Ответы на экзаменационные вопросы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:44, шпаргалка

Описание работы

1) Предмет политологии: основные концептуальные подходы.
Как в отечественной науке, так и в зарубежной предмет политологии трактуется неоднозначно.
Разное содержание и объём знаний вкладывается в научное понимание политологии. Выделим основные подходы к определению политологии.

Работа содержит 1 файл

ответы!!!политология.doc

— 182.22 Кб (Скачать)

Политическая  система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип  политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить  в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества.

Политическая  система структурна, т.е. включает части  или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений:

двух  институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень),

среднего  или промежуточного ( мезоуровень )

неинституционального - нижнего, массового (микроуровень).

 В  свою очередь, они делятся на  параллельные, обычно конкурирующие  структуры (на тех же уровнях ): легальные и теневые.

Внутри  этих структур политическая система  включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и  носителей власти, исполнителей, рядовых  членов массовых ассоциаций, их социальной базы.

Таким образом, на институциональном макросистемном уровне политическая система включает центральный аппарат государственной власти, разделенной в демократическом обществе и в правовом государстве на законодательную, исполнительную и судебную.

Средняя (мезо) структура политической системы  образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти, которые  непосредственно слиты со структурами  макро уровня, но составляют его периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с государством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и муниципальная администрация, Советы разных рангов, иерархия партийных, профсоюзных и других ассоциативных структур (обществ, союзов), крупные предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и органы порядка, другие учреждения, через которые осуществляется политическая социализация, например школа, театр, армия.

Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы государственных  центров власти обществу и его  ответные реакции - инициаторам политики. В организации и осуществлении  политического процесса мезоуровень политической системы играет ключевую роль. На этом уровне формируются наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые массовые параллельные теневые структуры. К скрытым функциям легальных государственных, партийных, административных учреждений на этом уровне при определенных условиях (экономические трудности, неразвитые гражданские отношения, идеологические и политические конфликты и т.п.) добавляются особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровнородственные связи, противоправная активность и коррупция официальных лиц и властей. На этом же уровне формируются нелегальные теневые структуры неполитического характера, такие как параллельная экономика, черный рынок, организация преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода, которые имеют тенденции смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние.

Микро уровень политической системы образуется  

массовым  участием общественных групп, классов  и слоев, граждан общества в политической жизни: членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных  организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или протеста, в социальном контроле политики, в ответственных процессах  ее демократической организации (выборах, референдумах и т.д.). На микро уровне формируются политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается политическая культура общества - важная составная часть и характеристика политической системы.

Пространство  микро структур отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым уровнем. В нем расположено все, в принципе, общество и все его граждане, с их политическими взглядами, формами участия в совместной политической жизни, хотя политические роли организационно и функционально их разделяют по разным уровням.

Политическая  система общества сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены  и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы - к руководящим  учреждениям: партии, крупные общественные организации, союзы, и пр.).

Политическая  система должна выполнять ряд  функций:

Функция политической социализации. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти.

Функция адаптации. Подготовка и отбор субъектов власти способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

Функция реагирования. Реагирование на сигналы, поступающие извне или изнутри. Данная функция позволяет системе быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Экстракционная  функция. Извлечение ресурсов из внешней и внутренней среды.

Дистрибутивная  функция . Распределение ресурсов среди групп внутри общества.

Функция регуляции. Воздействие на общество. Это воздействие может проявляться путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, а также применение мер в отношении к нарушителям.  

14) Особенности российской политической системы

Политическая  система общества - это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, взаимодействующих  на основе единых норм и ценностей, осуществляющих власть, взаимоотношения  между социальными группами и  индивидами. Необходимо отметить, что  нормы и ценности определяются интересами доминирующих в обществе социальных групп. Так после крушения коммунистического  режима в странах Восточной Европы, произошла коренная смена политической системы в этих государствах.  

Полное  преобразование одной системы в  другую называется трансформацией, а  процесс реформирования охваченной кризисом системы с целью приспособления к новой политической ситуации называется системным изменением. 

В начале 1990-х гг. в России в качестве приоритетных были определены  демократические нормы и ценности. Это предопределило характер системных изменений, которые завершились трансформацией политической системы. 

В качестве основополагающих структурных компонентов  политической системы, которые еще  называют подсистемами, обычно выделяют три: институциональный (совокупность институтов, участвующих в борьбе за власть и принцип их формирования); нормативный (устоявшийся в обществе тип принятия решений, контроля за их выполнением и нормы политической этики); информационный (связь между институтами политической системы). Важнейшей характеристикой политической системы является также политический режим. Некоторые исследователи (Р.Т.Мухаев) выделяют его в качестве функциональной подсистемы или структуры. 

В качестве основных функций политической системы  Г.Алмонд и Дж.Пауэлл выделили следующие:

функция политической социализации, т.е. процесса приобретения человеком политических знаний и ценностей, верований, ощущений, присущих обществу, в котором он живет;

функция адаптации к внешней и внутренней среде;

функция реагирования, с помощью которой политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы;

экстракционная  функция, с помощью которой черпаются  ресурсы из внутренней или внешней  среды;

дистрибутивная  функция, необходимая для согласования интересов различных групп внутри общества, содержание которой составляет распределение благ, услуг и статусов;

регулирующая  функция, реализуемая через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют люди и их группы, а также путем применения наказания в отношении нарушителей правил.[1]

Правовой  основой политической системы демократического государства является Конституция, которая определяет политическое устройство, характер взаимоотношений общества и органов государственной власти, права и свободы человека, порядок  и принципы образования органов  власти. Современная политическая система  России определена Конституцией, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.

В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления. 

Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источником власти в России является народ, кроме того, в положении о том, что эту  власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления. 

Демократичность российского государства проявляется  и в том, что его граждане равноправны  и обладают широкими правами и  свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В российском государстве  установлена выборность органов  законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и  т. д. 

Характеристика  российского государства в качестве федеративного указывает на форму  его устройства. Федерация - это государство, состоящее в свою очередь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации  находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. 

В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти, осуществляющими  свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной  власти соответствующих субъектов  Федерации. Они осуществляют всю  полноту государственной власти на своей территории в пределах своих  полномочий. Субъекты Российской Федерации  имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном  законодательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального значения. 

Наличие единой федеральной государственной  власти отличает федерацию от конфедерации, которая не является государством. Федеративное устройство России находит  свое отражение в структуре ее представительного и законодательного органа - Федерального Собрания, состоящего из двух палат - Совета Федерации и  Государственной Думы. 

Для России с ее огромными территориями, со множеством ее регионов, значительно отличающихся друг от друга по своим природным и экономическим условиям, с большим разнообразием исторических и национально-культурных особенностей проживающих в ней народов именно последовательный федерализм является оптимальной политико-юридической формой сочетания главных интересов Российской Федерации в целом и составляющих ее субъектов. 

Характеристика  Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство «связано»  правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности  соблюдать и защищать права и  свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это  уполномочен Кон­ституцией и законами, причем в рамках предусмотренных ими предметов ведения и полномочий. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.         

Понятие «республиканская форма правления» характеризует государство, в котором  все высшие органы государственной  власти либо избираются, либо формируются  общенациональными избранными представительными  учреждениями. Республиканская форма  правления предполагает также, в  частности, что соответствующие  лица избираются в коллегиальные  органы на определенный срок и что  решения в этих органах принимаются  большинством. Республика отличается от монархии, где главой государства  является, как правило, лицо, получающее прерогативы государственной власти по наследству (король, царь, император  и т. д.), и где выборного представительного  органа государственной власти может  и не быть. Главой государства в  Российской Федерации является ее Президент, избираемый гражданами сроком на четыре года, а представительным и законодательным  органом - Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого - Совет Федерации - составляется из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации, а другая - Государственная Дума - избирается населением сроком на четыре года. 

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. 

Такое разделение единой государственной  власти выражается, прежде всего, в  осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами  государственного механизма. Целью  такого разделения является обеспечение  гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной  власти ограничивается другой, различные  ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства. 

Информация о работе Ответы на экзаменационные вопросы по политологии