Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Направления философского познания Платона следующие:
1. Учение об идеях-парадигмах зародило основы философского идеализма. «Царство идей» находится за пределами общества и в нем существует душа до рождения. Идеи – это всеобщие языковые нормы духовной культуры (законы государства, правовые стандарты, логические понятия и категории), кот. предшествуют материально-чувственным вещам природного космоса.
2.
Развитие представлений о душе
и человеческой психике.
3 части души по Платону:
-разумная (философы и правители обладают мудростью)
-аффективная/яростная
(воины их добродетель
-чувственная/вожделенная
(ремесленники и крестьяне
3.
Учение об идеальном
III. АРИСТОТЕЛЬ – ученик Платона, является вершиной античной мысли, был учителем А.Македонского и часто забрасывал его письмами с философскими рассуждениями, был шовенистом и считал лишь греков достойными заниматься умственным трудом, много путешествовал, пытаясь добраться до края земли, основал первый лицей – Ликей (по названию храма Апалона Лекийского), рано умер (в 50 лет).
Достижения Аристотеля:
1.Первый систематизатор наук, разделил философию на 3 части:
1)теоретические науки (цель знания):
-философия
-физика
-математика
-механика
2)практические
науки (знания ради
-политика
3)пойетические науки (цель творчество):
-поэтика
2.Онтологическая проблематика отражена в учении о материи и форме (что первично – мрамор или идея памятника, занимал позицию идеалиста)
3.Вклад в гносеологию посредством открытия диалектического метода мышления, разработал законы и правила мышления, ввел ряд логических категорий, и, наконец, основал Логику.
4.Антропология представлена учением о 3 составляющих души:
-разумная -животная -растительная
Рассматривал человека как «животное политическое».
5.Рзработал
философию политики (определил структуру
государства и анализировал основные
формы правления – 3правильные и 3 неправильные).
Средневековая фил.: предпосылки, этапы, особенности. Зарождается в недрах античной культуры в связи с распространением в 5-15 вв. христианской веры. Эллинистическая фил. предается забвению и всецело утверждается власть Церкви.
Предпосылки возникновения:
1. материально-экономические:
-переход
от рабовладельческого к
-время
становления натурального
-упадок хозяйственной деятельности и ремесел
-резкое сокращение торговли
-упадок городов
2. социальные предпосылки:
-появление
новых слоев населения (
-новой силой становится духовенство
-появление монастырей, их вклад в военное дело
-закладка духовных основ общества
3. духовные (представлены двумя базами):
-христианство
– еретическое движение в
-античная
флософия – идеи
-наука
и мифология не играли
Этапы средневековой философии:
-апологетика -патристика -схоластика
I.АПОЛОГЕТИКА (1-3вв.) – отрасль теологии, кот. носила фрагментарный полемический характер и была призвана защитить христианство; декларировалась абсолютная несовместимость веры с чувственным разумом и как следствие – неприятие философии.
Деятельность апологетов имела 2 направления:
1)критического
плана (опровержение других
2)теоретического
плана (обоснование основных
Представители:
-Тертуллиан – «верую, ибо абсурдно»
-Климент Александрийский
-Фенон Александрийский – основная доктрина о 3 смыслах бытия: духовный (филослфско-мистический), душевный (моральный), телесный (материя).
II. ПАТРИСТИКА (3-8вв.) – тиолого-философское учение отцов церкви опиравшееся на идеализм греков (платонизм).
Основные задачи:
1)философия должна разъяснять Библию, а Библия подтверждать идеи платонизма;
2)защита
монотеизма и опровержение
3)борьба с мифологией и язычеством;
4)борьба с дуализмом и утверждение идеализма.
Представители:
-Григорий Нисский
-Боэций
-Августин Блаженный:
Гносеология: проблема соотношения веры и знания, попытки совместить фил. и религию поставив Ф. в положение «служанки богословия» и подчинив авторитету Священного Писания.
Онтология: разработка принципа креационизм – сотворение Богом мира из ничего; учение о бытии Бога – пространство, время, движение, развитие соотносится с Творцом и отсюда новый для того времени категориально-понятийный аппарат.
Антропология: соединение духовной и телесной природ в человеке мыслилось по аналогии с богочеловеческой личностью Христа, обожение/богоуподобление высшая цель существования.
Фил. государства: государство рассматривалось как земное небо, классификация форм правления.
Фил.
истории: впервые рассматривается
история человеческого
III. СХОЛАСТИКА (8-14вв.) – религиозная ф. основывалась на христианских догматах и идеализме древних греков (особый интерес к логике Аристотеля), сохраняется приоритет веры над разумом, но уже обнаруживается тенденция к усилению рационализма, особенностью этапа стало формирование 2 систем образования – монастырской и университетской.
Основные 3 инструмента схоластики: лекция, семинар, диспуция.
Этапы эпохи схоластики:
1. ранняя (8-12вв.): Пер Абеляр, Ансельм Кентерберийский
2. зрелая (12-13вв.): Сигер Брабантский
3. поздняя: Дунс Скотт,
Фома Аквинский:
Его учение наиболее зрелое, упор на развитие категориально-понятийного аппарата.
Онтология: 5 формально-логических доказательств бытия Бога «все имеет причину, а значит и первопричину и она – Бог».
Гносеология: проблема истины, критерии истины, существование чувственного и интеллектуального познания.
Антропология: проблемы этики, человек высшее творение Божие и призван быть совершенным как и Творец.
Ф. Государства и права: происхождение государства, его функции, значение права для общества.
Особенности средневековья:
1)поиск
гармонии между верой и
2)формирование
онтологических представлений
-теоцентризм (Бог высшая ценность, цель и Абсолют)
-креационизм (Бог создал природу из ничего)
-символизм (все видимые вещи являются символами небесного инобытия)
-провиденциализм (существование Божественного Проведения)
-эсхатологизм (ожидание Страшного Суда и грядущего «Царствия Божия»)
3)монотеизм (приходит конец политеизму – многобожию);
4)формирование законов формальной логики в гносеологии;
5)развитие ф.государства, политики, истории.
Т.о.
философская мысль
Фил. эпохи Возрождения. Ее характерные черты и роль в развитии европей. фил. традиции. Философствование эпохи Ренессанса (14-16в.) приобретает светский характер и претендует на абсолютную независимость от Церкви.
Предпосылки:
1. материально-экономические:
-становление
раннекапиталистических
-активизация технического изобретательства (горное дело, металлургии, огнестрельного оружия, судостроения)
-развитие
международной торговли
2. социально-культурные:
-секуляризация/обмирщение культуры
-переход от деревенской культуры к городской
-географические
открытия (Америки, морского пути
в Индию, кугосветное
3. духовные:
-католическая церковь постепенно утрачивает идеологический контроль над всеми сферами жизни людей
-религиозно-реформаторские
движения и возникновение
I.ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ
Начало положили поэты, писатели, художники и ученые для которых была характерна антисхоластическая направленность мысли, обращение к античной традиции, идея универсальной личности.
-гуманизм и индивидуализм – высшей ценностью объявляется человек, свободный и благородный, с ощущением своего я и своей незаурядности
-гуманистический антропоцентризм – человек поставлен Богом в центр мироздания, он берет на себя роль Творца, на смену идее «обожения» приходит идея обожествления человека; гуманисты рассматривают человека как высшую ценность и отстаивают блага земной жизни
-великие
гуманисты (Ф.Петрарка, А.Данте, Эразм
Роттердамский) породили культ
природы, тела, чувственности человека,
источником духовности