Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
II.Возрождение + Реформация (широкое социальное движение; судебная и административная реформы, городское самоуправление, Статуты ВКЛ, Главный Литовский трибунал; возникнов. лютеранства и кальвинизма; формир. буржуазного мировоз. и рационализма).
III.Позднее Возрождение – Контрреформация – Барокко (закат реформационн. движения и утверждение схоластики; формулировка задачи защиты национального своеобразия и политического самоопределения белорусов; выдвижение художественно-эстетическиих идеалов барокко).
Направления философской мысли эпохи Ренессанса:
1)радикальное
реформационно-гуманистическое (попытка
тотального разрыва
с традиционной
культурой – критика античности, схоластики,
церковного учения; идеи равенства-братства-
2)умеренное
реформационно-гуманистическое
(не отвергали возможность использования
духовной культуры прошлого – компромиссное
соединение античности-патристики-
3)атеистическо-гуманистическое (порвав со схоластикой и теологией, обратились к материалистическим идеям античности и Возрождения; высоко ценили разум и опыт как средства познания; пред.: К.Бекеш, К.Лыщинский).
б)Белорусская
Реформация. Движение было направлено
на пересмотр основных религиозных
догматов (С.Будный критиковал учение
о триединстве Бога, божественном происхождении
Христа, существовании загробного мира)
и целого ряда философских
проблем: природы духовной свободы,
соотношения веры и разума, отношения
к античному наследию. Реформация обусловила
возникновение протестантизма,
что снизило статус Церкви и вывело индивида
на путь развития свободной мысли. Белорус.
духовность стала развиваться в
рационалистическом направлении:
было положено начало научного изучения
библейских текстов, протестантизм способствовал
воспитанию предпринимательской активности.
Реформация актуализировала утверждение
личных прав (неприкосновенность личности,
собственность, политическую активность),
развитие политической
философии и формирование буржуазного
мировоззрения с идеей техногенного
развития.
3.Этап господства схоластической философии. Период контрреформации помешал распространению идей техногенного развития цивилизации, господствующих в Европейской фил. Господство схоластики было установлено «вненаучными методами»: идейное давление, поддержка властей, изгнание инакомыслящих из Речи Посполитой. На духовную культуру 17-18 вв. оказала влияние деятельность католических орденов иезуитов и доминиканцев. Виленская иезуитская академия и коллегиумы в ряде городов поддерживали идейную борьбу православия и униатства. «Виленская» схоластика сосредотачивалась на разработке этических, эстетических педагогических идей. Развертывались горячие дискуссии между представителями различных конфессий: православной – М.Смотрицкий, униатской – И.Кунцевич, Католической – Я.Альшевский, А.Кулеш.
4.Белорусское Просвещение. В конце 18 начале 19вв. мысль движется в русле рационалистических идей новоевропейской фил. На территории Беларуси и Литвы происходит становление классического естествознания. Характерно функционирование тайных студенческих сообществ:
-физиократов
(сторонники разного рода
-филоматов (любителей знания)
-«променистых»
(патриотов национальной
-филоретов (друзей добродетели)
Традиция Просвещения была прервана вступлением Б. в состав Российской Империи.
5.Этап господства национально-демакратических идей. Отличительной чертой второй половины 19 начала 20вв. является акцент на проблеме национального возрождения и освобождения белор. народа, статуса национальной культуры и языка. Благотворное влияние оказали этнографические исследования, проведенные на тер. Б. Особенностью этапа является разработка идей деятелями национально-освободительного движения (К.Калиновский) и творческой интеллигенции (А.Мицкевич, Я.Чечот, В.Дунин-Мартинкевич, Я.Лучина).
6.Этап доминирования марксистской традиции. Образование СССР обусловило господство советской идеологи. Проблема национального самосознания продолжает звучать в художественной литературе (М.Богданович, Я.Купала, Я.Колас).
7.Новейший
этап. Распад Советского Союза и образование
РБ расширил проблемное поле и наметил
новые ориентиры философского
исследования в глобализирующемся
мире.
Пути и особенности развития русской философии. Предпосылки возникновения:
1.материально-экономические:
-экономическая, военно-техническая отсталость Востока от техногенного Запада
-обострение противоречий из-за наличия многовековой традиции феодально-крепостнических отношений с одной стороны и назревшей необходимости в капиталистических преобразованиях с другой
2.соцеально-политические:
-сплоченная сельская община и невыраженность частного интереса
-наличие мощного централизованного государства, основанного на личном авторитете монарха
-огромное влияние духовенства на общество
-движение декабристов, рост национально-патриотического самосознания
3.духовные:
-тысячелетнее влияние Византийской христианской традиции на духовность в России
-подчинение
философского знания религиозно
-наличие оформленных мировоззренческих установок в обществе (рассмотрение мира как сферы осуществления Божественной Премудрости, интерес к внутреннему опыту личности, соответствие истины идеалам справедливости, мессианизм: «Москва – третий Рим»)
-знакомство
с западной культурой и «
Подлинно оригинальная национальная фил. появляется только в 19в. Начало связано с именем Петра Яковлевича Чаадаева. Состоял Северном обществе декабристов, путешествуя по европейским странам, познакомился с Шеллингом. Главное произведение «Философические письма», опубликованное в журнале «Телескоп», подверглось осуждению и вызвало полемику в обществе. Чаадаев подверг критике историю России, ее вневременность, отсутствие прогресса, внешнее заимствование западных образцов при внутренней косности и самодовольстве. Находясь под медицинским и политическим наблюдением в работе «Апология сумасшедшего» утверждает, что России только предстоит решить большую часть проблем социального порядка. Идеи мыслителя породили 2 философских направления:
1.Западники. Призывали к реформированию Р. по западному образцу, отмены крепостного права, развития наук и образования как факторов прогресса.
-либеральное направление (верили в бессмертие души)
-революционно-демократическое (атеизм, материализм, революционная борьба)
2.Славянофилы.
Отвергали западный рационализм, своеобразие
России видели в триаде
Православие-Самодержавие-
Владимир Сергеевич Соловьев – религиозный философ и основатель философии всеединства. С помощью принципа всеединства пытался объединить христианский платонизм, немецкий идеализм, научный эмпиризм. Объединяющей силой считал Софию – Божественную Премудрость и Любовь. Преобразование мира произойдет в Богочеловечестве – потустороннем идеальном царстве Бога. Последователи: П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков.
«Золотой век» русской фил. приходится на рубеж 19 и 20 века. Он представлен всеми стратегиями мировой философии:
-феноменология -
-экзистенциализм -позитивизм
-персонализм -
-марксизм
Оригинальным течением стал русский космизм (В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский) Основные идеи:
-человечество – органическая часть космоса и планетарная сила
-необходимость
участия человека в
-идея
вечности жизни в
-идея
поиска антропо-природной
Развитие
Р.ф. было прервано событиями 1917г. Диктатура
пролетариата не нуждалась в полифонии
мысли, а большинство философов
были высланы из страны. В СССР развивалось
идеология марксизма. Современный
этап х-ся возвратом к наследию русской
мысли.
Бытие как проблема философского познания. Основные формы бытия. Проблемой бытия занимается онтология, сам термин был введен Х.Вольфом в труде «Первая философия или Онтология» (1730). Онтология анализирует проблемы: субстанции, материи и сознания, движения и развития, пространства и времени, объективного и субъективного.
Бытие – это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания (это «существование», если сказать одним словом).
Сущее – это совокупность вещей, предметов, процессов окружающей действительности (т.о. бытие – это существование сущего, оно фиксирует факт существования и объединяет все).
Историческая эволюция категории бытия:
1.В Китайской фил.:
Дао – это ничто, небытие из которого исходит бытие.
2.В Индий. фил.:
В книге «Ригведа»: Сат – актуальное бытие, Асат – потенцеальное.
3.В Греческой:
У Парменида: впервые ввел некое предметно-образное изображение шара-футляра, вмещающего все, что есть в мире, узреть который можно только разумом.
У Гераклита Эфесского: нечто движущееся.
У Платона: мир идей.
УАристотеля: носит двойственный характер: как вещь – с одной стороны, как нематериальная форма всех форм – с другой; рассматривал 4 уровня бытия:
-материальная вещь или ее части
-существенный для вещи признак
-совокупность
частей в вещи в свете
-форма вещи (Пример: дерево-ветви-крона)
4.В ф. Средневековья:
Рассматривалось сущее (земное) бытие и инобытие (бытие Бога).
5.В Новоевроп. фил. 17 в.:
Бытие
– это такая реальность, которая
противостоит человеку; как сущее, которое
может осваиваться и
6.В НКФ:
У Канта: бытие – это некое идеальное; априорная (существует до опыта) категория, при помощи которой субъект может осмыслить, получаемые им извне, ощущения.
У Гегеля: рассматривал с позиций диалектики, как то, что формируется на первой ступени конкретного бытия.
7.Бытие в 20 веке:
-Бытие – это существование сущего. Удовлетворившись этим, далее уже не поднимают проблему.
-Экзистенциализм: рассматривает бытие человека.
-Марксисты
рассматривают сущность и
1.Виды бытия:
1)материальное
– характеризуется как