Ответы на экзаменационные вопросы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:44, шпаргалка

Описание работы

1) Предмет политологии: основные концептуальные подходы.
Как в отечественной науке, так и в зарубежной предмет политологии трактуется неоднозначно.
Разное содержание и объём знаний вкладывается в научное понимание политологии. Выделим основные подходы к определению политологии.

Работа содержит 1 файл

ответы!!!политология.doc

— 182.22 Кб (Скачать)

а) регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

б) оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

в) интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей идей, установок);

 г)  познавательную (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

д) прогностическую (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

е) мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своим единомышленниками в партии, движения, другие объединения).  

41. Политическая идеология: сущность и функции

Одной из наиболее значимых форм политического  сознания является политическая идеология.

Идеология - слово греческого происхождения. Дословно оно означает "учение об идее"'. Термин был введен в научный оборот в начале XIX века французским философом и экономистом А. Дестют де Траси.

И все  же большинство ученых трактуют политическую идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Следовательно, политическая идеология — это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму.

Таким образом, основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

Уровни политической идеологии

— теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития.

— программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан.

— актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров.

Падение влияния идеологии на общественное мнение или распространение технократических представлений, отрицающих возможность  воздействия социальных ценностей  на политические связи и отношения, ведет к деидеологизации политики. 

42 Основные политические  идеологии

Связав  свободу личности с уважением  основополагающих прав человека, а  также с системой частного владения, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. Соответственно ведущими политическими идеями либерализма были и остаются правовое равенство граждан, договорная природа государства, а также в более позднее время сформировавшееся убеждение о равноправии соперничающих в политике партий.

Обновленная форма - неолиберализме. Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашалась справедливость, а правительства — ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений. В отличие от прежней склонности механически определять демократичность политической жизни по большинству, стали отдавать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти.

Консерватизм как политическая идеология являет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д. Приоритет преемственности перед инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархичности человеческого сообщества. Отношение к конституции как к проявлению высших принципов

Второе  направление эволюции консервативных идей наиболее ярко проявилось в неоконсерватизме — идеологическом течении, сформировавшемся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973—1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей. национальную дискриминацию. Неоконсерватизм и предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, уважении права и недоверии к чрезмерной демократизации, крепком государственном порядке и стабильности. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных страт и слоев, эти ориентиры были четко направлены на сохранение в обществе и гражданином чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов.

Социализм. Большое значение для их концептуализации имели эгалитаристские идеи французского мыслителя Ж.Ж. Руссо и воззрения его соотечественника Ф. Бабёфа о классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство. В качестве заменяющих их механизмов рассматриваются нетрудовое перераспределение доходов, политическое регулирование экономических и социальных процессов, сознательное установление государством норм и принципов социального равенства (неравенства) и справедливости. Иначе говоря, главными прерогативами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, сознательное регулирование, а не эволюционные социальные процессы, политика, а не экономика. Ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав некоего мифического народа — «арии». В соответствии с признанием его привилегированности была провозглашена политика поддержки государств «культуросозидающих рас».  Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место занимала раса, защита целостности которой оправдывала и предполагала политику экспансионизма, дискриминации и террора.

В странах, где идет процесс становления  национальных общностей, осуществляется консолидация государств на моно- или полиэтнической основе, серьезную политическую роль играют национальные идеологии. В целом идеологии этого типа выражают политические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связываются с национальной принадлежностью. Концептуально-теоретические основы этих идеологических течений прежде всего выражают то или иное понимание природы национальной группы, которая может трактоваться либо в качестве общности, складывающейся на основе единых экономических условий жизни людей, территории, языка… 

   43)ЭТАПЫ  ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС.

Выделяют  несколько этапов (фаз) развития политического  конфликта:

  1. предконфликтная ситуация начало конфликта собственно конфликт разрешение конфликта постконфликтная стадия

Стороны могут осознавать или не осознавать свою враждебность, но внутренне они  уже готовы к конфликту. В этот момент происходит настройка сторон на конфликт:

- предконфликтная ситуация. Стороны переходят от эмоционального напряжения к рациональному неприятию друг друга. При этом эмоциональный негатив никуда не исчезает, а просто отходит на второй план. Отрицательные эмоции выступают в роли своеобразного стимула, они подталкивают оппонентов к выискиванию, формированию и тиражированию причин конфликта. Если одна рациональная причина конфликта гаснет и исчезает, то ей на смену приходит другая рациональная причина, и так до начала открытого конфликта;

- собственно конфликт. Эта стадия начинается с инцидент, совершенного одной из сторон и последующей негативной мифологизации «пострадавшей стороны». На данном этапе и эмоциональная, и рациональная составляющие имеют равное значение. Как только одна из сторон окажется сильнее, можно говорить о переходе конфликта в следующую фазу;

- разрешение конфликта. Разрешение конфликта может происходить в двух направлениях:

а)   победа сильнейшей стороны влечет за собой принятие всех условий побежденной. Однако побежденная сторона может обратиться к кому-либо за помощью, после чего конфликт может вступить в новый виток напряженности;

б)   обе стороны настолько ослаблены, что ни одна из них не может выставить  условия победителя. Сил у оппонентов хватает только на то, чтобы вести  «осадную войну», так и не добившись  сколько-нибудь значимой победы. Этот конфликт больше других рискует перейти  в разряд перманентных.

- постконфликтная стадия. Постконфликтная стадия в первом случае может сопровождаться вспышками недовольства побежденной стороны, попытками последней изменить свой статус и провести «второй разряд» боевых действий.

   Политический  Кризис – ситуация, характеризующая  процесс нарушения в функционировании элементов политической системы, который  приводит к ее дезинтеграции, а нередко  – к распаду. Причины и формы  политического кризиса обусловливаются  особенностями самой политической системы, ее внутренними противоречиями, спецификой заложенных в ней политических конфликтов. Кризис политической системы  может быть вызван взаимодействием  внутренних и внешних факторов (войны  внешние и внутренние – гражданские, стихийные бедствия). Классификация  политических кризисов осуществляется в зависимости от того, охватывает он всю политическую систему или  только одну из ее частей (скажем, парламентский  или правительственный кризис), приводит к укреплению, стабилизации политической системы или, наоборот, к ее трансформации  и разрушению. Продолжительность  политического кризиса так же, в конечном счете, определяется характером политической системы, ее способностью справиться с деструктивными процессами и модернизироваться. 
 
 

44) Технологии контроля и управления политическими конфликтами.

 Поиск  технологий регулирования конкурентных  взаимоотношений неизбежно опирается  на решение ряда универсальных  задач: 

— воспрепятствовать  возникновению конфликта либо его  разрастанию и переходу в такую  фазу и такое состояние, которые значительно увеличивают социальную цену за его урегулирование;

— вывести  все теневые, латентные, неявные  конфликты в открытую форму с  тем, чтобы уменьшить неконтролируемые процессы и следствия данного  взаимодействия, избежать внезапных, обвальных  потрясений, на которые невозможно будет правильно и оперативно отреагировать;

— минимизировать степень социального возбуждения, вызываемого течением политического  конфликта в смежных областях политической (общественной) жизни, чтобы  не сдетонировать более широкие, дополнительные потрясения, на регулирование которых будет необходимо тратить дополнительные ресурсы и энергию.

Эти универсальные  цели, лежащие в основании стратегии  управления конфликтами, неизбежно  конкретизируются в соответствии с  основной установкой — либо на урегулирование, либо на разрешение спорных ситуаций. Урегулирование, в частности, предполагает снятие остроты противоборства сторон, а также стремление субъекта управления избежать наиболее негативных последствий конфликта (для себя, государства, общества в целом). Оно может быть полным или частичным. Однако в любом случае достигаемый между сторонами компромисс не может устранить причин конфликта, сохраняя тем самым определенную вероятность нового обострения уже урегулированных отношений. Разрешение же конфликта предполагает исчерпание самого предмета спора или такое изменение ситуации и обстоятельств, которое породило бы бесконфликтные отношения сторон, отношения партнерства, исключило опасность рецидива разногласий.

Для управления конфликтами политический субъект  должен учитывать наиболее принципиальные внешние и внутренние факторы  их формирования и протекания. К характеристикам, влияющим на формы и методы деятельности субъекта управления, можно отнести: степень открытости политической системы (отражающей, к примеру, наличие или отсутствие в ней «предохранительных клапанов», способных защитить правящие структуры от наиболее агрессивных форм политического протеста); уровень сплоченности конфликтующих групп и интенсивность внутренних взаимоотношений их членов; характер вовлеченности широких социальных слоев в спорные взаимоотношения; эмоциональную насыщенность политического поведения групп и граждан и их способность к самоограничению своих властных притязаний и т.д. 

Информация о работе Ответы на экзаменационные вопросы по политологии