Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Реляционная
концепция формирует неклассиче
-характеристики тел зависят от скорости их движения (чем выше скорость, тем тело короче и медленнее для него время)
-П. и В. взаимосвязаны и образуют 4-мерный континуум
- свойства
П. и В. зависят от
С развитием химии, биологии и социальных наук трансформируются представления о П. и В., формируются следующие понятия:
-пространство
химической реакции,
-биосфера, биотоп, экологическая ниша, биологическое время
-социальное
пространство (социально организованная
среда для подлинно-
-социальное время (исторический процесс)
Идея развития в философии. Движение и развитие как атрибуты бытия.
Динамическая организация бытия раскрывается с помощью категорий движения, развития и покоя.
I.ДВИЖЕНИЕ – всякое взаимодействие, которое ведет к изменению.
Взаимодействие – изменение воздействующих друг на друга объектов.
Изменение – это различное состояние одного и того же явления.
Исходя из свойств сущего, выделяют разные формы движения:
-физическая -
химическая -биологическая -
(Например: механическое движение, обмен веществ, обмен действием и т. д.).
Основные характеристики категории движения в современной философии:
1)движение абсолютно, т.к. оно несотворимо и неуничтожимо, присуще всем процессам и явлениям во вселенной
2)движение противоречиво, потому, что оно есть:
-единство изменчивости и покоя (во первых)
-единство прерывности и непрерывности (во вторых)
-единство абсолютного и относительного (в третьих)
II.РАЗВИТИЕ – процесс направленных, необратимых, качественных изменений. Развитие характеризуется:
1)качеством;
2)необратимостью;
3)направленностью;
4)развитие всегда связано с конкретными материальными и духовными системами.
(Пример: развитие кафедры университета)
Два типа развития:
1.В процессе развития сохраняется качество феномена.
2.В процессе развития изменяется качество феномена.
Р. может совершаться в разных направлениях:
-прогрессивном -регрессивном
Р. может осуществляться разными механизмами: эволюционным и революционным.
III.ПОКОЙ – философская категория с помощью которой фиксируется относительная устойчивость всякого сущего.
Т.о. способ бытия сущего проявляется не только в Д. и Р., но и в П., образуя единство.
Истори
1.Древнекитайская философия: рассматривался процесс движения, но не развития (пример: цветение и увядание)
2.Индийская ф.: мир – это единый поток, состоящий из отдельных процессов и явлений, которые постоянно изменяются
3.Древнегреческая ф.:
-Гераклит Эфесский: рассматривал Д. с позиций диалектики; впервые поставил вопрос об источнике движения; выдвинул теорию борьбы противоположностей
-Сократ: отталкивается от идеи движения к истине
-Аристотель: выделил 6 видов движения (возникновение – уничтожение, изменение по качеству – изменение по положению, увеличение – уменьшение)
4.Новоевропейская ф. 17в.: Д. рассматривалось с позиций механики, как движение в пространстве, выяснялись причины Д.
5.НКФ: Гегель представил Д. с позиций диалектики – как процесс развития
6.Марксисты: сторонники материалистического подхода
-движение присуще всем и вся
-уделяли больше внимания связи движения с материей
-источник
движения – борьба
противоположностей
Становление и развитие диалектики в истории философии.
Историческая динамика понятия диалектика подразумевает его различные трактовки. Этимология термина означает «искусство вести беседу». Чаще всего данное понятие используется в 2-х смыслах:
-как метод познания действительности
-как теория
Диалектика (в предельно общем значении) – это учение о наиболее общих связях и законах развития, а так же метод, основанный на этом учении.
В качестве исторически значимых форм Д. выделяют:
1.Диалектику античных философов:
Сократ – искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений в философском диалоге.
Платон – логический метод, с помощью которого, на основе анализа и синтеза происходит познание мира идей.
Аристотель – это способ доказательства с помощью формальной логики, когда исходят из положений, достоверность которых известна.
Т.о. в античности диалектика трактовалась как правильный способ мышления. 2.Средневековье продолжило традицию понимания Д. как логики вообще или как искусства различения истины.
3.Диалектика немецкой классической философии:
Критическая диалектика Канта или логика видимости, которая не приводит к истине и включает такие понятия как «вещь-в-себе» и «вещь-для-нас».
Гегель разрабатывает диалектику как теорию, выводит ее основные принципы, законы и категории; видит в Д. универсальный метод мышления, базирующийся на законах развития и противоречивости бытия; противопоставляет свое учение метафизике с ее неизменными началами.
4.Материалистическая диалектика:
Маркс и Энгельс разрабатывают диалектику как учение о развивающемся бытии и метод его познания. В марксистской ф. различают:
-объективную Д. – природы и общества
-субъективную Д. – мышления
5.В настоящее время существует ряд «неклассических» диалектик, которые не ставят задачей создание универсальной системы мира. Для них важно акцентировать внимание на противоречиях реального бытия:
-экзистенциальная (общее-индивидуальное, подлинное-неподлинное существование)
-критическая
(конструктивный принцип
-трагическая
(идея неразрешимости
-негативная
(негативное благо, «великое
Диалектика как теория развивающихся систем, ее основные принципы, законы и категории.
В современной философии термин Д. используется в 2-х смыслах:
-как теория развития бытия
-как метод познания действительности/бытия
Таким образом, диалектика (греч. искусство вести беседу) – это учение о наиболее общих связях и законах развития, а так же метод, основанный на этом учении. Структуру диалектики как теоретической системы образуют: принципы, законы и категории.
I. Два основных ПРИНЦИПА диалектики:
1.принцип развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности)
2.принцип всеобщей связи (характеризует взаимоотношения, существующие в мире между: вещами, явлениями, и свойствами этих вещей и явлений)
Неосновные принципы диалектики:
1.принцип детерминизма (реальные природные, общественные, психические явления возникают, развиваются, и уничтожаются в результате определенных причин)
2.принцип историзма (подход к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся)
3.принцип системности (в основе лежит системный подход, выражающийся в исследования объектов как систем)
4.принцип объективизма (ориентация познания на социально-политическую нейтральность)
5.принцип целостности (несводимость Ц. к простой сумме частей; предметы объединяются в сложные комплексы за счет взаимовлияния) и т.д.
II. Связи, которые носят общий, существенный, необходимый и устойчивый характер, называют законами.
Три основных ЗАКОНА диалектики (раскрывают сущность развития):
1.закон единства и борьбы противоположностей или закон противоречия (выясняет источник/причину развития)
Имеется в виду взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности.
2.закон перехода количественных изменений в качественные (раскрывает механизм процесса развития)
3.закон отрицания отрицания (указывает направление развития)
Имеется в виду спиральная форма развития, когда путем отрицания старого рождается новое, уже переработавшее и обогатившее предыдущий опыт, а затем и оно отрицается.
Неосновные законы диалектики (дополняют картину развития и выражают отношения между основными категориями диалектики)
III. Для диалектики характерно формирование парных КАТЕГОРИЙ (отражают «полярные» стороны целостных явлений и процессов):
1.причина и следствие (под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другое явление, которое и называют следствием)
2.необходимость и случайность (категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, степень его детерминированности)
3.возможность и действительность (отражают 2 основные ступени развития каждого предмета или явления; В. – объективная тенденция развития предмета; Д. – объективно существующее единство закономерностей)
4.содержание и форма (С. – представляет единство всех составных элементов, свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций объекта; Ф. – есть способ существования и выражения содержания)
5.часть и целое (выражает отношения между: совокупностью предметов и связью, которая объединяет части и приводит к появлению у целого новых свойств, не присущих предметам в разобщенности; данные категории х-ют так же движение познания, кот. начинается с представления о целом, затем переходит к анализу, расчленению на части и завершается воспроизведением в мышлении целого объекта)
6.сущность и явление (С. – это внутреннее содержание предмета; Я. – внешние формы существования и выражения предмета)
7.количество и качество (качество – отображает специфику предмета, дающую возможность отличать его от других; количество – отображает общее и однородное в вещах и явлениях, благодаря чему они оказываются сравнимыми)