Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:35, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении сущностных признаков самоосуществления человека в жизненном мире, способа репрезентации смыслового пространства культуры в реалиях повседневной жизни в, а также в прояснении посредством реалий жизненного мира модального характера связей между культурой, обществом и природой. Ракурс рассмотрения проблемы определяется спецификой культурфилософской рефлексии и её методологическим потенциалом
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1.Структура жизненного мира человека…………………………...…..10
1.1 Человек и его жизненные миры……………………………..………10
1. 2 Смыслообразующие факторы социальной работы …………...…..19
1.3Роль биологического и географического факторов в формировании социальной жизни…………………………………………………………..…..29
Глава 2. Социальная жизнь……………………………………..………………32
2.1 Исторические типы социальной жизни……………………………32
2.2 Объект и предмет социальной работы ……………………………35
2.3 Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации…………………………………………………...……41
Заключение………………………………………………………………...…….46
Список литературы………………………………………………………….…..47
Итак, смысл жизни – важнейшая духовная ценность человека. Она настолько важна, что человек находится в постоянном ее поиске, взаимодействии с ней и в зависимости от нее. На первый план постоянно выступает не только то, что выгодно с точки зрения материальных условий, а то, что должно соответствовать представлению о назначении человека: достоинство, самоутверждение, свобода личности.
Ранее
уже были отмечены некоторые подходы,
связанные с осмыслением
На уровне обыденного сознания распространены иные, свои взгляды на смысл жизни:
жизнь не имеет смысла, как не имеет его и природа, то есть нет единственного истинного пути для всех людей, возвышенный образ жизни или низменный в итоге равнозначны. И выводы делаются такие: «жизнь дается один раз и от нее надо получить максимум удовольствий», «можно и нужно жить только на радость себе, остальное не имеет значения»;
смысл жизни заранее объективно предопределен Богом, мироустройством, эволюцией, судьбой, роком и остается лишь постичь этот заданный человеку смысл и следовать истинному предначертанному пути;
смысл жизни состоит в утверждении человеком своей безграничной свободы. Отрицание смысла жизни нацеливает человека на индивидуализм и эгоизм. Человек может не считаться с другими людьми, благополучием общества и природы. Такому человеку, который ориентирован на отрицание смысла жизни, нельзя работать в социальной сфере, его индивидуализм несет не только эгоизм, но и отчуждение от других людей в самых антигуманных формах.
Вторая позиция привлекает большую часть людей. «Что делать человеку в обществе?» – этот вопрос стоит во всех мировых религиях. Верующие люди видят смысл своей жизни в реализации путей к Богу (вера, покаяние, молитва, самоотречение, творение добра ближнему, нравственные поступки). Обретение смысла жизни верующие люди видят в творении дел, угодных Богу. Хотелось заметить, утверждение о том, что верующие находят смысл своей жизни вне земных дел, абсурдно. Религиозные ориентации смысла жизни потому и являются привлекательными для человека, что они нацеливают его на творение добра, любовь к другим людям во имя и земной и загробной жизни.
Третья позиция, связанная с пониманием смысла жизни, весьма волюнтаристична, хотя и привлекает своим оптимизмом, верой в человека, способного осуществить любые цели, решить все возникшие задачи. Обычно эта позиция уязвима:
во-первых, действия человека всегда детерминированы объективными условиями и субъективными факторами общественной жизни;
во-вторых, свободная личность сама по себе не может употребить свою свободу, для этого нужны соответствующие условия;
в-третьих, человек, имеющий великую цель и призвание, не может желать быть свободным от своего дела. Если человек любит дело, то оно желанно и он не может от него отказаться.
Как видим, вопрос о смысле жизни – это не просто «конечный», «итоговый» вопрос о жизни и смерти, назначении человека, но он одновременно и ситуационный вопрос. Ведь вся жизнь человека состоит из совокупности многообразных действий в производстве, быту, во всех сферах жизнедеятельности. Это действия и поступки, интегрированные в многоразличные социальные ситуации, противоречия, конфликты, разные формы общения и т. д. Через всю жизнедеятельность личность реализует свои цели, которые всегда конкретны. И эта конкретность целей имеет своей задачей выражение смысла, который в нее вкладывает индивид. Отсюда уже видно, на сколько важно содержание смысла, ибо оно определяет эффективность социального действия, направленность поступка личности «во благо» или «во зло».
Нельзя не отметить, что мир ценностей очень широк, а потому смысл жизни человека не сводится к одной какой-то заданной цели – ценности.
Интересна
концепция смысла деятельности философа-персоналиста
Э. Мунье. Он исследует проблему смысла
жизни в связи с «
Человек должен решать свои проблемы, к тому же он никогда не довольствуется заданной ситуацией: его человеческие проблемы, в которых выражается отношение индивида к этому бытию, обусловливают стимулирующую роль смысла жизни. Он выражает одновременно особую концентрацию мыслей и чувств, воплотившихся в идеалах или представлениях истинного, справедливого, прекрасного, доброго, благородного. Смысл жизни – это своего рода внутренний стержень культуры человека. Чем человек больше владеет общечеловеческими ценностями, тем его смысл жизни благороднее, возвышеннее, гуманнее.
Как и
всякий подлинный результат работы
человеческого духа, смысл жизни
многослоен, многообразен, способен содержать
не одно, а несколько значений, раскрывающихся
по-разному в различных
Зачастую смысл жизни понимается как идея, апеллирующая не к повседневным интересам, а к интересам более высокого порядка: человеческого, индивидуального назначения, к интересам класса, общества, человечества. Бесспорно, такое понятие смысла жизни концентрирует сознание индивида, делает его более целеустремленным, направленным. Однако это не означает, что все другие ценности для человека перестают существовать или рассматриваются лишь личностью в ракурсе его «основного назначения». Человек является существом не только рациональным, но и эмоциональным, а поэтому его жизнедеятельность сопровождается как рационально-целевым поведением, так и аффективным (эмоциональным), а также традиционным, т. е. таким, которое регулируется общепринятой нормой, обычаем. Именно поэтому смысл жизни выступает важным регулятором в механизме связей между общепризнанными ценностями и нормами, общественными и личными интересами и побуждениями, проходящими через индивидуальное сознание.
Смысл
жизни человека складывается в рамках
сложившихся форм духовного производства:
роли религии в обществе, уровня
нравственного и правового
Смысл жизни отражает, прежде всего, нравственные предcтавления, мотивы, побуждения.
Смысл
жизни – это не априорная форма
самосознания и не механическое усвоение
индивидом прописных истин. Его
формирование – результат напряжения
духовных сил человека, борьбы мотивов.
Осуществление выбора, нравственное
волеизъявление делают смысл жизни
важнейшим средством
Смысл
жизни предполагает готовность человека
отстаивать свои нравственные принципы,
нести ответственность за происходящее.
Именно поэтому человек болезненно
воспринимает все, что противодействует
смыслу его жизни. Для старшего поколения
России смыслом жизни стало служение
коммунистическим идеалам, основанное
на товариществе и взаимопомощи.
И когда оно столкнулось с развенчанием
официальными учреждениями и лицами их
идеалов, оно ныне переживает потерю своего
смысла жизни как величайшую трагедию.
Смена смысла жизни – процесс не такой
уж простой, как может показаться: мол
«в условиях рыночных отношений полки
заполнились обилием товаров и сделано
все это за каких-то четыре года, так давайте,
отказывайтесь от коммунистического идеала,
к которому вы не приблизились и за 70 лет
советской власти!» Смена смысла жизни
представляет кризисное состояние индивидуального
сознания, связанного не просто с пересмотром
ценностей, но их противопоставлением
между собой и нравственными нормами.
Смысл жизни не устанавливается декретами,
волевыми решениями, он приходит с опытом,
через активное участие человека в общественных
делах и, прежде всего, в труде. Так, изменение
мотивов трудовой деятельности ведет
не просто к пересмотру иерархии ценностных
ориентации личности, но и к своеобразной
оценке смысла жизни предыдущих лет.
Особое внимание обращают на себя люди, которые в силу меняющихся общественных отношений оказываются в своего рода «экзистенциальном вакууме»: они потеряли или еще не обрели определенную ценностную ориентацию. Это бывает как в начале жизненного пути человека, так и при крутых, драматических поворотах в его жизни. Последнее особенно болезненно для людей, которые оказываются в кризисных общественных ситуациях. Именно такие ситуации, подобно случаю с Сократом в период кризиса афинской демократии, требуют ответа на вопросы: «Что есть благо? Каков смысл жизни? Для чего человек живет?» Для человека, потерявшего очевидность своей полезности, ощущение включенности в поток социальной жизни, его собственная индивидуальная жизнь предстает как растраченная впустую или никогда не имевшая смысл. Такое состояние возникает у людей, которые в силу определенных причин (инвалидность, потеря любимой работы, безработица, выход на пенсию) оказываются вне социальной деятельности. Работа, которая давала человеку средства существования, формировала и его смысложизненные принципы (самоутверждение в глазах коллег, коллектива; их признание и уважение; польза обществу, самоуважение), остается вдруг в прошлом. Человек оказывается наедине с собой, со своим прошлым, в то время, как ему по-прежнему необходимо такое же, как прежде, насыщенное событиями настоящее и будущее. Творческая, целенаправленная, жизненно необходимая деятельность дает и социально-позитивные ценностные ориентации, делающие жизнь индивида осмысленной и результативной. Каждый индивид не ограничивает свою жизнь лишь личными целями. Даже в условиях привычных отношений, повседневности, суеты и мелочных забот он размышляет о себе самом: о том, как живет и как полагает жить; об истинной жизни; о счастье. В обыденном сознании постоянно присутствует вопрос: «Той ли жизнью, какой надо, я живу?» или иначе: «Живу я настоящей жизнью или нет?» Ответ на эти вопросы человек получает из таких источников, как удовлетворенность или неудовлетворенность результатами своей деятельности, общением с родными, друзьями, близкими. Именно через эти отношения происходит слияние индивида и социума, его вхождение в общественную жизнь как «Я». Самореализация личности происходит именно в этих важнейших формах ее жизнедеятельности, а поэтому предстает как ее жизненный смысл. Конечно, самореализация личности не всегда связана с возвышенными потребностями: она поливариантна.
Социальная деятельность по своему высокому предназначению – это деятельность гуманистическая, требующая создания условий для самореализации личности. На эту проблему в свое время обратил внимание один из основателей Римского клуба, первый его президент А. Печчеи. Он писал, что повышение качества человека (его человечности – прежде всего) – это сохранение не только устойчивости его личности, личностного способа бытия, но и его активности, а также – качества внутри различных социальных взаимодействий, самого общества и его составляющих индивидов. Как видим,А. Печчеи придает существенное значение проблеме органического взаимодействия таких систем, как «человек – ситуация», «человек – и человек», «человек – общество» на основе человечности, со всеми ее атрибутами и, конечно, выражением их через смысл жизни.
Информация о работе Жизненный мир человека и социальная работа