Информационная политика Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях модернизации российского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:12, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования.
Главной целью данной работы является демонстрация места и роли Совета Федерации в формировании общегосударственной информационной политики.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
Критически проанализировать имеющиеся трактовки информационной политики и уточнить это понятие в современных условиях;
вычленить особенности деятельности Совета Федерации ФС РФ в процессе налаживания политических коммуникаций с обществом, структурами власти и средствами массовой информации;
Раскрыть основные механизмы и технологии функционирования Пресс-службы Совета Федерации ФС РС;
Теоретически описать реальные проблемы и потенциальные осложнения в формировании информационной политики Совета Федерации ФС РФ;
Обобщить итого современной деятельности Совета Федерации ФС РФ по формированию информационной политики, определить критерии ее эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Информационная политика в деятельности современного государства……………………………. стр. 7
1. Становление нового информационного порядка……….........стр. 7
2. Особенности современной российской государственной информационной политики………………………………… ….стр.12
3. Интернет в структуре политических коммуникаций…........стр. 21
Глава 2. Особенности участия Совета Федерации Федерального Собрания РФ в проведении государственной информационной политики…… стр. 27
1. Информационная политика Совета Федерации как составляющая государственной информационной политики……………….. стр. 27
2. Специфика организации связей с общественностью в Совете Федерации ФС СФ………………………………………….. …стр. 31
3. Управление Пресс-службы Совета Федерации ФС СФ. Структура и функции……………………………………………………….стр. 34
Глава 3. Технологии осуществления информационной политики Совета Федерации ФС РФ…………… …стр. 45
1. Изготовление информационного продукта………………. ..стр. 45
2. Выбор и подготовка коммуникационных каналов…………стр. 53
3. Взаимодействие СФ с гражданскими контрагентами……...стр. 57
Глава 4. Основные проблемы в деятельности пресс-службы Совета Федерации Федерального Собрания РФ и пути их решения…………………………………… стр. 63
1. Взаимоотношения со СМИ………………………………… стр. 63
2. Нормативно-правовые рамки функционирования Управления Пресс-службы Совета Федерации….…………………………. стр. 66
Заключение…………………………………………… стр. 68
Список использованной литературы……………… стр. 72
Приложения…………………………………………... стр. 75

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа тема- «Информационная политика Совета Федерации.doc

— 1.15 Мб (Скачать)
  • Общество нового типа (формируется в результате новой глобальной социальной революции);
  • Общество знания (наличие знаний становятся обязательным условием благополучия);
  • Глобальное общество (отсутствие границ информационного обмена).6

 

Рассматривая в совокупности различные  определения этого понятия, можно  увидеть, что, несмотря на противоречия между восприятием отдельных  аспектов явления, есть черты, которые  подчеркиваются практически  всеми  авторами. Во-первых, авторы сходятся в том, что понятие информационного общество принципиально новое и присуще именно современному этапу развития цивилизации. Во-вторых, выделяется возросшая роль информации, знаний, новых технологий и их влияние на другие сферы жизни общества.

В учебнике «Информационная политика»  под редакцией В.Д. Попова приводится следующее определение: «информационное общество – новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания, а отличительными чертами – возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в ВВП, создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. Это общество, где в производительных силах и производственных отношениях, в приращении капитала на передний план выходят знания и информация, которые образуют новую форму собственности – личную, идущую на смену частной»7

Институт развития информационного  общества, созданный в 1998 году для  решения проблем, связанных с  переходом России к информационному  обществу, определяет информационное общество как «ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций, информационных продуктов и услуг в ВВП, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах».8

А.И. Соловьев пишет о таких аспектах наступления «информационной эпохи», как создание новых информационных технологий и каналов (механизмов) коммуникации,  существенно изменяющих традиционные принципы общения в сфере власти, а также влияющих на формы социализации граждан, принятие ими участия в политической жизни.

Автор говорит о том, что нынешняя эпоха порождает иные зависимости и иные принципы взаимодействия власти, индивида и общества.

«…культурные стереотипы и сложившиеся  в обществе нормы политического  общения обусловливают наиболее общие параметры коммуникации, определяя  рамки, в которых происходят массовые интерактивные связи и осуществляются смысловые контакты широких социальных аудиторий,…чем разнообразнее каналы коммуникации, чем «тоньше» и изощреннее применяемые в их рамках информационные технологии, тем осмысленнее взаимоотношения власти и общества.

Новые информационные технологии меняют качество и структуру предложений на политическом рынке, способствуют небывалому повышению плотности интерактивного взаимодействия элитарных и неэлитарных слоев»9

Развитие нового информационного  порядка, подобно любому изменению в социуме провоцирует изменения во всех сферах жизни общества. Если рассматривать общество как систему, то можно сказать, что сильное изменение одного звена системы приводи к нарушению устоявшихся связей и элементов, вся система начинает меняться.

Так, Я.Н. Засурский объясняет распад СССР с точки зрения неспособности данной системы в том виде, в котором она существовала, войти в новую информационную эпоху, отсутствием у СССР ресурсов противостоять новым мировым тенденциям в сфере развития информационно-коммуникационных технологий. Я.Н. Засурский пишет: «Когда мы начинаем думать, почему СССР развалился, то приводим многие соображения, но никогда не задумываемся над тем, что с централизованным вертикальным управлением, которое было в СССР, невозможно было войти в новую эпоху, в новую технологию. Для развития информационного общества необходимо расширять горизонтальные и сетевые структуры. Они открывают новые возможности для инициативы каждого гражданина, а это огромный ресурс для среднего, малого бизнеса, для того, чтобы новые идеи не только быстро рождались, но и быстро реализовывались».10

 Еще одной важной чертой  информационной революции выступает  ее своеобразная неотвратимость  и глобальный характер. Независимо  от того, насколько позитивно  или негативно она оценивается мировым сообществом, она рассматривается как факт, которому нет смысла противостоять. Никто не ставит под сомнения сам факт ее наступления, в этом ученые разных направлений и стран проявляют редкое единодушие. Обсуждаются лишь вопросы того, каким станет мир в ближайшее время, как изменятся важнейшие сферы жизни общества.

Вполне естественно, что подобные изменения в значительной мере затронут политическую сферу. А.И. Соловьев в  статье «Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации» говорит об усложнении политических коммуникаций в современном мире и усилении их значения.  «Коммуникация стала системообразующим элементом политики,…утратив былой вспомогательный характер…утверждение об изменении места и роли коммуникаций в политике справедливо не только для постиндустриальных, но и для ряда переходных государств».11

М.Н. Грачев называет главным признаком становления информационного общества постоянно возрастающую роль информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности людей.12

Важно, что становление информационного  общества затрагивает не только сферу  коммуникации, но и распространяется на все сферы общественной жизни. «Государственное, административное и  всякое иное силовое принуждение  постепенно и во всевозрастающей степени сменяются на информационное и психологическое давление».13

По мнению А.И. Соловьева, «…присущее современному миру нарастание сложности  и разнообразия коммуникаций…связано с диверсификацией источников информирования, увеличением технической оснащенности властей и граждан и появлением у массового субъекта возможности создавать собственные информационные продукты».14

Ю.А. Нисневич полагает, что одно из важнейших условий перехода к  открытому информационному сообществу и открытым информационным обществам – это «обеспечение массового трансграничного обмена информацией и массовых трансграничных коммуникаций между гражданами и институциональными структурами общества различных государств».15

Становление нового типа общества стало  причиной появления новых и обострения старых проблем. Так, К.В. Ветров пишет: «Важнейшей социальной проблемой информационной эпохи является проблема информационного неравенства, прежде всего, в смысле доступа к источникам информации…практически во всех уголках мира доступ к преимуществам информационного века имеет лишь определенная часть населения».16 Кроме того, возникают и другие проблемы, например распространение террористических и других преступных организаций, которые получили  более широкие возможности для получения и распространения информации. Важной проблемой является зависимость крупных корпораций и даже целых государств (США) от технической исправности сетей коммуникации.

Проблема становления информационного  общества стала также весьма актуальна  и для России. В 1999 году была принята Концепция формирования информационного общества в России (см. Приложение №1), определяющая основные векторы развития Российской Федерации в информационной сфере. В документе большое внимание уделяется необходимости развития в нашей стране информационного общества, а также роли, которую должно играть в этом процессе государство, особенно на начальном этапе осуществления перехода. Согласно данной Концепции в России за последние годы уже сформировались определенные предпосылки формирования нового типа общества. К таким предпосылкам можно отнести:

    • Возрастание роли информации (приравнивается к традиционным ресурсам);
    • Развитие информационных технологий, средств коммуникации;
    • Информатизация некоторых отраслей (государственное управление, сектор банковских услуг);
    • Осознание обществом необходимости перехода к информационному обществу;
    • Мировые процессы глобализации, которые сделали Российскую Федерацию часть мирового сообщества.

В концепции особо подчеркивается необходимость многосторонних преобразований во всех важнейших сферах жизни общества. Выделяются два основных направления формирования информационного общества:

  • «создание и развитие технико-технологической базы реализации выбранного пути;
  • разработка и реализация политических, социальных, экономических, правовых, организационных и культурных решений, обеспечивающих движение по выбранному пути».17

Информационное общество предоставляет  качественно новый уровень возможностей развития всех сфер жизни общества, на сегодняшний день трудно даже определить все перспективы, которые открывают миру новые информационно-коммуникационные технологии. Но, нельзя забывать также и о том, что новые возможности таят в себе и новые угрозы. Поэтому следует очень аккуратно относиться к фундаментальным изменениям в информационной сфере.

В данной ситуации на плечи государства  ложатся задачи, связанные с регулированием происходящих процессов и недопущением катастрофических последствий грядущих перемен. 

 

2. Особенности  современной российской государственной  информационной политики.

Политика во все времена, наверное, больше, чем другие сферы общественной жизни, зависела от наличия налаженных каналов коммуникации. Трудно себе представить государственное управление без процессов сбора, обработки  и распространения разного рода информации. Поэтому ряд авторов подчеркивает значение массовых коммуникаций для политических процессов.

По мнению А.В. Пономаренко и  В.Н. Снеткова, «политика в большей  мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных  средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Это обусловлено самой природой политики как коллективной, сложно организованной целенаправленной деятельности, как специализированной формы общения людей по поводу реализации групповых целей и интересов, затрагивающих все общество. Коллективный характер реализуемых целей предполагает их обязательной осознание разделенными в пространстве членами коллектива: государства, нации, группы, партии и т.п. – и координацию их деятельности».18

Таким образом, трудно переоценить  роль коммуникаций в современном  политическом пространстве. Г.М. Андреева, в своей книге «Социальная  психология» говорит о том, что  причиной неудач многих политических решений стало то, что их авторы не учитывали психологические последствия предпринимаемых шагов. Для достижения эффективности государственного управления в целом и позитивного восприятия населением отдельных решений необходимо корректировать политические решения с учетом ожиданий граждан. А в случае принятия заведомо непопулярного решения необходимо заранее выявить возможные конфликты и пути их смягчения и устранения.19

Как говорят  специалисты, занимающиеся изучением  геополитики, «сегодня мы присутствуем при вступлении человечества в новую  эру – эру информационного общества».20 Мировое сообщество осознало, что перемены, происходящие в современном мире, носят глобальный характер и приведут к кардинальным изменениям всех сфер жизни общества. В этой связи правительства ряда стран осознали необходимость разработки основных направлений государственной политики, связанной с переходом к информационному обществу.

Информационная политика – одно из важнейших направлений государственного управления, которому следует уделять  большое внимание.  От эффективности  ее разработки и проведения зависит успешность развития всего общества

Президент Фонда развития информационной политики С.Г. Колесник в своем интервью говорит о том, что потребность в информационной политике обусловлена «колоссальными изменениями в человеческом обществе, которые произошли в последние десятилетия. Речь идет, разумеется, о феномене информационного общества, когда определяющее воздействие на течение общественной жизни оказывает обмен информацией - сведениями, правдивыми и ложными, по-разному эмоционально окрашенными, распространяемыми с различной целью. Ясно, что часть этих информационных потоков нуждается в регулировании в рамках определенной государственной политики».21

В условиях современного мира страны, где не проработана  информационная политика, не могут претендовать на лидирующие позиции. Ю.А. Нисневич в книге «Информационная политика России: проблемы и перспективы» говорит об этом: «…государства, стремящиеся занимать полноправное место в мировом сообществе, должны разрабатывать и реализовывать эффективную национальную информационную политику и рассматривать ее как приоритетную задачу государственного управления по обеспечению перехода к новому типу демократического общества – информационному обществу».22

Существуют различные определения  самого понятия «информационная политика», а также различные взгляды на то, какой она должна быть. Единственное, в чем согласно большинство авторов, - это необходимость ее разработки и реализации. Например, К.В. Маркелов так обосновывает необходимость проведения четкой информационной политики: «Общество должно знать, куда идти. И оно должно хотеть туда идти. Конечно же, идеал недосягаем, но он является аттрактором. Он притягателен. Он указывает путь, мобилизует, дает ощущение цели, значимости, необходимости собственного существования, ощущение смысла жизни. Верный способ уничтожить нацию – это лишить ее идеала, пусть даже воплощенного в форму утопии».23

Согласно Концепции  государственной информационной политики Российской Федерации, информационная политика  - это «совокупность целей, отражающих национальные интересы … в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их реализующих».24

Информация о работе Информационная политика Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях модернизации российского общества