Жизненный мир человека и социальная работа

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении сущностных признаков самоосуществления человека в жизненном мире, способа репрезентации смыслового пространства культуры в реалиях повседневной жизни в, а также в прояснении посредством реалий жизненного мира модального характера связей между культурой, обществом и природой. Ракурс рассмотрения проблемы определяется спецификой культурфилософской рефлексии и её методологическим потенциалом

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1.Структура жизненного мира человека…………………………...…..10
1.1 Человек и его жизненные миры……………………………..………10
1. 2 Смыслообразующие факторы социальной работы …………...…..19
1.3Роль биологического и географического факторов в формировании социальной жизни…………………………………………………………..…..29
Глава 2. Социальная жизнь……………………………………..………………32
2.1 Исторические типы социальной жизни……………………………32
2.2 Объект и предмет социальной работы ……………………………35
2.3 Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации…………………………………………………...……41
Заключение………………………………………………………………...…….46
Список литературы………………………………………………………….…..47

Работа содержит 1 файл

Введение .docx

— 108.78 Кб (Скачать)

Заслуживает внимания разработанная в рамках университета как социального института  модель социального работника как  «модель посредника», определяющая основные направления социальной деятельности в сфере социальной защиты населения.

Если  деятельность социального работника  охарактеризовать как оказание помощи людям через определенный взгляд на жизненную ситуацию, то проблема смысла жизни социального работника  приобретает особое значение: от того, какое место отводится другим людям и каково к ним отношение, его смысл жизни приобретает  особую социальную значимость. Ведь смысл  жизни человека – это не просто идеал или совокупность идей, а  ориентация человека на определенный способ действия, связана с умением  повысить способность людей принимать  решения и справляться с новыми для них проблемами, обеспечить их связь с жизненным миром общества (услуги, ресурсы), содействовать социальной политике общества.

Однако  эта оценка представляет собой не просто теоретическое, умозрительное  принятие или не принятие определенных ценностей,а поэтическую оценку доступного влиянию действий социального  работника; действий, поведения, жизненной  ситуации его клиента как достойного не просто одобрения или порицания, а и реальной практической помощи, открытого участия. Нельзя забывать, что смысл жизни – это система  практических оценок собственной жизни  индивидом, в том числе и социальным работником. Поэтому существует сложная  взаимосвязь между смыслом жизни  социального работника и смыслом  жизни его клиентов. Отметим наиболее очевидные подходы к смыслу жизни  в социальной деятельности:

1. Уяснение  для самого социального работника  его собственного смысла жизни  (не только на основе общефилософской  методологии и специальных знаний, но и его нравственных жизненных  позиций).

2. Осмысление  смысла жизни клиента: формирования  его основных жизненных принципов.

3. Обнаружение  моментов совпадения, соприкосновения  смысла жизни своего со смыслом  жизни клиента.

4. Понимание  глубоко личных жизненных решений  индивида, к которым он идет  сам.

5. Учет  «личностных прав» социального  работника и клиента.

6. Социальная  помощь в реализации смысла  жизни клиента в новых для  него жизненных условиях.

1.3 Роль биологического  и географического  факторов в формировании социальной жизни

Изучение  человеческих обществ начинается с  изучения основных  условий, которые определяют их  функционирование,  их  "жизнь".  Понятие "социальная жизнь" употребляется для обозначения комплекса явлений, которые возникают  в ходе взаимодействия человека и социальных  общностей,  а  также  совместного использования   природных   ресурсов,   необходимых    для    удовлетворения потребностей. Различаются биологические, географические,  демографические  и экономические основы общественной жизни.

      При  анализе  основ  социальной  жизни  следует  подвергнуть   анализу особенности  биологии   человека   как   социального   субъекта,   создающих биологические   возможности   человеческого   труда,   общения,    овладения социальным опытом, накопленным предыдущими поколениями. К ним можно  отнести такую анатомическую особенность человека, как прямая походка.Она  позволяет  лучше  охватить  взглядом  окружающую   обстановку   и использовать руки в процессе труда.

      Важную роль в социальной деятельности  играет такой орган человека  как рука с  противопоставленным   большим   пальцем.   Человеческие  руки  могут выполнять сложные операции и функции  и  сам  человек  может  участвовать  в разнообразных видах трудовой   деятельности.  Сюда  же  следует  отнести   и взгляд,  направленный вперед, а не в  стороны,  позволяющий  видеть  в  трех направлениях,   сложный   механизм   голосовых   связок, гортани    и    губ, способствующий   развитию  речи.   Человеческий   мозг  и  сложная   нервная система дают возможность высокого развития психики  и  интеллекта  индивида. Мозг  служит биологической  предпосылкой  для  отражения  всего   богатства духовной  и материальной  культуры  и ее  дальнейшего  развития.   Мозг   ко взрослому состоянию человека увеличивается в 5-6 раз сравнительно  с  мозгом новорожденного (с 300  г  до  1,6  кг).  Нижнетеменная,  височная  и  лобная области коры  головного мозга  связаны с речевой  и  трудовой деятельностью человека,    с   абстрактным    мышлением,    обеспечивающим    специфически человеческую деятельность.

      К специфическим биологическим свойствам человека относится длительная зависимость  детей  от  родителей,   медленный   этап   роста   и   полового созревания.  Социальный опыт,  интеллектуальные  достижения не  закрепляются в  генном  аппарате.  Это  требует  внегенетической  передачи   нравственных ценностей,   идеалов,   знаний    и    навыков,    накопленных   предыдущими поколениями людей.

      Огромное  значение  в  этом  процессе   приобретает   непосредственное социальное  взаимодействие  людей,  "живой  опыт".Оно  не  потеряло   своего значения и в  наше  время,несмотря  на  колоссальные  достижения  в  области "материализации памяти  человечества,  прежде  всего в письменности,  а в последнее время и в "иашинной памяти". По этому поводу французский  психолог А.  Пьерон  заметил,  что  если  бы  нашу  планету  постигла  катастрофа,  в результате которой погибло бы все взрослое  население  и  остались  в  живых только маленькие дети, то, хотя человеческий  род  не  прекратил  бы  своего существования,культурная история человечества  оказалась  бы  отброшенной  к своим истокам. Некому было бы привести в  движение  культуру,  приобщить   к ней новые  поколения людей, раскрыть им секреты ее воспроизводства.

      При утверждении огромного значения  биологической  основы  деятельности человека  не  следует  абсолютизировать  некоторые устойчивые  различия   в особенностях организмов, являющиеся основой деления человечества на расы,  и якобы предопределяющие социальные роли и  статусы  индивидов.  Представители антропологических школ, исходя  из  расовых  различий,  пытались  обосновать деление людей на высшие, руководящие  расы,  и  низшие,  призванные  служить первым. Они утверждали, что общественное положение  людей  соответствует  их биологическим качествам и что оно есть результат естественного отбора  среди биологически   неравноценных   людей.   Эти   взгляды   были    опровергнуты эмпирическими исследованиями. У людей разных рас, воспитанных  в  одинаковых культурных условиях, развиваются  одинаковые  взгляды,  стремления,  способы мышления и деятельности. Важно отметить, что одно лишь воспитание  также  не может  произвольно   сформировать   воспитуемого.   Врожденная   одаренность (например, музыкальная) оказывает важное влияние на социальную жизнь.

      Проанализировав  различные аспекты влияния географической  среды на жизнедеятельность человека как субъекта социальной жизни. Следует  отметить, что  есть  определенный  минимум  природно-географических  условий,  который необходим  для  успешного  развития  человека.  За  рамками  этого  минимума социальная жизнь  не  возможна  или носит определенный  характер,  как  бы замерев на некотором этапе своего развития. Характер занятий, тип хозяйственной деятельности, предметы и  средства труда, продукты питания и др. - все это существенно зависит от обитания человека  в  той  или  иной  зоне  ( в полярной  зоне,  в   степи или   в субтропиках).

      Исследователи отмечают влияние  климата на работоспособность   человека. Жаркий  климат  сокращает  время  активной  деятельности.  Холодный   климат требует от людей больших усилий  для  поддержания  жизни. Умеренный климат в наибольшей степени способствует  активности.  Такие факторы как атмосферное давление, влажность воздуха, ветры являются  важными факторами, которые влияют на  состояние  здоровья  человека,  что  выступает важным фактором социальной жизни.

      На   этапе   первоначального   развития   того   или   иного   народа, географическая среда наложила свой специфический отпечаток на его культуру, как   в   ее   хозяйственно-экономических,    политических,    так    и    в духовноэстетических  аспектах.   Это   косвенно   выражается   в отдельных специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты  быта народа,  связанные   с  условиями   его   проживания.   Народам    тропиков, например,  незнакомы  многие  обычаи  и  обряды,  характерные  для   народов умеренного пояса и связанные с сезонными циклами работ.  На Руси же  издавно жил цикл обрядовых праздников: весенних, летних,  осенних, зимних.

     

                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Социальная жизнь

2.1  Исторические типы  социальной жизни 

В социологии сложилось два основных подхода  к  анализу  общества  как особой категории.

      Сторонники  первого  подхода  ("социальный  атомизм")  полагают,   что

общество - это  совокупность  отдельных  индивидов и взаимодействие между ними.

      Г. Зиммель полагал, что "взаимодействие  частей"  -  это  то,  что   мы

называем  обществом.  П.Сорокин  пришел  к   выводу,   что   "общество   или коллективное  единство   как   совокупность   взаимодействующих   индивидов, существует.

      Представители другого  направления   в  социологии  ("универсализм")  в

противовес  попыткам суммирования отдельных  людей,  полагают,  что  общество есть некая объективная реальность, которая  не  исчерпывается  совокупностью входящих в ее состав индивидов. Э.Дюркгейм придерживался мнения о  том,  что общество  -  не  простая  сумма  индивидов,  но  система,  образованная   их ассоциацией  и   представляющая   собой   реальность,   наделенную   особыми свойствами. В. Соловьев подчеркивал,  что  "человеческое  общество  не  есть простая механическая совокупность отдельных лиц:  оно  есть  самостоятельное целое, имеет сввою собственную жизнь и организацию".[5,345]

      Вторая точка зрения преобладает  в социологии. Общество не мыслимо   без деятельности людей, которую они осуществляют не изолированно, а  в  процессе взаимодействия  с  другими  людьми,  объединенными  в  различные  социальные общности. В процессе этого взаимодействия   люди  оказывают  систематическое воздействие  на других  индивидов, формируют  новое  целостное  образование - общество.

      В   социальной   деятельности    личности    проявляются    устойчиво- повторяющиеся,  типические черты,  которые формирует  у  нее   общество  как целостность, как система.

      Система - это определенным образом  упорядоченное множество  элементов, взаимосвязанных между  собой  и  образующих  некоторое  целостное  единство, которое не  сводимо  к  сумме  своих  элементов.  Общество,  как  социальная система,  это   способ   организации   социальных   связей   и   социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей людей.

      Общество в целом  является  самой  большой  системой.  Его  важнейшими подсистемами являются экономическая, политическая, социальная,  духовная.  В обществе   выделяются   и   такие   подсистемы   как   классы,   этнические, демографические, территориальные и профессиональные  группы,   семья  и  др.

Каждая  из названных подсистем включает в себя множество и других  подсистем. Они могут  взаимно  перегруппировываться,  одни  и   те  же  индивиды  могут быть  элементами  различных  систем.  Индивид  не   может   не   подчиняться требованиям той системы, в которую он включен.  Он в той  или  иной  степени принимает ее  нормы  и  ценности.  Вместе   с  тем   в  обществе  существуют одновременно различные формы  социальной  деятельности  и  поведения,  между которыми возможен выбор.

      Для того, чтобы общество  функционировало   как  единое  целое,  каждая

подсистема  должна  выполнять  конкретные,  строго   определенные   функции. Функции  подсистем  означают  удовлетворение  каких  -   либо   общественных потребностей. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества.  Нарушать   стабильность   общества   может   дисфункция   (разрушающая функция ) подсистемы.  Исследователь этого явления Р.  Мертон полагал, что одни и те же подсистемы могут быть функциональны  по  отношению к одним из них и дисфункциональны по отношению к другим.

Информация о работе Жизненный мир человека и социальная работа