Жизненный мир человека и социальная работа

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении сущностных признаков самоосуществления человека в жизненном мире, способа репрезентации смыслового пространства культуры в реалиях повседневной жизни в, а также в прояснении посредством реалий жизненного мира модального характера связей между культурой, обществом и природой. Ракурс рассмотрения проблемы определяется спецификой культурфилософской рефлексии и её методологическим потенциалом

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1.Структура жизненного мира человека…………………………...…..10
1.1 Человек и его жизненные миры……………………………..………10
1. 2 Смыслообразующие факторы социальной работы …………...…..19
1.3Роль биологического и географического факторов в формировании социальной жизни…………………………………………………………..…..29
Глава 2. Социальная жизнь……………………………………..………………32
2.1 Исторические типы социальной жизни……………………………32
2.2 Объект и предмет социальной работы ……………………………35
2.3 Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации…………………………………………………...……41
Заключение………………………………………………………………...…….46
Список литературы………………………………………………………….…..47

Работа содержит 1 файл

Введение .docx

— 108.78 Кб (Скачать)
gn="justify">Мы смотрим  на мир сквозь жизненный опыт, и  именно он определяет то, какой мы видим  реальность. Человек смеётся, сердится, поёт песни, рассказывает анекдоты, разгадывает  кроссворды, переводит с одного языка  на другой, молится, ругается нецензурной  бранью, курит, знакомится, целуется, ест, смотрит телевизор, посещает дискотеку, выступает на собрании, пишет статью, осуждает правительство, опаздывает на работу, читает газету, разговаривает  с собакой, женится, говорит по телефону, хоронит родственников, ходит в  поликлинику, покупает продукты, рассматривает  старые фотографии, посещает концерты, выезжает на природу, обсуждает последние  новости, воспитывает детей, пьёт вино, думает о смысле жизни, сожалеет об утраченной молодости - всё это входит в содержание его жизненного мира. Жизненный мир - это и позиция незаинтересованного наблюдателя, своего рода идеализация. Жизненный мир - это и действительный горизонт, и постоянная кулиса повседневной коммуникации, повседневного опыта людей. Как отмечает Ю. Хабермас, «жизненный мир не только формирует контекст коммуникативного действия, но это и резервуар, из которого участники коммуникации черпают убеждения, чтобы в ситуации возникшей потребности во взаимопонимании предложить интерпретации, пригодные для достижения консенсуса. В качестве ресурса жизненный мир конститутивен для процессов понимания. ...Мы можем представить себе жизненный мир, поскольку он привлечён к рассмотрению в качестве ресурса интерпретаций, как языково организованный запас изначальных допущений, предпочтений, которые воспроизводятся в виде культурной традиции» [12].

Есть  жизненные миры, связанные с существованием совокупности людей как поколения, движущегося в локальном времени  и пространстве. Так, например, в  России живёт ещё поколение людей, которому известно, что такое дефицит, очереди, товарищеские суды, ввод ограниченного  контингента советских войск, битвы  за урожай, культ личности, кукуруза - королева полей, могильщик буржуазии, лагерь социализма, враг народа, абстрактный гуманизм, социалистический реализм, космополит. Новым поколениям всё это, как правило, уже неведомо. Есть жизненные миры, которые ушли в небытие, к примеру жизненные миры кавалериста, машиниста паровоза, плотогона. Вместе с ними ушли соответствующие знания, умения, навыки, приёмы. Так, опытный кавалерист мог одним ударом рассечь противника шашкой надвое. При этом одной физической силы было совершенно недостаточно. Плотогоны же могли сплавлять лес в плотах, скрепленных без единого гвоздя или скобы. Крестьяне должны были уметь плести лапти, ткать, косить траву, жать рожь, создавать из дерева и глины домашнюю утварь. Этот опыт, эти умения, эти миры ушли в прошлое вместе с кавалерией, сплавом леса, крестьянским бытом. Размышляя над ушедшими мирами, С. Лем замечает, что «кончина определённой группы специальностей, связанных, например, с парусным судоходством, не просто ведь сдача в музейное хранилище благородных каравелл и бригантин. Одновременно это гибель огромного универсума познаний, неразрывно связанных с такой профессией людей, которую не заменишь никакими другими. В этом смысле затухание определённой техники означает и кончину неких духовных возможностей человека. Они, не исключено, иначе впрягутся в новую технику, их иначе используют, привлекут к труду, но тот их образ, который было неразрывно впаян именно в эту профессию, погибнет навсегда». [6, с. 174-175].

В ХХ веке появились жизненные миры, связанные  с бурным развитием автотранспорта, железных дорог, химии, авиации, электронной  промышленности. В жизненный мир  человека органично вписались кино, автомобиль, стиральная машина, холодильник, пылесос, радио, компьютер, интернет. В повседневную жизнь вместе с компьютеризацией входит новый вид реальности - «виртуальная реальность». Внешний мир доступен нам с экрана монитора, хотя и исчез как таковой в своей вещественной плотности. Эта новая технологическая среда оказывает мощное воздействие на человека. Его диалог с компьютером превращается в постоянный и необходимый компонент жизни, он существенно преобразует процесс обучения, профессиональный труд, досуг, лечение. Благодаря соединению телевизора, компьютера, факса отпадает необходимость ходить не только в библиотеки, театры, филармонии, музеи, но и в магазины, всё популярнее становится надомный труд.

Обеспечивая проникновение человеческой мысли  в слои реальности, недоступные неспециализированному  обыденному сознанию, рациональное сознание в то же время создаёт особый мир  идеальных конструкций, «теоретический мир». В результате вполне возможным  становится «отчуждение» этого «теоретического  мира» от мира, в котором существуют живые индивиды с их личностным сознанием. Значение феноменологической концепции  жизненного мира заключается в том, что Бытие нельзя противопоставлять  сознанию, ибо сознание, как и  всё существующее, само обладает особыми  бытийными характеристиками, отличающимися  и от «бытийности» мира природы, и  от бытийности «мира» идеального. Достижения феноменологии связаны как раз  со стремлением наиболее точно в  теоретико-методологическом отношении  определить специфику бытия идеальных  предметов, бытия самого сознания и  сделать отсюда принципиально важные выводы.

Биологическое и социальное в человеке. 

1.2 Смыслообразующие факторы социальной работы 
Человек связан с миром множеством различных связей и отношений, из которых одни им воспринимаются как необходимые, важные, иные как несущественные, и он к ним безразличен, третьи даже вовсе могут им не осознаваться. Жизненные ситуации многообразны. Некоторые из них можно было бы определить как «ситуации жизненных задач» (взросление в семье, обучение в школе, вузе; трудовая деятельность во всей ее неоднозначности, вступление в брак), другие можно охарактеризовать как «социально-травмирующие ситуации» (тяжелые утраты, заболевания и их последствия, финансовые и материальные трудности). Сами жизненные ситуации делают и жизнь, и человеческую деятельность наполненными определенным смыслом.

Жизнь человека зависит от того, насколько  она наполнена содержанием целей, устремлений, мироощущений и мировосприятий, от способа вхождения индивида в  общественные отношения, его непосредственного  личностного бытия. Именно способ вхождения  индивида в общество детерминирует  его смысложизненные нормы, отношение  к своей жизни, жизни других людей, обществу, государству. Феномен вхождения индивида в общество, способ вхождения связан с такими ситуациями, которые порождают способность людей решать самим жизненные задачи, реализовать свои желания и ценности.

Полнота жизни, ощущение ее ценности, полезности – неотъемлемое условие хорошего социального самочувствия индивида, а может быть, и ощущения им счастья. Человек полноту жизни чувствует  через взаимодействие с другими  людьми, когда убеждается в своей  необходимости, полезности. Такова сущность человека, ибо вне общения он испытывает дискомфорт, острое чувство покинутости  и одиночества. Следует подчеркнуть, что деятельность выступает для  него как важная социальная данность и поэтому, как правило, выступает  в качестве смыслообразующей основы (и с точки зрения целей и  результатов жизни, и с точки  зрения самоосуществления как субъекта и как личности).

Заслуживает внимания тот факт, что человеческая деятельность является объективным  основанием этих смысложизненных ориентаций. Ведь именно в деятельности осуществляется реализация потребностей человека. Именно внутренняя убежденность требует подкрепления действием. Однако одной убежденности недостаточно, чтобы деятельность стала  настолько эффективна для личности, что полностью бы детерминировала  реализацию ее потребностей. Необходимы не только мотивы, но и условия реализации потребности. На то, что смысл человеческой деятельности в качестве своей объективной  основы имеет те или иные потребности, указывал, в частности, американский социолог А. Маслоу, когда исследовал проблему «иерархии потребностей». Согласно А. Маслоу, человеку изначально присущ «набор» потребностей, а затем  он их реализует посредством социальных условий своей жизнедеятельности, подхода к самой высшей из них  – самореализации. Таким образом, потребности в их качественной определенности связаны с отчетливым видом деятельности. Они представляют своего рода императив, требующий реализации. Этот своеобразный жизненно важный императив органически  связан с его осмыслением, оценкой, значимостью, может выступать и  идеалом. Не только каждый вид человеческой деятельности несет свой для человека смысл, но и каждая жизненная ситуация имеет смысл.

Человеческая  деятельность разнообразна: материально  – производственная, политическая, правовая, религиозная, экологическая, художественно-эстетическая, социальная. Сама человеческая деятельность детерминирована  объективной включенностью в  нее индивида. Индивид представляет специфическую социальную субстанцию деятельности, т. е., проще говоря, его  включенность в производительные силы и производственные отношения детерминирована  как жизненной необходимостью удовлетворить  свои потребности (или хотя бы выстроить  их по «принципу иерархии» и соответственно в силу объективных возможностей постепенно, хотя бы частично реализовывать), так и их осмыслением с точки  зрения значимости как для настоящего, так и для будущего. Индивид  при этом стремится не быть просто «винтиком» в той или иной деятельности, в которую он оказывается включенным в силу жизненной необходимости. Для него не является чуждым конкретный смысл конкретной ситуации. Нет, видимо, такой ситуации, в которой индивид  не имел бы возможности найти ее смысл и свое отношение к этому  смыслу.  
Если исследовать структуру социального действия, то в ней отношение  
«Я – ситуация» есть всегда смысловыражение действия «Я», его направленности, внутренних изменений как ситуации, так и субъекта социального действия. Одним словом, все процессы человеческой деятельности связаны не только с активностью субъекта сугубо субъективистского толка, но с его активностью, ориентированной на объективные жизненные ситуации и условия деятельности, ее характер.

Конечно, смысл деятельности индивида органически  неразделим с ее видом, который определяется своими целями, средствами и результатами. Сам процесс деятельности детерминирован также спецификой технологии: взаимодействием  объективных и субъективных в  нем факторов. Так, материально-производственная деятельность непосредственным результатом  имеет производство материальных благ (средств производства и предметов  потребления), а потому ее смысл связан с качеством и количеством  произведенных вещей, поиском путей  реализации этой цели. Имеется в  виду образование, повышение квалификации, создание и внедрение новых машин  и технологий, развитие личности –  творческой, активной, ответственной. Этот смысл содержит сама материально-производственная деятельность как родовое явление. Индивидуальный же ее смысл более  разнообразен: самореализация личности, стремление хорошо заработать, повысить свое профессиональное мастерство.

Результатом духовной деятельности выступает производство идей, теорий, программ, художественных ценностей.

Социальная  деятельность своим результатом  имеет преобразование, развитие всей системы общественных отношений  во имя человека, его блага. Объектом социальной деятельности является человек, семья, коллектив, 
а субъектом – личность, государство, партии, профсоюзы и т. д. Специфика объекта социальной деятельности состоит в том, что он одновременно и объективен, и субъективен: формирование, развитие его, вся жизнедеятельность подчинены и определенным объективным условиям и в то же время зависят от его личных усилий, для которых их смысловая направленность имеет важное значение (а зачастую и определяющее). Социальная деятельность разнообразна: воспитательная, религиозная, образовательная, медицинская, правовая и деятельность, посвященная социальной защите населения. Можно сказать также, что объектом социальной деятельности является не только человек, но и человеческая деятельность в системе определенных общественных отношений. Их изменение связано с осознанием субъектом своей неудовлетворенности существующим положением вещей. Зачастую это обусловливается неудовлетворенностью решением индивидуально-личностных жизненных задач, которыми, как обычно, конкретизируется поставленная цель (она выступает для индивида смысловыражением ситуации).

В общественной жизни постоянно складываются сложнейшие социальные взаимодействия: реальные общественные отношения и мир  ценностей, утвердившиеся в обществе.

Благополучие, счастье зависят от «включенности» внутреннего мира человека во внешний  мир, от их взаимодействия. Философы, социологи  давно обратили внимание на важность согласования индивидуальных и общественных интересов и для развития общества, и для блага самой личности (Т. Гоббс, Р. Уинтроп, Ж.-Ж. Руссо, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, К. Гельвеций, А. Смолл, Дж. К. Гэлбрейт). Интересы представляют реальную силу, с которой необходимо считаться. Они оказывают решающее влияние на активность и пассивность  человека (и, конечно, социальных групп). Таким образом, смысл деятельности, выражающий какие-либо интересы индивида, предопределен ее целеполаганием: ожиданием  и стремлением получить тождество  цели и результата. Однако в жизни  зачастую цель и результат не совпадают. Такое положение связано с  тем, что смысл деятельности для  индивида имеет безусловную сильную  тенденцию к своей реализации, но ей противодействуют многие объективные  и субъективные условия и факторы, так что конечный исход не всегда может соответствовать тенденции  смысловыражения.

Интересы  индивида в его сознании предстают  как ценностные ориентации или ценностные установки. Если содержание интересов  выражает мотивы побуждений к социальному  действию, то содержание ценностей  обусловлено культурными достижениями общества. Мир ценностей – это, прежде всего, мир культуры в широком  смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного  сознания, его привязанностей, то есть тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности. Именно поэтому ценности нельзя рассматривать  как простое продолжение или отражение интересов. Им свойственна относительная самостоятельность.

Информация о работе Жизненный мир человека и социальная работа