Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:44, шпаргалка
1) Предмет политологии: основные концептуальные подходы.
Как в отечественной науке, так и в зарубежной предмет политологии трактуется неоднозначно.
Разное содержание и объём знаний вкладывается в научное понимание политологии. Выделим основные подходы к определению политологии.
Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества.
Политическая система структурна, т.е. включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений:
двух институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень),
среднего или промежуточного ( мезоуровень )
неинституционального - нижнего, массового (микроуровень).
В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях ): легальные и теневые.
Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.
Таким
образом, на институциональном
Средняя (мезо) структура политической системы образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти, которые непосредственно слиты со структурами макро уровня, но составляют его периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с государством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и муниципальная администрация, Советы разных рангов, иерархия партийных, профсоюзных и других ассоциативных структур (обществ, союзов), крупные предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и органы порядка, другие учреждения, через которые осуществляется политическая социализация, например школа, театр, армия.
Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы государственных центров власти обществу и его ответные реакции - инициаторам политики. В организации и осуществлении политического процесса мезоуровень политической системы играет ключевую роль. На этом уровне формируются наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые массовые параллельные теневые структуры. К скрытым функциям легальных государственных, партийных, административных учреждений на этом уровне при определенных условиях (экономические трудности, неразвитые гражданские отношения, идеологические и политические конфликты и т.п.) добавляются особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровнородственные связи, противоправная активность и коррупция официальных лиц и властей. На этом же уровне формируются нелегальные теневые структуры неполитического характера, такие как параллельная экономика, черный рынок, организация преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода, которые имеют тенденции смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние.
Микро
уровень политической системы образуется
массовым участием общественных групп, классов и слоев, граждан общества в политической жизни: членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или протеста, в социальном контроле политики, в ответственных процессах ее демократической организации (выборах, референдумах и т.д.). На микро уровне формируются политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается политическая культура общества - важная составная часть и характеристика политической системы.
Пространство микро структур отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым уровнем. В нем расположено все, в принципе, общество и все его граждане, с их политическими взглядами, формами участия в совместной политической жизни, хотя политические роли организационно и функционально их разделяют по разным уровням.
Политическая система общества сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы - к руководящим учреждениям: партии, крупные общественные организации, союзы, и пр.).
Политическая система должна выполнять ряд функций:
Функция политической социализации. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти.
Функция адаптации. Подготовка и отбор субъектов власти способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.
Функция реагирования. Реагирование на сигналы, поступающие извне или изнутри. Данная функция позволяет системе быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Экстракционная функция. Извлечение ресурсов из внешней и внутренней среды.
Дистрибутивная функция . Распределение ресурсов среди групп внутри общества.
Функция
регуляции. Воздействие на общество.
Это воздействие может проявляться путем
введения норм и правил, на основе которых
взаимодействуют индивиды, а также применение
мер в отношении к нарушителям.
14) Особенности российской политической системы
Политическая
система общества - это совокупность
различных политических институтов,
социально-политических общностей, взаимодействующих
на основе единых норм и ценностей,
осуществляющих власть, взаимоотношения
между социальными группами и
индивидами. Необходимо отметить, что
нормы и ценности определяются интересами
доминирующих в обществе социальных
групп. Так после крушения коммунистического
режима в странах Восточной Европы,
произошла коренная смена политической
системы в этих государствах.
Полное
преобразование одной системы в
другую называется трансформацией, а
процесс реформирования охваченной
кризисом системы с целью приспособления
к новой политической ситуации называется
системным изменением.
В начале
1990-х гг. в России в качестве приоритетных
были определены демократические нормы
и ценности. Это предопределило характер
системных изменений, которые завершились
трансформацией политической системы.
В качестве
основополагающих структурных компонентов
политической системы, которые еще
называют подсистемами, обычно выделяют
три: институциональный (совокупность
институтов, участвующих в борьбе
за власть и принцип их формирования);
нормативный (устоявшийся в обществе
тип принятия решений, контроля за их
выполнением и нормы политической этики);
информационный (связь между институтами
политической системы). Важнейшей характеристикой
политической системы является также
политический режим. Некоторые исследователи
(Р.Т.Мухаев) выделяют его в качестве функциональной
подсистемы или структуры.
В качестве основных функций политической системы Г.Алмонд и Дж.Пауэлл выделили следующие:
функция политической социализации, т.е. процесса приобретения человеком политических знаний и ценностей, верований, ощущений, присущих обществу, в котором он живет;
функция адаптации к внешней и внутренней среде;
функция реагирования, с помощью которой политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы;
экстракционная функция, с помощью которой черпаются ресурсы из внутренней или внешней среды;
дистрибутивная функция, необходимая для согласования интересов различных групп внутри общества, содержание которой составляет распределение благ, услуг и статусов;
регулирующая функция, реализуемая через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют люди и их группы, а также путем применения наказания в отношении нарушителей правил.[1]
Правовой
основой политической системы демократического
государства является Конституция,
которая определяет политическое устройство,
характер взаимоотношений общества
и органов государственной
В соответствии
со статьей 1 Конституции Российская
Федерация - есть демократическое федеративное
правовое государство с республиканской
формой правления.
Определение
Российской Федерации в качестве
демократического государства раскрывается,
прежде всего, в положении о том,
что единственным источником власти
в России является народ, кроме того,
в положении о том, что эту
власть сам народ и осуществляет
как непосредственно, так и через
органы государственной власти и
органы местного самоуправления.
Демократичность
российского государства
Характеристика
российского государства в
В Российской
Федерации наряду с федеральными
органами государственной власти, осуществляющими
свои полномочия на всей ее территории,
имеются органы государственной
власти соответствующих субъектов
Федерации. Они осуществляют всю
полноту государственной власти
на своей территории в пределах своих
полномочий. Субъекты Российской Федерации
имеют свое законодательство; их статус
закреплен не только в федеральном
законодательстве, но и в конституциях
республик, уставах краев, областей,
округов, городов федерального значения.
Наличие
единой федеральной государственной
власти отличает федерацию от конфедерации,
которая не является государством.
Федеративное устройство России находит
свое отражение в структуре ее
представительного и
Для России
с ее огромными территориями, со
множеством ее регионов, значительно отличающихся
друг от друга по своим природным и экономическим
условиям, с большим разнообразием исторических
и национально-культурных особенностей
проживающих в ней народов именно последовательный
федерализм является оптимальной политико-юридической
формой сочетания главных интересов Российской
Федерации в целом и составляющих ее субъектов.
Характеристика
Российской Федерации в качестве
правового государства
Понятие
«республиканская форма правления»
характеризует государство, в котором
все высшие органы государственной
власти либо избираются, либо формируются
общенациональными избранными представительными
учреждениями. Республиканская форма
правления предполагает также, в
частности, что соответствующие
лица избираются в коллегиальные
органы на определенный срок и что
решения в этих органах принимаются
большинством. Республика отличается
от монархии, где главой государства
является, как правило, лицо, получающее
прерогативы государственной
Государственная
власть в Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Такое
разделение единой государственной
власти выражается, прежде всего, в
осуществлении каждой из них самостоятельными,
независимыми друг от друга структурами
государственного механизма. Целью
такого разделения является обеспечение
гражданских свобод и законности,
создание гарантий от произвола. В условиях
разделения властей одна ветвь государственной
власти ограничивается другой, различные
ее ветви взаимно уравновешивают
друг друга, действуя как система сдержек
и противовесов, предотвращая монополизацию
власти каким-либо одним институтом государства.
Информация о работе Ответы на экзаменационные вопросы по политологии