Ответы на экзаменационные вопросы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:44, шпаргалка

Описание работы

1) Предмет политологии: основные концептуальные подходы.
Как в отечественной науке, так и в зарубежной предмет политологии трактуется неоднозначно.
Разное содержание и объём знаний вкладывается в научное понимание политологии. Выделим основные подходы к определению политологии.

Работа содержит 1 файл

ответы!!!политология.doc

— 182.22 Кб (Скачать)

Постоянный  плюрализм государственных суверенитетов  делает межгосударственные отношения  достаточно непредсказуемыми, хаотичными, неуравновешенными. В такой атмосфере  ни одно государство не способно постоянно  сохранять четко выраженные и  неизменные позиции по отношению  другу к другу, находясь, к примеру, с кем-либо в постоянной конфронтации или в столь же устойчивых союзнических отношениях. Не случайно в этой политической области бытует неписаное правило: «у государства нет друзей и врагов, а есть только неизменные интересы». 

35) 35. Личность как субъект и объект воздействия. Проблемы соблюдения прав и свобод человека и гражданина в России.

Взаимная  ответственность  государства и  личности — самостоятельный принцип правового государства. Еще И. Кант сформулировал эту идею так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.

Это своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает нравственно-юридические  начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной  форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений  в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать  на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в  своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими  государствами.

      Подчиняясь  праву, государственные органы не могут  нарушать его предписания и несут  ответственность за нарушения или  невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:

1) ответственность  правительства перед представительными  органами;

2) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная  ответственность должностных лиц  государства любого уровня за  нарушение прав и свобод конкретных  лиц, за превышение власти, злоупотребление  служебным положением и пр.;

3) импичмент  (процедура привлечения к ответственности  высших должностных лиц) и т.п.

Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных  структур могут быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

      На  тех же правовых началах строится и ответственность личности перед  государством. Личность соглашается  на определенные ограничения и обязуется  подчиняться общим установлениям  государства. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы  личности, соответствовать тяжести  совершенного правонарушения.

Виды  юридической ответственности  по отношению к  личности, нарушившей правовые нормы:

уголовная

административная

гражданская

 Полное  возмещение вреда — основной  принцип гражданско-правовой 

неизбежно ограничивается внутренними убеждениями и верованиями человека. В то же время чуткость человека к внешнему влиянию, его способность воспринимать и усваивать предлагаемые социумом те или иные ценности или стандарты поведения зависят прежде всего от набора политических знаний, умений и навыков человека, от его субъективного состояния и выполняемых в политике ролей (поскольку, к примеру, лидер и рядовой избиратель не могут руководствоваться одними и теми же образцами политического поведения).

Реальная  защита юридическими средствами прав и свобод человека и гражданина —  задача огромной политической значимости. Ее решение требует больших разноплановых усилий государства, многообразия форм и методов его взаимодействия с гражданским обществом. Одной из важнейших задач федеративного государства является обеспечение единых стандартов осуществления и защиты, прав человека во всех субъектах Федерации. Для России эта проблема особенно актуальна в силу значительных территориальных масштабов страны, разнообразия социально-политических, экономических и национальных особенностей регионов, плюрализма исторических, религиозных и культурных традиций населения. Для обеспечения единых стандартов осуществления прав человека на всей территории РФ необходимо: 1.органам Прокуратуры РФ систематически проводить обобщающие проверки законности правовых актов, регламентирующих права человека и гражданина на территории субъектов Федерации. 2.органам, курирующим вопросы прав человека в Российской Федерации, координировать усилия и оказывать взаимное содействие в правовом и информационном обеспечении мероприятий в данной сфере. 3.создать базу данных о региональных законах и нормативно-правовых актах, затрагивающих права и свободы человека. Серьезным ущемлением прав граждан является принятие таких ведомственных инструкций, которые призваны регламентировать порядок реализации законов, но на практике приводят к созданию дополнительных препятствий для осуществления гражданами своих прав. Они малодоступны для ознакомления, в ряде случаев сохраняется фактически закрытый характер этих документов, не эффективна действующая в настоящее время процедура оценки их соответствия Конституции и законам. Для обеспечения прав человека необходима единая, четко скоординированная система правовых механизмов и процедур реализации прав и свобод человека. В этой связи особенно актуально создание комплексного механизма, единой системы обеспечения и защиты прав человека. Система защиты прав человека включает: судебную защиту, несудебную защиту, деятельность неправительственных правозащитных организаций. 

  36.  Полит культура личности.  Полит  социализация

Политической  социализация - процесс постепенного усвоения стандартов сложившейся политической культуры общества, ведущий к формированию у человека свойств и умений, позволяющих ему адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять там определенные функции.

Политические  ценности, традиции, образцы поведения  и прочие элементы политической культуры осваиваются человеком непрерывно, и этот процесс может быть ограничен только продолжительностью его жизни. Воспринимая одни идеи и навыки, человек в то же время может поступаться другими ориентирами, избирать новые для себя способы общения с властью, отбрасывая те, которые не удается использовать на практике.

Политическая  социализация представляет собой  двуединый процесс: с одной стороны, она фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий и прочих требований политической системы, с другой — демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть. Таким образом, влияние общества на политические качества личности, изменчивость, играют важную роль как источник политической активности.

Постоянными спутниками человека, в значительной мере предопределяющими возможности усвоения им

культурных  стандартов, являются агенты социализации, через деятельность которых преломляется влияние всех внешних факторов. К ним относятся: семья, система образования, общественные и политические институты (организации), церковь, СМИ и отдельные политические события (такие, как революции, репрессии властей, голод и пр.), обладающие способностью кардинально влиять на систему убеждений и верований человека.

Политические  традиции — это элементы политического  наследия, выраженные идеями, нормами, учреждениями, которые переходят  от поколения к поколению и  включаются в реальные политические процессы теми своими сторонами, которые  соответствуют новым условиям.

Политические  нормы — это система определенных требований к политической деятельности личности, регулирующие ее социальное поведение. Они устанавливают порядок  и границы осуществления определенных действий. Нарушение норм чревато  использованием санкций против «нарушителей».

Набор политических знаний, умений и навыков  человека прежде всего зависит от его субъективного состояния и выполняемых в политике ролей, а также от деятельности основных агентов политической социализации: семьи, системы образования, политических институтов, религиозных и общественных объединений, средств массовой информации. Действие этих трех переменных политического процесса и предопределяет различия первичного и вторичного этапов политической социализации.

Первичная политическая социализация характеризует  первоначальное (обычно с трех—пяти  лет) восприятие человеком политических категорий, которые постепенно формируют  у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политической жизни. Человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, еще не понимая их сущности и значения.

Вторичная политическая социализация характеризует  тот этап деятельности человека, когда  он освоил приемы переработки информации и осуществления ролей, способен противостоять групповому давлению и выразить свою способность к  индивидуальному пересмотру идеологических позиций, переоценке культурных норм и  традиций. Обратная социализация, характеризующая  влияние самого человека на отбор  и усвоение знаний, норм, приемов  взаимодействия с властью. 

37. Политическая культура  общества: понятние, структура, функции.

В науке  сложились два основных подхода  к трактовке политической культуры. Одни ученые отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.) и символов (Л. Диттмер). Неудивительно, что понятие политической культуры расценивается некоторыми из них не более чем «новый термин для старой идеи» http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Pugach/25.php - _ftn1#_ftn1, обобщенно характеризующий субъективный контекст властно-политических отношений.

Другая  группа ученых, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С. Байт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум) и т.д., считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики.

Политическая  культура — явление полиструктурное, многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отображают технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становления культурного целого (т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных субкультурных образований и т.д.

Одна  из структур раскрывает различные способы  ценностной ориентации человека на мировоззренческом (где он встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия), гражданском (где, осознавая возможности органов государственной власти и, в соответствии с этим, собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса), а также на собственно политическом уровне ценностных представлений (где человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам и т.д.).

            Политической культуре свойственны определенные функции  в политической жизни. К важнейшим из них можно отнести следующие:

— идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

— ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе; — адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

— социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

— интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

— коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

38. Типологизация политических культур

В основании  типологии политических культур  могут лежать достаточно приземленные факторы, отражающие, к примеру, специфику  разнообразных политических систем (X. Экстайн), стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба), типов ориентаций граждан в политической игре (в частности моралистских, индивидуальных или традиционных — Д. Элазар), открытость (дискурсивность) или закрытость (бездискурсивность) политических ценностей к инокультурным контактам (Р. Шварценберг), внутреннюю целостность культурных компонентов (Д. Каванах), идеологические различия (Е. Вятр и др.).

Особую  известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» (Нью-Йорк, 1963). Анализируя и сопоставляя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданический, где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан; активистский, свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом. Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной, с точки зрения обеспечения стабильности политического режима, является синтетическая культура «гражданственности», где преобладают подданнические установки и соответствующие формы участия людей в политике.

Информация о работе Ответы на экзаменационные вопросы по политологии