

Препятствовать  процессу политической модернизации (С.А.Ланцов) могут две основные причины. Первая – отставание от изменений в других сферах жизнедеятельности общества. Подобный разрыв способен стать причиной революционного кризиса. Другая причина состоит в том, что к быстро протекающей демократизации может оказаться не подготовленным уровень развития гражданского общества и политической культуры социума. В таком случае также велика вероятность возникновения кризисной ситуации, чреватой хаосом, ведущей к охлократии.[1] 

Способствуют  же успешной модернизации (В.В.Лапкин, В.И.Пантин) два фактора: внутренняя готовность модернизирующегося общества к глубоким политическим реформам, ограничивающим власть бюрократии и устанавливающие адекватные «правила игры» для основных политических акторов; желание и способность наиболее развитых стран мира оказать этому сообществу эффективную экономическую и политическую помощь, смягчив тяжесть проводимых реформ.[2]

Исследователи рассматривают модернизацию в качестве главного вектора развития России на протяжении последних веков, включая  советский и постсоветский периоды, отмечая в свою очередь своеобразие  российской модернизации.

Информация о работе Ответы на экзаменационные вопросы по политологии