Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:44, шпаргалка
1) Предмет политологии: основные концептуальные подходы.
Как в отечественной науке, так и в зарубежной предмет политологии трактуется неоднозначно.
Разное содержание и объём знаний вкладывается в научное понимание политологии. Выделим основные подходы к определению политологии.
К
разновидностям социальной парадигмы
можно отнести и теоретические
попытки объяснить
Рационально-критическая парадигма объясняет политику не внешними факторами, а ее
внутренними причинами, свойствами, элементами.
В рамках рационально-
К
представителям относится Р. Дарендорф,
Дюркгейм, Вебер, Дьюи, Парсонс и другие.
6) Специфика политики как соцреальности. Ее субъекты, стр-ра, виды и ф-ции
Политология как научная дисциплина, имеющая разнообразные связи с жизнью общества, выполняет определённые функции.
Во-первых,
политология выполняет
государствах политология выполняет функцию формирования гражданственности и демократической политической культуры. В-четвертых, усвоение политических знаний населением позволяет политологии выполнять мотивационно-регулятивную функцию, т.к. она оказывает непосредственное влияние на политическое поведение людей. В-пятых, политология выполняет прогностическую функцию. Политические прогнозы чрезвычайно важны для общества. Как показывает современная практика, делать прогнозы способен очень ограниченный круг профессионалов-политиков Это связано с тем, что реальная политическая жизнь далеко не всегда строится по рецептам политологии. Она даже в идеале не может отразить всё богатство и динамизм политических событий. Политический прогноз базируется не только на научном анализе, но и на политическом опыте, чутье и интуиции.
Реальная политика во многом иррациональна, является процессом и результатом борьбы за власть, столкновения и соперничества различных интересов и амбиций, поиска компромиссов и консенсуса. Все перечисленные функции не только взаимодействуют, но органично взаимосвязаны.
Место политологии в социально-гуманитарном и естественнонаучном знании. Политология развивается в тесном взаимодействии с другими социально-гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования — общество во всём его многообразии. У них много общих категорий. Их отличает предмет изучения. Со времён Платона и Аристотеля политология была идентична политической философии. Дифференциация научного знания в конце XX века привела к выделению политологии из философии и теории государства и права С этого момента она стала самостоятельной наукой. Но развитие политической науки немыслимо без взаимосвязи с другими отраслями научных знаний. Политическая философия претендует на синтез наших знаний о власти в широком её понимании. Основными её темами являются' власть, общее благо, справедливость, равенство, свобода. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права, она делает акцент на явлениях не политических, а юридических. В анализе политической ситуации политолог не может не обратиться к экономической природе рассматриваемых фактов, процессов. При этом важно найти правильное соотношение экономики и политики. Политология тесно связана с социологией и её частными и отраслевыми науками: социологией политики, социологией международных отношений и др. Социология предоставляет в распоряжение политологии широкий спектр данных об обществе.
В политическом
анализе учитывается
Во-первых, современные естественные науки требуют дорогостоящих машин, оборудования, целых научных коллективов и вспомогательных работников. Гуманитарные науки обходятся обществу дешевле: голова учёного и минимальное техническое оснащение. Во-вторых, в естественных науках результаты и достижения чаще всего однозначны, довольно легко проверяемы и практически реализуемы. Общественные же науки допускают использование достижений науки в интересах определённых социальных групп. А это значит, что всегда имеется соблазн для подтасовок, для подгонки данных исследования под заранее заданный результат. Достаточно лишь подобрать нужные факты и расположить их в нужном порядке. Ещё в XVIII веке известный историк лорд Болинброк отмечал, что во все времена история нарочито и систематически фальсифицировалась.
В-третьих, в политике не всё поддаётся количественному измерению. Например, принятие политических решений является слишком сложным процессом, чтобы представить его количественно. Язык политики часто размытый. Тем не менее, научные представления здесь должны быть аргументированы, убедительны. Политология имеет дело со столкновением человеческих целей и средств. Поэтому изучение политики имеет моральное измерение. Исследованиями отношений политики и морали занимается политическая этика.
В-четвёртых, политическая сфера жизни, как никакая другая, отличается чрезвычайной активностью субъективного фактора. Необходимо учитывать и проявление неких иррациональных начал в общественно-политической жизни. Особенно это качество ярко проявляется в межнациональных конфликтах.
В-пятых, следует отметить ещё одну особенность всех общественных наук. В отличие от наук естественных и технических, в обществоведении не все проблемы решаются однозначно. Многое здесь зависит от социальной принадлежности, социальной ориентации исследователя. Порой одни и те же факты разными исследователями трактуются по-разному. Крупнейший дворянский историк Н. М. Карамзин, научная добросовестность которого не вызывает сомнений, был
убеждённым сторонником самодержавия и крепостничества, в силу чего строил свои выводы, исходя из этих основополагающих посылок. Славянофилы XIX века идеализировали допетровскую Русь и подчеркивали своеобразие пути развития России. Западники, наоборот, подчёркивали отсталость россии, необходимость развития её в духе европейских цивилизаций. И те и другие были убеждены в своей правоте, в правомерности делаемых ими выводов. Одним из главных условий развития политической науки являются свобода научного подхода и ее независимость по отношению к властным структурам.
Основная задача политической
науки — не оправдание
В заключение
по рассмотренной теме можно сделать
следующий вывод: политика — это необходимость
и одновременно потребность современного
человека. Она является ориентиром и одновременно
ограничителем eго многообразных действий
во всех сферах жизни общества. А поэтому
приобретение знаний и практических навыков
в политической деятельности отвечает
интересам каждого человека.
7) Феномен политической власти и ее структура. Субъекты и объекты, ресурсы, источники и формы власти
Уже в Древнем Китае Конфуций и Мо-Цзы обращают внимание на божественную и естественную стороны происхождения власти и на необходимость существования власти как механизма общения между людьми, регулятора отношений господства и подчинения между управляющими и управляемыми. Конфуций (551—479 гг. до н. э.) традиционалистски придерживается понимания власти как божественного — «повеления неба» — установления, дает ей при этом патриархально-патерналистскую трактовку и уподобляет иерархическую власть императора над подданными отеческой власти старшего, главы семьи или рода, над младшими его членами.
Аристотель (в противоположность Конфуцию) отличает господскую и семейную власть от власти общественной или политической.
Затем
уже в Новое время идея целесообразности
механизма государственной
Структура власти: Основными компонентами власти являются ее субъект, объект. Средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта.
Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными – политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий (например, выборы в Государственную Думу 1999г.). Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение, команду). Объект власти. Власть - всегда двустороннее, асимметричное взаимодействие, с доминированием воли властителя. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.
Понятие ресурсов власти. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Т.е. ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения. Структурные основания политической власти - законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований политической власти как: страх, интерес, убеждение.
Виды
власти. Одной из наиболее содержательных
классификаций власти является ее деление
в соответствии с ресурсами,
на которых она основывается, на: V
экономическую; V социальную; V
духовно-информационную; V
принудительную (которую
часто называют политической
в узком значении этого
слова, хотя это не совсем
точно); V политическую
в широком, собственном
значении этого слова. В
зависимости от субъектов, власть
делится на: V государственную; V партийную;
V профсоюзную; V армейскую; V семейную и
т.п. По широте распространения
выделяются: V мегауровень - международные
организации, (ООН, НАТО и т.п.); V макроуровень
- центральные органы государства; V мезоуровень
- подчиненные центру организации (областные,
районные и т.п.) V микроуровень - власть
в первичных организациях и малых группах.
Возможна классификация
власти по функциям
ее органов, например: V законодательная;
V исполнительная; V судебная. по способам
взаимодействия субъекта и объекта власти
– V демократическая; V авторитарная и
т.п. По объекту :
личная, партийная, общественная
8) Понятие политической элиты, ее природа, структура и функции.
В последние десятилетия термин " элита '' прочно вошел в политике - социологический язык. Теория элит - одно из влияющих направлений современной западной политологии " Элита " в переводе с французского - лучший, отборный, избранный. Начиная с XVII века термин " элита " употребляется для обозначения товаров наивысшего качества, а позднее - для наименования " избранных людей ", прежде всего высшей знати.
Однако термин " элита " не применялся широко в общественных науках до конца XIX - начала XX века, а в США - даже до 30-х годов нашего столетия.
Современная трактовка категории " элита *' чрезвычайно пестра. Так, В.Парето под ней понимает " наивысший индекс в области их деятельности ". Г.Моска относит к элите наиболее активных в политическом общении людей, ориентированных на власть. Г.Лассуэл считает, что элита - это люди, имеющие в обществе наибольший престиж, богатство и статус. Л.Боден относит к ней тех, что обладает интеллектуальным и моральным превосходством над массой безотносительно к своему статусу. А.Тойнби определяет элиту как " творческое меньшинство '", противостоящее нетворческому большинству. Т.Дай и Х.Зиглер в книге " Демократия для элиты " ( М., 1984. С.33 ) определяют элиту как немногих, кто обладает властью.
Информация о работе Ответы на экзаменационные вопросы по политологии