Жизненный мир человека и социальная работа

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении сущностных признаков самоосуществления человека в жизненном мире, способа репрезентации смыслового пространства культуры в реалиях повседневной жизни в, а также в прояснении посредством реалий жизненного мира модального характера связей между культурой, обществом и природой. Ракурс рассмотрения проблемы определяется спецификой культурфилософской рефлексии и её методологическим потенциалом

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1.Структура жизненного мира человека…………………………...…..10
1.1 Человек и его жизненные миры……………………………..………10
1. 2 Смыслообразующие факторы социальной работы …………...…..19
1.3Роль биологического и географического факторов в формировании социальной жизни…………………………………………………………..…..29
Глава 2. Социальная жизнь……………………………………..………………32
2.1 Исторические типы социальной жизни……………………………32
2.2 Объект и предмет социальной работы ……………………………35
2.3 Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации…………………………………………………...……41
Заключение………………………………………………………………...…….46
Список литературы………………………………………………………….…..47

Работа содержит 1 файл

Введение .docx

— 108.78 Кб (Скачать)

      В социологии сложилась определенная  типология обществ. Исследователями выделяется традиционное общество. Им является общество с аграрным   укладом,  с  малоподвижными   структурами   и  основанном   на   традиции   способом регулирования  отношений  между людьми.  Для него характерны  крайне  низкие темпы развития производства,  которые могли удовлетворить  потребности  лишь на  минимальном   уровне,   большая   невосприимчивость   к   нововведениям, обусловленная  особенностями  его  функционирования.   Поведение   индивидов строго  контролируется,  регламентируется  обычаями,  нормами,   социальными институтами. Перечисленные  социальные  образования,  освященные  традицией, считаются   незыблемыми,   отрицается   даже   мысль   об    их    возможном преобразовании. Выполняя свою интегративную функцию, культура  и  социальные институты  подавляли   любое   проявление   свободы   личности,   являющееся необходимым условием творческого процесса в обществе.

      Термин  "индустриальное   общество"   впервые   ввел   Сен-Симон.   Он акцентировал внимание на производственной основе общества.  Важными  чертами индустриального  общества  также  являются  гибкость  социальных   структур, позволяющая  им   модифицироваться   по   мере   изменения   потребностей  и интересов людей, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.  Это такое общество, в котором созданы гибкие структуры управления,   позволяющие разумно  сочетать   свободу   и  интересы  индивида  с  общими  принципами, регулирующими их совместную деятельность.

      В 60-е  г.  две  ступени   в  развитии  общества  дополняются   третьей.

Появляется  концепция постиндустриального  общества,  активно  разрабатываемая в американской ( Д.Белл )  и  западноевропейской  (  А.Турэн  )  социологии. Причина появления этой концепции  -  структурные  изменения  в  экономике  и культуре наиболее развитых стран, вынуждающие  по-иному  взглянуть  на  само общество в целом. Прежде всего,резко  возросла  роль  знания  и  информации. Получив необходимое образование, имея доступ к новейшей информации,  индивид получал  преимущественные  шансы  в  продвижении  по   лестнице   социальной иерархии. Творческий  труд  становится  основой  успеха  и  процветания  как человека, так и общества.

      Помимо общества, которое в социологии  зачастую соотносится с границами государства, анализируются иные типы организации социальной жизни.

      Марксизм,  избирая  основой   способ  производства  материальных   благ

(единство  производительных  сил  и   соответствующих   им   производственных отношений),   определяет   соответствующую   ему   общественно-экономическую формацию как основную структуру социальной жизни. Развитие социальной  жизни представляет собой последовательный переход от низших к высшим  общественно- экономическим формациям: от первобытно-общинной к  рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической.

      Прмитивно-присваивающий     способ     производства      характеризует

первобытнообщинную   формацию.   Специфической   чертой рабовладельческой формации является  собственность  на  людей использование  труда  рабов, феодальной - производство, основанное на эксплуатации прикрепленных к  земле крестьян,  буржуазной  -переход  к   экономической   зависимости   формально свободных  работников   наемного   труда,   в   коммунистической    формации предполагалось установление равного   отношения  всех   к  собственности  на средства    производства     путем     ликвидации     частнособственнических отношений.  Признавая  причинно-следственные  связи  между   экономическими, политическими,  идеологическими  и   другими   институтами,    определяющими полагаются производственные, экономические отношения.

      Общественно-экономические  формации  выделяются  на   основании   того общего, что присуще разным странам, находящимся в рамках одной формации.

      В  основе  цивилизованного   подхода  лежит  идея   своеобразия   пути,

пройденного народами. Под  цивилизацией  понимается  качественная  специфика    (своеобразие материальной,  духовной,  социальной  жизни)  той  или  иной  группы  стран, народов на определенном этапе развития.

      Среди  множества  цивилизаций   выделяются  Древняя  Индия   и   Китай,государства  мусульманского  Востока,  Вавилон,   европейская   цивилизация, цивилизация России и др.

      Любая цивилизация характеризуется  не только специфической общественно- производственной технологией, но и в не меньшей степени, соответствующей  ей культурой.   Ей   присущи   определенная   философия,  общественно  значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со  своим  особым жизненным  принципом,  основу  которого составляет дух народа,  его  мораль, убежденность, обусловливающие и определенное отношение к самому себе.

      Цивилизационный подход в социологии  предполагает учет и изучение  того своеобразного и самобытного, что есть в организации социальной жизни  целого региона.

      Некоторые важнейшие, выработанные  определенной  цивилизацией  формы   и достижения получают всеобщее признание  распространение.  Так  к  ценностям, зародившимся   в   европейской   цивилизации,   но   приобретающим    сейчас общечеловеческое значение, относят следующие.

      В  сфере  производственно-экономических   отношений  -это   достигнутый уровень развития техники и  технологии,  порожденные  новым  этапом  научно- технической революции, система товарно - денежных отношений, наличие рынка.

      В  политической  сфере  в   общецивилизационную  базу  входит  правовое государство, действующее на основе демократических норм.

      В духовно-нравственной сфере  общим достоянием  всех  народов   являются великие достижения науки,  искусства,  культуры,  а  также  общечеловеческие

моральные ценности.

      Социальная  жизнь  формируется   сложным  комплексом  сил,  в   котором природные явления и процессы являются только одним из элементов.  На  основе условия,   созданных   природой,проявляет   себя   сложное    взаимодействие индивидов, которое формирует новую  целостность,  общество,  как  социальную систему. Труд,  как  фундаментальная  форма  деятельности,  лежит  в  основе развития многообразных типов организации социальной жизни. 

                  2.2  Объект и предмет социальной работы 
      
Термин «объект» применяется при анализе конкретной двусторонней связи, описывающей единичное отношение познания и деятельности. В этом конкретном отношении сторона, осуществляющая познание или деятельность, называется субъектом; сторона, на которую направлено познание или деятельность, называется объектом. Понятие субъекта социальной работы весьма многопланово и оно будет анализироваться далее.

         Субъект-объектные отношения подвижны. То, что в одном отношении было объектом, в другом акте познания или деятельности может стать субъектом, и наоборот. Кроме того, в сфере коммуникативной деятельности целый ряд отношений может пониматься как субъект-субъектные, в которых обе стороны являются активными продуцентами деятельности и познания, влияют друг на друга. Социальная работа относится к числу именно таких сфер социальной действительности.

        Становление профессиональной социальной работы в нашей стране сопровождалось разработкой понятийного аппарата наук, изучающих социальную работу и описывающих ее практику. Среди других спорных дефиниций дискутировался вопрос о том, как назвать того, кому оказывается помощь. В медицине такое лицо называется «пациент». В юриспруденции – «потерпевший», что является российским аналогом латинского термина «пациент», или «истец», т. е., по сути, тот, кто ищет помощи. Но эти термины описывают лишь одну, страдательную, сторону в позиции лица, нуждающегося в содействии. Он, конечно, потерпел ущерб, страдание, находится в состоянии жизненного затруднения, однако в тех случаях, когда он обладает личностной субъектностью, то есть в той мере, насколько его интеллектуальные, физические, психические и моральные ресурсы позволяют ему, он должен сам принимать участие в разрешении своей проблемы.

           Разумеется, малолетний ребенок, взрослый, не способный в силу врожденных или возрастных особенностей своего интеллектуально-психического статуса понимать окружающее, контролировать свое поведение и деятельность, нуждается во внешнем присмотре, руководстве, решение его проблем осуществляется попечением и трудом других людей. Если же индивид сохраняет хотя бы неполное самосознание, если он в состоянии хотя бы ограниченно, под руководством других лиц, участвовать в деятельности по устранению своих затруднений, тогда он имеет право содействовать с социальным работником, быть не пассивным реципиентом помощи, а активным агентом трансформации собственных жизненных обстоятельств. В связи с этим утвердилось мнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами. Клиент может быть индивидуальным или групповым (семья, школьный класс, группа инвалидов, трудовой коллектив и т. д.). Более точно его характеристики определяются уровнем организации социальной работы.

Поскольку социальный работник любого ранга –  всегда активная сторона, можно говорить о том, на что направлена его деятельность, вне зависимости от того, встречает  ли она активный ответ или только пассивно принимается людьми. В этом смысле объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся  в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация –  это такая ситуация, которая нарушает или грозит нарушить возможности  нормального социального функционирования объектов. Важно также добавить, что самостоятельно, без внешней  помощи, сами индивиды справиться с  этой ситуацией не в силах.

Когда говорят о социальной работе, у  неискушенного человека сразу возникает  представление о сотруднике с  сумкой, который снабжает продуктами одиноких инвалидов и престарелых. Принято также выделять среди  клиентов социальной работы малоимущих и бедных людей. Однако, хотя борьба с бедностью и считается «родовым предназначением» социальной работы, ограничивать ее только кругом подобных лиц нет никаких оснований.

В жизни, к сожалению, случаются несчастья, болезни, катастрофы, которые могут  вполне благополучного человека, семью, социальную группу вытеснить в число  неблагополучных, нуждающихся во внешней  помощи. Семейные проблемы, дестабилизирующие  межсупружеские или родительско-детские  отношения, могут возникнуть в любой  семье независимо от ее социального  статуса и материального положения. Проблемы подростков или пожилых  людей являются практически неизбежными, и эти категории населения, а  также их близкие нуждаются в  помощи для их разрешения. Поэтому  во всем мире давно осознали, что  социальная работа нужна всем слоям, группам и индивидам, хотя некоторые  нуждаются в ней потенциально, а другие – уже актуально. Принято  сравнивать ее с зонтиком, который  может быть свернут до времени, но в нужную минуту защитит индивидов  от неблагоприятных воздействий, угрожающих им.

В нашей  стране сложились достаточно редкие условия, которые практически исключают  из обихода понятие «благополучная социальная группа». Те категории населения, которые в других государствах относятся  к гарантированно благополучным, зажиточным слоям населения (государственные  служащие, врачи, педагоги, научная  интеллигенция, офицеры, сотрудники оборонных  предприятий и т. д.), чаще всего  относятся к малообеспеченным, если не к бедным. Занятость, наличие работы в других условиях гарантируют обеспеченность самого работника и его семьи  на уровне хотя бы прожиточного минимума. В нашей стране, даже если предприятие  и учреждение успешно функционирует, если его продукция пользуется спросом, если заработную плату платят в срок (каждое из этих обстоятельств отнюдь необязательно), уровень оплаты труда  в большинстве случаев не обеспечивает содержания семьи работающего. В  цену заработной платы не заложены не только расходы, необходимые для  социокультурного развития, – в  ней отсутствуют средства на содержание минимальной жилплощади, на детей.

Затянувшееся  кризисное состояние, неясность  перспектив развития, усталость населения, то есть распад существовавшей системы  морально-нравственных ценностей и  отсутствие внятной общепринятой новой  системы, — все это приводит к  тому, что в психологической поддержке  нуждается все больше людей. Усложнение структуры гражданско-правовых отношений, появление множества нормативных  актов, ряд которых противоречит прежде существовавшим или друг другу, усиливают потребность в правовом консультировании. Нужда в поддержке  в условиях безработицы или угрозы безработицы, в содействии самозанятости  и самообеспечению повышает роль социальных служб, оказывающих помощь в этой области. Все это позволяет  сделать вывод, что в условиях России потребность в социальной работе является особенно острой и  всеобщей.

Информация о работе Жизненный мир человека и социальная работа