Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
а) Усмотрев в гегелевской Абсолютной идее аналог Бога, Фейербах занимается проблемой критики религии в частности христианства, провозгласив, что «человек создал Бога», он рассматривает предпосылки, которые привели человечество к созданию религии.
б) Суть антропологического материализма Фейербаха в следующем:
-человек рассматривается в единстве с природой как ее часть и продолжение
-психика зависит от телесной организации человека, а движущей силой является стремление к счастью
-для
учения характерна недооценка
социального в человеке, которое
сводится к понятию рода и
межличностному общению; уже К.
Основные черты НКФ:
1)доминирование гносеологической проблематики;
2)формируется как система научного знания;
3)становление
и развитие диалектики (Фихте
сформулировал идею
4)идеалистическая традиция;
5)концепция
антропологического
6)разработка
Кантом проблем этики на
7)создание
(под влиянием Великой
8)обращение
к проблемам философии истории
(Шеллинг выдвигает на первый
план принцип историзма в
Классика и современность – две эпохи в развитии фил. Характерные особенности и основные стратегии развития постклассической философии.
Под классической философией, в широком смысле, понимают тип философствования, восходящий к античной традиции, своей законченной формы идеи древних достигли в философской мысли Нового времени, которую отождествляют с классикой в узком смысле слова.
Постклассическая философия – сложный феномен, объединяющий множество школ, направлений, концепций, относящихся к философии 20 века.
Специфика классического и неклассического типа философствования:
классический | неклассический | |
Онтология | -рационализм
(«все действительное разумно, все разумное
действительно»)
-объективизм (познание природной действительности) -детерминизм (все причинно-обусловлено) |
-иррационализм
действитель-ти (смысл в нее вносится человеком)
-субъективизм (познавательный интерес направлен на человека, общество, науку) -индетерминизм (приоритет случайных связей) |
Гносеология | -знание
производно от объекта, субъект – наблюдатель
-поиск абсолютной истины -созерцательность фил. -наукообразность, системность изложения |
-творческая
активность субъекта
в познании
-релятивизм – истина относител. -практическая ориентация фил. -многожанровость изложения |
Антропология | -антропология
растворяется в онтологии и гносеологии
-разум определяет сущность человека |
-«антропологический
поворот» (человек – главный объект
фил.)
-критика разума и рассмотрение человека в целостности (чувственно-телесная, индивидуально-творческая, социо-культурная сущность) |
Социальная философия | -прогресс –
смысл истории
-универсализация исторических законов, европоцентризм |
-критика
идеи прогресса
-множественность типов исторического развития |
Основные стратегии и направления развития постклассической философии:
1.Экзистенциализм/филосо
Экзистенция (лат. существование) – базовое понятие, определяющее конкретное человеческое существование с акцентом на уникальность человеческого опыта. Осознание уникальности возможно в состоянии «пограничности» между миром сущего (сфера готовых истин и безликой толпы) и миром истинного бытия (трактуется у разных авторов как: Бог/ничто/бытие), а так же между жизнью и смертью (экзистенциальный выбор между своей и чужой человеч. ж.).
В чел. нет ничего
-негативная («свобода от» бунта против сущего, т.е. конформизм)
-позитивная («свобода выбора» своего мира, т.е. ответственность)
Выделяют следующие вехи экзистенциализма:
I.феноменология Э.Гуссерля и русский э. – Бердяев и Шестов (накануне 1-й мир. вой.)
II.немецкий э. (после 1-й мировой войны):
а) религиозный э. – К.Ясперс (предшественником считают С.Кьеркегора; в центре внимания стоит проблема человеческой свободы, обрести которую по Ясперсу возможно лишь в Боге)
б) атеистический э. – М.Хайдеггер (определение «атеистический» несколько условно, т.к. признание того, что «Бог умер» у Хайдеггера сопровождаетая утверждением абсурдности жизни без Бога)
III.французский
э. (в период 2-й мир. войны) – Сартр,
А.Камю, Г.Марсель
Таким образом фил. экзист. стала попыткой защиты человеческой индивидуальности в условиях омассовления культуры.
2.Позитивизм – возник в 1-й пол. 19в. в период формирования дициплинарной науки; представители: О.Конт, Дж.Миль, Г. Спенсор; основные идеи:
-«позитивное» т.е. подлинное научное знание может быть получено лишь естественными науками, которые основываются на опыте
-ф.
должна перестать решать
Конт рассмотрел 3 стадии развития человечества:
-теологическую (фиктивную)
-метафизическую (абстрактную)
-позитивную (научную)
3.Неопозитивизм – претендовал на статус ф. науки; формир. в 20-г 20в.; представлен 2 направлениями:
1)логический п. (представители: М.Шлик, Р.Карнап; предлагал логический анализ языка науки; принципы:
-вертификации – предложения имеют смысл, только если допускают опытную прверку
-физикализма – теоретические предложения должны допускать сведение к физике
-конвенционализма – в основе утверждений лежат соглашения/конвенции, выбор которых основан на критериях полезности и простоты
2)лингвистический п. (интерес смещается с языка науки на обыденный язык, что отражено в концепции «языковых игр» Л.Витгенштейна – высказывание часть деятельности, в процессе которой формируются значения терминов и выражений)
4.Постпозитивизм – 60-70гг 20в.; переключается на исследование реальной истории науки; представ. К.Поппер, И.Лакатос, П.Фейерабенд; получили ряд научных результатов:
-принцип фальсификации – научным считается знание, которое допускает свое опровержение, теория принимается учеными потому, что ее не удалось опровергнуть
-научное знание несет отпечаток исторической эпохи и потому неоднозначно, обыденные знания равноправны, т.к. необходимо разнообразие мнений
-науку следует характеризовать как деятельность научных сообществ, в основе которой лежат парадигмы – базисные знания и общие идеи, стабильные на всех этапах научного исследования
-пролиферация теорий – когда решение и экспериментальная проверка исходной проблемы порождает движение к новым проблемам, в этом процессе всегда возникает несколько конкурирующих теорий
-в
эволюции науки чередуются 2
этапа: «нормальной науки» (господство
определенной парадигмы/научно-
-научное творчество несовместимо с привязанностью к одному методу исследования, «допустимо все», обращение к любым, устаревшим или абсурдным идеям
5.Неотомтзм – направление неосхоластики, базируется на учении Ф.Аквинского, офиц. фил. католицизма.
Н. резко противопостав. себя как материализму, так и субъективному идеализму. Претендует на универсализм: синтез веры и разума, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности. Синтез осуществляется на жесткой догматической основе и обязательности Божественного откровения. Задача фил. – в раскрытии истин теософии.
Метафизика: наличие чистого бытия, которое отличается от сущего; сознавая, что из чистого б. нельзя вывести представление о реальном б., неотомисты находят выход в постулировании трансцендентальных понятий; кроме того, есть учение об анологии сущего, обосновывающее возможность познания бытия Бога из бытия мира по аналогии.
Онтология: бытие любой вещи м/б понято только как участие в бесконеч. Бытии Бога.
Натурфилософия: материя лишь пассивное начало, приобретает вид благодаря нематериал. форме, формой человека является бессмертная душа, Бог – форма форм.
Гносеология: расчленяя бытие на естественное и идеальное, неотом. считают, что оно имеет разумную природу и м/б постигнуто разумом. Смысл человеч. сознания – обнаружить трансцендентное в чувственно воспринимаемом. Граница научного познания – вопросы сущности бытия, а конечные причины всего сущего относятся к сверхъестественному, т.е. к Богу.
Антропология: свобода, самосознание, творчество, способность проявления в духовном акте подтверждаются лишь в соотнесении их с Богом.
Социал.-политич. ф.: выделяют 3 типа социал. организации: индивидуализм, коллективизм, солидаризм (последний основывается на принципах любви к ближнему, проповеди мира между классами).
6.Герменевтика (греч. разъясняю) – искусство и теория истолкования текстов, в ходе истории понятие постоянно трансформировалось:
-др. гр. Ф. – понимание иносказаний;
-неоплатоники
– интерпретация древних
-христианство – толкование Библии;
-эпоха
Возрождения – искусство
-уже более широко проблема Г. была поставлена в раннем немецком романтизме Ф.Шлегелем и разработана Шлейермахером, последний мыслил ее как искусство понимания «другого», где предметом выступает выражение, а не содержание;
-далее
Г. разрабатывалась в историчес