Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:44, шпаргалка
1) Предмет политологии: основные концептуальные подходы.
Как в отечественной науке, так и в зарубежной предмет политологии трактуется неоднозначно.
Разное содержание и объём знаний вкладывается в научное понимание политологии. Выделим основные подходы к определению политологии.
Постоянный
плюрализм государственных
35) 35. Личность как субъект и объект воздействия. Проблемы соблюдения прав и свобод человека и гражданина в России.
Взаимная ответственность государства и личности — самостоятельный принцип правового государства. Еще И. Кант сформулировал эту идею так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.
Это своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.
Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:
1) ответственность
правительства перед
2) дисциплинарная,
гражданско-правовая или
3) импичмент
(процедура привлечения к
Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могут быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.
На
тех же правовых началах строится
и ответственность личности перед
государством. Личность соглашается
на определенные ограничения и обязуется
подчиняться общим
Виды юридической ответственности по отношению к личности, нарушившей правовые нормы:
— уголовная
—административная
— гражданская
Полное возмещение вреда — основной принцип гражданско-правовой
неизбежно ограничивается внутренними убеждениями и верованиями человека. В то же время чуткость человека к внешнему влиянию, его способность воспринимать и усваивать предлагаемые социумом те или иные ценности или стандарты поведения зависят прежде всего от набора политических знаний, умений и навыков человека, от его субъективного состояния и выполняемых в политике ролей (поскольку, к примеру, лидер и рядовой избиратель не могут руководствоваться одними и теми же образцами политического поведения).
Реальная
защита юридическими средствами прав
и свобод человека и гражданина —
задача огромной политической значимости.
Ее решение требует больших разноплановых
усилий государства, многообразия форм
и методов его взаимодействия с гражданским
обществом. Одной
из важнейших задач федеративного государства
является обеспечение единых стандартов
осуществления и защиты, прав человека
во всех субъектах Федерации. Для России
эта проблема особенно актуальна в силу
значительных территориальных масштабов
страны, разнообразия социально-политических,
экономических и национальных особенностей
регионов, плюрализма исторических, религиозных
и культурных традиций населения. Для
обеспечения единых стандартов осуществления
прав человека на всей территории РФ необходимо:
1.органам Прокуратуры РФ систематически
проводить обобщающие проверки законности
правовых актов, регламентирующих права
человека и гражданина на территории субъектов
Федерации. 2.органам, курирующим вопросы
прав человека в Российской Федерации,
координировать усилия и оказывать взаимное
содействие в правовом и информационном
обеспечении мероприятий в данной сфере.
3.создать базу данных о региональных законах
и нормативно-правовых актах, затрагивающих
права и свободы человека. Серьезным ущемлением
прав граждан является принятие таких
ведомственных инструкций, которые призваны
регламентировать порядок реализации
законов, но на практике приводят к созданию
дополнительных препятствий для осуществления
гражданами своих прав. Они малодоступны
для ознакомления, в ряде случаев сохраняется
фактически закрытый характер этих документов,
не эффективна действующая в настоящее
время процедура оценки их соответствия
Конституции и законам. Для обеспечения
прав человека необходима единая, четко
скоординированная система правовых механизмов
и процедур реализации прав и свобод человека.
В этой связи особенно актуально создание
комплексного механизма, единой системы
обеспечения и защиты прав человека. Система
защиты прав человека включает: судебную
защиту, несудебную защиту, деятельность
неправительственных правозащитных организаций.
36. Полит культура личности. Полит социализация
Политической социализация - процесс постепенного усвоения стандартов сложившейся политической культуры общества, ведущий к формированию у человека свойств и умений, позволяющих ему адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять там определенные функции.
Политические ценности, традиции, образцы поведения и прочие элементы политической культуры осваиваются человеком непрерывно, и этот процесс может быть ограничен только продолжительностью его жизни. Воспринимая одни идеи и навыки, человек в то же время может поступаться другими ориентирами, избирать новые для себя способы общения с властью, отбрасывая те, которые не удается использовать на практике.
Политическая социализация представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, она фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий и прочих требований политической системы, с другой — демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть. Таким образом, влияние общества на политические качества личности, изменчивость, играют важную роль как источник политической активности.
Постоянными спутниками человека, в значительной мере предопределяющими возможности усвоения им
культурных стандартов, являются агенты социализации, через деятельность которых преломляется влияние всех внешних факторов. К ним относятся: семья, система образования, общественные и политические институты (организации), церковь, СМИ и отдельные политические события (такие, как революции, репрессии властей, голод и пр.), обладающие способностью кардинально влиять на систему убеждений и верований человека.
Политические традиции — это элементы политического наследия, выраженные идеями, нормами, учреждениями, которые переходят от поколения к поколению и включаются в реальные политические процессы теми своими сторонами, которые соответствуют новым условиям.
Политические
нормы — это система
Набор политических знаний, умений и навыков человека прежде всего зависит от его субъективного состояния и выполняемых в политике ролей, а также от деятельности основных агентов политической социализации: семьи, системы образования, политических институтов, религиозных и общественных объединений, средств массовой информации. Действие этих трех переменных политического процесса и предопределяет различия первичного и вторичного этапов политической социализации.
Первичная политическая социализация характеризует первоначальное (обычно с трех—пяти лет) восприятие человеком политических категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политической жизни. Человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, еще не понимая их сущности и значения.
Вторичная
политическая социализация характеризует
тот этап деятельности человека, когда
он освоил приемы переработки информации
и осуществления ролей, способен
противостоять групповому давлению
и выразить свою способность к
индивидуальному пересмотру идеологических
позиций, переоценке культурных норм и
традиций. Обратная социализация, характеризующая
влияние самого человека на отбор
и усвоение знаний, норм, приемов
взаимодействия с властью.
37. Политическая культура общества: понятние, структура, функции.
В науке
сложились два основных подхода
к трактовке политической культуры.
Одни ученые отождествляют ее с субъективным
содержанием политики, подразумевая
под ней всю совокупность духовных
явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн,
Ю. Краснов и др.) и символов (Л. Диттмер).
Неудивительно, что понятие политической
культуры расценивается некоторыми из
них не более чем «новый термин для старой
идеи» http://www.gumer.info/
Другая группа ученых, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С. Байт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум) и т.д., считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики.
Политическая культура — явление полиструктурное, многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отображают технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становления культурного целого (т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных субкультурных образований и т.д.
Одна из структур раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на мировоззренческом (где он встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия), гражданском (где, осознавая возможности органов государственной власти и, в соответствии с этим, собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса), а также на собственно политическом уровне ценностных представлений (где человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам и т.д.).
Политической
— идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
— ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе; — адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
— социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;
— интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
— коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
38. Типологизация политических культур
В основании типологии политических культур могут лежать достаточно приземленные факторы, отражающие, к примеру, специфику разнообразных политических систем (X. Экстайн), стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба), типов ориентаций граждан в политической игре (в частности моралистских, индивидуальных или традиционных — Д. Элазар), открытость (дискурсивность) или закрытость (бездискурсивность) политических ценностей к инокультурным контактам (Р. Шварценберг), внутреннюю целостность культурных компонентов (Д. Каванах), идеологические различия (Е. Вятр и др.).
Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» (Нью-Йорк, 1963). Анализируя и сопоставляя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданический, где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан; активистский, свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом. Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной, с точки зрения обеспечения стабильности политического режима, является синтетическая культура «гражданственности», где преобладают подданнические установки и соответствующие формы участия людей в политике.
Информация о работе Ответы на экзаменационные вопросы по политологии