Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:44, шпаргалка
1) Предмет политологии: основные концептуальные подходы.
Как в отечественной науке, так и в зарубежной предмет политологии трактуется неоднозначно.
Разное содержание и объём знаний вкладывается в научное понимание политологии. Выделим основные подходы к определению политологии.
Формы участия: По степени участи бывают: аполитичная, голосующая на выборах, участвующая в деятельности полит партий и др, искатели полит карьеры и полит лидеры.
Виды участия:
1)постоянное и эпизодическое
2) организованное и неорганизованное
3) легальное и нелегальное
4) конвенциальное и неконвенциальное
Автономное и мобилизованное -
Автономное – создает активность граждан, осведомляет в области полит жизни, целью которой является оказание влияния на позицию и деятельность политиков.
Мобилизованное
– вынужденное действие, когда
участие в полит жизни, например
в голосовании, зависит от неполитических
стимулов.
27. Осн методы принятия и типы реализации полит решений
Принятие политических решений — центральный элемент преобразования политических требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования социальных отношений. Коротко говоря, принятие решений — это технологическое преобразование политической власти в управление социальными процессами.
2 метода принятия полит решений:
1)Рационально-универсальный. Предполагает рациональное выделение проблемы и поиск путей ее решения, наиболее соответсвт поставленным целям. Это как бы идеальный план решения вопроса, этот метод наиболее популярен у оппозиции.
2) Метод последовательных ограничений – Политики исходят не из оптимального, сколько из возможного образа действий. Когда проблема возникает неожиданно, правящие круги вынуждены действовать еще до того, как полностью определят свои цели и предпочтения. Метод предполагает внесение в упр. Деятельность поправок, необходимых для решения частных задач.
Основные типы реализации полит решений:
1) попуризм – в качестве основного средства достижения власт. Целей используют прямую аппиляцию к общему мнению, опору на массовое настроение. Он ориентируется на упрощение полит ситуации и связанно с каким- либо лозунгом, реализация которого приведет якобы к быстрому успеху. Наиболее ярко проявляется в условиях правления харизм. Лидера, хотя может быть и частью полит курса демократически изранного лидера.
2) элитизм – направлен на предотвращение сколько нибудь значительного участия граждан в политической жизни. Теневые, аппаратные механизмы власти, обществу предоставляется неполная полит информация и в целом он напрвлен на вытеснение осн массы из политического процесса.
3) Консерватизм
– характеризуется
4) Радикализм
– прямо противоположные
5) Демократизм
– ориентирован на реальные
потребности и запросы граждан,
28)ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ.
На
политическом пространстве современной
России развивается множество
Современный
политический процесс в России высокими
темпами перевел в новое
Вместе
с тем, российская республиканская
форма правления сохраняет ряд
черт советской государственности:
государство стремится остаться
в роли главного распределителя средств,
продолжать контролировать различные
стороны жизни общества, сохраняется
в определенной мере номенклатурный
принцип подбора руководящих
кадров, отсутствует подлинная
Тоже
самое можно сказать о состоянии государственного
устройства России в части национально-территориального
ее деления. В этом отношении общий политический
процесс, развиваясь, породил много сложностей.
Современное федеративное устройство
Российского государства – одна из них.
В России среди субъектов федерации сейчас
есть как национально-государственные
образования (в их числе республики, автономные
области, автономные округа), так и административно-
Развитие общего политического процесса в России и смены форм политического режима также отличается серьезными подвижками. Установившийся режим не отвечает «чистому» типу ни одного из основных политических режимов. Общий политический процесс «вывел» его из тоталитарной формы, направил в сторону демократии, но еще далеко не ввел в эту форму в ее совершенном виде. Нынешний политический режим в России характеризуется как переходный от тоталитаризма к демократии.
Таким
образом, можно сделать вывод: развитие
политического процесса в современной
России привело к созданию переходного
типа в государстве, устремленного
к демократии.
29) . Понятие, виды и содержание политических технологий, их роль в политических процессах.
Технологии направлены на рационализацию и упрощение действий во имя достижения цели и именно поэтому склонны к известной формализации и институциализации, нормативному закреплению. В зависимости от характера и масштаба действующего субъекта технологии существенно отличаются по своим параметрам: ресурсам, оценкам их эффективности и т.д. Так, технологии, рассчитанные на оптимизацию деятельности массовых политических субъектов, как правило, являются более прерывистыми, а потому и менее надежными. Поэтому, чтобы уверенно управлять поведением крупных социальных слоев, регулировать динамику общественных настроений необходимо использовать более строгие и жесткие регуляторы, нужны большие вложения, ресурсное обеспечение и т.д.
В структуру политических технологий, как правило, входят три наиболее значимых компонента: специфические знания; конкретные приемы, процедуры и методики действий; а также различные технико-ресурсные компоненты. Принципиальная роль знаний обусловлена тем, что политические технологии по сути своей есть воплощение особых форм отражения действительности, которые направлены на нахождение средств и способов практического решения проблем, возникающих в сфере власти и управления государством. В этом смысле технологический уровень познания действительности не только представляет собой форму научно-прикладного знания, но и одновременно выражает оценку политических проблем с точки зрения заинтересованных в их решении субъектов.
Технологическое
знание является познавательно-проективной
деятельностью, которая включает в
себя приемы не только обыденного, но и
научного познания действительности,
как бы синтезируя их подходы для
решения конкретной задачи. Это задает
технологическому знанию собственную
логику отражения и объяснения явлений,
которая не присуща ни научным
формам отражения, ни обыденным подходам
в отдельности. Основной ценностью
для технологий является даже не самое
знание о том, как можно нечто
сделать, совершить, а конкретное умение,
навыки свершения действий и достижения
целей. Содержание таких конкретных
навыков и умений, которые выражаются
в применении определенных приемов,
процедур, техник и методик действий,
непосредственно задается конкретными
целями или особенностями той
или иной предметной сферы политики.
Например, в сфере принятия решений
это могут быть приемы согласования
и соизмерения интересов сторон
при выработке тех или иных
целей государственной
Технологии встроены в самые разнообразные процессы, обеспечивающие формирование и использование политической власти на различных уровнях организации государства и социума, способствуя таким образом формированию не только универсальных, но и типических свойств политических технологий.
Самые распространенные из них — функциональные типы политических технологий, предполагающие рационализацию и алгоритмизацию ролевых нагрузок различных субъектов управления и власти. Инструментальные разновидности политических технологий имитируют применение техник, направленных на рационализацию конкретной деятельности, а на самом деле имеют совершенно иные цели и прикрывают их.
С точки зрения областей, в которых применяются те или иные приемы достижения целей, можно говорить о так называемых предметных технологиях (например, электоральных, техниках лоббирования, компьютерных и информационных технологиях…).
Принимая во внимание разнообразие условий деятельности, динамических изменений, свойств и способностей субъектов, можно выделить жесткие и мягкие технологии. Первые свидетельствуют о заданности и одновременно неизменности основных параметров применяемых субъектами приемов и способов деятельности. Противоположные технологии демонстрируют способы и приемы, которые позволяют осуществлять гибкую адаптацию целей и ресурсов, имеющихся в распоряжении субъекта, к изменяющимся условиям.
С точки
зрения степени и характера
30) Политическая модернизация. Ее особенности и этапы в современной России.
Политическую модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры. При этом под современными политическими институтами и практиками следует понимать не слепок с политических институтов стран развитой демократии, а те политические институты и практики, которые в наибольшей степени способны обеспечивать адекватное реагирование и приспособление политический системы к изменяющимся условиям, к вызовам современности.
В зависимости
от используемого механизма
- «органическая»,
или «первичная», характерная
для таких стран, как
- «неорганическая»
или «вторичная», «отраженная», «модернизация
вдогонку» (Россия, Бразилия, Турция
и др.), основным фактором которой
выступают социокультурные
В соответствии
с другой типологией выделяется три
типа модернизации:
- эндогенная,
то есть осуществляемая на
собственной основе (Европа, США
и т.п.);
- эндогенно-экзогенная,
осуществляемая на собственной
основе, равно как и на основе
заимствований (Россия, Турция, Греция
и т.д.);
- экзогенная
модернизация (имитационные, имитационно-симуляционные
и симуляционные варианты), осуществляемая
на основе заимствований при отсутствии
собственных оснований.
Препятствовать
процессу политической модернизации (С.А.Ланцов)
могут две основные причины. Первая –
отставание от изменений в других сферах
жизнедеятельности общества. Подобный
разрыв способен стать причиной революционного
кризиса. Другая причина состоит в том,
что к быстро протекающей демократизации
может оказаться не подготовленным уровень
развития гражданского общества и политической
культуры социума. В таком случае также
велика вероятность возникновения кризисной
ситуации, чреватой хаосом, ведущей к охлократии.[1]
Способствуют же успешной модернизации (В.В.Лапкин, В.И.Пантин) два фактора: внутренняя готовность модернизирующегося общества к глубоким политическим реформам, ограничивающим власть бюрократии и устанавливающие адекватные «правила игры» для основных политических акторов; желание и способность наиболее развитых стран мира оказать этому сообществу эффективную экономическую и политическую помощь, смягчив тяжесть проводимых реформ.[2]
Исследователи
рассматривают модернизацию в качестве
главного вектора развития России на
протяжении последних веков, включая
советский и постсоветский
Информация о работе Ответы на экзаменационные вопросы по политологии