Ответы на экзаменационные вопросы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:44, шпаргалка

Описание работы

1) Предмет политологии: основные концептуальные подходы.
Как в отечественной науке, так и в зарубежной предмет политологии трактуется неоднозначно.
Разное содержание и объём знаний вкладывается в научное понимание политологии. Выделим основные подходы к определению политологии.

Работа содержит 1 файл

ответы!!!политология.doc

— 182.22 Кб (Скачать)

В то же время типы политической культуры могут  определяться и на более общих  основаниях, способных обнажить более  универсальные черты разнообразных  стилей политического поведения  граждан в тех или иных странах. Так, например, можно говорить о  рыночной политической культуре (где политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистской (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида — Э. Баталов).

Существуют  и более общие критерии типологизации, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров — Востока и Запада, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур.

Идеалы  политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации  власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан  в решении общих вопросов, а  также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности. Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и католической его ветвей. Специфика же восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур.

Политическая  культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и  навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный  анализ политических систем мира.

Политическая  культура -совокупность неформальных методов формирования и выявления политических мнений, реакций на опасности, возможности, конфликтные ситуации. Функциями политической культуры можно назвать:интеграция политической сферы и общей культуры, философии, религии; сохранения и развития основ политической деятельности; проверки истинности официальной идеологии; устранение и компенсация пробелов (неопределенности норм) и разрывов (отсутствия или нарушения логической связи норм права) права; проявления. предупреждения и разрешения латентных конфликтов; профетическая, прогностическая в отношении развития; апробации и верификации политических кадров; синтеза способов реагирования на неожиданные угрозы и др. Роль политической культуры - полезный результат, возникающий в результате ее действия. Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков- рисков невыгодных ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти. Глущенко В.В. Политология: системно-управленческий подход.-М.: ИП Глущенко В.В., 2008.-160 с.

Типологии Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба (совместно с Поуэллом(?)), которые выделили три вида политической культуры:

приходская  культура зависимая культура политическая культура участия Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью "на местах". Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей. И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это "вмешательство", участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия - это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех. 
 
 

  39) Политическая культура современного Российского общества

Политическая  культура - составная часть общей культуры, совокупный показатель политического опыта, уровня политических знаний и чувств, образцов поведения и функционирования политических субъектов, интегральная характеристика политического образа жизни страны, класса, нации, социальной группы индивидов.

Среди традиций, имеющих непосредственное отношение к политике, в современной  России, отмечаются такие, как сакрализация власти, муниципальные вольности, общественно-политическая активность населения, связанная с  решением местных или общенациональных проблем. Среди тех, которые начинают развиваться, можно выделить следующие: цивилизованные приемы полемики и дискуссии; способность выслушивать оппонента, убеждать и переубеждать при помощи рациональных аргументов; искусство компромисса, маневра и союзов, активные формы давления на законодательную, исполнительную власть и политические партии, использование прессы и средств массовой коммуникации; манифестации, демонстрации, митинги, массовые выступления и движения в защиту тех или иных требований и интересов; «завоевание улицы», забастовки - локальные и общенациональные, экономические и политические; использование наиболее эффективных и решительных форм борьбы; мобилизованность, солидарность, взаимопомощь; социальные союзы.

На содержание и уровень развития современной  политической культуры российского  общества значительное влияние оказывают  следующие процессы:

- радикальные  изменения основ экономической,  социальной, политической и духовной  жизни, массовые перемещения в  Россию различных групп населения  из ближнего зарубежья и возникновение  вследствие этого новых межэтнических,  демографических, территориальных  и иных образований;

- изменение  и усложнение социальной структуры  общества, появление в ней новых  социальных групп, рост имущественного  неравенства, усиление вертикальной  и горизонтальной мобильности;

- переоценка  на основе расширения информации  уроков прошлого, настоящего и  перспектив будущего.

Все эти  процессы диктуют необходимость  серьезной модификации мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров людей, т. е. всех компонентов политической культуры.

В качестве характерных черт политической культуры современной России исследователи  выделяют следующие:

- ценности  коммунитаризма – приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы;

- индифферентное  отношение к политическому участию;

- персонализированное  восприятие власти;

- предрасположенность  к конформизму;

- неверие  в представительные органы власти, тяготение к исполнительным функциям  с ограниченной индивидуальной  ответственностью;

- подданническое  отношение к власти;

- правовой  нигилизм;

- нетерпимость  к другим мнениям, принципам;

- некритическое  восприятие зарубежного опыта,  копирование его сомнительных  образцов;

- предрасположенность  к силовым методам разрешения  конфликтов, неприятие консенсусных технологий.

Свое  предназначение в качестве инструмента  консолидации общества и его переустройства политическая культура может выполнить  лишь при условии преодоления  конфронтационности различных в ней направлений, взаимодействия их на основе общей объединяющей идеи, поиски которой сегодня активно предпринимаются всеми политическими силами.

В силу объективных обстоятельств Россия всегда будет испытывать потребность  в сильном, эффективном государстве, что не может не сказаться на политической культуре. В демократическом государстве  власть ограничивают граждане, защищающие частный или групповой интерес  и действующие в рамках гражданского общества. Поэтому антиэтатизм в политической культуре должен быть направлен не на разрушение государства, а на ограничение его экспансионистских тенденций, преодоление патерналистских ожиданий и развитие способности к самоорганизации.

С точки  зрения А.Ахиезера, «общество не может обеспечить свое существование в усложняющемся мире, не вовлекая в процесс диалогизации все большего числа людей. Центральная задача политологии в постсоветском обществе - искать пути воспроизводства либеральной культуры, социокультурный фундамент которой пока еще слаб, совершенствуя на этой основе общество и государство, способствуя достижению базового консенсуса, преодолению раскола между всеми элементами нравственного схематизма. А для этого необходимы определенные нравственные основания - прежде всего развитие гуманизма (который в свое время не был воспринят духовной элитой из византийской культуры), христианская идея любви, вытеснение на периферию культуры агрессивности, ненависти, убеждения, что «мир лежит во зле», мироотреченности (последняя была активно воспринята из византийского наследия)».

Важнейшей чертой российской политической культуры является патернализм. В современной  трактовке патернализм понимается как доктрина и деятельность с  позиций «отеческой заботы» по отношению  к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом  отношениях.

Корни патерналистской традиции в русской  культуре[9], в том числе и политической, находятся в историческом прошлом. Основой традиционной культуры важнейшей  социальной ячейкой аграрного общества была патриархальная семья. Общая численность  такой семьи могла насчитывать  несколько десятков человек. Авторитет  главы семьи был непререкаем. 

40) Политическое сознание: понятие, структура, функции.

Политическое  сознание представляет собой одну из основных форм общественного сознания. Это наиболее общая категория, характеризующая  субъективную сторону политики. По своему содержанию она охватывает чувственные  и теоретические, ценностные и мотивационные  представления граждан, опосредствующие  их связи с властными институтами.

В наиболее общем смысле политическое сознание - это совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок.

В зависимости  от субъектов политическое сознание может быть:

• массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);

• групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

•индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней).

Важнейшим слагаемым политического сознания выступают политические ориентации как нормативные представления людей о соответствии их стремлениям целей политической практики и приемлемых для них средств достижения этих целей. При этом разные, находящиеся в одинаковых условиях общности, ввиду многозначности выполняемых ими социальных ролей и функций, зачастую придерживаются противоположных политических ориентаций.

В формировании массового политического сознания той или иной общности большую  роль играет социальный опыт, как собственный, так и опыт предшествующих ей социальных формирований и групп. Этот опыт доходит до каждого поколения через определенную систему идеологических представлений, традиций, ценностей. Любая идеология, воздействуя на массовое сознание, опирается на элемент социального опыта. В то же время противоречащие друг другу слагаемые этого опыта оказывают различное по силе воздействие на отдельные элементы и структуру политического сознания.

В структуре политического сознания выделяются два диалектически взаимосвязанных  уровня: теоретический и обыденный. Для теоретического уровня характерна ориентация на раскрытие закономерностей (тенденций) политической жизни общества и их использование в организации практической политической деятельности. Его содержание составляет выработка теорий и концепций, обоснование системы ценностей и политических установок. Этот уровень связан непосредственно с деятельностью идеологов и потому нередко называется политической идеологией. Политическая идеология более подвижна и изменчива, чем политическое сознание в целом, и тем более, чем его такая часть, как обыденное сознание. Субъекты политической деятельности только тогда могут рассчитывать на успех, если их идеологи постоянно анализируют и обобщают социально-экономические и политические явления и вырабатывают соответствующие коррективы для политической стратегии и тактики. Политическая идеология играет значительную роль в духовной жизни общества, она оказывает влияние на образование, искусство, нравственность. Политическая идеология многообразна. Она прямо и непосредственно обслуживает нужды и цели того или иного класса (социальной группы). Обыденное политическое сознание, представляющее собой своеобразный сплав знаний, представлений, настроений, чувств, мнений, носителями которых являются разные социальные общности, формируется под влиянием как политической идеологии, так и политической практики.

С ролевой  точки зрения, политическое сознание выполняет следующие функции:

Информация о работе Ответы на экзаменационные вопросы по политологии