Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:35, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении сущностных признаков самоосуществления человека в жизненном мире, способа репрезентации смыслового пространства культуры в реалиях повседневной жизни в, а также в прояснении посредством реалий жизненного мира модального характера связей между культурой, обществом и природой. Ракурс рассмотрения проблемы определяется спецификой культурфилософской рефлексии и её методологическим потенциалом
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1.Структура жизненного мира человека…………………………...…..10
1.1 Человек и его жизненные миры……………………………..………10
1. 2 Смыслообразующие факторы социальной работы …………...…..19
1.3Роль биологического и географического факторов в формировании социальной жизни…………………………………………………………..…..29
Глава 2. Социальная жизнь……………………………………..………………32
2.1 Исторические типы социальной жизни……………………………32
2.2 Объект и предмет социальной работы ……………………………35
2.3 Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации…………………………………………………...……41
Заключение………………………………………………………………...…….46
Список литературы………………………………………………………….…..47
Детальную
разработку проблематики жизненного мира
проводил А.Щюц, осуществивший синтез
идей М.Вебера и Э.Гуссерля на основе
созданной им социальной феноменологии.
На формирование его предметных и
методологических приоритетов в
этой области определённое влияние
оказала антропологическая
В работах А.Щюца (прежде всего, «Структуры жизненного мира» -дополнена и издана Т.Лукманом) жизненный мир отождествлялся с повседневностью, что в дальнейшем стало своеобразной нормой в интерпретативной социологии. К последователям А.Щюца, унаследовавшим его интерес к изучению структур жизненного мира, принадлежат П.Бергер и Т.Лукман (феноменологическая социология знания), Г.Гарфинкель (этнометодология), А.Сикурел, Э.Гоффман (концепция «социальной драматургии»). В социально-феноменологическом ключе эту традицию исследовали и развивали Л.Г.Ионин, И.А.Бутенко, Н.М.Смирнова, Е.Д.Руткевич, А.В.Худенко, Л.Д.Гудков, А.А.Магомедова, Д.Ю.Меркулова, Х.Абельс, И.Вайс, Б.Вальденфельс.
Большую
роль в актуализации современного интереса
к теме повседневной жизни сыграли
труды представителей школы «Анналов»:
М.Блока, Л.Февра, Ж.Ле Гоффа, Ж.Дюби. Огромным
авторитетом обладают труды по истории
культуры Ф.Броделя. В Германии аналогичную
работу проделал Н.Элиас, в России -
М.М.Бахтин. Сходной исследовательской
направленностью отличаются работы,
в которых прослеживается соотношение
институциональных и
К изучению различных аспектов повседневности на теоретическом уровне обращались также Т.И.Ойзерман, Л.П.Буева, Н.Н.Козлова, В.Г.Федотова, В.Е.Давидович, Е.В.Золотухина-Аболина, Б.Я.Пукшанский, Ю.Е.Милютин, С.С.Гусев, Б.В.Марков, Б.А.Грушин, Е.И.Кукушкина, Л.Б.Логунова, Н.И.Мартишина, С.Ф.Денисов, Э.В.Бурмакин, Е.В.Шевцов, Е.П.Рыбаков, А.Ф.Грязнов, Г.С.Кнабе, В.П.Филатов, А.Я.Гуревич, Т.Б.Романовская, Н.Т.Абрамова, И.А.Бескова, Л.А.Микешина, Л.И.Насонова, Г.Л.Тульчинский, В.П.Филатов, И.И.Дубинин, Л.Г.Гуслякова, Д.В.Вичева, В.А.Штофф, Б.А.Черняк, К.Т.Талипов, И.Т.Касавин, С.П.Щавелев и др.
В плане
раскрытия эстетического
Современные
зарубежные исследования жизненного мира
сосредоточены вокруг проблем экологической
эстетики, семиотики предметной среды
и теории социальной коммуникации.
Экологический аспект жизненного мира
актуализируется в ситуации обострённой
«постмодернистской чувствительности»
и заинтересованности исследователей
эстетическими качествами природной
среды в рамках «эстетики ландшафта»:
интерес к этому аспекту
Представленный
концептуальный обзор свидетельствует
о широте современных трактовок
проблематики жизненного мира. Следует,
однако, признать, что на протяжении
долгого времени
Объектом исследования в работе является жизненный мир как смысловой универсум культуры
Предметом исследования выступает модальность самоосуществления человека в жизненном мире в единстве с его социокультурной.
Цель исследования состоит в выявлении сущностных признаков самоосуществления человека в жизненном мире, способа репрезентации смыслового пространства культуры в реалиях повседневной жизни в, а также в прояснении посредством реалий жизненного мира модального характера связей между культурой, обществом и природой. Ракурс рассмотрения проблемы определяется спецификой культурфилософской рефлексии и её методологическим потенциалом.
Реализация поставленной цели предполагает последовательное решение следующих задач:
- раскрытие
понятия жизненного мира как смыслового
универсума
культуры, репрезентирующего своим содержанием
символику природных и
общественных связей;
- прояснение
генезиса и этапов эволюции
концепции жизненного мира в
рамках методологии науки, философской
антропологии и философии культуры;
-исследование
социокультурного контекста и
интерактивной специфики
-выявление
деятельностного вектора
теоретическая
значимость исследования определяется
представлением жизненного мира в качестве
модуса культуры, конституирующего символические
структуры жизненно-практического опыта
в единстве его ментальных, социальных
и физических компонентов и выступающего
в качестве важнейшего индикатора самочувствия
человека в его природном и социальном
окружении.
Глава 1.Структура жизненного мира человека
1.1 Человек и его жизненные миры
Жизненный
мир - это не понятие в классическом смысле,
так как мы не можем дать ему строгое определение.
Определения жизненного мира, как правило,
описательны, размыты. Такие слова-понятия
относятся к концептам (включают в себя
множество разных значений, изменяющихся
в зависимости от ситуации, в которой они
употребляются). По Гуссерлю, жизненный
мир - это мир, в котором мы живём; единственный,
конкретный, действительный окружающий
мир, почва и горизонт теоретической и
внетеоретической практики. Концепт жизненного
мира тесно связан с понятиями целостности,
Жизненный мир целостен. В любом значении и ситуации «мир» фиксирует одну черту - целостность, которая может быть организована по-разному. Если целостность распадается, это означает для человека крайне тяжёлое состояние, когда он воспринимает себя не как единое целое, а как состоящее из нескольких частей. Человек не может адекватно себя вести, в соответствии с ситуацией, - он стремится создать для себя новый мир, в котором пытается восстановить целостность, начинает строить объяснительные схемы. Мир, организуемый нами в некую целостность, обязательно содержит в себе нечто другое (Бог, государство, Они), которое всегда задействуется. Это другое выполняет определённую функцию - на него мы можем переложить ответственность, оно выступает неким стимулом, источником наших преобразований. Данная схема (Мы - не Мы, Наши - не Наши, Свои - Чужие) работает всю жизнь, меняются только компоненты внутри. Если есть Мы, то всегда предполагается не Мы [1].
Жизненный мир структурен: первоначальная сфера и интерсубъектная сфера, выходящая за рамки моего понятийного мира, образуют единый жизненный мир, общий для всех людей. Эти предельные состояния жизненного мира находятся не только в отношении противоречия, но и в отношении взаимодополнительности. Следовательно, жизненный мир можно понимать и как один-единственный, то есть имеющий одну всеобщую структуру, и как совокупность «конкретных жизненных миров». Всегда существует структурированность мира: Ближнее - Дальнее, Очевидное - Неочевидное, Знакомое - Незнакомое, Освоенное - Неосвоенное, Моё - Чужое. Причём элементы, которые мир включает в себя, - разнородные. Таким образом, человек в своём собственном мире может оказаться в состоянии раздвоенности, разлома. Мир станет для него незнакомым, непонятным, чужим. Но человек не способен долго находиться в таком состоянии, он должен найти смысл, который придаёт целостность, организует. Осмыслить что-либо - значит придать смысл, упорядочить, понять. И это понятное будет выступать для человека в качестве жизненного мира, того первичного, исходного, с чего он начинает и через что смотрит на всё другое. Градации миров происходят на фоне (в горизонте) того, что мы называем словом «всё». В онтогенезе - Мы и не Мы (Другие), потом Я и Мир, Мы и Природа, Мы и Космос, Мы и Общество и тому подобные миры, которые структурируются нашим сознанием.
Жизненный
мир обладает априорными структурными
характеристиками -
Мир - это мир интенциональных объектов, то, что нас окружает, то, на что мы обратили внимание в данный момент. Направленность сознания подвижна (в разное время сосредоточиваемся на разных вещах). Сознание - местообразование всех возможных смысловых оформленностей жизненного мира. Н. В. Мотрошилова отмечает, что «когда мы читаем у Гуссерля слова об изначальности "естественного", "действительного" мира, мы должны вспоминать о гуссерлевских формулах (кстати, выдвигаемых в борьбе против эмпиризма), трактующих действительность, действительное таким образом, что данные термины по праву охватывают и чисто природный мир, и обработанные людьми вещи природы, и объективированное идеальное, и самих людей, и их переживания, их ценности, социальные формы жизни и взаимодействия, нормы, принципы общения [курсив - Н. М.]» [7, c. 148-149].
Охватить
многомерные процессы формирования
человеческим сознанием его предметных
целостностей (вещей, тел, личностей, природы,
мира, истории) Гуссерль стремится с
помощью понятия «
Как же осуществляется конституирование интерсубъективности и историко-социальных миров? Мир личности - это всегда духовный мир, мир для меня есть мир для нас, универсально-исторический мир. Гуссерль анализирует конституирование Другого на основе изначального опыта моей субъективности. Основной модус опыта в отношении Другого - вчувствование, сопереживание, мысленное вживание в жизнь других людей, конституирование единения Я и Ты. Феноменология теряет характер эгологии, ибо Другой изначально преддан мне как часть окружающего мира, моё сознание априорно интерсубъективно [2, с. 474]. Интерсубъективный мир строго центрирован: он располагается концентрическими кругами вокруг центральной монады, моего Я. Ближе всего ко мне мой жизненный мир, мир людей и предметов непосредственно окружающих меня в течение всей моей жизни. Это моя семья, мой дом, моё окружение: друзья, приятели, знакомые, мой город с ландшафтами и людьми, моя страна и т. д. Это мир моих личных убеждений, интересов, вкусов, дел и привычек. Миры науки, культуры, мифа, религии и т. п. - все они имеют свои корни в жизненном мире, все они вырастают из него. Жизненные миры могут быть индивидуальными и коллективными, многообразными, альтернативными картинами мира.
В формировании идеи жизненного мира важную роль играет понятие горизонта, внутри которого всегда находится всё существующее. В соответствии с этим можно говорить о различных экзистенциальных мирах, существование которых обусловлено разными установками одного Я. Горизонт - это грань воспринимаемого предмета в зависимости от подвижных, изменяющихся интенций сознания. Внутренний горизонт отсылает к восприятию одного непосредственно данного предмета, а внешний указывает на связь с сопутствующими предметами. Внешний и внутренний горизонты необходимо пересекаются. «Горизонтность» - решающий способ конституирования мира, начиная от сопутствующих горизонтов, которые являются вместе с вещами и единствами вещей, до конституирования «горизонта горизонтов», то есть мира как такового.
Информация о работе Жизненный мир человека и социальная работа