Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:44, шпаргалка
1) Предмет политологии: основные концептуальные подходы.
Как в отечественной науке, так и в зарубежной предмет политологии трактуется неоднозначно.
Разное содержание и объём знаний вкладывается в научное понимание политологии. Выделим основные подходы к определению политологии.
Согласно
Конституции, на общефедеральном уровне
законодательную власть осуществляет
Федеральное Собрание, исполнительную
- Правительство, а судебную - федеральные
суды (Конституционный Суд, Верховный
Суд, Высший Арбитражный Суд и
иные федеральные суды). Президент
Российской Федерации не является органом
какой-либо из трех властей, а, как сказано
в части второй статьи 80, «обеспечивает
согласованное функционирование и
взаимодействие органов государственной
власти».
Принцип
разделения властей, закрепленный в
общей форме статьей 10, реализуется
и конкретизируется в нормах Конституции,
определяющих статус Президента, Федерального
Собрания, Правительства и судов
Российской Федерации. Содержание этих
норм показывает, что принцип разделения
властей предполагает их конструктивное
взаимодействие.
Так, обособление
функции принятия законов и наделение
соответствующими полномочиями Федерального
Собрания (федеральные законы принимаются
Государственной Думой и одобряются
Советом Федерации) сочетается с правом
Президента отклонять законы, что влечет
их возврат в парламент для вторичного
обсуждения, а также издавать указы (в
том числе нормативного характера), которые
не должны противоречить законам, и правом
Правительства издавать постановления
и распоряжения на основании и во исполнение
Конституции, федеральных законов и нормативных
указов Президента. Такой статус Президента
произведен от его титула главы государства
и гаранта Конституции.
Акты
исполнительного характера, издаваемые
Правительством, связаны с необходимостью
повседневного осуществления
Лишь
закон, а не какие бы то ни было иные
соображения, а также посторонние
влияния, требования и указания, - основа
правосудия, судебной деятельности. Независимость
является важнейшей характеристикой,
отличающей судебную власть. При решении
конкретных дел суды независимы даже
от вышестоящих судов.
Особую
роль в обеспечении принципа разделения
властей играет Конституционный
Суд Российской Федерации, правомочный
решать дела о соответствии Конституции
Российской Федерации, в частности,
федеральных законов, нормативных актов
Президента, Федерального Собрания, Правительства
Российской Федерации.
Понимая
самостоятельность органов
В Российской
Федерации признается идеологическое
и политическое многообразие, предполагающее
многопартийность. Общественные объединения
равны перед законом, что предполагает
пресечение попыток восстановления
монополии какой бы то ни было партии.
Многопартийность стала неотъемлемой частью общественной жизни.
Конституционное
закрепление этого положения
означает необратимость процесса становления
гражданского общества, в котором
партии играют роль посредника между
гражданским обществом и
Следует
отметить, что политическая система
России находится в стадии становления,
так как не все конституционные
нормы являются реализованными в
политической практике.
15) Типологизация политических систем
По Алмонду( в основе взаимосвязь культуры и структуры общества. Между идеалами общества и теми формами, в которых оно организованно)
1.Англо-американский (США, Австралия, ВБ, Канада) Большинсвто населения разделяет официально провозглашенные политические цели и средства их достижения. Это же большинство превыше всего ценит индивидуальную свободу, массовое благосостояние и безопасность.
Структура полит ролей здесь глубоко дифференцируема. Каждая полит партия имеет свои функции и преследует свои цели. Высокий уровень разделения власти и влияние в обществе и высокая степень стабильности также характерны.
2.Континентально-Европейская(
3.Доиндустриальный или частично индустриальный. Полит культура этого типа имеет эклектический характер, то есть новейшие полит идеи, заимствованные на Западе, переплетающиеся с пережитками родоплеменных отношений, традиционными верованиями. Неотчетливое разделение власти и влияние в обществе, высока роль армии и бюрократии, высокий потенциал насилия и нестабильность.
4.Тоталитарный
тип.
16) Понятие и виды политических режимов
ПР- способ организации гос полит власти.
ПР- конкретная модификация базового типа полит системы в данной стране, способ организации полит гос власти, характеризующий достигнутый уровень взаимодействие гос-ва и гражданского общества, осущ демократических прав и свобод человека , и в целом показатель полит климата данного общества.
1.Тоталитарный
режим, претендующий на
--Наличие некой абсолютной
-- Отсутствие идей плюрализма.
-- принцип фюрерства. Режим
--Разветвленная и
-- Система тотальной пропаганды.
2.Авторитарный режим- режим личной власти. Оценка зависит от того, куда идет вектор общественного развития.
1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
3. Опора (реальная или потенциальная) на силу.
4. Монополизация
власти и политики, недопущение
реальной политической
5. Отказ
от тотального контроля над
обществом, невмешательство
6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.
3.Либеральный – отличается от демократического тем, что при нем сохраняется отграничение в полит сфере, в области прав и свобод.
4.демократический
режим.
17) ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.
Современная
российская политическая система определяется
Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие
в Основном Законе страны положений,
дающих право характеризовать ее
как демократическую, в реальной
действительности политическая система
России во многом не отвечает общепринятым
критериям демократии, важнейшие
из которых - репрезентативность власти,
ее ответственность перед
Этот
режим не может быть описан только
с помощью характеристик «
Для
гибридного режима присуще переплетение
взаимоисключающих принципов
В.Путиным был избран принцип «социального контракта» - консолидации государства, бизнеса и общества, который позволял ему, с одной стороны, не отказываться от социальных обязательств перед гражданами, с другой стороны, - от постулатов либеральной идеологии. Таким общественным компромиссом явилась реформа государственных символов.
Как прагматичный политик, В.Путин демонстрирует готовность к диалогу с представителями всех политических сил, включая оппозиционные. Принцип равноудаленности он использует также в экономической и в конфессиональной сферах.
Подтверждая приверженность демократической направленности преобразований, В.Путин в то же самое время демонстрировал решительность при нейтрализации влияния на власть тех олигархов, которые финансировали и контролировали СМИ, развязавшие против президента пиар-кампанию. Эти события породили беспокойство по поводу положения независимых средств массовой информации в России.
Экономическая программа В.Путина – сделать Россию совместимой с мировым хозяйством, создать общепринятую в мире экономическую среду, обеспечив при этом приток необходимых внутренних и внешних инвестиций.
Некоторыми политологами стал использоваться термин «управляемая демократия» для характеристики современного политического режима. Данный термин - это косвенный индикатор происходящего. Между тем, существуют и прямые признаки отхода нынешней политической системы России от базовых принципов конкурентной политики. Так, практически консенсусно российским политологическим сообществом признаются в качестве таковых следующие признаки:
-
резкое ослабление
-
установление прямого или
-
постоянно нарастающее по
-
фактическая ликвидация
-
формирование непубличного
18) Государство в политической системе общества: природа, сущность, функции.
В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу.
Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «полития», «княжество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия», «правление» и др. Одним из первых от традиции широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин « stati » и занялся исследованием реальной организации государства.
Четкое
разграничение государства и
общества было обосновано в контрактных
(договорных) теориях государства
Гоббсом, Локком, Руссо и другими
представителями либерализма. В
них эти понятия разделяются
не только содержательно, но и исторически,
поскольку утверждается, что существовавшие
первоначально в свободном и
неорганизованном состоянии индивиды
в результате хозяйственного и иного
взаимодействия вначале образовали
общество, а затем для защиты своей
безопасности и естественных прав договорным
путем создали специальный
Характеристика:
1. Отделение
публичной власти от общества,
ее несовпадение с
2. Территория,
очерчивающая границы
Информация о работе Ответы на экзаменационные вопросы по политологии