Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
II. НЕОПЛАТОНИЧЕСКИЙ
Возвращение к античной идее тождества микро- и макрокосма, внимание с Бога переносится на проблему устройства Вселенной. Неоплатоники: Николай Кузанский, М.Фечино, Пико дела Мирандола.
III.НАТУРФИЛОСОФСКИЙ
Характеризуется становлением ф. природы, стремлением к ее пониманию и усилению власти над ней. Основу натурфилософии составил пантеизм – сохранял Бога в качестве творческого начала, наполняющего природу и человека духовной энергией.
Деятели:
Леонардо да Винчи выдвинул положение о наличии в природе естественной необходимости.
Н.Коперник, благодаря астрономическим открытиям, предложил идею гелиоцентризма, подорвав религиозную космологию и учение о творении.
Дж.Бруно выдвинул концепцию бесконечности миров во Вселенной, в каждом из которых есть свое Солнце.
И.Кеплер установил точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него, космос был представлен как часовой механизм с математической гармонией чисел, доступный научному познанию.
Ренессансная культура дала немалый толчок для развития европейской философской традиции:
2)новый
статус науки как
2)формируется ф. политики, у истоков которой стоял Н.Макиавелли («Государь»), заинтересовавшийся природой власти, механизмами ее получения;
3)социальная
проблематика х-ся
Новоевропейская фил. Проблема метода (научного познания) в ф. Нового времени (17в). Эмпиризм и рационализм. В 16-17в государства Западной Европы вступили в полосу радикальных перемен, что повлекло за собой развитие философии Нового времени, основной чертой которой стал наукоцентризм – желание познать мир рациональными средствами науки.
Предпосылки:
1.материально-экономические:
-возникновение
централизованных буржуазных
-развитие промышленного производства, требующего научных знаний
2.соцеальные:
-классовое общество: буржуазия, рабочие и ученые (последние приобретают статус высшей инстанции)
-христианство по-прежнему существует, но духовенство уже мало влияет на общество
3. духовные:
-благодаря
научной революции религия
-наука
отделяется от философии,
-изменение статуса Бога, отразившееся в деизме – Бог выполняет функцию первотолчка, после чего мир развивается самостоятельно
Для ф. Нового времени особую актуальность приобретает гносеологическая проблематика:
1.что есть объект и что есть субъект познания:
В современной фил. приоритет в познании принадлежит субъекту/человеческому разуму, а в 17в. знание производно от объекта.
2.истинность знания и заблуждение:
Истинность м/б установлена с помощью:
1)метод
индукции – предполагает
2)метод дедукции – от общих положений к частным выводам
3)экспериментальный метод – на основе научного эксперимента
Эти методы не привели к решению проблемы, а потому начинают разрабатываться методологические принципы познания:
-принцип
критической подготовки
-принцип универсального сомнения (Декарт).
3.проблема источника знания (какой источник знания является приоритетным – чувственный опыт или теория)
4.проблема метода научного познания, которая отражена в концепциях эмпиризма и рационализма:
I.ЭМПИРИЗМ (emperia/опыт) – основой познания является чувственный опыт, а разум только обобщает и перекомпоновывает материал, полученный чувственным опытом; сам по себе разум не создает новых знаний. Представители: Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк.
II.РАЦИОНАЛИЗМ (racio/разум) – исходит из того, что чувства могут нас обманывать, разум же сам способен вырабатывать новые знания и контролировать разного рода выводы. Представители: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц.
Основные черты философии 17в:
1)критика схоластики использование научного познания
2)формируется принцип автономии разума
3)некритическое следование авторитетам
4)отсутствие систематических экспериментов и наблюдений, отсюда догматизм и умозрительность
5)наличие механико-математической модели бытия (метафизический подход к анализу действительности, т.е. с позиций механики и математики)
6)разработка
методов познания и решения вопроса источника
знания (преобладание дедуктивного метода)
ВОПРОС №12
Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции. НКФ занимает небольшой временной промежуток (основные произведения выходят в 1770-1831гг); ее образуют всего 5 авторов: Иммануил Кант, Г.В.Ф. Гегеь, И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинг, Людвиг Фейербах .
Однако, НКФ внесла качественно новый вклад в развитие европейской фил. традиции; являясь продолжением прогрессивных идей и концепций 17-18вв., она стала преддверием неклассического типа философствования. В учениях немецких мыслителей произошел синтез рационализма и сенсуализма, и таким образом была раскрыта диалектическая природа познавательного процесса.
Предпосылки:
1.материально-экономические:
-формирование
капиталистического способа
-одновременное
существование помещичьего
2.социальные:
-наличие буржуазии и пролетариата
-остатки
феодализма и влияния
-большая
прослойка научной и
3.духовные:
-духовное развитие общества опережает время и экономику
-национальная
фил. традиция заложила в
I.КАНТ – родился в Кенинсберге (Каллиненград – город-побратим), стал 11 ребенком в семье, имел слабое здоровье, но благодаря режиму и хорошим привычкам дожил до 80 лет, долгие годы возглавлял Кененсбергский Университет.
В творчестве выделяют 2 периода:
1)докритический – уделяет много времени естествознанию, считает, что наука должна опираться на теоретические и эмпирические знания, а философия призвана их обобщить;
2)критический – начинается с написания 3 работ со словом «критика» в названии:
-1781 «Критика чистого разума» - посвящена проблемам познания
-1788 «Критика практического разума» - посвящена проблемам этики
-1790 «Критика
способности суждения» - проблемам
эстетики и онтологии в
Выделяют 2 основных вопроса китического периода:
а) теория познания:
Кант произвел революцию или «коперниканский поворот» в гносеологии, поставив на первое место субъект познания; это означало следующее:
-процесс
познания рассматривал как
-определил структуру познающего субъекта (выделил этап чувств и этап рацио в позновательном процессе – дуализм Канта; ввел понятие о наличии априорных/доопытных форм чувственности и рассудка, которые образуют трансцендентальные, т.е. выходящие за границы опытного, формы сознания)
-ставил
вопрос о возможности познания
мира субъектом (был
б) теория этики:
Этика Канта названа жесткой или регористической. Он утверждал, что сознание людей должен связывать некий моральный закон – категорический императив, который предполагает определенное представление о долге, достоинстве, ответственности. Формулировка закона звучит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты, в то же время, можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
Кант считал поступок моральным не тогда, когда есть к нему склонность, а когда он совершается из уважения к нравственному закону, кроме того субъект осознает, что он делает.
Ряд нравственных обязанностей по Канту, кот. легли в основу европейской морали:
-забота о сохранении своего здоровья
-забота о чести и достоинстве
-забота о совести и самопознании
-воспитание в себе человеколюбия
-уважение к другим
-воспитание в себе приятности, мягкости, вежливости, терпимости и гостеприимства
-развитие в себе чувства прекрасного
II.ГЕГЕЛЬ – самый сложный философ. язык не помешал ему стать вершиной классической диалектики.
а) суть бъективного идеализма Гегеля:
Если Кант исследовал объективный аспект познания, то Гегель исследует развитие духовной культуры человечества и вводит понятие Абсолютной идеи – это вся объективная реальность в ее полноте и развитии, некий мировой разум, предельно сжатый до совершенно чистой формы.
3
этапа развития Абсолютной
1)логика (Абсолют. идея находится в рамках чистого мышления, на этом этапе она развивается и видоизменяется по законам диалектики);
2)философия природы (на 2 этапе Абсолют. идея превращается в инобытие, т.е. развивается как категория природы);
3)философия духа (Абсолют. идея развивается в истории человечества, затем она возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самопознания).
б) основной заслугой Гегеля стала разработка идеалистической теории диалектики:
-представление о существовании объективных законов и принципов развития и взаимовлияния в природе, обществе, культуре
3 закона диалектики/развития выведенные Гегелем:
1.закон
перехода количественных
2.закон
единства и борьбы
3.закон
отрицания отрицания/двойного
-учение
о противоречии как источнике
развития и описание
- разработка
категориально-понятийного
III.ФЕЙЕРБАХ – родился в семье юриста, перевелся с богословского на философский факультет, за труд «Мысли о смерти и бессмертии» был отстранен от преподавания и всю жизнь занимался репетиторством; его фил. стала оппозицией идеалистическому направлению НКФ.