Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТЫ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 161.22 Кб (Скачать)

      II.Возрождение + Реформация (широкое социальное движение; судебная и административная реформы, городское самоуправление, Статуты ВКЛ, Главный Литовский трибунал; возникнов. лютеранства и кальвинизма; формир. буржуазного мировоз. и рационализма).

      III.Позднее Возрождение – Контрреформация – Барокко (закат реформационн. движения и утверждение схоластики; формулировка задачи защиты национального своеобразия и политического самоопределения белорусов; выдвижение   художественно-эстетическиих идеалов барокко).

                  Направления философской мысли  эпохи Ренессанса:

1)радикальное реформационно-гуманистическое (попытка тотального разрыва с традиционной культурой – критика античности, схоластики, церковного учения; идеи равенства-братства-человеколюбия; осмысление демократических идей Евангелия и концентрация на сущности личной веры и Откровения; представители: Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зезаний);

2)умеренное реформационно-гуманистическое  (не отвергали возможность использования духовной культуры прошлого – компромиссное соединение античности-патристики-ренессанса; отвержение излишне академичной схоластики – орудия контрреформации; обогатили отечественную мысль новыми проблемами, однако переоценили возможности практического прилож. фил. и недооценили ее мировлззренческое значение; пред.: Ф.Скорина,Н. Гусовский,С.Будный,С.Полоцкий);

3)атеистическо-гуманистическое (порвав со схоластикой и теологией, обратились к материалистическим идеям античности и Возрождения; высоко ценили разум и опыт как средства познания; пред.: К.Бекеш, К.Лыщинский).

      б)Белорусская Реформация. Движение было направлено на пересмотр  основных религиозных догматов (С.Будный критиковал учение о триединстве Бога, божественном происхождении Христа, существовании загробного мира) и целого ряда философских проблем: природы духовной свободы, соотношения веры и разума, отношения к античному наследию. Реформация обусловила возникновение протестантизма, что снизило статус Церкви и вывело индивида на путь развития свободной мысли. Белорус. духовность стала развиваться в рационалистическом направлении: было положено начало научного изучения библейских текстов, протестантизм способствовал воспитанию предпринимательской активности. Реформация актуализировала утверждение личных прав (неприкосновенность личности, собственность, политическую активность), развитие политической философии и формирование буржуазного мировоззрения с идеей техногенного развития.                        

3.Этап господства схоластической философии. Период контрреформации помешал распространению идей техногенного развития цивилизации, господствующих  в Европейской фил. Господство схоластики было установлено «вненаучными методами»: идейное давление, поддержка властей, изгнание инакомыслящих из Речи Посполитой. На духовную культуру 17-18 вв. оказала влияние деятельность католических орденов иезуитов и доминиканцев. Виленская иезуитская академия и коллегиумы в ряде городов поддерживали идейную борьбу православия и униатства. «Виленская» схоластика сосредотачивалась на разработке этических, эстетических педагогических идей. Развертывались горячие дискуссии между представителями различных конфессий: православной – М.Смотрицкий, униатской – И.Кунцевич, Католической – Я.Альшевский, А.Кулеш.

4.Белорусское Просвещение. В конце 18 начале 19вв. мысль движется в русле рационалистических идей новоевропейской фил. На территории Беларуси и Литвы происходит становление классического естествознания. Характерно функционирование тайных студенческих сообществ:

-физиократов  (сторонники разного рода реформ)

-филоматов  (любителей знания)

-«променистых»  (патриотов национальной культуры)

-филоретов  (друзей добродетели)

Традиция  Просвещения была прервана вступлением  Б. в состав Российской Империи.

5.Этап господства национально-демакратических идей. Отличительной чертой второй половины 19 начала 20вв. является акцент на проблеме национального возрождения и освобождения белор. народа, статуса национальной культуры и языка. Благотворное влияние оказали этнографические исследования, проведенные на тер. Б. Особенностью этапа является разработка идей деятелями национально-освободительного движения (К.Калиновский) и творческой интеллигенции (А.Мицкевич, Я.Чечот, В.Дунин-Мартинкевич, Я.Лучина).

6.Этап доминирования марксистской традиции. Образование СССР обусловило господство советской идеологи. Проблема национального самосознания продолжает звучать в художественной литературе (М.Богданович, Я.Купала, Я.Колас).

7.Новейший этап. Распад Советского Союза и образование РБ расширил проблемное поле и наметил новые ориентиры философского исследования в глобализирующемся мире. 

                                    ВОПРОС №17

Пути  и особенности  развития русской  философии. Предпосылки возникновения:

1.материально-экономические:

-экономическая,  военно-техническая отсталость Востока от техногенного Запада

-обострение  противоречий из-за наличия многовековой традиции феодально-крепостнических отношений с одной стороны и назревшей необходимости в   капиталистических преобразованиях с другой

2.соцеально-политические:

-сплоченная  сельская община и невыраженность частного интереса

-наличие   мощного централизованного государства, основанного на личном  авторитете монарха

-огромное  влияние духовенства на общество

-движение  декабристов, рост национально-патриотического самосознания

3.духовные:

-тысячелетнее  влияние Византийской христианской традиции на духовность в России

-подчинение  философского знания религиозной практике

-наличие  оформленных мировоззренческих установок в обществе (рассмотрение мира как сферы осуществления Божественной Премудрости, интерес к внутреннему опыту личности, соответствие истины идеалам справедливости, мессианизм: «Москва – третий Рим»)

-знакомство  с западной культурой и «привычка  не отставать» от  ее тэндэнциий

      Подлинно  оригинальная национальная фил. появляется только в 19в. Начало связано с именем Петра Яковлевича Чаадаева. Состоял Северном обществе декабристов, путешествуя по европейским странам, познакомился с Шеллингом. Главное произведение «Философические письма», опубликованное в журнале «Телескоп», подверглось осуждению и вызвало полемику в обществе. Чаадаев подверг критике историю России, ее вневременность, отсутствие прогресса, внешнее заимствование западных образцов при внутренней косности и самодовольстве. Находясь под медицинским и политическим наблюдением в работе «Апология сумасшедшего» утверждает, что России только предстоит решить большую часть проблем социального порядка. Идеи мыслителя породили 2 философских направления:

      1.Западники. Призывали к реформированию Р. по западному образцу, отмены крепостного права, развития наук и образования как факторов прогресса.

-либеральное направление (верили в бессмертие души)

-революционно-демократическое (атеизм, материализм, революционная борьба)

  2.Славянофилы. Отвергали западный рационализм, своеобразие России видели в триаде Православие-Самодержавие-Народность, считали, что именно она должна указать всем народам путь к спасению.

      Владимир  Сергеевич Соловьев – религиозный философ и основатель философии всеединства. С помощью принципа всеединства пытался объединить христианский платонизм, немецкий идеализм, научный эмпиризм. Объединяющей силой считал Софию – Божественную Премудрость и Любовь. Преобразование мира произойдет в Богочеловечестве – потустороннем идеальном царстве Бога. Последователи: П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков.

      «Золотой  век» русской фил. приходится на рубеж 19 и 20 века. Он представлен всеми  стратегиями мировой философии:

-феноменология   -структурализм

-экзистенциализм   -позитивизм

-персонализм    -неокантианство

                  -марксизм

Оригинальным  течением стал русский космизм (В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский)  Основные идеи:

-человечество  – органическая часть космоса  и планетарная сила

-необходимость  участия человека в Божественном  творении и преображении мира

-идея  вечности жизни в Богочеловечестве

-идея  поиска антропо-природной гармонии, созвучная с идеалом глобальной  цивилизации 

      Развитие  Р.ф. было прервано событиями 1917г. Диктатура  пролетариата не нуждалась в полифонии  мысли, а большинство философов  были высланы из страны. В СССР развивалось  идеология марксизма. Современный этап х-ся возвратом к наследию русской мысли. 

                                    ВОПРОС №18

Бытие как проблема философского познания. Основные формы бытия. Проблемой бытия занимается онтология, сам термин был введен Х.Вольфом в труде «Первая философия или Онтология» (1730). Онтология анализирует проблемы: субстанции, материи и сознания, движения и развития, пространства и времени, объективного и субъективного.

  Бытие – это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания (это «существование», если сказать одним словом).

      Сущее – это совокупность вещей, предметов, процессов окружающей действительности (т.о. бытие – это существование сущего, оно фиксирует факт существования и объединяет все).

            Историческая  эволюция категории  бытия:

      1.В  Китайской фил.:

Дао –  это ничто, небытие из которого исходит  бытие.

      2.В  Индий. фил.:

В книге  «Ригведа»: Сат – актуальное бытие, Асат – потенцеальное.

      3.В  Греческой:

У Парменида: впервые ввел некое предметно-образное изображение шара-футляра, вмещающего все, что есть в мире, узреть который можно только разумом.

У Гераклита Эфесского: нечто движущееся.

У Платона: мир идей.

УАристотеля: носит двойственный характер: как вещь – с одной стороны, как нематериальная форма всех форм – с другой; рассматривал 4 уровня бытия:

-материальная  вещь или ее части

-существенный  для вещи признак

-совокупность  частей в вещи в свете выделенного  признака

-форма  вещи   (Пример: дерево-ветви-крона)

      4.В  ф. Средневековья:

Рассматривалось сущее (земное) бытие и инобытие (бытие Бога).

      5.В  Новоевроп. фил. 17 в.:

Бытие – это такая реальность, которая  противостоит человеку; как сущее, которое  может осваиваться и познаваться.

      6.В  НКФ:

У Канта: бытие – это некое идеальное; априорная (существует до опыта) категория, при помощи которой субъект может осмыслить, получаемые им извне, ощущения.

У Гегеля: рассматривал с позиций диалектики, как то, что формируется на первой ступени конкретного бытия.

      7.Бытие  в 20 веке:

-Бытие  – это существование сущего. Удовлетворившись  этим, далее уже не поднимают  проблему.

-Экзистенциализм:  рассматривает бытие человека.

-Марксисты  рассматривают сущность и структуру.

                              Структура бытия:

      1.Виды  бытия:

1)материальное  – характеризуется как природные  объекты и феномены человеческой  и общественной жизни, существующие  реально и независимо от сознания.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"