Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
4)консервативный характер философствования- философы стремились к практической реализации собственных концепций, многие становились советниками императора, удельного князя, получали должность сановника и таким образом ценностные ориентации китайского философа часто совпадали со статусными ориентациями государственного чиновника.
5)культ предков- началом всех человеческих качеств выступает семья, почтение к старшим-основа ритуала, по аналогии выстраивается государственная иерархия (правитель-отец своих подданных)
6)малосистемность (отсутствие систематизации знаний).
Древнеиндий. фил.; генезис и основные школы.
Зарождение восходит к 8 в. до н.э. и связано с памятником инд. мифологии – Ведами (сборники гимнов, молитв, заклинаний, посвященных божествам, олицетворяющим силы природы). Первые фил. тексты Упанишады сложились как комментарии для глав. сборника Ригведы, где образы божеств играли роль философ. понятий. Мыслители видели в них откровение божественной мудрости – Шрути.
Специфика древнеиндий. фил:
1)гносеологический традиционализм (фил. познание мыслилось как триединство ступеней восхождения к истине:
-освоение вед
-рационально-философское осмысление вед
-интуитивное прозрение истины с помощью интеллектуаль. сосредоточ. и медитации)
2)психологизм
3)антропологическая ориентация
4)теснейшая связь с религией и мифологией (одни и те же тексты можно рассматривать и как духовные и как религиозные)
5)эстетизм (отражен в древнем искусстве)
В развитии инд. фил. традиции можно выделить 2 комплекса идей:
1.Шесть
ортодоксальных/консервативных
-санкхья – йога -вайшешика – ньяя -веданта – миманса
Разработали следующие философ. категории:
Брахман – высшая объективная реальность. Атман – высшая духовная сущность. В Упанишадах оформляется идея тождества Б и А, как объективного и субъективного начал Универсума. Человек, по мере отказа от заботы о внешнем, достигает этого тождества и получает возможность восстановить единство с Абсолютом. Сансара - колесо жизни, связано с цепью рождений и переходом от одной формы сущ. к другой. Карма(деяние) - регулирует колесо жизни, выражает совокупность всех добрых и дурных дел, совершенных в предшествующих жизнях, и определяет судьбу в последующих перерождениях. Дхарма(поддерживать) – символизирует принцип справедливости как закон, долг, добродетель, императив поведения, специфичный для той или иной касты; действие по дхарме улучшает карму и обеспечивает рождение в более высоком состоянии. Мокша(освобождение) – высшая цель жизни, идеал спасения; исчерпав прегрешения кармы, человек вырывается из колеса сансары и соединяется с Б-А.
2.Неортодоксалтные школы (настика) :
-буддизм
-джайнизм
Связаны
с возникновением сильных арийских
государств, дестабилизацией кастовой
структуры и выдвижением каштар
1)нет Брахмана, сущность мира пустотна (учение о Шуньяте);
2)нет
бессмертной души, тождественной
Абсолюту, индивид – временное
состояние, возникающее
3)видимый
мир – иллюзия помраченного
сознания и возникает из-за
вращения дхарм (учение о
4)своими действиями индивид включается в поток бытия, чем обрекает себя на страдание (учение о Сансаре);
5)существует
путь, ведущий к успокоению дхарм
и достижению покоя в
Оригинальные
идеи инд. философов повлияли на народы
Востока, античный мир, европейские
страны, и оказывают воздействие
на современную западную цивилизацию.
Возник. и особенности древнегреч. фил. Проблема первоначала в досакратич. фил. Предпосылки возникновения философии:
1. материально-экономические:
-переход от бронзы к железу
-скачок
в развитии производственных
сил (превращение аграрной
-общественное
разделение труда (профессия
-развитие торговли
-появление
металлических денег и
-наличие
частной и государственной
2. социальные:
-распад
общин и формирование
-наличие
городского и сельского
-демографический взрыв в городах (двоеженство)
-появление рабства (позднее)
3. духовные:
-политические
(обязательное участие в
-правовые
(появление институтов и
-этические
и нравственные (уважение добродетелей,
почитание предков, понятие
-религия
и мифология (
-искусство
(особенно поэзия древних
-наука (научные знания пришедшие из Вавилонии, Египта, Индии, Китая; склонность к систематизации и теоритизации)
Особенности древнегреч. фил.:
1)космоцентризм (рассматривает мир в целом, в том числе и человека, как Космос, анализирует их с точки зрения гармонии; Космос–базовая категория, символизирует высший прядок, справедливость–должное распределение благ, истину–соответствие знаний действительности, красоту–космос как наилучшее произведение искусства); космологизм (примат объективного над субъективным, на первом месте материально-чувственный космос);
2)онтологичность
(совокупность
3)гносеологический
рационализм (установка
4)антропокосмизм
(рассматривает человека с
5)гражданственность
(полисная демократия
6)богатейшая мифологическая и литературная традиция;
7)разнообразие философских школ.
В развитии древнегреч. фил. выделяют 3 основных этапа:
I. Ранняя греческая философия /досократики:
-милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) +Гераклит Эфесский
-пифагореизм (Пифагор – «все есть число» гармония мира в цифровых пропорциях, организация космоса м/б сформулирована математически)
-атомизм (Демокрит – атомы составляют первоэлементы бытия, существуя в пустоте/небытии)
-элейская (Парменид – «бытие есть, небытия нет», понимали бытие как идеальное, обострили проблему умозрительного и видимого миров)
II. Античная классика:
1)Греческое просвещение:
-софисты (Горгий, Протагор – учителя красноречия для молодежи; обратили внимание на условность социальных законов и их производность от мнения людей, истина относительна и «человек есть мера всех вещей» т.е. начало гносиологической проблематики)
-Сократ
2)Зрелая классика:
-Платон
-Аристотель
III.Эллинистическая философия:
-стоицизм (Зенон – счастье и добродетель в покорности судьбе и следовании долгу, возможно при бесстрастии, судьбу определяет всепроникающий Логос; влияние на христианство)
+римский стоицизм (Синека, Марк Аврелий – религиозно-мистические тенденции; природа пронизана божественным началом – Логосом, его понимание близко к христианской трактовке Бога как Абсолютной Личности; космос – божественное государство, где человек гражданин неба и его родина небесный Космополис)
-эпикуреизм (Эпикур – счастье и добродетель определяются через наслаждение, к которому стремится все живое; безмятежность достиг ч/з преодоление страхов - «когда мы есть смерти еще нет», чел. должен стремится к атараксии т. е. невозмутимости)
-скептицизм (Пиррон – окружающие вещи непознаваемы, отрицание добра и зла, неверие в рациональное обоснование моральных норм)
-неоплатонизм (в основании космоса Сверхсущее Единое т. е. непознаваемый духовный абсолют, кот. отождествляется с благом и уподобляется солнцу и свету; Цель фил. – мистическое постижение Сверх. Единого на основе нравственного очищения человека; мощное воздействие на христиан. теологию и популярность в средние века)
-кинизм/cinic (Диоген - проповедовали внутреннюю свободу индивида; человек обязан жить не по законам общества, а по собственным – «без общины, без дома, без отечества»)
Анализ милетской школы:
Проблема первоначала являлась основной для представителей школы в Ионии.
ФАЛЕС – торговец, много путешествовал, создал спец. аппаратуру и предсказал солнечное затмение; первосубст. вода, все рождается из воды и все в нее превращается.
АНАКСИМАНДР – считал первоосновой вещество аппирон – не имеет границ и начала, бесконечно; идея круговорота; зарождение человека внутри рыб.
АНАКСИМЕН – первосубст. воздух, при разряжении образ. огонь, при сгущении образ. вода, а затем камень-земля.
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ – не являлся представит. Милеет шк.; отличался необщительностью, сложностью языка, считал себя истиной в последней инстанции. Первосуб. огонь, отсюда выводит проблему диалектики/развития – «все течет, все изменяется», «нельзя дважды вступить в одну реку». Заслуга в том, что в отличии от милетцев, кот. говорили об изменчивости мира, поставил вопрос о причинах изменения и противоречивость мира объяснял борьбой противоположностей.
Философия Сократа, Платона и Аристотеля.
Кульминацией этапа античной классики в древнегреческой философии стало творчество великих философов Сократа, Платона и Аристотеля.
I.СОКРАТ – первый философ из Афин, отдал всю жизнь обучению молодежи и мало занимался семьей, самостоятельно по своим убеждениям принял яд в тюрьме, не оставил письменных трудов.
Слова Сократа «я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого» обличали несовершенство расхожих истин, но тем не менее, он считал познание добродетелей условием мудрого поведения.
1.Гносиологическая
проблематика отразилась в
2.Проблема
антропологии отразилась в этич
II. ПЛАТОН – ученик Сократа, по легенде прозванный так за доброту и коренастость, тяжело переживая смерть учителя, много путешествовал, вернувшись в Афины создал первую академию (по названию рощи с памятником богу Академу), просуществовавшую почти 1000 лет, дважды был продан властями в рабство, но был выкуплен учениками.