Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТЫ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 161.22 Кб (Скачать)

      3.Оформление  гносеологии происходит в Новое Время (сам термин возникает только в 1832г.), когда возникает задача определения источников  и условий достоверности человеческих знаний, причем классическая Г. ориентирована на наукообразный идеал истины.

      4.Современная Г. подчеркивает, что истина может зависеть от точки наблюдения, методов, возможностей субъекта, социокультурного контекста, а значит имеет релятивный (т.е. изменчивый) характер.

      В решении центрального вопроса классической гносеологии о познаваемости мира есть 3 направления:

1.оптимизм (мир познаваем; основа – установка на поиск истины, вера в безграничные способности разума, субъект способен адекватно отражать объекты исследуемой реальности; сторонники: Аристотель, Ф.Бекон, Б.Спиноза, Г.Гегель, К.Маркс)

2.агностицизм (мир не познаваем; согласно И.Канту, мир состоит из «вещей-в-себе» и познаваем только в тех границах, которые определены способностями субъекта)

3.скептицизм (состоит в «воздержании от суждения» поскольку любому аргументу можно противопоставить контраргумент, а человеческие знания относительны; сторонники: Пиррон)

      Впоследствии  скептицизм вылился в критицизм по отношению к любой традиции, претендующей на авторитарность истины. Современный скептицизм Р.Ротти делает акцент на иронии как принципе отношения к любой оппозиции, включая и собственную.

      Проблема  объекта и субъекта познания в гносеологии:

Конструирование оппозиции «субъект-объект» произошло  в Новоевропейской ф. в период формирования естествознания. В классической ф. выдвигаются 2 подхода в решении  этой проблемы:

1)объектно-натуралистический (О. – источник познавательной деятельности; объективная реальность воздействует на органы чувств и, если «чистый» разум не искажен заблуждениями, происходит отражение действительности; критерий истины – опыт, законы природы)

2)субъектно-рефлексивный (С. – источник познават. деятел-ти.; акцент на творческий разум, трансцендентальное знание общего предшествует чувственному опыту; критерий – рациональная рефлексия)

      В современной ф. познавательные проблемы становятся предметом эпистемологии (науки о знании), которая в отличие от гносеологии исходит из оппозиции «объект-знание».

                                    ВОПРОС №29

Структура познавательного  процесса.

ПОЗНАНИЕ – это форма творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности; форма отражения объективной действительности.

      В структуре познавательного процесса выделяют два базовых уровня:

I.уровень чувственного познания (осуществляется отражение внешнего мира путем непосредственного контакта субъекта (обладающего: органами чувств, нервной системой, мозгом) с объектами реальной действительности)

II.уровень рационального познания (воплощается в мышлении, представляет творческий процесс опосредованного познания мира, раскрытия его закономерных связей и фиксации в языке понятий и категорий)

            Два направления в теории познания философии Нового Времени:

      Эмпиризм – признает чувственный опыт единственным источником знаний о действительности. Рациональная способность познания только как механическая перекомпоновка и обобщение чувственных данных. Различают:

-идеалистический/британский эмпиризм (Д.Юм, Дж.Беркли рассматривали элементы чувственного опыта как исходную основу всех человеческих знаний)

-материалистический эмпиризм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк интерпретировали  чувственные данные как отражение объектов и вещей материального мира)

      Рационализм – признает приоритет разума по отношению к чувственному опыту, подчеркивает особую роль дедуктивной методологии и интеллектуальной интуиции. Представители: Р. Декарт, Г.Лейбниц, Б.Спиноза, И.Кант.

      В рамках вышеназванных направлений  было обосновано немало верных идей, но в целом они не смогли убедительно  объяснить диалектическую природу  познания. В действительности чувственное познание и абстрактное мышление – две ступени одного познавательного процесса.

                        I.Формы чувственного познания:

      1.Ощущение образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств субъекта.

      2.Восприятие целостный образ предмета, представляющий собой синтез различных ощущений.

      3.Представление обобщенный наглядный образ предмета (не воспринимаемый в данный момент времени) удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизму памяти.

      Центральная проблема чувственного познания:

Связана с механизмом формирования субъективного образа, так как в процессе такого формирования происходит взаимодействие между различными типами реальности: физической, физиологической, психической, идеальной. Современные представления о чувственном познании радикально порывают с его наивно-реалистической интерпретацией. Обязательным условием наделения предметным смыслом сенсорных данных (полученных в результате ощущения, восприятия, представления) являются процедуры их истолкования в терминах языка.

                  II.Формы рационального познания:

      1.Понятие – форма мышления, фиксирующая закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений, которые выражаются в виде определений/дефиниций. Два вида понятий:

-абстракция результат мысленного отвлечения/абстрагирования от определенных свойств и признаков, характерных для реального предмета

-идеализация реальные свойства и признаки замещаются мысленно сконструированными признаками, выражающими сущность предмета в «чистом виде»

      2.Суждение – форма мышления, выраженная посредством высказывания, когда фиксируется истинностная оценка события

      3.Умозаключение – форма мышления, когда на основе одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

      Центральная проблема рационального познания:

Связана с формированием понятий и категориальной структуры мышления. В процессе этого формирования важная роль принадлежит следующим познавательным процедурам:

-анализу и группировке свойств и признаков предмета

-сравнению и выделению доминирующего свойства или признака

-идеализации

-языковому выражению доминирующего свойства или признака

      В структуре рационального  познания выделяют следующие  уровни :

1)рассудок

Р. –  форма синтеза наглядных представлений в соответствии с правилами формальной логики и заданным в языке мыслительным схемам. Р. свойственна сила суждения, он дает нам знание.

2)разум

Р. –  характеризует человеческое познание как высшую инстанцию духа, открывает перспективу метафизического мышления (в рамках которого познание формулирует идеи о душе, Боге, бесконечности и др. подлинно философских субстанциях). Р. свойственна сила умозрения, поэтому ему доступно понимание.

  И.Кант вынес отрицательный вердикт философским амбициям Р. т.к., покидая пределы опыта, разум становится «разумничанием» и впадает в состояние неразрешимых противоречий. Однако К. признавал, что трансцендентальные идеи открывают для нас мир морали и нравственного опыта

      Позитивная  оценка разума содержится в философии Гегеля. Именно Р. способен мыслить противоречие как сущностную характеристику бытия, в то время как догматический рассудок выглядит ограниченным в своих познавательных возможностях. Диалектический Р. привносит в познание интуитивно-иррациональные компоненты, которые получают у него название спекулятивного мышления.

      Целесообразность  выделения в структуре рационального  познания двух уровней подтверждается данными современной нейрофизиологии. Существует функциональная асимметрия мозга, ответственная за существование двух разных типов мыслит. деят.:

-левополушарная (логически-дискурсивное рассудочное мышление)

-правополушарная  (образно-эмоциональные и креативные функции) 

                                    ВОПРОС №30

Роль  практики в процессе познания.

  ПРАКТИКА – это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей людей.

Иными словами, П. – это деятельность, и  она различна. Виды практики:

1.производственно-технологическая

2.общественно-политическая

3.познавательная

      Структура практики:

1)субъект практической деятельности (тот, кто осуществляет)

2)предмет практич. деят. (объект на который направлена деят.)

3)средство деятельности (с помощью которого достигается цель деят.)

4)продукт практич. деят. (результат)

      Функции практики:

1.роль в процессе познания:

      - как источник познавательной деятельности

Дает  познанию необходимый фактический материал, формирует самого субъекта, ставит цели и задачи познават. деят.

      -является  движущей силой

В процессе познания осуществляется практическая деятельность, подразумевающая наличие субъекта, предмета, средства, а главное, в конечном итоге, продукта этой познавательной деятельности.

      -является  целью познания

Научные знания имеют смысл лишь в том  случае, если они воплощаются в  жизнь. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения потребностей общества.

2.как критерий истины

Только  те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективность. П. соединяет объект и действие, производимое в соответствии с мыслью о нем. Именно в таком действии и проявляется истинность мысли. 

                                    ВОПРОС №31

Понятие истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы.

Истина  является целью познавательной деятельности, а потому эта тема актуальна для эпистемологии (философии науки). Проблема истины связана с решением таких вопросов как:

-что  есть истина, какова ее сущность

-вопрос  о критериях истины

      Классическое определение И. восходит к Аристотелю: «ИСТИНА – это соответствие/корреспонденция знаний действительности». Впоследствии британским философом 20в. Дж.Муром эта концепция была названа корреспондентской теорией истины.

      Классической  концепции истины (ККИ) соответствуют следующие  положения:

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"