Жизненный мир человека и социальная работа

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении сущностных признаков самоосуществления человека в жизненном мире, способа репрезентации смыслового пространства культуры в реалиях повседневной жизни в, а также в прояснении посредством реалий жизненного мира модального характера связей между культурой, обществом и природой. Ракурс рассмотрения проблемы определяется спецификой культурфилософской рефлексии и её методологическим потенциалом

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1.Структура жизненного мира человека…………………………...…..10
1.1 Человек и его жизненные миры……………………………..………10
1. 2 Смыслообразующие факторы социальной работы …………...…..19
1.3Роль биологического и географического факторов в формировании социальной жизни…………………………………………………………..…..29
Глава 2. Социальная жизнь……………………………………..………………32
2.1 Исторические типы социальной жизни……………………………32
2.2 Объект и предмет социальной работы ……………………………35
2.3 Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации…………………………………………………...……41
Заключение………………………………………………………………...…….46
Список литературы………………………………………………………….…..47

Работа содержит 1 файл

Введение .docx

— 108.78 Кб (Скачать)

институтов, расширение возможностей  удовлетворения  личных  и общественных потребностей.

      Если развитие, происходящее  в   некоторой  системе,  приближает  ее  к

определенному  идеалу,  оцениваемому  положительно,  то  мы   говорим,   что развитие есть прогресс. Если изменения, происходящие  в  некоторой  системе, приводят к исчезновению и обеднению ее составных элементов или  существующих между ними  отношений,  то  система  подвергается  регрессу.  В  современной социологии  вместо  термина  прогресс   все   больше   пользуются   понятием "изменение".  Как  считают  многие   ученые термин   "прогресс"   выражает ценностное мнение. Прогресс означает изменение  в  желательном  направлении. Но в  чьих  ценностях  может  быть  измерена  эта  желательность?  Например, строительство атомных электростанций какие изменения  собой  олицетворяют  - прогресс или регресс?

Социологический  подход  к  идеалу  предполагает   проведение   четких различий между желаемым, действительным и возможным. Чем сильнее  стремление достичь   идеал,   тем   более   реалистически    должно    быть    мышление государственного  и  политического  деятеля,  тем  больше внимания   должно уделяться  изучению  практики  экономических   и    социальных    отношений, действительным  возможностям  общества,   реальному   состоянию    массового сознания социальных  групп и мотивам  их деятельности  и  поведения.

      Ориентация только на идеал  часто приводит  к  определенному   искажению действительности; видение настоящего сквозь призму будущего нередко ведет  к тому, что действительное развитие отношений подгоняется под заданный  идеал, т.к.  возникает  постоянное  стремление  этот  идеал  приблизить,   зачастую игнорируются  реальные  противоречия,  негативные   явления,   нежелательные следствия предпринимаемых действий.

      Другая  крайность  практического   мышления  -  отказ  или   недооценка идеала,видение только сиюминутных интересов, умение схватить  интересы  ныне функционирующих институтов,  учреждений,  социальных  групп  без  анализа  и оценки перспектив их развития, данных в идеале. И  та,  и  другая  крайности ведут к одному и тому  же  результату  –  волюнтаризму  и  субъективизму  на практике, к отказу от  стороннего  анализа  объективных  интересов и потребностей общества в целом, его отдельных групп.

      Идеалы наталкиваются на сопротивление   действительности,  поэтому  они воплощаются не в полной  мере.  Что-то  из  данного  идеала  претворяется  в жизнь, что-то видоизменяется, что-то отсеивается как элемент утопии,  что-то откладывается на более отдаленную перспективу.

      Это  столкновение  идеала  с   действительностью   раскрывает   важную

особенность  бытия  человека:  человек  не  может  жить  без  идеала,  цели;

критического  отношения к настоящему. Но  человек  не  может  жить  и  одними идеалами. Его дела и поступки побуждаются реальными  интересами,  он  должен постоянно сообразовывать свои действия с  наличными  средствами  претворения идеала в жизнь.

      Социальный идеал во всей множественности  и сложности  его  сущности  и формы  можно  проследить  на  протяжении   развития   человечества.   Причем социальный идеал можно анализировать не только  как  абстрактно-теоретичекое учение. Наиболее интересно  рассматриваем  социальный  идеал  на  конкретном историческом  материале   (например,   античный   идеал   "золотого   века", раннехристианский идеал, идеал просвещения,  коммунистический идеал).

      Традиционный взгляд, сложившийся  в нашем обществоведении,  сводился  к тому, что существовал лишь один подлинный коммунистический идеал,  в  основе которого лежит  строгая  теория научного  развития.  Все  остальные  идеалы считались утопическими.

      Многим импонировал некий идеал  грядущего равенства и изобилия. Причем в сознании каждого человека  этот  идеал  приобретал индивидуальные  черты. Социальная практика  доказывает,  что  социальный  идеал  может  меняться  в зависимости от многих обстоятельств. Необязательно  он  может  сводиться  к обществу равенства.  Множество людей,  наблюдая на  практике   отрицательные последствия   эгалитаризма,    хотят    жить   в    обществе    предельной стабильности  и  относительно  справедливой иерархии.

      В настоящее время, по данным  социологических исследований,  российское общество не имеет какого-либо господствующего представления о желаемом  пути социального развития. Разуверившись в социализме,  подавляющая  часть  людей ак и не восприняла никакого другого общественного идеала.

      В то же время на Западе  идет  постоянный  поиск  социального   идеала,

способного  мобилизовать людскую энергию.Свое видение социального идеала представляют неоконсерваторы,  социал-демократы. Согласно "новым правым", представляющим  первое  направление, в рыночном  обществе,  где  вся  система  ценностей  ориентирована  на  рост экономики и непрерывное удовлетворение постоянно  возрастающих  материальных потребностей,  сформировался  рыночный  менталитет.  Человек превратился  в эгоистичного и безответственного субъекта,  умеющего  лишь  выдвигать  новые социально-экономические  требования,  неспособного  контролировать  себя   и управлять ситуацией. "Человеку не хватает ни стимулов к жизни,  ни  идеалов, за которые можно умереть".  Выход  из  социального  кризиса  "новые  правые" видят   в   перестройке   общественного   сознания,    в    целенаправленном самовоспитании  личности  на  основе  обновления  этических   форм.   Идеал, способный обеспечить духовное обновление Запада, "новые  правые"  предлагают воссоздать на основе консерватизма, понимаемого как  возвращение  к  истокам европейской  культуры.  Консервативная  позиция  заключается  в  стремлении, опираясь на все лучшее, что было в прошлом,  создать  новую  ситуацию.  Речь идет об установлении  гармоничного  порядка,  который  возможен  на  строгой социальной иерархии. Организованное общество обязательно  органично,  в  нем поддерживается гармоническое равновесие всех  социальных  сил  с  учетом  их разнообразия.  На  "аристократию  духа  и  характера"   возлагается   задача создания новой, "строгой" этики, способной придать существованию  утраченный смысл.  Речь  идет  о  восстановлении  иерархии,  о  создании  благоприятных условий для возникновения "духовного типа  личности",  воплощающей   в  себе аристократические  принципы.  Неконсервативный  социальный  идеал  именуется "научным обществом".

      Таким образом, мировая социальная  практика показывает, что мир человека не может успешно развиваться без  определения  основных  принципов  социального устройства. 
 
 
 
 
 
 
 

              
 

Заключение

Таким образом жизнь человека зависит  от того, насколько она наполнена  содержанием целей, устремлений, мироощущений и мировосприятий, от способа вхождения  индивида в общественные отношения, его непосредственного личностного  бытия. Именно способ вхождения индивида в общество детерминирует его  смысложизненные нормы, отношение  к своей жизни, жизни других людей, обществу, государству. Феномен вхождения индивида в общество, способ вхождения связан с такими ситуациями, которые по Жизнь человека зависит от того, насколько она наполнена содержанием целей, устремлений, мироощущений и мировосприятий, от способа вхождения индивида в общественные отношения, его непосредственного личностного бытия. Именно способ вхождения индивида в общество детерминирует его смысложизненные нормы, отношение к своей жизни, жизни других людей, обществу, государству. Феномен вхождения индивида в общество, способ вхождения связан с такими ситуациями, которые порождают способность людей решать самим жизненные задачи, реализовать свои желания и ценности. рождают способность людей решать самим жизненные задачи, реализовать свои желания и ценности. Смысл жизни человека складывается в рамках сложившихся форм духовного производства: роли религии в обществе, уровня нравственного и правового сознания и т. д. Было бы неверным сбрасывать со счета экономические условия развития общества и отражающую их политическую обстановку. К тому же смысл жизни как индивидуальная ценность не только отражает специфику господствующего в обществе сознания, но и выражает деятельностную сторону отношения человека к миру. Эта деятельностная сторона жизни индивида и формирует, и выражает смысл его жизни (поступков, поведения, общения, деятельности). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. См.: Волков В. Н. Насилие и толерантность как принципы бытия в современном мире // Образование и общество. 2005. № 1. С. 56-63.

2. Гуссерль Э. Логические исследования; Картезианские размышления; Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология; Кризис европейского человечества и философия; Философия как строгая наука. Минск; М., 2000.

3. Декомб В. Современная французская философия. М., 2000.

4. Делёз Ж. Марсель Пруст и знаки. СПб., 2005.

5. Касториадис К. Воображаемое установление общества/ Пер. с фр. Г. Волковой, С. Офертаса. М., 2003.

6. Лем Ст. Фантастика и футурология. В 2 кн. М., 2004. Кн. 2.

7. Мотрошилова Н. В. Идеи I Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М., 2003.

8. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды: Пер. с исп. / Сост. предисл. и общ. ред. А. М. Руткевича. М., 2006.

9. Шюц А. Здравый смысл и научная интерпретация человеческой деятельности // Вестн. СПбГУ. 2003. Вып. 4.

10. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004.

11. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 2005 Т. 2.

12. http://mirslovarei.com/content_fil/ZHIZNENNYJ-MIR-V-KONCEPCII-XABERMASA-12502.html

13. http://kurs.ido.tpu.ru/courses/vv_cpec_521100/tema2.htm

Информация о работе Жизненный мир человека и социальная работа