Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 23 экзаменационных вопроса по философии
25.Георг Давид Фридрих Гегель(1780-1831)
24.КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА(ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОНЯТИЯ).
1. Миф – это
самая первая форма.
2. Религия – вера в сверхъестественные силы. Функции: мировоззренческая, регулятивная, консолизирующая(объединение людей),
3. Философия
– форма общественного
2.Специфика философского знания. Предмет философии.
Философия –
это форма общественного
Функции:
Наука опирается
на строгие док-ва, религия опирается
на веру, философия объеденяет
в себе эти понятия. Фил как
наука пытается постичь предмет
на понятийном уровне. Наука эмпирична,
основывается на опытах. Философия тесно
свзязана с историе в отл от науки. Рел
осн на вере, а не на рационльности. В основе
лежат догмы. И фил и рел занимаются сверхчувств.
Фил критична. Критика – форма бытия философии.
Характерной чертой восточной философии явл то что любая проблема рассматривается одновременно с позиции анталогии гносеологии этики и т.п. Осн напр древнеинд фил:
Индуизм. Древенйшим лит памятником были «веды» знания для просвещенных – собрания гимнов, обрядов, рел песен. Со временем веды обросли фил комменариями. Упанишады – основы восточной философии. Первый человек в ведах тысячелицый и тысяченогий Пуруша. Считалось что ум и дух Пуруши породили Луна. Глаза – солнце, уста – огонь, дыхание – ветер. Брахма – волпощение объективного мира. Атман – субъективное начало(чел). Важнейнше положение упанишад – единство брахмана и атмана, объекта и субъекта, мира и индивидуума. Главная цель познания в ведах – проникновение в мир с помощью маг ритуала. Осн средство позн – мистические интуиции. Йога – система освобождения от земных страданий через самоуглубление и самосовершенствование. Особое место занимала карма(судьба человека). Классические( орт) Фил школы: йога, Ньяя(логика) санкхья, машама, веранта, вайшинсика(космология). Неорт фил школы: дтаннизм, Буддизм и чарваха.
Буддизм
– основатель принц
- страдание
пронизывает все чел
- причины страдания:
сансара, движение дхарм,
- Необходимо ликвидировать те причины, кот порождают те предчувст желания
- есть выход
– нирвана (состояние которое
характеризуется абсолютной
Основные характеристик древнеинд фил.
-космоцентризм
-идеализм
-концентрация
фил на внутреннем мире чел.(
-недеяние
и самоуглубление.
Даосизм – путь. Возник в эпоху Чжоу, 13-3века до н.э. Основатель – лао-цзы. Дао – космическая душа, первоначало всего, сочетающее в себе духовные и телесные начала. Реальное бытие уходит в небытие, что означает постоянный источник движения. Везде развито Дао. Принципы жизни – это слияние с Дао, которое можно достичь с помощью медитации или спец гимнастики. В даосизме пропведовался «культ неба». Проповедникам замыслов неба считался император. Смысл правления императора – способствовать слиянию народа с Дао. Мудрый император не пытается управлять, он только следует Дао, гармонии. Философия чиновников закл в том, чтобы помочь императору довести Дао до людей и предотвратить соц конфл.
КОНФУЦИАНСТВО.
Конфуций не оставил ни одной зафикс
речи. Его учения опиралось на Дао.
Но оно явл учением соц характера.
Конфуция развил принципы гос управления.
Основопологающая идея – это идея неба.
Небо – первопредок, наделенный разумом,
вся жизнь человека предопределена небом.
Человек по мнению Конфуция, инзначально
добродетелен. Он обладает след добродетельными
импульсами: любовь к людям, справедливость,
искренность, любовь к родителям. Эгоизм
чел мешает его проявлению любви, Эгоистические
люди – ничтожетсва. Добродетельные люд
– благородны. В основе учения о гос лежит
пр инцип стремления к добру, главное это
не закон, а добродетель, считалось что
император поставлен небом специально
для того чтобы сделать народ добрым. Общие
черты философии Китая: антропоцентризм,
космоцентризм, культ неба, принципы недеяния,
стремление к гармнонии, идеализация древности.
Первоначально, установлению философии именно в греческом мире способствовали достигнутые греками в городах-госвах политические свободы. Фил могли противостоять полит и рел властям. Именно в древнегреческом мире философия впервые конституировалась в самостоятельное культурное образование. Развитие античной философии прошло след этапы: Натурфилософский(6 век до н.э.)( на 1-й план выходит природа. Коассический 5-4 века. Начинаетя антропологическая философия. Эллинистическая(римская) – на первый план выходит этика и обоснование жизни.
Специфика древнегреч философии особенно в нач период ее разв. Явл стремлением понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греч фил Палесса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей милебской школы, поздние – Пифагорийцев, Гераклита, Эмпидокл называли физиками.
Древнегреч
фил была религией природы, одним
ихз важнейших вопросов в ней
был вопрос о происх мира. У первых
физиков фил мыслится как наука
о причинах и нач всего сущего. В этом
подходе сказался объективизм и Онтагонизм.
Ее центральный мотив – это выяснить,
что действительно есть, то есть пребывает
неизвестным во всех своих изменчивых
формах, а что только кажется. Они рассматривают
космос как непрерывно изменяющееся целое,
в котором первоначало представляется
в разл формах, испытвая всевозможные
превращения. Однако мышление первых фил
еще не свободно от образно метафорической
формы, в нем логическая обработка понятий
еще не заняла весомого места.
8. Натурфилософия античоссти.
Метафизика(мета – после) - преосмысление бож космоса. Имеет три периоды: натурфил( 6 век донэ), классический(5-4 в донэ), эллинистический(4-4 донэ, нэ)
-Милебская школа: Фалес(впервые вписал треугольник в круг,определил равенство углов у основания треугольника,открыл малую медведицу и описал ее, создал календарь погоды. Первооснова – вода), Анаксимандр, Анаксимен ставили вопрос о первооснове мира. Фалес считал основой всего сущего тело: «что легко? Советовать лругому», «древнее всего бог, ибо он не рожден», «что трудно? Познать себя». Анаксимандр – основа сущего апейрон(беспредельное абстрактное сущ, которое нельзя определить) Апейрон активен, постояннго находится в движении, благодаря ему все вещи рождаются и умирают. Все животные произошли от рыб, которые появились под влиянием солнечных лучей. Ввел в практику солнечные часы. Анкасимен – начало всего сущего – воздух. Огонь это раздраженные воздух. Сгущаясь воздух становится сначала водой, потом землей и камнем. Душа состоит из воздуха. Даже боги состоят из воздуха, он первичен.
-Пифагор «все
есть число». Пифогорейцы видели
в числах свойства и отношения,
-Атомистической школы(элейская) – Демокрит, Левкипп. Они предподложили что вещ-во, простр-во и время в принципе нельзя делить бесконечно, ибо есть мельчайшие, неделимые фрагменты – атомы, хрономеры.
Виды атомов: по форме, величине, положению. Каждый атом неизменен, но его можно уничтожить, а значит и мир тоже. Атомы находятся в непрерывном движении: хаотическое перемещение, вихревой поток, испарение предметов космоса. По их мнению самая правильная форма атома организации гос-ва(общ-ва) – демократия, при условии что все граждане принимают участие в создании законов.
9. Философия Сократа.
Сократ 470-399 года
донэ. Афинянин. Не брал денег с учеников.
Отл от натурфилософов, кот основывалоись
на познании прир. Они стремились выстроить
иерарх в мире событий, понять например,
как образовалась земля, небо и звезды.
Сократ тоже хочет познать мир, но в принцип
другой манере, двигаясь не от событ к
событиям, а от общего к событиям. В этом
отношении типичным для него является
рассуждения о прекрасном. Сократ говорит
что ему известно много вещей и все они
прекрасны по своему. Однако все прекрасные
вещи имеют нечто общее – прекрасное как
таковое – это их общее идея, эйдос, или
смысл. Сократ приходит к убеждению, что
самая главная идея – идея блага, его обусловленность,
природность и полезность. Натурфилософия
начинает с атомов, стихий. Сократ начинает
с блага. Для Сократа нет ничего выше этического.
Сократ пр инимал человека прежде всего
как нравственное сущ. Сущность человека
сосредоточена в его душе. Ценность души
состоит в познании. «если не знаешь что
такое добро, то и не знаешь как его достичь.
Сократ считается основателем диалектики,
как искусство ведения философского спора.
Он полагал что только в споре можно достичь
истины. Диалектика состоит из иронии
майевтики, рождение мысли. Ирония состоит
в том что обмен мнениями с начала дает
негативный результат « счастье и добродетель
тождественные понятия», «зло это незнание
добра», «понять самого себя значит найти
для всех людей нравственные качества».
10.Учение Платона об «идеи».
Платон – Аристотель, открыл школу. Принято считать что пльатон считается одним их основателей идеалистического напр мировой фил. Платон считал что мир идей предстает в качестве первичного по отн к миру вещей. Мир идей вечен и неизменен. Бог синоним демиурга и творца. Создает мир вещей с помощью идей. Так же как человек создает какую то вещь. Материя – беспредельное начало, условие пространственное обособление мн-ва вещей, сущ в чуств мире. Любому классу вещей присуща идея прекрасного. Идея сущ однородно и вечно. Она причина самой себя, истинное бытие. Наивысшая идея – идея о благе. Все направляется в достижение блага. Бог есть благо. Чел влечется к божественному. Миру идей противостоит мир небытия – материя. Идеи – бытие. Каждая вещь причастна к своей идее. Идея – причина вещей. Иерархия идей: