Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТЫ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 161.22 Кб (Скачать)

4)консервативный характер философствования- философы стремились к практической реализации собственных концепций, многие становились советниками императора, удельного князя, получали должность сановника и таким образом ценностные ориентации китайского философа часто совпадали со статусными ориентациями государственного чиновника.

5)культ предков- началом всех человеческих качеств выступает семья, почтение к старшим-основа ритуала, по аналогии выстраивается государственная иерархия (правитель-отец  своих подданных)

6)малосистемность (отсутствие систематизации знаний).

 

                                    ВОПРОС №6

Древнеиндий. фил.; генезис и  основные школы.

Зарождение  восходит к 8 в. до н.э. и связано с  памятником инд. мифологии – Ведами (сборники гимнов, молитв, заклинаний, посвященных божествам, олицетворяющим силы природы). Первые фил. тексты Упанишады сложились как комментарии для глав. сборника Ригведы, где образы божеств играли роль философ. понятий. Мыслители видели в них откровение божественной мудрости – Шрути.

     Специфика древнеиндий. фил:

1)гносеологический традиционализм (фил. познание мыслилось как триединство ступеней восхождения к истине:

-освоение  вед

-рационально-философское  осмысление вед

-интуитивное  прозрение истины с помощью  интеллектуаль. сосредоточ.  и  медитации)

2)психологизм

3)антропологическая ориентация

4)теснейшая  связь с религией и мифологией (одни и те же тексты можно рассматривать и как духовные и как религиозные)

5)эстетизм (отражен в древнем искусстве)

В развитии инд. фил. традиции можно выделить 2 комплекса идей:

     1.Шесть  ортодоксальных/консервативных школ (астика), группирующихся в дополняющие друг друга пары:

        -санкхья – йога                        -вайшешика – ньяя                  -веданта – миманса

Разработали следующие философ. категории:

Брахман – высшая объективная реальность. Атман – высшая духовная сущность. В Упанишадах оформляется идея тождества Б и А, как объективного и субъективного начал Универсума. Человек, по мере отказа от заботы о внешнем, достигает этого тождества и получает возможность восстановить единство с Абсолютом. Сансара - колесо жизни, связано с цепью рождений и переходом от одной формы сущ. к другой. Карма(деяние) - регулирует колесо жизни, выражает совокупность всех добрых и дурных дел, совершенных в предшествующих жизнях, и определяет судьбу в последующих перерождениях. Дхарма(поддерживать) – символизирует принцип справедливости как закон, долг, добродетель, императив поведения, специфичный для той или иной касты; действие по дхарме улучшает карму и обеспечивает рождение в более высоком состоянии.  Мокша(освобождение) – высшая цель жизни, идеал спасения; исчерпав прегрешения кармы, человек вырывается из колеса сансары и соединяется с Б-А.

     2.Неортодоксалтные  школы (настика) :

-буддизм                               -локаята/чарвака

-джайнизм                            -адживика

Связаны с возникновением сильных арийских государств, дестабилизацией кастовой структуры и выдвижением каштариев (воинов, светских правителей) в противовес брахманам. Они отрицали безусловный авторитет вед и вели дискуссии с ведантой, опираясь на категории буддизма. Особенности таковы:

1)нет  Брахмана, сущность мира пустотна (учение о Шуньяте);

2)нет  бессмертной души, тождественной  Абсолюту, индивид – временное  состояние, возникающее вследствие  констелляции мельчайших  первоэлементов  бытия – Дхарм;

3)видимый  мир – иллюзия помраченного  сознания и возникает из-за  вращения дхарм (учение о ежемгновенной  изменяемости всего сущего);

4)своими  действиями индивид включается  в поток бытия, чем обрекает  себя на страдание (учение о  Сансаре);

5)существует  путь, ведущий к успокоению дхарм  и достижению покоя в безбрежной  мировой пустоте (учение о  Нирване).

     Оригинальные  идеи инд. философов повлияли на народы Востока, античный мир, европейские  страны, и оказывают воздействие  на современную западную цивилизацию.  

                                   ВОПРОС №7

Возник. и особенности  древнегреч. фил. Проблема первоначала в  досакратич. фил. Предпосылки возникновения философии:

1. материально-экономические:

-переход  от бронзы к железу

-скачок  в развитии производственных  сил (превращение аграрной страны  в центр ремесленной индустрии,  появление городов)

-общественное  разделение труда (профессия строителя  престижней чем прачки)

-развитие  торговли

-появление  металлических  денег и финансовой  сферы труда

-наличие  частной и государственной собственности

2. социальные:

-распад  общин и формирование классового  общества (сословия торговцев, воинов, с/х аристократии)

-наличие  городского и сельского населения

-демографический  взрыв в городах (двоеженство)

-появление  рабства (позднее)

3. духовные:

-политические (обязательное участие в гражданской  жизни полисов; столкновения политических  группировок)

-правовые (появление институтов и учреждений; понятие о правах и обязанностях)

-этические  и нравственные (уважение  добродетелей, почитание предков, понятие ценности  труда, общественных дел, обучения)

-религия  и мифология (многовариантность,  т.к. существовало многобожие  и не было сословия жрецов)

-искусство  (особенно поэзия древних греков)

-наука  (научные знания пришедшие из  Вавилонии, Египта, Индии, Китая;  склонность к систематизации  и теоритизации)

     Особенности древнегреч. фил.:

1)космоцентризм  (рассматривает мир в целом,  в том числе и человека, как  Космос, анализирует их с точки  зрения гармонии; Космос–базовая категория, символизирует высший прядок, справедливость–должное распределение благ, истину–соответствие знаний действительности, красоту–космос как наилучшее произведение искусства); космологизм (примат объективного над субъективным, на первом месте материально-чувственный космос);

2)онтологичность (совокупность гносеологических, антропологических,  социально-философских воззрений  подчинена той или иной интерпретации  космоса);

3)гносеологический  рационализм (установка древних  греков на рационально-логическую  аргументированность знаний и  развитие категориально-понятийного  аппарата как средства познания  бытия);

4)антропокосмизм (рассматривает человека с позиций  его этических характеристик,  понятие древних о добродетелях, человеку предписаны высокие  морал. ценности);

5)гражданственность  (полисная демократия обеспечила  детальную разработку социальной  проблематики и вопроса о государстве);

6)богатейшая  мифологическая и литературная  традиция;

7)разнообразие  философских школ.

                 В развитии древнегреч. фил. выделяют 3 основных этапа:

     I. Ранняя греческая философия /досократики:

-милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) +Гераклит Эфесский

-пифагореизм (Пифагор – «все есть число» гармония мира в цифровых пропорциях, организация космоса м/б сформулирована математически)

-атомизм (Демокрит – атомы составляют первоэлементы бытия, существуя в пустоте/небытии)

-элейская (Парменид – «бытие есть, небытия нет», понимали бытие как идеальное, обострили проблему умозрительного и видимого миров)

     II. Античная классика:

1)Греческое  просвещение:

-софисты (Горгий, Протагор – учителя красноречия для молодежи; обратили внимание на условность социальных законов и их производность от мнения людей, истина относительна и «человек есть мера всех вещей» т.е. начало гносиологической  проблематики)

-Сократ

2)Зрелая  классика:

-Платон

-Аристотель

     III.Эллинистическая философия:

-стоицизм (Зенон – счастье и добродетель в покорности судьбе и следовании долгу, возможно при бесстрастии, судьбу определяет всепроникающий Логос; влияние на христианство)

+римский стоицизм (Синека, Марк Аврелий – религиозно-мистические тенденции; природа пронизана божественным началом – Логосом, его понимание близко к христианской трактовке Бога как Абсолютной Личности; космос – божественное государство, где человек гражданин неба и его родина небесный Космополис)

-эпикуреизм (Эпикур – счастье и добродетель определяются через наслаждение, к которому стремится все живое; безмятежность достиг ч/з преодоление страхов - «когда мы есть смерти еще нет», чел. должен стремится к атараксии т. е. невозмутимости)

-скептицизм (Пиррон – окружающие вещи непознаваемы, отрицание добра и зла, неверие в рациональное обоснование моральных норм)

-неоплатонизм (в основании космоса Сверхсущее Единое т. е. непознаваемый духовный абсолют, кот. отождествляется с благом и уподобляется солнцу и свету; Цель фил. – мистическое постижение Сверх. Единого на основе нравственного очищения человека; мощное воздействие на христиан. теологию и популярность в средние века)

-кинизм/cinic (Диоген - проповедовали внутреннюю свободу индивида; человек обязан жить не по законам общества, а по собственным – «без общины, без дома, без отечества»)

     Анализ  милетской школы:

Проблема  первоначала являлась основной для  представителей школы в Ионии.

     ФАЛЕС – торговец, много путешествовал, создал спец. аппаратуру и предсказал солнечное затмение; первосубст. вода, все рождается из воды и все  в нее превращается.

     АНАКСИМАНДР – считал первоосновой вещество аппирон – не имеет границ и начала, бесконечно; идея круговорота; зарождение человека внутри рыб.

     АНАКСИМЕН – первосубст. воздух, при разряжении образ. огонь, при сгущении образ. вода, а затем камень-земля.

     ГЕРАКЛИТ  ЭФЕССКИЙ –  не являлся представит. Милеет шк.; отличался необщительностью, сложностью языка, считал себя истиной  в последней инстанции. Первосуб. огонь, отсюда выводит проблему диалектики/развития – «все течет, все изменяется», «нельзя  дважды вступить в одну реку». Заслуга  в том, что в отличии от милетцев, кот. говорили об изменчивости мира, поставил вопрос о причинах изменения и  противоречивость мира объяснял борьбой  противоположностей.

                                   ВОПРОС №8

Философия Сократа, Платона  и Аристотеля.

     Кульминацией  этапа античной классики в древнегреческой философии стало творчество великих философов Сократа, Платона и Аристотеля.

I.СОКРАТ – первый философ из Афин, отдал всю жизнь обучению молодежи и мало занимался семьей, самостоятельно по своим убеждениям принял яд в тюрьме, не оставил письменных трудов.

     Слова Сократа «я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого» обличали несовершенство расхожих истин, но тем не менее, он считал познание добродетелей условием мудрого поведения.

     1.Гносиологическая  проблематика отразилась в разработке  особого метода познания истины  – «метода маевтики»/субъективной диалектики. Задавая вопросы, он приводит всех к одному пониманию таких философ. категорий как мужество, прекрасное, благо, т.о. каждый отметает свое понимание и приходит к правильному выводу.

     2.Проблема  антропологии отразилась в этическом антропологизме Сократа. Как должен жить человек, как надлежит общаться с другими, что есть главное в человеке. Необходимым условием Сократ считал познание себя, а главное в человеке – добродетель.

II. ПЛАТОН – ученик Сократа, по легенде прозванный так за доброту и коренастость, тяжело переживая смерть учителя, много путешествовал, вернувшись в Афины создал первую академию (по названию рощи с памятником богу Академу), просуществовавшую почти 1000 лет, дважды был продан властями в рабство, но был выкуплен учениками.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"