Ответы на экзаменационные вопросы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:44, шпаргалка

Описание работы

1) Предмет политологии: основные концептуальные подходы.
Как в отечественной науке, так и в зарубежной предмет политологии трактуется неоднозначно.
Разное содержание и объём знаний вкладывается в научное понимание политологии. Выделим основные подходы к определению политологии.

Работа содержит 1 файл

ответы!!!политология.doc

— 182.22 Кб (Скачать)

Таким образом, исторически партии формировались  как представительные структуры, выражавшие определенные групповые интересы; как  институты, оппозиционные государству  и другим политическим объединениям; как союзы единомышленников.

В результате исторического формирования партия заявила о себе как специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партия отображает общегрупповые интересы и цели разнообразных (социальных, национальных, конфессиональных и проч.) слоев населения, их идеалы и ценности, утопии и идеологии. Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Таким образом партия развивает как прямые, так и обратные связи народа и государства.

От всех других политических институтов, в  том числе и групп интересов, партию отличают свойственные ей функции  и характерные способы их осуществления, определенная внутренняя организация  и структура, наличие политической программы действий, та или иная идеологическая система ориентаций, а также ряд других, менее значимых признаков.

     Функции партии:

1) Будучи  звеном вертикальной связи народа  и государства, участвующим практически  во всех фазах политического  процесса, партия выступает одним  из важнейших механизмов распределения  (перераспределения) в обществе  властных статусов. Прежде всего партия нацелена на борьбу за завоевание и использование политической власти в интересах поддерживающей ее группы населения.

2) Выступают  таким механизмом агрегирования  интересов граждан, который дает возможность избежать общественных потрясений при изменении баланса политических сил.

3) Партии  являются одним из наиболее  эффективных средств борьбы с  политической апатией и гражданской  пассивностью людей. Выдвигая  тот или иной набор властных  притязаний, партии обеспечивают  связь населения с государственными  структурами, заменяют стихийные  формы общественно-политической  активности населения формами  формализованными, подверженными контролю  со стороны своих лидеров.

4) Отбор  и рекрутирование политических лидеров и элит для всех уровней политической системы.

5) Углубление  связей и отношений между различными  ветвями власти, местными и центральными  органами государственного управления, разнообразными политическими институтами

6) Политическая  социализация граждан, формирование  у них свойств и навыков  участия в отношениях власти.

Состав: К ним прежде всего относятся лидеры партии; партийная бюрократия; мозговой штаб, идеологи партии; партийный актив; рядовые члены партии. В том случае, если партия добивается успеха на выборах, в ее составе выделяются «члены партии — законодатели» и «члены партии — члены правительства», которые нередко становятся вторым руководящим звеном партии. Существеннейшую роль в определении судьбы и политического веса партии играют и — находящиеся в общем-то за ее рамками — «партийный электорат», «сочувствующие» партийной программе (т.е. те, кто голосует за нее на выборах), а также «меценаты», оказывающие ее организациям определенную поддержку. Все эти группы специфически влияют на осуществление партией своих функций, способствуют усилению или падению ее авторитета, возможности воздействовать на государственные органы.

Наиболее  часто встречающийся критерий типологизации партий — идейные основания их деятельности, подразумевающие деление на доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологической чистоты), прагмагические, или «патронажные»— ориентирующиеся на практическую целесообразность действий, а также харизматические, в которых люди объединяются вокруг лидера. При этом в каждом из этих типов существует дальнейшая дифференциация партийных объединений.       

В частности, среди доктринальных партий принято  выделять религиозные  и идеологические объединения.

Иная  типологизация: социальные (аграрные партии), этнические, демографические и культурологических оснований образования этих институтов власти. Важное значение имеет и дифференциация партий с точки зрения их организационной структуры. В данном случае принято выделять партии парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах территориально-производственного объединения своих членов и демократического централизма). Довольно распространена типизация партий с точки зрения их отношения к правящему режиму: правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, партии-лидеры и партии-аутсайдеры, партии, правящие монопольно и правящие в составе коалиции и т.д.

Существуют  партии кадровые, массовые и строго централизованные. 

24. Понятие, сущность  и разновидности  партийных систем. Особенности партийн сист современной России.

Устойчивые  связи и отношения партий различного типа друг с другом, а также с  государством и иными институтами  власти образуют партийные системы. Взаимодействуя друг с другом и с  государством, партии так или иначе влияют на принятие решений, выявляя тем самым свое место в политической жизни.

Партийные системы противостоят апартийным, т.е. таким формам организации политической власти, где либо совсем не существует партийных объединений, либо их наличие носит сугубо декларативный характер.

Собственно  партийные системы принято классифицировать прежде всего по качественным аспектам партийно-государственных (межпартийных и проч.) отношений, а также по их количественному составу. Так, в зависимости от числа партий выделяют однопартийные (неконкурентные) системы, внутри которых различают деспотические и демократические разновидности, много-партибные (конкурентные, состязательные) — с одной доминантной партией, двухпартийные (бипартийные) и мультипартийные. Однако, несмотря на то, что сложившиеся в том или ином государстве партии легко подсчитать, количественный метод типологизации партийных систем несовершенен: демонстрируя численность партийных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно включено в процесс принятия государственных решений. 

Таким образом, типологизация партийных систем по качественным характеристикам их деятельности предпочтительней. В этом контексте можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных системах, а учитывая доминирующие в государстве ценности, — о системах социалистических и буржуазных и т.д.

Дж. Сарторидает более сложную классификацию, основанную на идеологической дистанции («полярности») между партиями. По его мнению, существуют семь типов партийных систем, размещающихся между полюсами: «однопартайной» (моноидеологической) системой и «атомизированной» (идейно разнородной) http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Pugach/23.php - _ftn3#_ftn3. Промежуточные типы — системы с «партией-гегемоном», «доминирующей партией», «двухпартийные», «ограниченного плюрализма» и «радикального плюрализма» — выражают степень развития и варианты идеологического плюрализма в деятельности одной или нескольких партий.

Чаще  всего в формировании партийных  систем наибольшую роль играют характер социальной структуры общества, действующее  законодательство (и прежде всего  избирательные законы), а также  социокультурные традиции. Если же социальные группы ориентируются на единую систему ценностей и идеалов, то и партийная система будет  характеризоваться более мягкими  формами межпартийных и партийно-государственных  связей.

В обществах  с множеством экономических укладов, разнообразием культур и языков, многочисленными каналами и институтами  артикуляции социальных, национальных, религиозных и прочих интересов, как правило, больше предпосылок  для создания многопартийных систем. Именно последние, как показал мировой  опыт политического развития, выступают  наиболее оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества.

В настоящее  время в Российской Федерации  в условиях перехода к гражданскому обществу и демократическому государству  формируется многопартийность. В 1988-1991 гг. шел процесс организационного становления политических партий, выработки политических программ. Принятие в октябре 1990 г. закона "Об общественных объединениях" стимулировало формирование партий. В основной своей массе новые партии возникали как антитоталитарные и выдвигали задачи формирования правового государства, многопартийной системы, многоукладной экономики, организованного народовластия (конституционной демократии).

После утраты КПСС монополии на политическую власть, ликвидации административно-командной системы в ходе реформ происходила перегруппировка политических сил, формирование новых политических блоков и объединений.

 Единая  Россия (правоцентристская, консерватизм, центризм, прагматизм)  – КПРФ, ЛДПР (Правоцентристская, старейшая партия, за либерализм и демократию, антиглоболизм, популизм), Патриоты России (левоцентристская, создание общества равных возможностей – соц справедливость и устойчивое развитее, объединение всех аппозиционных сил), Яблоко (левоцентр., демократическая, социально-либерального типа),  Аграрная партия (традиционалистские позиции, объединилась с Единой Россией), Справедливая Россия (вторая по величине, левооцентр, Родина П. пенсионеров П. Жизни, социал – демократическая идеология).

25. Сущность политического  процесса, структура,  этапы, проблемы  типологизации.

Политический  процесс — одна из центральных  и, вместе с тем, весьма специфическая  категория политической науки. Учитывая названные черты политического  процесса, можно сказать, что он раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменение ее состояний  во времени и пространстве. Политический процесс представляет собой совокупность действий институциализированных и неинституциализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, и в конечном счете ведущих к развитию или упадку политической системы общества.

Учитывая  названные черты политического  процесса, можно сказать, что он раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменение ее состояний  во времени и пространстве. Политический процесс представляет собой совокупность действий институциализированных и неинституциализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, и в конечном счете ведущих к развитию или упадку политической системы общества.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно  подразделить на базовые и периферийные. Первые из них характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. Периферийные же политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти.

Звенья  политических процессов:

1) преследование  политических интересов группы  граждан, институтов, принимающих  политическое решение.

2) выработка  и принятие политических решений,  выражающих конкретные цели политической  системы путем  взаимодействия  правящей и оппозиционной элиты.

3) Этап  реализации полит решений через  сложные взаимодействия «верхов»  и «низов» по организации масс, мобилизации властных ресурсов  и т.д. 

Режимы  существования полит. Процессов:

1) режим функционирования: простое воспроизводство уже сложивш отношений между элитой и электоратом граждан. 2) режим развития: структуры и механизмы власти выводят политику гос-ва на новый уровень движения, позволяющий адекватно ответить на вызовы времени. 3) упадок: центробежные тенденции преобладают над интеграцией: атомизация полит субъектов, распад режима носит необратимый характер.

26. Политическое участие:  понятие, формы,  виды.

Политическое  участие – действие, предпринимаемое  частными лицами и имеющее целью  повлиять на гос политику, на управление гос делами или на выбор полит лидеров на любом уровне власти.

Информация о работе Ответы на экзаменационные вопросы по политологии