Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:35, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении сущностных признаков самоосуществления человека в жизненном мире, способа репрезентации смыслового пространства культуры в реалиях повседневной жизни в, а также в прояснении посредством реалий жизненного мира модального характера связей между культурой, обществом и природой. Ракурс рассмотрения проблемы определяется спецификой культурфилософской рефлексии и её методологическим потенциалом
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1.Структура жизненного мира человека…………………………...…..10
1.1 Человек и его жизненные миры……………………………..………10
1. 2 Смыслообразующие факторы социальной работы …………...…..19
1.3Роль биологического и географического факторов в формировании социальной жизни…………………………………………………………..…..29
Глава 2. Социальная жизнь……………………………………..………………32
2.1 Исторические типы социальной жизни……………………………32
2.2 Объект и предмет социальной работы ……………………………35
2.3 Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации…………………………………………………...……41
Заключение………………………………………………………………...…….46
Список литературы………………………………………………………….…..47
Есть
жизненные миры, связанные с существованием
совокупности людей как поколения,
движущегося в локальном
В ХХ веке появились жизненные миры, связанные с бурным развитием автотранспорта, железных дорог, химии, авиации, электронной промышленности. В жизненный мир человека органично вписались кино, автомобиль, стиральная машина, холодильник, пылесос, радио, компьютер, интернет. В повседневную жизнь вместе с компьютеризацией входит новый вид реальности - «виртуальная реальность». Внешний мир доступен нам с экрана монитора, хотя и исчез как таковой в своей вещественной плотности. Эта новая технологическая среда оказывает мощное воздействие на человека. Его диалог с компьютером превращается в постоянный и необходимый компонент жизни, он существенно преобразует процесс обучения, профессиональный труд, досуг, лечение. Благодаря соединению телевизора, компьютера, факса отпадает необходимость ходить не только в библиотеки, театры, филармонии, музеи, но и в магазины, всё популярнее становится надомный труд.
Обеспечивая
проникновение человеческой мысли
в слои реальности, недоступные
Биологическое
и социальное в человеке.
1.2 Смыслообразующие
факторы социальной
работы
Человек связан
с миром множеством различных связей и
отношений, из которых одни им воспринимаются
как необходимые, важные, иные как несущественные,
и он к ним безразличен, третьи даже вовсе
могут им не осознаваться. Жизненные ситуации
многообразны. Некоторые из них можно
было бы определить как «ситуации жизненных
задач» (взросление в семье, обучение в
школе, вузе; трудовая деятельность во
всей ее неоднозначности, вступление в
брак), другие можно охарактеризовать
как «социально-травмирующие ситуации»
(тяжелые утраты, заболевания и их последствия,
финансовые и материальные трудности).
Сами жизненные ситуации делают и жизнь,
и человеческую деятельность наполненными
определенным смыслом.
Жизнь
человека зависит от того, насколько
она наполнена содержанием
Полнота
жизни, ощущение ее ценности, полезности
– неотъемлемое условие хорошего
социального самочувствия индивида,
а может быть, и ощущения им счастья.
Человек полноту жизни
Заслуживает
внимания тот факт, что человеческая
деятельность является объективным
основанием этих смысложизненных ориентаций.
Ведь именно в деятельности осуществляется
реализация потребностей человека. Именно
внутренняя убежденность требует подкрепления
действием. Однако одной убежденности
недостаточно, чтобы деятельность стала
настолько эффективна для личности,
что полностью бы детерминировала
реализацию ее потребностей. Необходимы
не только мотивы, но и условия реализации
потребности. На то, что смысл человеческой
деятельности в качестве своей объективной
основы имеет те или иные потребности,
указывал, в частности, американский
социолог А. Маслоу, когда исследовал
проблему «иерархии потребностей».
Согласно А. Маслоу, человеку изначально
присущ «набор» потребностей, а затем
он их реализует посредством
Человеческая
деятельность разнообразна: материально
– производственная, политическая,
правовая, религиозная, экологическая,
художественно-эстетическая, социальная.
Сама человеческая деятельность детерминирована
объективной включенностью в
нее индивида. Индивид представляет
специфическую социальную субстанцию
деятельности, т. е., проще говоря, его
включенность в производительные силы
и производственные отношения детерминирована
как жизненной необходимостью удовлетворить
свои потребности (или хотя бы выстроить
их по «принципу иерархии» и
Если исследовать структуру социального
действия, то в ней отношение
«Я – ситуация» есть всегда смысловыражение
действия «Я», его направленности, внутренних
изменений как ситуации, так и субъекта
социального действия. Одним словом, все
процессы человеческой деятельности связаны
не только с активностью субъекта сугубо
субъективистского толка, но с его активностью,
ориентированной на объективные жизненные
ситуации и условия деятельности, ее характер.
Конечно, смысл деятельности индивида органически неразделим с ее видом, который определяется своими целями, средствами и результатами. Сам процесс деятельности детерминирован также спецификой технологии: взаимодействием объективных и субъективных в нем факторов. Так, материально-производственная деятельность непосредственным результатом имеет производство материальных благ (средств производства и предметов потребления), а потому ее смысл связан с качеством и количеством произведенных вещей, поиском путей реализации этой цели. Имеется в виду образование, повышение квалификации, создание и внедрение новых машин и технологий, развитие личности – творческой, активной, ответственной. Этот смысл содержит сама материально-производственная деятельность как родовое явление. Индивидуальный же ее смысл более разнообразен: самореализация личности, стремление хорошо заработать, повысить свое профессиональное мастерство.
Результатом духовной деятельности выступает производство идей, теорий, программ, художественных ценностей.
Социальная
деятельность своим результатом
имеет преобразование, развитие всей
системы общественных отношений
во имя человека, его блага. Объектом
социальной деятельности является человек,
семья, коллектив,
а субъектом – личность, государство,
партии, профсоюзы и т. д. Специфика объекта
социальной деятельности состоит в том,
что он одновременно и объективен, и субъективен:
формирование, развитие его, вся жизнедеятельность
подчинены и определенным объективным
условиям и в то же время зависят от его
личных усилий, для которых их смысловая
направленность имеет важное значение
(а зачастую и определяющее). Социальная
деятельность разнообразна: воспитательная,
религиозная, образовательная, медицинская,
правовая и деятельность, посвященная
социальной защите населения. Можно сказать
также, что объектом социальной деятельности
является не только человек, но и человеческая
деятельность в системе определенных
общественных отношений. Их изменение
связано с осознанием субъектом своей
неудовлетворенности существующим положением
вещей. Зачастую это обусловливается неудовлетворенностью
решением индивидуально-личностных жизненных
задач, которыми, как обычно, конкретизируется
поставленная цель (она выступает для
индивида смысловыражением ситуации).
В общественной жизни постоянно складываются сложнейшие социальные взаимодействия: реальные общественные отношения и мир ценностей, утвердившиеся в обществе.
Благополучие,
счастье зависят от «включенности»
внутреннего мира человека во внешний
мир, от их взаимодействия. Философы, социологи
давно обратили внимание на важность
согласования индивидуальных и общественных
интересов и для развития общества,
и для блага самой личности
(Т. Гоббс, Р. Уинтроп, Ж.-Ж. Руссо, Г. В. Ф.
Гегель, К. Маркс, К. Гельвеций, А. Смолл,
Дж. К. Гэлбрейт). Интересы представляют
реальную силу, с которой необходимо
считаться. Они оказывают решающее
влияние на активность и пассивность
человека (и, конечно, социальных групп).
Таким образом, смысл деятельности,
выражающий какие-либо интересы индивида,
предопределен ее целеполаганием: ожиданием
и стремлением получить тождество
цели и результата. Однако в жизни
зачастую цель и результат не совпадают.
Такое положение связано с
тем, что смысл деятельности для
индивида имеет безусловную сильную
тенденцию к своей реализации,
но ей противодействуют многие объективные
и субъективные условия и факторы,
так что конечный исход не всегда
может соответствовать
Интересы
индивида в его сознании предстают
как ценностные ориентации или ценностные
установки. Если содержание интересов
выражает мотивы побуждений к социальному
действию, то содержание ценностей
обусловлено культурными
Информация о работе Жизненный мир человека и социальная работа