Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:44, шпаргалка
1) Предмет политологии: основные концептуальные подходы.
Как в отечественной науке, так и в зарубежной предмет политологии трактуется неоднозначно.
Разное содержание и объём знаний вкладывается в научное понимание политологии. Выделим основные подходы к определению политологии.
3. Суверенитет,
т.е. верховная власть на
4. Монополия
на легальное применение силы,
физического принуждения.
5. Право
на взимание налогов и сборов
с населения. Налоги
6. Обязательность
членства в государстве. В
7. Претензия
на представительство общества
как целого и защиту общих
интересов и общего блага. Ни
одна другая организация,
19.Формы правления и формы гос устройства
По
типу государственно-
Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.
Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) — всевластие главы государства; конституционная монархия — государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично — законодательной, и парламентскую, здесь монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий — парламентские монархии. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту.
В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновццности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезвдентская, хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; вотирует (утверждает) государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов; критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.
Второй достаточно распространенной формой республиканского правления является президентская республика. Ее отличительный признак состоит в том, что в ней президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается прямо народом. Он сам (в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.
В широком
смысле, это вся непосредственно
не охватываемая государством часть
общества. В узком смысле, Это
многообразие не опосредованных гос-вом
взаимоотношений свободных и
равноправных индивидов в условиях
рынка и демографической
Практически во всех современных демократических странах в системе властных структур организованы и функционируют специальные органы для связи с организациями гражданского общества. Направления и формы их деятельности чрезвычайно многообразны: регистрация данных организаций, оказание им помощи (консультация, финансирование), создание благоприятных условий для их финансирования. Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
Правовое
государство — реальное воплощение
идей и принципов
Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки:
1) наличие
развитого гражданского
2) ограничение
сферы деятельности правового
государства охраной прав и
свобод личности, общественного
порядка, созданием
3) мировоззренческий
индивидуализм,
4) правовое
равенство всех граждан,
5) всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;
6) суверенитет
народа, конституционно-правовая
7) разделение
законодательной,
8) приоритет
в государственном
9) свобода
и права других людей как
единственный ограничитель
21. Местное самоуправление в полит сист. общ-ва
Самоуправление - это один из важнейших видов управления. Оно означает, что функционирование какой-либо социально-политической, экономической системы (подсистемы) осуществляется не извне, а автономно, на собственной основе, при широком и активном включении ее структур в решение внутренних проблем. Под социально-политическим управлением понимается целенаправленное воздействие на тот или иной процесс, явление или общество в целом с целью планомерного их совершенствования и развития, это деятельность но организации общественных процессов, основанная на сознательном использовании их закономерностей. Всякое социальное явление, а тем более политическое, связано с властными отношениями и в той или иной степени с государством и политической системой общества. В процессе совершенствования общества политическое управление приобретает новые функции, становится более разносторонним и демократичным. Складывается новый механизм функционирования общества, ориентированного на сознательную инициативу, ответственность и творчество масс.
Модели местного самоуправления
В современном мире сложилось три основных модели местного самоуправления - англосаксонская, континентальная и латиноамериканская.
Первая
модель - англосаксонская. Она предусматривает
самоуправление во всех звеньях, на всех
ступенях административно-
Существует континентальная модель. На всех уровнях выборный Совет, но везде есть и назначенные представители правительства - префекты. Это государственная власть над властью местного самоуправления. Они осуществляют контроль. Например, законность расходования средств: если деньги дали на постройку моста через речку, их нельзя потратить на обустройство клуба. Префекты могут обжаловать любое решение муниципального совета в административный суд. Специальные административные суды есть на всех уровнях. Что касается Правительства, то оно может сместить чиновника, но только в том случае, если он нарушает закон или если оказывается неработоспособным.
Третья
модель. По ней пошла Латинская Америка.
Назначенных представителей в местном
самоуправлении нет. Но избранный населением
префект утверждается затем парламентом
как представитель государственной власти.
Одновременно он является и председателем
местного совета. В общем, он концентрирует
большую власть и является представителем
государственной власти. Будучи избранным
населением, он легитимен в глазах населения.
22. Концепции политических партий
Партогенез, т.е. процесс формирования и функционирования партий, уходит корнями в конец XVII — начало XVIII в. Это был период, когда зарождались политические системы раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки. Правда, первоначально партии представляли собой не сплоченные объединения, нацеленные на борьбу за власть, а различного рода клубы, литературно-политические образования, являвшиеся формой объединения единомышленников .
Информация о работе Ответы на экзаменационные вопросы по политологии