Ответы на экзаменационные вопросы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:44, шпаргалка

Описание работы

1) Предмет политологии: основные концептуальные подходы.
Как в отечественной науке, так и в зарубежной предмет политологии трактуется неоднозначно.
Разное содержание и объём знаний вкладывается в научное понимание политологии. Выделим основные подходы к определению политологии.

Работа содержит 1 файл

ответы!!!политология.doc

— 182.22 Кб (Скачать)

Согласно  Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную - Правительство, а судебную - федеральные  суды (Конституционный Суд, Верховный  Суд, Высший Арбитражный Суд и  иные федеральные суды). Президент  Российской Федерации не является органом  какой-либо из трех властей, а, как сказано  в части второй статьи 80, «обеспечивает  согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной  власти». 

Принцип разделения властей, закрепленный в  общей форме статьей 10, реализуется  и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов  Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие. 

Так, обособление  функции принятия законов и наделение  соответствующими полномочиями Федерального Собрания (федеральные законы принимаются  Госу­дарственной Думой и одобряются Советом Федерации) сочетается с правом Президента отклонять законы, что влечет их возврат в парламент для вторичного обсуждения, а также издавать указы (в том числе нормативного характера), которые не должны противоречить законам, и правом Правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента. Такой статус Президента произведен от его титула главы государства и гаранта Конституции. 

Акты  исполнительного характера, издаваемые Правительством, связаны с необходимостью повседневного осуществления организующей деятельности и неиз­бежным наделением исполнительной власти дискреционными полномочиями (дискреция - право усмотрения в рамках, определенных законом). 

Лишь  закон, а не какие бы то ни было иные соображения, а также посторонние  влияния, требования и указания, - основа правосудия, судебной деятельности. Независимость  является важнейшей характеристикой, отличающей судебную власть. При решении  конкретных дел суды независимы даже от вышестоящих судов. 

Особую  роль в обеспечении принципа разделения властей играет Конституционный  Суд Российской Федерации, правомочный  решать дела о соответствии Конституции  Российской Федерации, в частности, федеральных законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации. 

Понимая самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти как  их известную независимость (в границах собственных полномочий) друг от друга, ее нельзя трактовать как независимость  этих органов от Конституции и  законов, как их свободу от контроля со стороны общества. 

В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, предполагающее многопартийность. Общественные объединения  равны перед законом, что предполагает пресечение попыток восстановления монополии какой бы то ни было партии. 

Многопартийность  стала неотъемлемой частью общественной жизни.

Конституционное закрепление этого положения  означает необратимость процесса становления  гражданского общества, в котором  партии играют роль посредника между  гражданским обществом и государством. 

Следует отметить, что политическая система  России находится в стадии становления, так как не все конституционные  нормы являются реализованными в  политической практике. 

15) Типологизация политических систем

По Алмонду( в основе взаимосвязь культуры и структуры общества. Между идеалами общества и теми формами, в которых оно организованно)

1.Англо-американский (США, Австралия, ВБ, Канада) Большинсвто населения разделяет официально провозглашенные политические цели и средства их достижения. Это же большинство превыше всего ценит индивидуальную свободу, массовое благосостояние и безопасность.

Структура полит ролей здесь глубоко дифференцируема. Каждая полит партия имеет свои функции и преследует свои цели. Высокий уровень разделения власти и влияние в обществе и высокая степень стабильности также характерны.

2.Континентально-Европейская(Фр, Ит, Г) Полит культура характеризуется наличием прежнего, традиционного и перспективного полит устройства. Действ. Множество полит партий с развитой идеологией и традиционными позициями среди избирателей. Высокий уровень разделения власти и влияния в обществе, высокая степень стабильности.

3.Доиндустриальный  или частично индустриальный. Полит культура этого типа имеет эклектический характер, то есть новейшие полит идеи, заимствованные на Западе, переплетающиеся с пережитками родоплеменных отношений, традиционными верованиями. Неотчетливое разделение власти и влияние в обществе, высока роль армии и бюрократии, высокий потенциал насилия и нестабильность.

4.Тоталитарный  тип. 

16) Понятие и виды политических режимов

ПР- способ организации гос полит власти.

ПР- конкретная модификация базового типа полит системы в данной стране, способ организации полит гос власти, характеризующий достигнутый уровень взаимодействие гос-ва и гражданского общества, осущ демократических прав и свобод человека , и в целом показатель полит климата данного общества.

1.Тоталитарный  режим, претендующий на абсолютный, полный контроль за всеми сферами человеческой жизнедеятельности. 10 года 20в работах Джентиле – появление термина. Впервые озвучил Муссолини. Исследования с научн точки зрения 50 г – Адорно, Хайек. Праворадикальный (фашизм) и леворадикальный (СССР) Еще один вариант (клерикальный).

      --Наличие некой абсолютной идеи, реализации которой подчинены  все ресурсы общества. Идеология  – монополист.

      -- Отсутствие идей плюрализма.

      -- принцип фюрерства. Режим личной  власти. На каждом этаже властной  пирамиды находится лидер поменьше, также являющийся властным абсолютным руководителем в рамках данной ему компетенции.

      --Разветвленная и высокоэффективная  система репрессивных органов.

      -- Система тотальной пропаганды.

2.Авторитарный  режим- режим личной власти. Оценка  зависит от того, куда идет  вектор общественного развития.

1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

2. Неограниченность  власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3. Опора  (реальная или потенциальная)  на силу.

4. Монополизация  власти и политики, недопущение  реальной политической оппозиции  и конкуренции. 

5. Отказ  от тотального контроля над  обществом, невмешательство или  ограниченное вмешательство во  внеполитические сферы и прежде всего в экономику.

6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

3.Либеральный – отличается от демократического тем, что при нем сохраняется отграничение в полит сфере, в области прав и свобод.

4.демократический  режим. 

   17) ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.

   Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие  в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система  России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие  из которых - репрезентативность  власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного  контроля за властью. Аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью граж­данского общества. В рамках российской политической системы уживаются как демократические, так и недемократические методы осуществления власти, что позволяет говорить об двойственности современного политического режима.

   Этот  режим не может быть описан только с помощью характеристик «авторитаризм» и «демократия». Особенностью современного развития России является возникновение  режима, для которого интересы государства  и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе  не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.

   Для гибридного режима присуще переплетение взаимоисключающих принципов жизнедеятельности.

   В.Путиным был избран принцип «социального контракта» - консолидации государства, бизнеса и общества, который позволял ему, с одной стороны, не отказываться от социальных обязательств перед гражданами, с другой стороны, - от постулатов либеральной идеологии. Таким общественным компромиссом явилась реформа государственных символов.

   Как прагматичный политик, В.Путин демонстрирует готовность к диалогу с представителями всех политических сил, включая оппозиционные. Принцип равноудаленности он использует также в экономической и в конфессиональной сферах.

   Подтверждая приверженность демократической направленности преобразований, В.Путин в то же самое время демонстрировал решительность при нейтрализации влияния на власть тех олигархов, которые финансировали и контролировали СМИ, развязавшие против президента пиар-кампанию. Эти события породили беспокойство по поводу положения независимых средств массовой информации в России.

   Экономическая программа В.Путина – сделать Россию совместимой с мировым хозяйством, создать общепринятую в мире экономическую среду, обеспечив при этом приток необходимых внутренних и внешних инвестиций.

   Некоторыми  политологами стал использоваться  термин «управляемая демократия» для  характеристики современного политического  режима. Данный термин - это косвенный  индикатор происходящего. Между  тем, существуют и прямые признаки отхода нынешней политической системы России от базовых принципов конкурентной политики. Так, практически консенсусно российским политологическим сообществом признаются в качестве таковых следующие признаки:

   - резкое ослабление политического  влияния региональных элит и  большого бизнеса;

   - установление прямого или косвенного  государственного контроля над  главными телеканалами страны;

   - постоянно нарастающее по масштабам  использование «административного  ресурса» на выборах регионального  и федерального уровней;

   - фактическая ликвидация системы  разделения властей;

   - формирование непубличного стиля  политического поведения. 

18) Государство в политической системе общества: природа, сущность, функции.

В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу.

Примерно  до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства  использовались многие конкретные термины: «полития», «княжество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия», «правление» и др. Одним из первых от традиции широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин « stati » и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое  разграничение государства и  общества было обосновано в контрактных (договорных) теориях государства  Гоббсом, Локком, Руссо и другими  представителями либерализма. В  них эти понятия разделяются  не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и  неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного  взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей  безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган  — государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.

     Характеристика:

1. Отделение  публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией  всего населения, появление слоя  профессионалов-управленцев. 

2. Территория, очерчивающая границы государства.  Законы и полномочия государства  распространяются на людей, проживающих  на определенной территории. Само  оно строится не по кровнородственному  или религиозному признаку, а  на основе территориальной и,  обычно, этнической общности людей. 

Информация о работе Ответы на экзаменационные вопросы по политологии