Ответы на экзаменационные вопросы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:44, шпаргалка

Описание работы

1) Предмет политологии: основные концептуальные подходы.
Как в отечественной науке, так и в зарубежной предмет политологии трактуется неоднозначно.
Разное содержание и объём знаний вкладывается в научное понимание политологии. Выделим основные подходы к определению политологии.

Работа содержит 1 файл

ответы!!!политология.doc

— 182.22 Кб (Скачать)

3. Суверенитет,  т.е. верховная власть на определенной  территории. В любом современном  обществе имеется множество властей:  семейная, производственная, партийная  и т.д. Но высшей властью,  решения которой обязательны  для всех граждан, организаций  и учреждений, обладает государство.  Лишь ему принадлежит право  на издание законов и норм, обязательных для всего населения. 

4. Монополия  на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон  государственного принуждения простирается  от ограничения свободы до  физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших  ценностей, каковыми являются  жизнь и свобода, определяет  особую действенность государственной  власти.

5. Право  на взимание налогов и сборов  с населения. Налоги необходимы  для содержания многочисленных  служащих и для материального  обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной  и т.д. 

6. Обязательность  членства в государстве. В отличие,  например, от такой политической  организации, как партия, пребывание  в которой добровольно и не  обязательно для населения, государственное  гражданство человек получает  с момента рождения.

7. Претензия  на представительство общества  как целого и защиту общих  интересов и общего блага. Ни  одна другая организация, кроме  разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство  и защиту всех граждан и  не обладает для этого необходимыми  средствами.  
 

19.Формы  правления и формы  гос устройства

По  типу государственно-территориального устройства различают государства унитарные, федеративные, конфедеративные. Унитарное устройство отличается внутренним единообразием. Все держится на одной оси: правительство - территориальная администрация. Полномочия местных руководителей определяются центральными органами, их деятельность подконтрольна центру. В унитарном государстве имеется единая Конституция, единое гражданство, единое право, единая судебная система, отсутствует политическая самостоятельность у. административно-территориальных единиц. Вместе с тем в ряде унитарных государств некоторые регионы пользуются административной автономией (Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, областная автономия в Италии).

Формы правления делятся по способу  организации власти, ее формальному  источнику на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.

Существует  несколько разновидностей монархической  формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) — всевластие главы государства; конституционная  монархия — государство, в котором  полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится  на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично — законодательной, и парламентскую, здесь монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий — парламентские монархии. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту.

 В  республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновццности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезвдентская, хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.

Главной отличительной чертой парламентской  республики является образование правительства  на парламентской основе (обычно парламентским  большинством) и его формальная ответственность  перед парламентом. Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; вотирует (утверждает) государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов; критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.

Второй  достаточно распространенной формой республиканского правления является президентская  республика. Ее отличительный признак  состоит в том, что в ней  президент одновременно выступает  и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней  политикой и является верховным  главнокомандующим вооруженных  сил. Президент чаще всего избирается прямо народом. Он сам (в США с  одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

 

20. Гражданское общество  и правовое гос-во: идеал и реальность (на  примере РФ)

В широком  смысле, это вся непосредственно  не охватываемая государством часть  общества. В узком смысле, Это  многообразие не опосредованных гос-вом  взаимоотношений свободных и  равноправных индивидов в условиях рынка и демографической государственности.

Практически во всех современных демократических  странах в системе властных структур организованы и функционируют специальные  органы для связи с организациями  гражданского общества. Направления  и формы их деятельности чрезвычайно  многообразны: регистрация данных организаций, оказание им помощи (консультация, финансирование), создание благоприятных условий  для их финансирования. Гражданское  общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Правовое  государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу  и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в  своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство  личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения  между личностью и властью  определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того чтобы народ мог контролировать государство и оно не превратилось  чудовище, господствующее над обществом, существует разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Независимый  суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на всех граждан, государственные  и общественные институты.

Обобщая опыт возникновения и развития различных  правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки:

1) наличие  развитого гражданского общества;

2) ограничение  сферы деятельности правового  государства охраной прав и  свобод личности, общественного  порядка, созданием благоприятных  правовых условий для хозяйственной  деятельности;

3) мировоззренческий  индивидуализм, ответственность  каждого за собственное благополучие;

4) правовое  равенство всех граждан, приоритет  прав человека над законами  государства; 

5) всеобщность  права, его распространение на  всех граждан, все организации  и учреждения, в том числе органы  государственной власти;

6) суверенитет  народа, конституционно-правовая регламентация  государственного суверенитета. Это  означает, что именно народ является  конечным источником власти, государственный  же суверенитет носит представительный  характер;

7) разделение  законодательной, исполнительной  и судебной властей государства,  что не исключает единства  их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а  также определенного верховенства  законодательной власти, не нарушающие  конституцию решения которой  обязательны для всех;

8) приоритет  в государственном регулировании  гражданских отношений метода  запрета над методом дозволения.

9) свобода  и права других людей как  единственный ограничитель свободы  индивида. Правовое государство  не создает абсолютной свободы  личности. Свобода каждого кончается  там, где нарушается свобода  других.

21. Местное самоуправление  в полит сист. общ-ва

Самоуправление - это один из важнейших видов  управления. Оно означает, что функционирование какой-либо социально-политической, экономической системы (подсистемы) осуществляется не извне, а автономно, на собственной основе, при широком и активном включении ее структур в решение внутренних проблем. Под социально-политическим управлением понимается целенаправленное воздействие на тот или иной процесс, явление или общество в целом с целью планомерного их совершенствования и развития, это деятельность но организации общественных процессов, основанная на сознательном использовании их закономерностей. Всякое социальное явление, а тем более политическое, связано с властными отношениями и в той или иной степени с государством и политической системой общества. В процессе совершенствования общества политическое управление приобретает новые функции, становится более разносторонним и демократичным. Складывается новый механизм функционирования общества, ориентированного на сознательную инициативу, ответственность и творчество масс.

Модели  местного самоуправления

В современном  мире сложилось три основных модели местного самоуправления - англосаксонская, континентальная и латиноамериканская.

Первая  модель - англосаксонская. Она предусматривает самоуправление во всех звеньях, на всех ступенях административно-территориального деления. В общинах имеются только выборные органы. Никаких назначенных чиновников сверху нет, управляются они советниками. Каждый член Совета отвечает за определенную отрасль. Исполкома нет. Имеются отрасли: дорожное хозяйство, образование, местная санитария. За каждую отрасль отвечает советник, у которого есть аппарат. Но есть и контроль. Демократии не может быть без контроля. Есть регулярные министерские инспекции. Существует практика утверждения министерствами чиновников, которые затем утверждаются советами. Есть целый ряд других форм государственного контроля, т.е. при любой выборности местных органов государственный контроль в той или иной форме существует, даже когда нет специально назначенных от государства уполномоченных.     

 Существует континентальная модель. На всех уровнях выборный Совет, но везде есть и назначенные представители правительства - префекты. Это государственная власть над властью местного самоуправления. Они осуществляют контроль. Например, законность расходования средств: если деньги дали на постройку моста через речку, их нельзя потратить на обустройство клуба. Префекты могут обжаловать любое решение муниципального совета в административный суд. Специальные административные суды есть на всех уровнях. Что касается Правительства, то оно может сместить чиновника, но только в том случае, если он нарушает закон или если оказывается неработоспособным.     

 Третья модель. По ней пошла Латинская Америка. Назначенных представителей в местном самоуправлении нет. Но избранный населением префект утверждается затем парламентом как представитель государственной власти. Одновременно  он является и председателем местного совета. В общем, он концентрирует большую власть и является представителем государственной власти. Будучи избранным населением, он легитимен в глазах населения. 

22. Концепции политических  партий

Партогенез, т.е. процесс формирования и функционирования партий, уходит корнями в конец XVII — начало XVIII в. Это был период, когда зарождались политические системы раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки. Правда, первоначально партии представляли собой не сплоченные объединения, нацеленные на борьбу за власть, а различного рода клубы, литературно-политические образования, являвшиеся формой объединения единомышленников .

Информация о работе Ответы на экзаменационные вопросы по политологии