Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
3.Оформление гносеологии происходит в Новое Время (сам термин возникает только в 1832г.), когда возникает задача определения источников и условий достоверности человеческих знаний, причем классическая Г. ориентирована на наукообразный идеал истины.
4.Современная Г. подчеркивает, что истина может зависеть от точки наблюдения, методов, возможностей субъекта, социокультурного контекста, а значит имеет релятивный (т.е. изменчивый) характер.
В решении центрального вопроса классической гносеологии о познаваемости мира есть 3 направления:
1.оптимизм (мир познаваем; основа – установка на поиск истины, вера в безграничные способности разума, субъект способен адекватно отражать объекты исследуемой реальности; сторонники: Аристотель, Ф.Бекон, Б.Спиноза, Г.Гегель, К.Маркс)
2.агностицизм (мир не познаваем; согласно И.Канту, мир состоит из «вещей-в-себе» и познаваем только в тех границах, которые определены способностями субъекта)
3.скептицизм (состоит в «воздержании от суждения» поскольку любому аргументу можно противопоставить контраргумент, а человеческие знания относительны; сторонники: Пиррон)
Впоследствии скептицизм вылился в критицизм по отношению к любой традиции, претендующей на авторитарность истины. Современный скептицизм Р.Ротти делает акцент на иронии как принципе отношения к любой оппозиции, включая и собственную.
Проблема объекта и субъекта познания в гносеологии:
Конструирование
оппозиции «субъект-объект»
1)объектно-натуралистический (О. – источник познавательной деятельности; объективная реальность воздействует на органы чувств и, если «чистый» разум не искажен заблуждениями, происходит отражение действительности; критерий истины – опыт, законы природы)
2)субъектно-рефлексивный (С. – источник познават. деятел-ти.; акцент на творческий разум, трансцендентальное знание общего предшествует чувственному опыту; критерий – рациональная рефлексия)
В современной ф. познавательные проблемы становятся предметом эпистемологии (науки о знании), которая в отличие от гносеологии исходит из оппозиции «объект-знание».
Структура познавательного процесса.
ПОЗНАНИЕ – это форма творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности; форма отражения объективной действительности.
В структуре познавательного процесса выделяют два базовых уровня:
I.уровень чувственного познания (осуществляется отражение внешнего мира путем непосредственного контакта субъекта (обладающего: органами чувств, нервной системой, мозгом) с объектами реальной действительности)
II.уровень рационального познания (воплощается в мышлении, представляет творческий процесс опосредованного познания мира, раскрытия его закономерных связей и фиксации в языке понятий и категорий)
Два направления в теории познания философии Нового Времени:
Эмпиризм – признает чувственный опыт единственным источником знаний о действительности. Рациональная способность познания только как механическая перекомпоновка и обобщение чувственных данных. Различают:
-идеалистический/британский эмпиризм (Д.Юм, Дж.Беркли рассматривали элементы чувственного опыта как исходную основу всех человеческих знаний)
-материалистический эмпиризм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк интерпретировали чувственные данные как отражение объектов и вещей материального мира)
Рационализм – признает приоритет разума по отношению к чувственному опыту, подчеркивает особую роль дедуктивной методологии и интеллектуальной интуиции. Представители: Р. Декарт, Г.Лейбниц, Б.Спиноза, И.Кант.
В рамках вышеназванных направлений было обосновано немало верных идей, но в целом они не смогли убедительно объяснить диалектическую природу познания. В действительности чувственное познание и абстрактное мышление – две ступени одного познавательного процесса.
I.Форм
1.Ощущение – образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств субъекта.
2.Восприятие – целостный образ предмета, представляющий собой синтез различных ощущений.
3.Представление – обобщенный наглядный образ предмета (не воспринимаемый в данный момент времени) удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизму памяти.
Центральная проблема чувственного познания:
Связана с механизмом формирования субъективного образа, так как в процессе такого формирования происходит взаимодействие между различными типами реальности: физической, физиологической, психической, идеальной. Современные представления о чувственном познании радикально порывают с его наивно-реалистической интерпретацией. Обязательным условием наделения предметным смыслом сенсорных данных (полученных в результате ощущения, восприятия, представления) являются процедуры их истолкования в терминах языка.
II.Формы рационального познания:
1.Понятие – форма мышления, фиксирующая закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений, которые выражаются в виде определений/дефиниций. Два вида понятий:
-абстракция – результат мысленного отвлечения/абстрагирования от определенных свойств и признаков, характерных для реального предмета
-идеализация – реальные свойства и признаки замещаются мысленно сконструированными признаками, выражающими сущность предмета в «чистом виде»
2.Суждение – форма мышления, выраженная посредством высказывания, когда фиксируется истинностная оценка события
3.Умозаключение – форма мышления, когда на основе одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
Центральная проблема рационального познания:
Связана с формированием понятий и категориальной структуры мышления. В процессе этого формирования важная роль принадлежит следующим познавательным процедурам:
-анализу и группировке свойств и признаков предмета
-сравнению и выделению доминирующего свойства или признака
-идеализации
-языковому выражению доминирующего свойства или признака
В структуре рационального познания выделяют следующие уровни :
1)рассудок
Р. – форма синтеза наглядных представлений в соответствии с правилами формальной логики и заданным в языке мыслительным схемам. Р. свойственна сила суждения, он дает нам знание.
2)разум
Р. – характеризует человеческое познание как высшую инстанцию духа, открывает перспективу метафизического мышления (в рамках которого познание формулирует идеи о душе, Боге, бесконечности и др. подлинно философских субстанциях). Р. свойственна сила умозрения, поэтому ему доступно понимание.
И.Кант вынес отрицательный вердикт философским амбициям Р. т.к., покидая пределы опыта, разум становится «разумничанием» и впадает в состояние неразрешимых противоречий. Однако К. признавал, что трансцендентальные идеи открывают для нас мир морали и нравственного опыта
Позитивная оценка разума содержится в философии Гегеля. Именно Р. способен мыслить противоречие как сущностную характеристику бытия, в то время как догматический рассудок выглядит ограниченным в своих познавательных возможностях. Диалектический Р. привносит в познание интуитивно-иррациональные компоненты, которые получают у него название спекулятивного мышления.
Целесообразность
выделения в структуре
-левополушарная (логически-дискурсивное рассудочное мышление)
-правополушарная
(образно-эмоциональные и креативные
функции)
Роль практики в процессе познания.
ПРАКТИКА – это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей людей.
Иными словами, П. – это деятельность, и она различна. Виды практики:
1.производственно-
2.общественно-политическая
3.познавательная
Структура практики:
1)субъект практической деятельности (тот, кто осуществляет)
2)предмет практич. деят. (объект на который направлена деят.)
3)средство деятельности (с помощью которого достигается цель деят.)
4)продукт практич. деят. (результат)
Функции практики:
1.роль в процессе познания:
- как источник познавательной деятельности
Дает познанию необходимый фактический материал, формирует самого субъекта, ставит цели и задачи познават. деят.
-является движущей силой
В процессе познания осуществляется практическая деятельность, подразумевающая наличие субъекта, предмета, средства, а главное, в конечном итоге, продукта этой познавательной деятельности.
-является целью познания
Научные знания имеют смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения потребностей общества.
2.как критерий истины
Только
те результаты познания, которые прошли
проверку практикой, могут претендовать
на объективность. П. соединяет
объект и действие, производимое в соответствии
с мыслью о нем. Именно в таком действии
и проявляется истинность мысли.
Понятие истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы.
Истина является целью познавательной деятельности, а потому эта тема актуальна для эпистемологии (философии науки). Проблема истины связана с решением таких вопросов как:
-что есть истина, какова ее сущность
-вопрос о критериях истины
Классическое определение И. восходит к Аристотелю: «ИСТИНА – это соответствие/корреспонденция знаний действительности». Впоследствии британским философом 20в. Дж.Муром эта концепция была названа корреспондентской теорией истины.
Классической концепции истины (ККИ) соответствуют следующие положения: