Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
2)идеальное
– явления духовной жизни
2.Уровни бытия: (устаревшая градация)
-потенциальное (т.е. идеальное)
-актуальное
3.Формы бытия:
1)бытие вещей; процессов; состояний природы (различают: первоприроду и вторую природу, созданную человеком)
2)бытие человека:
-бытие человека в мире вещей (еда, одежда, жилье)
-специфически человеческое бытие (человек – это единство биологического, психического и социального)
3)бытие духовного/идеального:
-индивидуализированное
(связано с индивидуальной
-объективированное (ценности мировой культуры, присвоенные нами: книги, памятники)
4)бытие социальное:
-индивидуальное (бытие отдельного человека)
-бытие общества как такового
ВОПРОС №19
Категория материи. Основные этапы эволюции понятия. Структурная организация материи. Сегодня используется дефиниция В.И.Ленина из труда «Материализм и империокритицизм»:
«Материя (лат. вещество) – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется и отображается нашими ощущениями, существует независимо от них».
Свойства, атрибутивные материи:
1.пространство (свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу)
2.время (указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность – скорость развертывания процессов, их ритм и темп)
3.движение (обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее)
4.системность (объект как совокупность взаимосвязанных между собой элементов/простейших частей любого целого)
5.структурность (способ связи между элементами, внутреннее устройство объекта)
6.объективность (материя существует вне и независимо от сознания)
7.отражение (материя воздействует на органы чувств и отображается в сознании)
8.взаимодействие (способность объектов влиять друг на друга)
I этап:материя рассматривалась как вещь/вещество составляющее первооснову всего природного многообразия (в начале у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена это были стихии в виде воды, огня, воздуха; затем атомы у Левклиппа и Демакрита; Аристотель определил ее как «первичный субстрат каждой вещи»).
II этап: с 17 века с началом Новоевропейской фил. материя рассматривалась и отождествлялась со свойством (в период эмпиризма и рационализма материей считались вещи, обладающие такими всеобщими атрибутами как масса, протяженность, неделимость, непроницаемость и др.).
III этап: в соотношении с сознанием (т.е. на основе субъект-объектного отношения/отношения мышления к бытию, когда подчеркивается материальный аспект понимания материи, ее способность существовать независимо от человеческого сознания).
Основные структутрные уровни организации материи:
-неживая материя -живая материя -социальный реальности
1.нживая материя:
физический вакуум и элементарные частицы (атом – молекула – макротела) – планеты – звезды – галактики – Метагалактика
2.живая материя:
доклеточный уровень (протоплазма, кот. представлена живыми молекулами) – клеточный уровень (клетка) – уровень многоклеточных организмов (организм – вид или популяция – биоценоз – биогеоценоз – экосистема)
3.социальной реальности:
Социальноорганизован и подразумевает человеческое общество: человек – семья – этнос – формации – цивилизации – культура.
Проблема единства мира и понятие субстанции.
I.На всем протяжении развития философии наблюдаются различные подходы к истолкованию проблемы единства мира.
Впервые этот вопрос поставили еще античные мыслители. Так Фалес и Демокрит утверждали, что единство мира – в его материальности. Другие мыслители античности видели основу единства в существовании первичных абсолютных идей или же ощущений человека.
Монизм (греч. один) – способ рассмотрения единства мира через признание единого начала, в качестве которого выступает либо материя, либо дух.
Дуализм (лат. двойственный, термин введен Х.Вольфом) – многообразие мира объясняется существованием двух равноправных, не сводимых друг к другу, начал или субстанций: материальной и духовной.
Т. о., решение проблемы единства мира кроется в решении основного вопроса философии об отношении мышления к бытию.
Историческая
Крупным представителем дуализма в период философии Нового Времени был французский философ и математик Р.Декарт. Проблему взаимоотношений двух субстанций в человеке он решал с позиций психофизического параллелизма, согласно которому психические и физиологические процессы не зависят друг от друга.
Его современники Ф.Бекон, Т.Гоббс, Б.Спиноза развивали идеи метафизического материализма.
К решению проблемы единства мира, глубже других материалистов, подошли русские философы. Они пытались взглянуть на мир как на процесс развития. По Чернышевскому природа представляет собой материю с разнообразными качествами; органические и неорганические комбинации элементов образуют единство, кроме того, органические элементы возникают из неорганических.
Проблему единства мира с материалистических позиций решали Маркс и Энгельс. Опираясь на достижение естественных и общественных наук, они отвергли метафизическое представление о пропасти между живой и неживой природой и обосновали положение о возникновении жизни из неорганической материи. «Жизнь – есть способ существования белковых тел, являющихся ее материальными носителями». Материальное единство проявляется двояко: во-первых, наличием объективной действительности различных вещей, процессов, явлений, систем; во-вторых, как иерархические отношения между этими системами и включение менее сложных систем в более сложные.
II.Субстанция (лат. сущность, нечто, лежащее в основе) – объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; материя в аспекте единства всех форм ее движения; предельное основание, позволяющее сводить многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному.
Различные
философские концепции
Истори
В античной философии различные субстанции трактовались как первооснова изменений вещей, например атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла.
Аристотель характеризовал субстанцию как основу индивидуальности вещи. Аристотелевская форма, обуславливающая определенность предмета, послужила причиной для различения духовной и телесной субстанций. В дальнейшем спор о субстанциональных формах пронизывал всю средневековую философию.
В философии Нового Времени:
1)онтологическое осмысление субстанции:
-в эмпиризме Ф.Бэкона была начата качественная трактовка субстанции, путем описания субстанциональных форм и отождествления их с формой конкретных вещей
-Р.Декарт противопоставил учение о двух субстанциях: материальной (х-ны протяженность и количественная измеримость) и духовной (мыслительной)
-противоречия
дуализма были преодолены панте
-Лейбниц в своей монадологии вычленял множество простых и неделимых субстанций, обладающих изменчивостью
2)гносеологический анализ:
-критика необходимости понятия суб. для научного знания была начата Локком
-Беркли отрицал понятие материал. и допускал существование лишь духов. суб.
-Юм отвергал обе субстанции, он видел в этом понятии лишь некоторую целостность, присущую обыденному, а не научному знанию
-Кант указывал на необходимость понятия для теоретического объяснения явлений, рассматривал суб. как нечто внутренне изменчивое
-кантовский подход был развит Гегелем, который выделил внутреннюю противоречивость суб., ее саморазвитие
Диалектико-материалистич
Для современной западной философии х-но негативное отношение к категории субстанции и ее роли в познании (различные течения неопозитивизма, лингвистическая фил.). Одновременно существует ряд направлений идеалистической философии, которые сохраняют традиционную трактовку (неотомизм, неореализм).
Пространственно-временная структура мира. Пространство и время как философские категории. В истории философии сложились 2 концепции П. и В.:
1.Субстанциальная – рассматривает П. и В. как самостоятельные сущности/субстанции наряду с материей.
Пространство – предстает как абсолютная пустота, вместилище вещей и явлений. Время – как бесконечный поток событий. Представители: Гераклит, Анаксимандр, Ньютон, Ж.Дидье.
2.Реляционная – пространство и время не особые субстанции, а формы существования материи.
Представители: Аристотель, Платон, Кант, Эйнштейн, Лобачевский, марксисты.
ВРЕМЯ – это свойство бытия, характеризующее взаимодействие объектов и смену их состояний, а так же последовательность процессов и их длительность.
Свойства времени:
1)последовательность
2)длительность
3)необратимость/одномерность (развертывание в направлении от настоящего к будущему – «стрела времени»; необходимо учитывать, что современное естествознание допускает существование 10- и 11-мерных структур)
ПРОСТРАНСТВО – это свойство бытия, характеризующее порядок сосуществования и рядоположенность различных феноменов, а так же их структурность и протяженность.
Общие свойства П. и В.:
1)объективность (независимость от сознания человека)
2)неисчерпаемость
3)единство прерывности и непрерывности
4)единство абсолютности и относительности
Кроме того в науке используют такие понятия как:
-перцептуальное П. и В. (психич. восприятие человеком простран. и времен. свойств)
-концептуальное П. и В. (теоретические представления)