Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 23 экзаменационных вопроса по философии
25.Георг Давид Фридрих Гегель(1780-1831)
24.КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА(ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОНЯТИЯ).
-бог – благо
- физич процессы и явл
- отдельные разряды существ
- идеи предметов
- идеи отношений.
Теория познания Платона бьыла построена на том что необходимо раскрыть идеи, расставив душу притомить эти идеи, которые она до рождения видела.
Категории души:
-разум (мудрецы и философы)
-страсть (воины)
-вожделение.
11. Философия
Аристотеля как
Не называл свою фил метафиз. Аристотель систематизировал антич знания. Логика – введение в любую науку. Категории:
-род бытия
-форма мысли
-высказывание
Различает: первые сущности, которые обладают самостоятельным существованием. «нечто неопр но само по себе индивидуальное»;вторые сущности, те к которым, как к видам принадлежат первые сущности.
Законы формальной логики: закон тождества, закон исключенного противоречия, закон исключенного третьего.
На основе этих учений Аристотель строит учение о силлогизме. Добродетели: приобретаемые качества. Им можно научиться. Человек – политическое животное. Акт(энергия) деятельное осуществление чего либо. Потенция – осуществляющая сила. Основные типы простр-ва и времени:
-субстанциональный
– рассматривает простр-во и
время как самостоятельные
-реляционный
– рассматривает сущ-ние
Иерархия уровней всего сущего:
-Неорганические образования
-Мира растений и живых существ
-мир различных видов животных
-человек
Бог – перводвигатель,
абсолютное начало всех начал. Душа не
может существовать без тела, но
сама не телесна. «Именно душа придает
смысл и цель жизни». Душа различает
и познает сущее, но сама «много времени
проводит в ошибках». Смерть тела освобождает
душу для вечной жизни.
12. Эллинистическая и римская философия: кинизм и эпикурейство.
Эпикуреизм. Представители. Эпикур и Гуреций. (5-6 века нэ)
Прежде всего ставят вопрос устрояения комфорта личности, в сложных ист условиях. Огнеподобность души – это основа ощущений. У них на 1-м плане ощущения сообразные с природой. Основной эпический принцип – удовольствие. Учение которое во главу стави удовольствие это гедонизм. Чуств мир – настоящая реальность. Она изменчива и множественна. Есть предельные формы чувств – чувствительные атомы. Атомы он наделяет самопроизвольностью, «свободной волей». Атомы движутся по кривым, сплетаются и расплетаются. Эпикуреец обладает свободой воли. «Пока мы существуем нет смерти, когда есть смерть нас боле нет». Основные положения:
-все состоит из атомов, которые могут самопроизвольно отклонятся от прямолинейных траекторий
-чел сост из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств и удовольсвтий
-мир чувств не иллюзорен
-боги безразличны к чел делам
-для счастоливой
жихзни необходимо отсутвтвие
телесного страдания,
Скептицизм. Представители: Пиррон, Секст, Эмпирик.
Отвержение позновательности жизни. Скептик убежден что подлинное знание не достижимо. Бытие выступает во всем благообразии своей текучести: Вроде бы и есть что то, но оно тут же исчезает. Время есть, но его и нет. «ухватится за него нельзя». Мудрецу скептику лучше молчать.
Основные положения:
-мир текуч но у него нет смысла и определенности.
-всякое утверждение
есть вместе с тем и отрицание.
-следуйте миру
явлений. Сохраняйте внутренний
покой.
13. Эллинистическая и римская философия: стоицизм и неоплатонизм.
Стоицизм 3-3в донэ нэ. Венон Китийский, Клеанф и Хрисипп.
Считается что тело мира составленно из огня воздуха земли и воды. Душа мира – это огонь и воздух. Огонь считается основным элементом поэтому весь космос и человек – единый огненный организм, со своими законами и текучестью. Стоики стремятся обнаружить смысл жизни и место чел в космосе. Главные положения:
-космос – огненный организм
-чел существует в рамках косм законов, отсюда его фатализм, судьбоноснть, своеобразная любовь.
-смысл мира и человека – это лектон, значимость слова, которое нейтрально как к псих так и к физ.
-понимание мира приводит к бесстрастности.
-человек и
люди в целом состовляет
Неоплатонизм
– стремились дать фил картину
всего сущего, в том числе космоса
в целом. Существующее устроено иерархически:
единое – благо; ум; душа; материя. Единое
– подлинно первосущее, хват всего
в одной точке. Единое – благо
достигается лишь в результате сверхразумного
экстаза. Единое как бы переполнено собой,
изливается образуя мировой ум. Мировой
ум включает числа и идеи. В их системном
взаимосвязанном виде. Ум есть первообраз
всех вещей. Эманация приводит к мировой
душе, которая выражает собой все одушевленное.
Душа производит все живые существа. Все
что движется образует космос. Низшая
форма бытия – материя. Сама по себе она
не активна, она восприемница форм и смысла.
Неоплатоники везде видят гармонию и красоту.
За них ответсвенно единое – благо. Даже
хаос гармоничен.
14.Теоцентризм в средневековой фил.
Философия средних
веков охватывет 5-15 века. Этот период
тесно связан с христианством. Основные
вопросы связаны с проблемой
бога. В этот период утверждалась идея
бессмертия души. Подлинная истории я
– история взаимоотношений человека и
бога. Бог заранее предрешает судьбу мира.
Он создатель всего. Принцип креационизма.
Чел – это слепое оружее в руках бога.
Он лишь выполняет бож волю.
15.Спор между номиналистами и реалистами в средневековой фил.
Эпоха схоластики известна спором реалистов и номиналистов. Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, а не единичные предметы, сущ в чувственном мире. Номинализм представлял собой зачатки материализма. Согласно номиналистам общие понятия – только имена. Они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются наивысшим умом путем абсрагирования некоторых принципов. Реалисты показывали что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и сущ реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существования, независимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы по их мнению представляет лишь форма проявления общих понятий. Универсалии существовали до вещей, это мысли и идеи в бож разуме.
В
споре средневековых реалистов
и номиналистов несколько особняком
держали концептуалисты. Они как
и номиналисты считали что
универсалии сами по себе не существуют.
В то же время они обвиняли номиналистов
в сотрясении воздуха. Имелось виду что
они считают понятия всего лишь словами,
не раскрывая их подлинной природы. Концептуалисты
расценивали общие понятия как концепты
– доопытные мысленные образование, необходимые
для понимания мира.
16. Патристика. Суть учнеия и основные предсавители
При все внутренней ценности средневековой философии в ней четко выделяются этапы патристики(1-6века) и схоластики(11-15). Патристика это совокупность теолого философских взглядов «отцов церкви», которые взялисб за обоснование христианство, опираясб на античную философию, прежде всего на идеи плтаоны. Августин Блаженный является крупнейшим представителем эпохи патристики.
Этапы:
-аппологетика(2-3 век) сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззр. Ее представители наз апологетами. Это название они получили потому что их сочетания нередко носили характер апологий, т.е. сочинений напр на защиту и оправдание христианского вероучения и деятельности христиан.
Объектом осмысления христианских апологетов являлись многочисленные мифолог образы и прелставления эмпирич рел сознания частично заимствованные из ближневост рел, и частично заново сформировавшиеся в христианском сознании под влиянием новых соц и духовных факторов.
-Классическая патристика – систематизированное христианское учение.
-заключительный
период стабилизировавший
Аврелий Августин(354-430). Основные идеи.
В мире постоянно
идет борьба между царством бога и
дьявола. Олицетворение царства
бож – христианская церковь. Философия
теоцентрична. Бог – высшая сущность.
Душа состоит из разума и воли. Бог – абс
добро, абс зла нет. Зло – отсутствие добра.
Чем дальше человек от бога тем меньше
добра. Вера – способ согласного понимания,
верю чтобы понимать, понимаю чтобы верить.
17. Схоластика и ее роль в фил средневековья.
Схоластика представляет собой тип философствования при котором средствами чел разума пытаются ообосн принятые на веру идеи и формулы. Этапы развития: 1-й – ранняя форма(11-12), зрелая форма(12-13), поздняя схоластика(13-14). Главная отл особенность схоластики сост в том, что она сознат рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии. Фома Аквинский(1226-1274). Философ и теолог. Систематизатор схоластики на базе христ аристотелизма. Сформировал 5 док-в бога:
-перводвигатель
-первопричина
-бог как необходимость
-бог эталон
-первоцель
Утверждал что
прир завершается в благодати. Разум
в вере, фил познания и естественная
теорлогия в сверхчувств
Чел право – законы общ-ва и права
18. Антропоцентризм – философия эпохи возрождения.
Внимание возрожденческих философов направленно на человека. Он становится центром фил интереса. Мыслителей интересует сам человек. Так осуществляется сдвиг в сторону антропоцентризма.
Появление понимания человека как творческой личности. В СВ считалось что творчество – прерогатива бога. Теперь считают что человек подобен богу. Он в состоянии реализовать себя и в искусстве и в политике и в технике. Эстетическое становится доминирующим аспектом философии. Возрожденческое мировоззрении выдвигает на первый план искусство и вместе с тем прекрасное. Главным объектом иск0ва становится чел тело и безмерное любование его красотой.
Гуманизм как
широкое общ движение, складывается
в эпоху возрождения. Это воззрение,
осн на самоценности чел-ка как личности,
его праве на свободу и счастье. В эпоху
возрождения было выработано новое фил
мировоззр, прежде всего благодаря творч-ву
философов, таких как Никола Кузанский,
Марсимо, Фичино, да Винчи, Микеланджело,
Бруно. Осн принцип философии возрождения
– антропоцентризм, который реализуется
в совокупности антропоцентрических,
неоплатонических построений.