Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:12, дипломная работа
Цель исследования.
Главной целью данной работы является демонстрация места и роли Совета Федерации в формировании общегосударственной информационной политики.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
Критически проанализировать имеющиеся трактовки информационной политики и уточнить это понятие в современных условиях;
вычленить особенности деятельности Совета Федерации ФС РФ в процессе налаживания политических коммуникаций с обществом, структурами власти и средствами массовой информации;
Раскрыть основные механизмы и технологии функционирования Пресс-службы Совета Федерации ФС РС;
Теоретически описать реальные проблемы и потенциальные осложнения в формировании информационной политики Совета Федерации ФС РФ;
Обобщить итого современной деятельности Совета Федерации ФС РФ по формированию информационной политики, определить критерии ее эффективности.
Введение………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Информационная политика в деятельности современного государства……………………………. стр. 7
1. Становление нового информационного порядка……….........стр. 7
2. Особенности современной российской государственной информационной политики………………………………… ….стр.12
3. Интернет в структуре политических коммуникаций…........стр. 21
Глава 2. Особенности участия Совета Федерации Федерального Собрания РФ в проведении государственной информационной политики…… стр. 27
1. Информационная политика Совета Федерации как составляющая государственной информационной политики……………….. стр. 27
2. Специфика организации связей с общественностью в Совете Федерации ФС СФ………………………………………….. …стр. 31
3. Управление Пресс-службы Совета Федерации ФС СФ. Структура и функции……………………………………………………….стр. 34
Глава 3. Технологии осуществления информационной политики Совета Федерации ФС РФ…………… …стр. 45
1. Изготовление информационного продукта………………. ..стр. 45
2. Выбор и подготовка коммуникационных каналов…………стр. 53
3. Взаимодействие СФ с гражданскими контрагентами……...стр. 57
Глава 4. Основные проблемы в деятельности пресс-службы Совета Федерации Федерального Собрания РФ и пути их решения…………………………………… стр. 63
1. Взаимоотношения со СМИ………………………………… стр. 63
2. Нормативно-правовые рамки функционирования Управления Пресс-службы Совета Федерации….…………………………. стр. 66
Заключение…………………………………………… стр. 68
Список использованной литературы……………… стр. 72
Приложения…………………………………………... стр. 75
В учебнике «Информационная политика» под редакцией В.Д.Попова дается такое определение: «Информационная политика – особая сфера жизнедеятельности людей…, связанная с воспроизводством, распространением и потреблением информации, удовлетворяющая интересы государства и гражданского общества и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними».25
К.В. Ветров в книге «Средства
массовой информации постсоветской
России» коротко определяет информационную
политику как «управление
К.В. Маркелов рассматривает, какой должна быть информационная политика вообще и в частности в Российской Федерации. «Государственная информационная политика России должна способствовать объединению людей в единое целое. Она должна внедрять в массовое сознание социальную идею приоритета государственных, общенациональных интересов над интересами частными и узкокорпоративными. Она должна указывать цели общественного развития, вдохновлять и давать нации надежду на «спасение» всех без исключения, а не отдельных персон, кланов, страт или классов, даже если речь идет о «священном и неприкосновенном» классе собственников, образующем политическую и экономическую основу современного либерального мира»28
Говоря о состоянии современной российской информационной политики, следует выделить две тенденции. С одной стороны, проблема информационного развития страны замечена властвующими структурами и политиками, намечены некоторые шаги в этом направлении. Была разработана Концепция государственной информационной политики, которая определила основные цели о приоритеты развития государственной информационной политики (см. Приложение № 2). С другой стороны, пока еще рано говорить о существовании в России информационной политики как таковой.
Для современных развитых
стран развитие
Поэтому сегодня, как полагают А.В. Пономаренко и В.Н. Снетков, «роль информатизации как глобального процесса обеспечения перехода России к информационному обществу резко возрастает. Создание современного информационного общества требует решения задач формирования современной информационной сферы и информационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное формирование информационных ресурсов, подготовки качественных информационных продуктов, расширения спектра предоставляемых информационных услуг, в том числе и средствами массовой информации. В настоящее время в России постепенно создается технологическая база информационного общества».29
Многие авторы подчеркивают значения такого понятия как мифотворчество в структуре государственной информационной политики. Е.С. Козина видит основной задачей властных структур создание некоего «мифа», который является своего рода стержнем информационной политики, объединяющим общество общей идеей. Причем она подчеркивает, что миф должен соответствовать менталитету нации, только тогда он будет эффективно выполнять возложенные на него функции.
«…потребность в консолидирующем и мобилизующем мифе характерна для любого общества».30
«Социальное значение мифа, его мобилизующая и консолидирующая роль в жизни общества определены давно…Владимир Путин в поисках объединяющих гражданских символов вернул стране советский Гимн, пятиконечную звезду на воинское знамя и историческое имя Сталинград на мемориальную плиту у Кремлевской стены.
Социальные мифы осуществляют также регулятивную функцию, структурируя и упорядочивая отношения между членами общества, являясь своеобразным мерилом и задавая систему морально-нравственных координат».31
О важности создания мифов,
об их влиянии при организации
информационного обмена посредством
электронных средств массовой информации
пишет в своей книге «
Но при разработке мифа необходимо помнить и об особенностях национального менталитета. Иначе вся проделанная работа не будет иметь никакого смысла. «Наличием у каждого конкретного народа своей собственной, уникальной ментальности обусловливается необходимость дифференциации содержания универсального «шаблона» политического мифотворчества и, соответственно, невозможность механической экстраполяции неадаптированной к национальной ментальности доктрины».32
На сегодняшний день меры, предпринимаемые в области информационной политики, носят по большей части разрозненный характер и потому не приносят ощутимых результатов. Информационное взаимодействие государства с обществом развито очень слабо, разработанные нормативно-правовые акты охватывают далеко не весь спектр вопросов информационной политики.
«Власти не озабочены выяснением реального положения дел в обществе и, как следствие, не принимают нужных обществу решений. В свою очередь общество, не имея возможности заявить о своих проблемах и не наблюдая у власти желания их решать, все больше охладевает к политике, перестает связывать с ней свои надежды на улучшение жизни и утрачивает доверие к политикам. Ясно, что эта ситуация заключает в себе огромный скрытый потенциал политической нестабильности, если не сказать хаоса.
…ключевой задачей информационной
политики в России должна стать такая
организация единого
Важным аспектом проблемы развития информационной политики в России можно считать то, что для нашей страны мировые тенденции перехода к информационному обществу совпали по времени с внутренними изменениями политического устройства. Государственная информационная политика в России в настоящее время призвана решать, в первую очередь, проблемы связанные с переходным периодом. А.И. Соловьев выделяет ряд конфликтов и противостояний модернизации, последствия которых необходимо устранить грамотно проводимой информационной политикой. Среди них можно выделить:
Одной из основных целей государственной политики является защита интересов граждан в информационной сфере. Общество должно иметь возможность своевременно получать информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Кроме того, государство должно заботиться об интересах граждан в тех областях, где рынок не справляется с этой задачей. Например, новый закон «О рекламе»35 уделяет внимание таким вопросам, как защита несовершеннолетних в рекламе (статья 6), запрет на рекламу некоторых товаров (статья 7), обязанность рекламораспространителя заключать договор на распространение социальной рекламы в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (статья 10), длительность рекламы на радио и телевидении (статьи 14 и 15), а также ряд других вопросов, касающихся защиты прав потребителей рекламы. Закон «О средствах массовой информации» также заботится о правах граждан в их взаимоотношениях со СМИ. Закон гарантирует гражданам право на «получение достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц»36. В законе обозначены такие права, как авторское право (статья 42), право на опровержение (статья 43), право на нераспространение конфиденциальной информации (статья 41). В статье 51 говорится: «не допускается…в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений…запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями».37
Разрабатывая стратегию развития государственной информационной политики, необходимо уделить внимание также и регулированию всемирной сети. «В рамках общей стратегии перехода к информационному обществу представляется необходимым уделить внимание выработке государственной политики в отношении развития российской части сети «Интернет».38 Такое регулирование подразумевает несколько направлений деятельности. Например, нормативно-правовые аспекты работы российской части Интернета, кроме того, следует максимально полно использовать возможности всемирной сети для обеспечения политических коммуникаций, новые технологии позволят также упростить работу многих государственных органов, особенно в части непосредственной работы с населением (учет, регистрация, выдача документов и т.д.).
Еще одним немаловажным аспектом государственной информационной политики является поддержание информационной безопасности. И.А. Василенко в связи с этим отмечает: « В начале XXI века на первый план в обеспечении национальной безопасности все более определенно выходит информационный уровень… Современная информационная революция разворачивается на фоне информационных войн, которые своей главной целью как раз и ставят подрыв национальной безопасности государств. …Информационная война нацелена на факторы уязвимости, неизбежно возникающие в условиях возрастающей зависимости от информации. Объектом первоочередного внимания становятся информационные системы, включая соответствующие линии передач, обрабатывающие центры и человеческий фактор в этих системах, а также информационные технологи, используемые в системах вооружении» .39
В связи с этим в сентябре 2000 года в развитие Концепции национальной безопасности Российской Федерации была принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации40, которая затрагивает вопросы, относящиеся к информационной сфере. В этой концепции подчеркивается, что «информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать».
Согласно этой доктрине, информационной безопасность – это «состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства»41.
Доктрина определяет основные составляющие национальных интересов в информационной сфере и способы их защиты:
Помимо действий государственных
органов в области
Одним из основных направлений государственной информационной политики является также формирование позитивного восприятия населением деятельности государства, принятие народом политического курса. Для достижения этой цели необходимо сначала привлечь внимание общественности к политике, стимулировать население задуматься над тем, каким они хотят видеть государство. И только после этого необходимо, учитывая предпочтения и симпатии общественности (см. Приложение № 9), попытаться достичь взаимопонимания между обществом и государством. Как показывают опросы общественного мнения, политические вопросы мало интересуют россиян (см. Приложение № 10).
«Государственная информационная политика является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Долгосрочной стратегической целью информационной политики является обеспечение перехода к новому этапу развития России — построению демократического информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество».44