Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 23 экзаменационных вопроса по философии
25.Георг Давид Фридрих Гегель(1780-1831)
24.КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА(ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОНЯТИЯ).
19.Идеи гуманизма
и натурфилософии в эпоху
Гуманизм –
воззрение, осн на самоценности чел-ка
как личности, его праве на свободу, счастье
и благополучее. Гуманизм как широкое
общ движение склад в эпоху возрожд. Спор
шел принципиальные – о новом мировоззренческом,
нарвств и полит идеале. Критики и осмыслению
подвергалась схоластика, т.е. бесплодное
оторвонное от жизни умствование. ПО мере
перехода к гор образу жизни и разв образа
жизни выделяется особая знач чел, его
творческая активность. Возр философы
по прежнему в центр мироздания ставили
бога, но придавали больше значения чел.
Теперь из интересует не столь системность
фил постр, сколько чел. Вместе с тем фил
возр стремились максимально использовать
преимущества как античного так и средневекового
неоплатонизма. От первого перенимается
эстетическое внимание ко всему телесному,
восхищение чел телом. От средневекового
неоплатонизма наследуется понимание
человека как одухотворенной личности.
Осн принцип возр философии – антропоцентризм,
который реализуется в совокупности антропоцентрических,
неоплатонических построений
20. Эмпиризм Ф. Бекон. (1561 – 1626)
Работы: «Новый органон», «Работа о достоинстве и приращении науки», «новая антарктида»
Фил нового времени.
Явл предст материалистич эмпиризма
– источник чувств опыта – сущ
внешний мир. Говорил о значимости
прав метода. Но признавал ошибки в
познании. Одна из причин – поклонение
идолам: идол рода(заблуждение присущее
всему чел роду), идолы пещеры(суеверия),
идолы рынка,идол театра.Основатель эмпирического
метода, он считал накопление фактов, материалов
– самым главным. Он основатель индуктивного
метода – от частного к общему. Знание
– сила. Конечная цель учения – помочь
человеку овладеть силами природы на основе
их познание. Свою методолгоию Бекон понимал
как опр сочетание эмпиризма и рационолизма,
уподобляя ее образу действия пчелы, переробатывающей
собранный нектар, в отл от муравья( плоский
эмпиризм) или паука(оторванная от опыта
схоластика). Бекон различал опыты плодоносные
и опыты светоносные, практ польза заметна
не сразу, но которые дают болший рез-тат.
26.Специфика
современной философии.
Различают аналитическую и континентальную философию.
Некоторые являются противниками такого разделения современной философии по географическому признаку.
Аналити́ческая филосо́фия (англосаксонская философия, англо-американская философия) — направление в философской мысли XX века, развивающееся преимущественно в англоязычных странах и объединяющее большое количество разнообразных концепций и школ.
Общими для
аналитической философии
Основателям аналитической философии являются Готлоб Фреге, Джордж Мур, Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн. Кроме того, сходная проблематика разрабатывалась в неопозитивизме Венского кружка и в немецкой критике языка.
Континента́льная филосо́фия — термин, используемый для определения одной из двух главных традиций современной западной философии. Такое название было использовано, чтобы отличить эту традицию от англо-американской или аналитической философии, потому что, в то время, когда различие было впервые отмечено (в середине двадцатого столетия), континентальная философия была доминирующим стилем философии в континентальной Европе, в то время как аналитическая философия была преобладающим стилем в англоговорящем мире.
Общепринято, что
континентальная философия
21.РАЦИОНАЛИЗМ Р.СПИНОЗЫ.
Рене Декарт(1596- 1650)
В основе философии – дуализм души и тела, «мыслящий» и «протяженной» субстанции.
Материю отожествлял с протяжением( или пространством ), движение сводил к применению тел.
Общая причина движения, по Декарту, - бог, который сотворил материю, движение и покой.
Человек – связь
безжизненного телесного
Существование Бога рассматривает как источник объективной значимости человеческого мышления.
Основные произведения: «Мир или трактат о свете»; «Рассуждение о методе»; «Начало философии»
Основной принцип философии – все подвергнуть сомнению.
Декарт считал, что все что получает человек благодаря органам чувств – очень сомнительно;
Это не более, чем иллюзии. Арифметика и геометрия – вот , что объективно, потому что величина и количество более достоверны.
Является основателем
рационализма нового времени, так как
самое главное для него разум.
22.ПАНТЕИЗМ СПИНОЗЕ.
Бенедикт Спиноза (1632- 1676)
Основные работы:
«Основы философии Декарта»,«Этика»
Исследует вопрос «что есть все?»
Антология- учение о субстанции. Подлинным бытием обладает Бог.
Цель: создать монатеистическое учение о единой субстанции. Истиной субстанцией является бог; атрибуты – мышление и протяжение.
Бог- в природе.
Слияние бога и природы- пантеизм.
Каждая субстанция множество атрибутов- модусов – единичные понятия характеризующиеся конечностью, изменением, движение.
Природа творящая – субстанция
Природа сотворенная – модус
Детерминизм – все в мире имеет причину и лишь субстанция является причиной самой себя.
Ступени познания:
1)разум
2)рассуждение
разума – непосредственное
3)чувственное отражение окружающего мира.
В «этике» определяется
в каком соотношении субстанция
относится к свободе и
Бог – субстанция – необходимости – свобода.
Природа – закономерная необходимость.
Человек – модус – не имеет свободы.
Размер реальной свободы – степень сознания всеобщей необходимости.
Спиноза строит этику как вариант механики.
Человек – духовный автомат, чувствуя себя свободным ,он ошибается , так как над ним всегда господствует всеобщая необходимость.
Максима этики:
« Не смеяться, не плакать, не проклинать,
а понимать»
23.Философические идеалы эпохи Просвещения.
Во второй половине 18 века во Франции возникло движение под названием Просвещение. Такое название движение оно получило, потому что деятели этого периода считали, что недостатки общества можно исправить путем воспитания. Пути решения этих вопросов они видели в просвещении народа и государей.
Во Франции философия выступила сердцевина, ядро просвещения, получая от него конкретные импульсы к развитию.
Философы- просветители
считали философский разум
Францию 18 века
характеризует огромное количество
идейных исканий, научных творческих
подвигов и сотрягающих общество
политических событий. Страна начала выходить
из трясины феодального строя, экономической
и политической раздробленности и отсталости,
она вступила в ступила в период первоначального
капиталистического накопления. Просветители
заботились о распространении просвещения
среди народных масс. Они боролись за то,
чтобы в обществе не было пропасти между
бедными и богатыми. В качестве идеала
они выдвигали принципы равенства как
требования здравого смысла. Выдающиеся
философы эпохи просвещения во Франции
являются: Вольтер(«Если бы бога не было,
его следовало бы выдумать», «Поступай
с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали
с тобой»), Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро.
24.КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА(ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОНЯТИЯ).
Иммануил Кант( 1724-1804)немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии.
Кант начинал как ученый- естественник . Стремился к научному компромиссу.
«Всеобщая естественная история и теория неба» - его первая работа – обоснователь возникновение солнечной системы из газо –пылевой туманности, однако газ и пыль были сотворены Богом.
Кант был субъективным идеалистом в вопросах познания, но в то же время он был материалист.
Ноумен – вещи в себе которые познать невозможно.
Теория познания: Кант признавал существования мира вне зависимости от нас( вещи для нас) и мы можем познать его с помощью чувств . Вещи в себе – ноумены – познать невозможно и в попытках их познать разум впадает в противоречие с самим собой. Канту принадлежит теория о противоречиях разума.
Вопросы философии Канта:
1)Что такое человек?(«этическое учение»)
2)Что я могу
узнать?(«критика чистого
3)Что я должен делать?(«этическое учение»)
4) На что я
смею надеяться?(трактат «о
Бога Кант не отрицал. «Каждый человек достоин справедливости и счастья , но в реальности это воспроизвести невозможно, следовательно должен быть Бог и будущая жизнь, где право на справедливость и жизнь может быть не реализовано.
« Категорический императив» - человек поступает подлинно нравственно не тогда когда желает проявить благородство , а когда руководствуется в своих поступках чувством долга. Долг – это основа нравственности .
Сущность трактата
« О вечном мире» человечество,
если оно хочет выжить должно исключить
войну из международной практики.
25.Георг Давид Фридрих Гегель(1780-1831)
Немецкий философ создавший на объективно идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие – развитие - есть характеристика деятельности абсолюта(мирового духа). Его сверхвременное движение в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий, его перехода в отчужденное состояние инобытия – в природу, его возвращение к себе в человеке, в формах психической деятельности индивида