Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТЫ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 161.22 Кб (Скачать)

      Реляционная концепция формирует неклассические представления о П. и В.:

-характеристики  тел зависят от скорости их  движения (чем выше скорость, тем  тело короче и медленнее для  него время)

-П. и  В. взаимосвязаны и образуют 4-мерный  континуум

- свойства  П. и В. зависят от распределения  и плотности вещества

      С развитием химии, биологии и социальных наук трансформируются представления о П. и В., формируются следующие понятия:

-пространство  химической реакции, химические  часы

-биосфера, биотоп, экологическая ниша, биологическое  время

-социальное  пространство (социально организованная  среда для подлинно-человеческого  бытия людей)

-социальное  время (исторический процесс)

                                    ВОПРОС №22

Идея  развития в философии. Движение и развитие как атрибуты бытия.

Динамическая  организация бытия раскрывается с помощью категорий движения, развития и покоя.

I.ДВИЖЕНИЕ – всякое взаимодействие, которое ведет к изменению.

Взаимодействие – изменение воздействующих друг на друга объектов.

Изменение – это различное состояние одного и того же явления.

      Исходя  из свойств сущего, выделяют разные формы движения:

-физическая - химическая -биологическая  -социальная - духовная

(Например: механическое движение, обмен веществ,  обмен действием и т. д.).

      Основные  характеристики категории движения в современной философии:

1)движение  абсолютно, т.к. оно несотворимо и неуничтожимо, присуще всем процессам и явлениям во вселенной

2)движение  противоречиво, потому, что оно есть:

-единство  изменчивости и покоя (во первых)

-единство  прерывности и непрерывности (во вторых)

-единство  абсолютного и относительного (в третьих)

II.РАЗВИТИЕпроцесс направленных, необратимых, качественных изменений.  Развитие характеризуется:

1)качеством;

2)необратимостью;

3)направленностью;

4)развитие  всегда связано с конкретными материальными и духовными системами.

(Пример: развитие кафедры университета)

        Два типа развития:

1.В процессе развития сохраняется качество феномена.

2.В процессе развития изменяется качество феномена.

      Р. может совершаться в разных направлениях:

-прогрессивном  -регрессивном  -нейтральном

      Р. может осуществляться разными механизмами: эволюционным и революционным.

III.ПОКОЙфилософская категория с помощью которой фиксируется относительная устойчивость всякого сущего.

Т.о. способ бытия сущего проявляется не только в Д. и Р., но и в П., образуя  единство.

                        История развития категорий  Д. и Р.:

      1.Древнекитайская философия: рассматривался процесс движения, но не развития (пример: цветение и увядание)

      2.Индийская ф.: мир – это единый поток, состоящий из отдельных процессов и явлений, которые постоянно изменяются

      3.Древнегреческая ф.:

-Гераклит  Эфесский: рассматривал Д. с позиций диалектики; впервые поставил вопрос об источнике движения;  выдвинул теорию борьбы противоположностей

-Сократ: отталкивается от идеи движения к истине

-Аристотель: выделил 6 видов движения (возникновение – уничтожение, изменение по качеству – изменение по положению, увеличение – уменьшение)

      4.Новоевропейская ф. 17в.: Д. рассматривалось с позиций механики, как движение в пространстве, выяснялись причины Д.

      5.НКФ: Гегель представил Д. с позиций диалектикикак процесс развития

  6.Марксисты: сторонники материалистического подхода

-движение  присуще всем и вся

-уделяли  больше внимания связи движения с материей

-источник движения – борьба противоположностей 

                                    ВОПРОС №23

Становление и развитие диалектики в истории философии.

Историческая  динамика понятия диалектика подразумевает  его различные трактовки. Этимология термина означает «искусство вести беседу». Чаще всего данное понятие используется в 2-х смыслах:

-как  метод познания действительности

-как  теория

      Диалектика (в предельно общем значении) – это учение о наиболее общих связях и законах развития, а так же метод, основанный на этом учении.

                  В качестве исторически  значимых форм Д. выделяют:

1.Диалектику античных философов:

      Сократ – искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений в философском диалоге.

      Платон – логический метод, с помощью которого, на основе анализа и синтеза происходит познание мира идей.

      Аристотель – это способ доказательства с помощью формальной логики, когда исходят из положений, достоверность которых известна.

      Т.о. в античности диалектика трактовалась как правильный способ мышления. 2.Средневековье продолжило традицию понимания Д. как логики вообще или как искусства различения истины.

3.Диалектика немецкой классической философии:

      Критическая диалектика Канта или логика видимости, которая не приводит к истине и включает такие понятия как «вещь-в-себе» и «вещь-для-нас».

      Гегель разрабатывает диалектику как теорию, выводит ее основные принципы, законы и категории; видит в Д. универсальный метод мышления, базирующийся на законах развития и противоречивости бытия; противопоставляет свое учение метафизике с ее неизменными началами.

4.Материалистическая диалектика:

      Маркс и Энгельс разрабатывают диалектику как учение о развивающемся бытии и метод его познания. В марксистской ф. различают:

-объективную Д. – природы и общества

-субъективную Д. – мышления

5.В  настоящее время  существует ряд «неклассических» диалектик, которые не ставят задачей создание универсальной системы мира. Для них важно акцентировать внимание на противоречиях реального бытия:

-экзистенциальная (общее-индивидуальное, подлинное-неподлинное  существование)

-критическая  (конструктивный принцип критицизма)

-трагическая  (идея неразрешимости противоречий)

-негативная (негативное благо, «великое отрицание»  господствующих ценностей) 
 

                                    ВОПРОС №24

Диалектика  как теория развивающихся  систем, ее основные принципы, законы и  категории.

В современной  философии  термин Д. используется в 2-х смыслах:

-как  теория развития бытия

-как  метод познания действительности/бытия

Таким образом, диалектика (греч. искусство вести беседу) – это учение о наиболее общих связях и законах развития, а так же метод, основанный на этом учении. Структуру диалектики как теоретической системы образуют: принципы, законы и категории.

I. Два основных ПРИНЦИПА диалектики:

1.принцип  развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности)

2.принцип  всеобщей связи (характеризует взаимоотношения, существующие в мире между: вещами, явлениями, и свойствами этих вещей и явлений)

      Неосновные  принципы диалектики:

1.принцип  детерминизма (реальные природные, общественные, психические явления возникают, развиваются, и уничтожаются в результате определенных причин)

2.принцип  историзма (подход к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся)

3.принцип  системности (в основе лежит системный подход, выражающийся в исследования объектов как систем)

4.принцип  объективизма (ориентация познания на социально-политическую нейтральность)

5.принцип  целостности (несводимость Ц. к простой сумме частей; предметы объединяются в сложные комплексы за счет взаимовлияния) и  т.д.

II. Связи, которые носят общий, существенный, необходимый и устойчивый характер, называют законами.

      Три основных ЗАКОНА диалектики (раскрывают сущность развития):

1.закон  единства и борьбы противоположностей или закон противоречия (выясняет источник/причину развития)

Имеется в виду взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение  их друг в друга, когда они доведены до крайности.

2.закон  перехода количественных изменений в качественные (раскрывает механизм процесса развития)

3.закон  отрицания отрицания (указывает направление развития)

Имеется в виду спиральная форма развития, когда путем отрицания старого рождается новое, уже переработавшее и обогатившее предыдущий опыт, а затем и оно отрицается.

      Неосновные  законы диалектики (дополняют картину развития и выражают отношения между основными категориями диалектики)

III. Для диалектики характерно формирование парных КАТЕГОРИЙ (отражают «полярные» стороны целостных явлений и процессов):

      1.причина и следствие (под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другое явление, которое и называют следствием)

      2.необходимость и случайность (категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, степень его детерминированности)

      3.возможность и действительность (отражают 2 основные ступени развития каждого предмета или явления; В. – объективная тенденция развития предмета; Д. – объективно существующее единство закономерностей)

      4.содержание и форма (С. – представляет единство всех составных элементов, свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций объекта; Ф. – есть способ существования и выражения содержания)

      5.часть и целое (выражает отношения между: совокупностью предметов и связью, которая объединяет части и приводит к появлению у целого новых свойств, не присущих предметам в разобщенности; данные категории х-ют так же движение познания, кот. начинается с представления о целом, затем переходит к анализу, расчленению на части и завершается воспроизведением в мышлении целого объекта)

      6.сущность и явление (С. – это внутреннее содержание предмета; Я. – внешние формы существования и выражения предмета)

      7.количество и качество (качество – отображает специфику предмета, дающую возможность отличать его от других; количество – отображает общее и однородное в вещах и явлениях, благодаря чему они оказываются сравнимыми)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"