Жизненный мир человека и социальная работа

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении сущностных признаков самоосуществления человека в жизненном мире, способа репрезентации смыслового пространства культуры в реалиях повседневной жизни в, а также в прояснении посредством реалий жизненного мира модального характера связей между культурой, обществом и природой. Ракурс рассмотрения проблемы определяется спецификой культурфилософской рефлексии и её методологическим потенциалом

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1.Структура жизненного мира человека…………………………...…..10
1.1 Человек и его жизненные миры……………………………..………10
1. 2 Смыслообразующие факторы социальной работы …………...…..19
1.3Роль биологического и географического факторов в формировании социальной жизни…………………………………………………………..…..29
Глава 2. Социальная жизнь……………………………………..………………32
2.1 Исторические типы социальной жизни……………………………32
2.2 Объект и предмет социальной работы ……………………………35
2.3 Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации…………………………………………………...……41
Заключение………………………………………………………………...…….46
Список литературы………………………………………………………….…..47

Работа содержит 1 файл

Введение .docx

— 108.78 Кб (Скачать)

Кому  же оказывают помощь социальные работники? Перечень клиентов в известной мере отражает краткую, но насыщенную историю  развития этого вида деятельности. Социальная работа ориентирована на индивида. Помощь должна быть направлена не только на социальный слой, большую  группу, территориальную общность –  каждый представитель этих больших  масс, отдельный человек имеет  право на счастье, благополучие и  развитие своих способностей. Первоначально  социальная работа велась именно как  работа с индивидами. Позднее стало  ясно, что попытки изменить ситуацию и поведение индивидуального  клиента редко оказываются эффективными, если не воздействовать на их непосредственное окружение, на ближайшую социальную сеть, в которую они вовлечены. Это привело к становлению  семейной и групповой социальной работы. Воздействие на семью невозможно без воздействия на каждого ее члена. Изменения в поведении  и самочувствии отдельных членов семьи ведут за собой изменение  напряженности внутрисемейных взаимоотношений, трансформацию семейных коммуникаций и т. д. То же можно сказать и  о работе с группой. Влияние непосредственного  окружения трудно переоценить, особенно если речь идет о подростках и молодежи, о людях конформных, зависимых, с  неустойчивым характером. А эта работа, в свою очередь, требует разрешения проблем более широкого окружения  – всего населения того пункта, где проживает данный индивид, данная группа или семья. Подобное понимание  выводит на необходимость обращения  к общинной, или коммунальной, социальной работе.

В русском  языке, к сожалению, слова «община» и «коммуна» наделяются смысловой  нагрузкой, затрудняющей их употребление в контексте социальной работы. Между  тем в понимании зарубежных теоретиков и практиков эти термины относятся  к совокупности жителей определенного  населенного пункта или района, обладающих достаточно большой степенью самоуправления и имеющих ряд общих интересов  в охране и обустройстве территории, обеспечении нужд взрослых и детей  в образовании, социальном обслуживании, спортивном и культурном развитии. Отмечено, что чем выше образовательный  уровень и социальный статус обитателей таких территориальных единиц, тем  выше уровень их участия в делах  своей коммуны или общины. Жители районов застойных социальных трудностей, в которых обитают бедняки, наследственные безработные, отличаются пассивностью, проявляют равнодушие к делам  своего населенного пункта.

В нашей  стране существовавшая система местного самоуправления неоднократно подвергалась разрушению, заменяясь прямым административным правлением. Исследование различных  ее вариантов, включая дореформенную  сельскую общину, реформы Петра I, земскую  деятельность конца XIX – начала XX в., опыт советской власти, свидетельствует, что в прошлом опыте много  ценных социально-политических и правовых механизмов, использование которых  может помочь улучшить жизнь. Главный  вывод – без использования  потенциала местного самоуправления невозможно должным образом наладить функционирование социального организма в данном населенном пункте. Именно совокупная воля и совокупный разум местных жителей способны контролировать администрацию, предупреждая бюрократизм, коррупцию и неэффективность, и стимулировать ее к более активной и целесообразной деятельности. Поэтому можно уверенно прогнозировать, что укрепление местного самоуправления неизбежно и в его рамках получит становление общинная (коммунальная) социальная работа, которая в свою невозможна без улучшений в рамках всего общества. Поэтому мы имеем право говорить, что существует также общесоциальный уровень социальной работы. Социальные проблемы тех, кому помогает социальный работник, зависят также от их принадлежности к определенной социально-демографической группе. Так, специфические трудности встречают людей в пожилом и старческом возрасте. Возможности справиться с ними, разумеется, различны у человека состоятельного или бедняка, у того, кто окружен любящей семьей, или у того, кто одинок, однако, возрастные физиологические и социальные изменения настигают всех. Женщины и дети традиционно выделяются в особые категории клиентов социальной работы, так как объективные обстоятельства их положения составляют для них угрозу социального риска. Дети слабы, несамостоятельны и зависимы, что повышает их потребность в помощи и опасность стать жертвой со стороны взрослых. Женщины в силу выполнения своих репродуктивных функций также находятся в уязвимом положении. Для нас сегодня непривычной кажется мысль, что есть особая потребность в помощи у социально-демографической категории мужчин, которые встречаются с особыми трудностями, обусловленными именно их принадлежностью к мужскому полу. Это именно так, и андрологические проблемы (прежде всего медицинские и медико-социальные) начинают изучаться специально для оказания мужчинам квалифицированной помощи.

Принято также выделять клиентов – людей  с особыми проблемами. Сущность, проявления и потребность во вмешательстве  у таких людей зависят как  раз от того, какова их особенность, какого типа проблемы затрудняют их жизнедеятельность. Так, инвалиды или лица с ограниченными  возможностями нуждаются в специальной  помощи со стороны государства, так  как их физические, психические или  интеллектуальные возможности препятствуют их нормальной жизни в этом обществе. Поэтому необходимо приспосабливать  архитектуру и транспорт для  инвалидов с ограничениями подвижности, создавать безопасные условия труда  и проживания для тех, кто не вполне контролирует свое поведение, обеспечивать надзор и уход для тех, кто не в  состоянии самостоятельно управлять  своей жизнедеятельностью, и прилагать  всевозможные усилия, чтобы интегрировать  инвалидов в общество.

Помимо  инвалидов особые нужды есть у  безработных, у тех, кто участвовал в военных действиях и сейчас страдает от последствий посттравматического  стрессового синдрома, у многодетных семей и у родителей, чьи дети испытывают трудности в обучении.

Все эти  категории нуждаются в специальных  видах помощи и в содействии работников различных специализаций. Конечно, в наших условиях пока было бы наивно ожидать, что социальные работники  станут оказывать помощь в удовлетворении некоторых особых, специальных, даже экзотических потребностей, как это  делают представители американских социальных служб, которые считают, что содействуют социальному  равенству, помогая девушкам из бедных семей подготовиться к конкурсам  красоты, на что девушки из богатых  семей тратят большое количество родительских денег. Но учет и этих «особых нужд» в социальной работе необходим.

Итак, мы можем сделать вывод, что социальная работа ведется на уровне индивида, семьи, группы, общности людей, объединенных по территориальному, производственному  признаку, по признаку сходной проблемы или в пределах всего общества. Однако, оказывая помощь, социальный работник должен знать, на что направлена эта  помощь, чего он хочет добиться в  процессе своей деятельности, какова его цель и как он представляет себе идеальный результат своей  работы. Этот вопрос также служит темой  серьезных дискуссий, связанных  с рамками компетенции и пределами  возможностей данного вида деятельности.

Следует признать, что на целый ряд причин, условий и обстоятельств, осложняющих  положение клиента, не может воздействовать не только социальный работник, весь институт социальной работы, вся социальная система данного государства, но даже на современном уровне наших  знаний и наших ресурсов – все  человечество в целом. Скажем, целиком  устранить причины врожденной или  приобретенной инвалидности, или  восполнить те дефекты, которые обусловливают  ограничение возможностей индивидов, сегодня невозможно. Такие достижения цивилизации, как развитие здравоохранения, появление новых видов генетической прогностики и пренатальной диагностики, совершенствование медицинской  помощи, улучшение условий труда  и быта устраняют одни причины  инвалидности, но им на смену приходят другие, в значительной мере вызванные  теми же успехами цивилизации, поэтому  общее число инвалидов растет. Не имея возможности устранить причину, которая делает индивида инвалидом, что же может предпринять социальный работник? Только помочь индивиду достигнуть максимального уровня интеграции в  общество, возможного при его реальных жизненных обстоятельствах и  здоровье. 
 

      

  

2.3 Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации.

Понимание социального действия невозможно без  изучения  механизма  его совершенствования.  В  его  основе  лежит  мотив  -  внутренне   побуждение, толкающее индивида к действиям. Побуждение субъекта к  деятельности  связано с его потребностями. Проблема потребно стей,  рассматриваемая  в  аспекте  о побудительных силах человеческой деятельности, имеет важное значение в  деле управления, воспитания, стимулирования труда.

      Потребность  -  состояние  недостатка,  ощущение  нужды   в   чем-либо

необходимом  для  жизни.  Потребность  является  источником  деятельности  и первичным звеном мотивации, исходным пунктом всей системы стимулирования.

      Потребности  человека  многообразны.   Их   сложно   классифицировать.

Общепризнанно, что одна из  лучших  классификаций  потребностей  принадлежит А.Маслоу, американскому социологу и социальному психологу.

      Он выделил пять видов потребностей:

      1) физиологические - в воспроизводстве  людей, пище,  дыхании,  одежде,

жилище, отдыхе;

      2) потребности безопасности и  качестве жизни  -  стабильности  условий

своего  существования, уверенности в завтрашнем дне, личной безопасности;

      3)  социальные  потребности  -  в  привязанностях,  принадлежности   к

коллективу,  общении,  заботе  о  других  и  внимании  к  себе,  участии   в

совместной  трудовой деятельности;

      4) потребности престижа - в уважении  со  стороны  "значимых  других",

служебном росте, статусе, признании, высокой  оценке;

      5) потребности самореализации, творческого  самовыражения и т.д.

      А.Маслоу убедительно показал,  что неудовлетворенная потребность  в пище может блокировать все иные  мотивы  человека  -  свободу,  любовь, ощущение общности, уважение  и  т.д.,  голод  может  служить  достаточно  эффективным средством манипулирования людьми. Отсюда следует, что  нельзя  недооценивать роль физиологических и материальных потребностей.

      Следует  отметить,  что   "пирамида   потребностей"   данного   автора подвергается  критике,  за   попытку   предложить   универсальную   иерархию потребностей, при которой вышестоящая потребность во всех случаях  не  может стать актуальной, ведущей, пока не удовлетворена предыдущая.

      В реальных действиях человека  результируются  несколько  потребностей: их  иерархия  определяется  как  культурой  общества,   так   и   конкретной личностной социальной ситуацией, в которую  вовлечена  личность,  культурой, типом личности.

      Становление  системы  потребностей  современного  человека  -  процесс

длительный. В ходе этой эволюции через несколько  этапов  происходит  переход от безусловного доминирования витальных  потребностей,  присущих  дикарю,  к целостной многомерной системе  потребностей  нашего  современника.  Личность все чаще и чаще не может, да и не  хочет  пренебрегать  ни  одной  из  своих потребностей в угоду другой.

      Потребности тесно связаны с  интересами. Ни одно социальное  действие  -крупное событие общественной  жизни, преобразование, реформа - не может  быть понято, если не выяснены интересы, породившие это действие.  Соответствующий данной  потребности  мотив  актуализируется  и  возникает  интерес  -  форма проявления потребности, обеспечивающий направленность личности на  осознание целей деятельности.

      Если  потребность   ориентирована   прежде   всего   на   предмет   ее удовлетворения, то интерес направлен на те социальные отношения,  институты, учреждения, от которых зависит распределение  предметов,   ценностей,  благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.

      Именно, интересы и прежде всего  интересы экономические,  материальные, оказывают решающее влияние  на  активность  или  пассивность  больших  групп населения.

      Итак, социальный  объект  в   соединении  с  актуализированным   мотивом вызывает  интерес.  Постепенное  развитие  интереса  ведет  к  появлению   у субъекта цели в отношении конкретных  социальных  объектов.  Появление  цели означает  осознание  им  ситуации   и   возможность   дальнейшего   развития субъективной активности, которая далее приводит  к  формированию  социальной установки, означающей предрасположенность, готовность  человека  действовать определенным образом в  определенных  ситуациях,  обусловленных  ценностными ориентациями.

      Ценности - объекты разного рода, способные удовлетворять  человеческие потребности (предметы, занятия, отношения, люди, группы и др.).

      В  социологии  ценности  рассматриваются   как   имеющие   исторически конкретный характер и как вечные универсальные ценности.

      В систему  ценностей  социального   субъекта  могут  входить   различные

ценности:

      1) смысложизненные (представления  о добре, зле, благе,счастье);

      2) универсальные:

      а) витальные (жизнь, здоровье,  личная  безопасность,  благосостояние,

семья, образование, качество продуктов и  т.д.);

      б) демократические (свобода слова,  партий);

      в)   общественного    признания    (трудолюбие,квалификация,социальное

положение);

      г)     межличностного     общения     (честность,      бескорыстность,

доброжелательность, любовь и др.);

      д) личного развития  (чувство   собственного  достоинства,стремление  к

образованию, свобода творчества и самореализации и др.);

      3) партикулярные:

      а) традиционные ( любовь  и   првязанность  к  "малой   Родине",  семье,

уважение  к власти);

      Социальное  изменение  может   определить  и  как   изменение   способа

организации общества. Изменение  социальной  организации  является  всеобщим явлением, хотя оно и происходит различными  темпами.Например,  модернизация, которая в каждой  стране имеет  свои  особенности. Под  модернизацией  здесь понимается сложная совокупность перемен, происходящих почти в  каждой  части общества в процессе его индустриализации. Модернизация  включает  постоянные перемены в экономике, политике, образовании, в сфере традиций и  религиозной жизни общества. Некоторые из этих областей меняются раньше  других,  но  все они в той или иной мере подвержены изменениям.

      Под социальным развитием в  социологии понимаются изменения,  приводящие к дифференциации и обогащению составных элементов системы. Здесь  имеются  в виду  эмпирически  доказанные   факты   изменений,   вызывающие   постоянное обогащение и дифференциацию структуры организации  отношений  между  людьми, постоянное  обогащение  культурных  систем,   обогащение   науки,   техники,

Информация о работе Жизненный мир человека и социальная работа