Шпаргалка по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 23 экзаменационных вопроса по философии
25.Георг Давид Фридрих Гегель(1780-1831)
24.КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА(ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОНЯТИЯ).

Работа содержит 1 файл

философия шпоры.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

1. Миф – это  самая первая форма. Современный  миф является регулятором поведенеия  людей, их взаимоотношений. В  мифе закреплены нравственные  и эстетические ценности человека. Мифы бывают идеологические, социально-политические, художественные

2. Религия –  вера в сверхъестественные силы. Функции: мировоззренческая, регулятивная, консолизирующая(объединение людей),

3. Философия  – форма общественного сознания, система идей, взглядов на мир  и место в нем человека; наследует  позновательное, соц-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение к миру. 

2.Специфика философского  знания. Предмет философии.

Философия –  это форма общественного сознания, мировоззрения, сист идей, взглядов на мир и место в нем чел.; Философия - наследует позновательное, соц-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение к миру. Фил. Пытается найти ответы на вопросы: что такое душа, что такое бог, что  такое истина. И. Кант сформулировал 4 основных вопр философии: Что такое чел, что я должен знать, на что я смею надеяться, что я должен делать. Понятие фил от греческого люблю мудрость ввел в 6-м веке Пифагор. Для него фил рассуждающий чел, который получает знания только путем собств рассуждений. Сейчас фил явл наукой, так как несет категориальный аппарат, язык, опирается на сист научного знания. Самый гл вопрос фил что такое сознание и что такое материе и что из них первично. Основные течения фил: идеализм, материализм.

      Функции:

  1. Мировоззр – определение чел и его места в мире.
  2. Методолог – выроботка опр категорий играющих принципиально важную роль.
  3. Познават – стремление объяснить рациональным путем то что нельзя проверить
  4. интегративная – соеденение научных знаний и решения пробьлем научным путем
  5. Культуролог – фил образовывает человека
  6. Этическая – установление норм поведение, формирование сист ценности человека.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. В чем различие философии, религии и науки как  форм сознания.

     Наука опирается  на строгие док-ва, религия опирается  на веру, философия объеденяет  в себе эти понятия. Фил как  наука пытается постичь предмет на понятийном уровне. Наука эмпирична, основывается на опытах. Философия тесно свзязана с историе в отл от науки. Рел осн на вере, а не на рационльности. В основе лежат догмы. И фил и рел занимаются сверхчувств. Фил критична. Критика – форма бытия философии. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Основные  направления философско-мировоззр  мысли древней  индии.

    Характерной чертой восточной философии явл  то что любая проблема рассматривается  одновременно с позиции анталогии  гносеологии этики и т.п. Осн напр древнеинд фил:

    Индуизм. Древенйшим лит памятником были «веды» знания для просвещенных – собрания гимнов, обрядов, рел песен. Со временем веды обросли фил комменариями. Упанишады – основы восточной философии. Первый человек в ведах тысячелицый и тысяченогий Пуруша. Считалось что ум и дух Пуруши породили Луна. Глаза – солнце, уста – огонь, дыхание – ветер. Брахма – волпощение объективного мира. Атман – субъективное начало(чел). Важнейнше положение упанишад – единство брахмана и атмана, объекта и субъекта, мира и индивидуума. Главная цель познания в ведах – проникновение в мир с помощью маг ритуала. Осн средство позн – мистические интуиции. Йога – система освобождения от земных страданий через самоуглубление и самосовершенствование. Особое место занимала карма(судьба человека). Классические( орт) Фил школы: йога, Ньяя(логика) санкхья, машама, веранта, вайшинсика(космология). Неорт фил школы: дтаннизм, Буддизм и чарваха.

     Буддизм  – основатель принц Сиддхарткха  Таутала, который потом стал  называться Буддой. Он рассматривал мир как поток постоянно изменяемых частиц бытия(дхармы) – это стихийные носители собственно жизненной энергии из кот состоят все провял чел(любовь, ненависть, страх, ложь). Мир – постоянно меняющийся дхарм. Бытие чел – так же поток дхарм. Сансара – перерождение души. Будда отрицал бессмертие души, так как понимал что в человеке не существует целостной субст. Истниы буддизма:

    - страдание  пронизывает все чел существование.

    - причины страдания:  сансара, движение дхарм, желание  удовлетворить свои чувства

    - Необходимо  ликвидировать те причины, кот  порождают те предчувст желания

    - есть выход  – нирвана (состояние которое  характеризуется абсолютной мудростью,  абс добродетелью, и полной освбожд  от страд.)

          Основные  характеристик древнеинд фил.

    -космоцентризм

    -идеализм

    -концентрация  фил на внутреннем мире чел.(карма,  сансара, нирвана)

    -недеяние  и самоуглубление. 

  1. Место соц  нравств проблематики в философии  древнего Китая.(даосизм, конфуцианство)

    Даосизм –  путь. Возник в эпоху Чжоу, 13-3века до н.э. Основатель – лао-цзы. Дао – космическая душа, первоначало всего, сочетающее в себе духовные и телесные начала. Реальное бытие уходит в небытие, что означает постоянный источник движения. Везде развито Дао. Принципы жизни – это слияние с Дао, которое можно достичь с помощью медитации или спец гимнастики. В даосизме пропведовался «культ неба». Проповедникам замыслов неба считался император. Смысл правления императора – способствовать слиянию народа с Дао. Мудрый император не пытается управлять, он только следует Дао, гармонии. Философия чиновников закл в том, чтобы помочь императору довести Дао до людей и предотвратить соц конфл.

          КОНФУЦИАНСТВО. Конфуций не оставил ни одной зафикс речи. Его учения опиралось на Дао. Но оно явл учением соц характера. Конфуция развил принципы гос управления. Основопологающая идея – это идея неба. Небо – первопредок, наделенный разумом, вся жизнь человека предопределена небом. Человек по мнению Конфуция, инзначально добродетелен. Он обладает след добродетельными импульсами: любовь к людям, справедливость, искренность, любовь к родителям. Эгоизм чел мешает его проявлению любви, Эгоистические люди – ничтожетсва. Добродетельные люд – благородны. В основе учения о гос лежит пр инцип стремления к добру, главное это не закон, а добродетель, считалось что император поставлен небом специально для того чтобы сделать народ добрым. Общие черты философии Китая: антропоцентризм, космоцентризм, культ неба, принципы недеяния, стремление к гармнонии, идеализация древности. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Космоцентризм античной философии. Этапы развития.

    Первоначально, установлению философии именно в  греческом мире способствовали достигнутые  греками в городах-госвах политические свободы. Фил могли противостоять  полит и рел властям. Именно в  древнегреческом мире философия впервые конституировалась в самостоятельное культурное образование. Развитие античной философии прошло след этапы: Натурфилософский(6 век до н.э.)( на 1-й план выходит природа. Коассический 5-4 века. Начинаетя антропологическая философия. Эллинистическая(римская) – на первый план выходит этика и обоснование жизни.

    Специфика древнегреч философии особенно в нач период ее разв. Явл стремлением понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греч фил Палесса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей милебской школы, поздние – Пифагорийцев, Гераклита, Эмпидокл называли физиками.

    Древнегреч  фил была религией природы, одним  ихз важнейших вопросов в ней  был вопрос о происх мира. У первых физиков фил мыслится как наука  о причинах и нач всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и Онтагонизм. Ее центральный мотив – это выяснить, что действительно есть, то есть пребывает неизвестным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором первоначало представляется в разл формах, испытвая всевозможные превращения. Однако мышление первых фил еще не свободно от образно метафорической формы, в нем логическая обработка понятий еще не заняла весомого места. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    8. Натурфилософия античоссти.

    Метафизика(мета – после)  - преосмысление бож  космоса. Имеет три периоды: натурфил( 6 век донэ), классический(5-4 в донэ), эллинистический(4-4 донэ, нэ)

    -Милебская  школа: Фалес(впервые вписал треугольник в круг,определил равенство углов у основания треугольника,открыл малую медведицу и описал ее, создал календарь погоды. Первооснова – вода), Анаксимандр, Анаксимен ставили вопрос о первооснове мира. Фалес считал основой всего сущего тело: «что легко? Советовать лругому», «древнее всего бог, ибо он не рожден», «что трудно? Познать себя». Анаксимандр – основа сущего апейрон(беспредельное абстрактное сущ, которое нельзя определить) Апейрон активен, постояннго находится в движении, благодаря ему все вещи рождаются и умирают. Все животные произошли от рыб, которые появились под влиянием солнечных лучей. Ввел в практику солнечные часы. Анкасимен – начало всего сущего – воздух. Огонь это раздраженные воздух. Сгущаясь воздух становится сначала водой, потом землей и камнем. Душа состоит из воздуха. Даже боги состоят из воздуха, он первичен.

    -Пифагор «все  есть число». Пифогорейцы видели  в числах свойства и отношения,  присущие гармоническим сочетаниям, Пиф объясняли события н основе  чисел и их соотношений. И  тем самым превзошли милебцев. И почти достигли уровня законов науки. Поиск Пифогорейцев гармонии во всем нацелен на обнаружение законов, а это одиг из сложнейших науч задач.

    -Атомистической  школы(элейская) – Демокрит, Левкипп. Они предподложили что вещ-во, простр-во и время в принципе нельзя делить бесконечно, ибо есть мельчайшие, неделимые фрагменты – атомы, хрономеры.

    Виды атомов: по форме, величине, положению. Каждый атом неизменен, но его можно уничтожить, а значит и мир тоже. Атомы находятся  в непрерывном движении: хаотическое перемещение, вихревой поток, испарение предметов космоса. По их мнению самая правильная форма атома организации гос-ва(общ-ва) – демократия, при условии что все граждане принимают участие в создании законов.

      
     
     
     
     
     
     

    9. Философия  Сократа.

    Сократ 470-399 года донэ. Афинянин. Не брал денег с учеников. Отл от натурфилософов, кот основывалоись на познании прир. Они стремились выстроить иерарх в мире событий, понять например, как образовалась земля, небо и звезды. Сократ тоже хочет познать мир, но в принцип другой манере, двигаясь не от событ к событиям, а от общего к событиям. В этом отношении типичным для него является рассуждения о прекрасном. Сократ говорит что ему известно много вещей и все они прекрасны по своему. Однако все прекрасные вещи имеют нечто общее – прекрасное как таковое – это их общее идея, эйдос, или смысл. Сократ приходит к убеждению, что самая главная идея – идея блага, его обусловленность, природность и полезность. Натурфилософия начинает с атомов, стихий. Сократ начинает с блага. Для Сократа нет ничего выше этического. Сократ пр инимал человека прежде всего как нравственное сущ. Сущность человека сосредоточена в его душе. Ценность души состоит в познании. «если не знаешь что такое добро, то и не знаешь как его достичь. Сократ считается  основателем диалектики, как искусство ведения философского спора. Он полагал что только в споре можно достичь истины. Диалектика состоит из иронии майевтики, рождение мысли. Ирония состоит в том что обмен мнениями с начала дает негативный результат « счастье и добродетель тождественные понятия», «зло это незнание добра», «понять самого себя значит найти для всех людей нравственные качества». 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    10.Учение Платона  об «идеи».

    Платон –  Аристотель, открыл школу. Принято считать что пльатон считается одним их основателей идеалистического напр мировой фил. Платон считал что мир идей предстает в качестве первичного по отн к миру вещей. Мир идей вечен и неизменен. Бог синоним демиурга и творца. Создает мир вещей с помощью идей. Так же как человек создает какую то вещь. Материя – беспредельное начало, условие пространственное обособление мн-ва вещей, сущ в чуств мире. Любому классу вещей присуща идея прекрасного. Идея сущ однородно и вечно. Она причина самой себя, истинное бытие. Наивысшая идея – идея о благе. Все направляется в достижение блага. Бог есть благо. Чел влечется к божественному. Миру идей противостоит мир небытия – материя. Идеи – бытие. Каждая вещь причастна к своей идее. Идея – причина вещей. Иерархия идей:

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"