Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Синергетика
привнесла трансформацию
представлений о развитии: в самоорганизующихся
системах неорганической природы, находящихся
вдали от термодинамического равновесия,
развитие происходит благодаря кооперативному,
согласованному взаимодействию элементов
(Г.Хакен, И.Прогожин
– концепция о
нелинейном, необратимом характере развития).
Природа как объект философского и научного анализа.
Понятие ПРИРОДА чаще всего используется в 3 смыслах:
1)в широком смысле – обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений; в этом значении понятие П. совпадает с такими категориями как бытие, Универсум, реальность, Вселенная, космос
2)в узком смысле – как объект науки, а точнее естествознания; в этой связи в современной культуре наряду с понятием П. используется категория «образ природы», «картина природы» обозначающая систему представлений, сформированных в той или иной конкретной науке
3)кроме того, очень часто термин П. употребляется для обозначения совокупности условий существования человеческого общества
Понятие П. имеет целый спектр этимологических значений:
1)древнегреческие:
-фюсис – обозначает органическое произрастание, выросшее, процесс в целом
-усия – сущность искусственных вещей
-архэ – внутренне присущий всем вещам принцип
2)латинское,
появившееся в эпоху
-натура – мир, миропорядок, Вселенная
Природа как среда обитания подразделяется на:
1.Естественную среду – ассоциируется с природой (гео- и биосферой).
2.Искусственную среду – ассоциируется с различными сферами деятельности человека, социальной организацией его жизни (социо-, антропо-, техносферой) и всем, что произведено человеком (неорганические предметы, живые системы).
Материальное производство – основная форма отношений между человеком и средой. Материально-преобразующая деятельность – потребность человека по реализации себя в мире.
Истори
1.На уровне мифологического мировоззрения П. одухотворяется, признается ее господство над человеком; его задача состоит в адаптации и выживании.
2.Через всю античную философию проходит трактовка П. как совершенства, эталона организации; умозрительное познание П. как целостности. У Демокрита и Эпикура превалирует естественнонаучный смысл (П. как совокупность атомов). У Синеки четко обозначается философский подход.
3.В эпоху Средневековья П. рассматривается как воплощение материального начала, которому резко противопоставляется духовное начало – Бог, стоящий над П.
4.В эпоху Возрождения П. мыслится как предельная абстракция, выдвигается на первые роли в социально-культурном плане в условиях борьбы с религиозным догматизмом схоластики. Наблюдается возврат к натурфилософским идеалам античности.
5.В Новое Время лозунг «Назад к природе!» усматривается как единственное средство спасения от разрушительного действия буржуазных порядков. П. превращается в объект изучения, однако теперь человек желает ее покорения.
6.К середине 20 века человек становится владыкой природы. Он переходит от экстенсивного к интенсивному способу ее эксплуатации. Когда деятельность общества достигает планетарных масштабов, становится очевидным растущая зависимость П. от этой деятельности. Рождается новый подход, основанный на идее партнерства, единого, сбалансированного и ответственного управления социальными и природными ресурсами (биосферно-ноосферная концепция В.И.Вернадского).
Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития.
История термина биосфера:
-впервые употреблен в 1804г. Ж.Б.Ламарком в труде по гидрогеологии;
-в конце 19в. его использовал австрийский геолог Э.Зюс (идея о земных оболочках)
-позднее немецкий ученый И.Вальтер
-современное представление о биосфере было разработано академиком В.И.Вернадским, а так же его последователями
Понятие биосферы употребляется в различных значениях:
1)совокупность всех организмов
2)область современной жизни
3)особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами среду их обитания
4)результат исторического взаимодействия живого и неживого
БИОСФЕРА (греч. жизнь+шар) – один из основных структурных компонентов планеты, комплексная земная оболочка, охваченная и организованная жизнью.
Структ
молекулярный-клеточный-
В процессе развития биосферы имеются следующие закономерности:
1)усложнение структурной организации
2) постоянное зарождение – уничтожение жизни
3)увеличение видового разнообразия
4)нарастание устойчивости биосферы (при сохранении прогрессивной, а не регрессивной направленности)
5)миниатюризация форм жизни
Философский смысл понятие Б. получило у В.И.Вернадского в его биосферно-ноосферной концепции. В. оперировал такими категориями как:
-косные природные тела (неживое вещество, организованное деятельностью живого)
-живое вещество (совокупность всех организмов)
-биокосное вещество (почва)
-биосфера (рассматривалась им как среда обитания)
Между
косным и живым веществом
Вначале человек осуществлял биосферную технологию, т.е. присваивал готовые жизненные средства, затем начал сам создавать культурную биогеохимическую энергию (земледелие, скотоводство) и наконец, под влиянием научной мысли, биосфера постепенно сменяется ноосферой.
Ноосфера по Вернадскому – новое
эволюционное состояние
Б., связанное с деятельностью в
ней человеческого общества, разумно
преобразовывающего
природу. Н. выступает гарантом разумной
деятельности человека во Вселенной,
новой моделью мировой гармонии.
Проблема коэволюции человека и природы. Понятие ноосферы.
КОЭВОЛЮЦИЯ (лат. согласованность + развертывание) – концепция развития природы и общества, призванная выстроить синтетическую стратегию их оптимального взаимодействия. Впервые с ней выступил ученый-генетик Н.В.Тимофеев-Ресовский в 1968г.
1.Человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само, с учетом объективных требований природы.
2.Принцип благоговения перед жизнью, сформулированный А.Швейцером, который предполагает уважение индивидуальной жизни и «Жизни Планеты» (человек не вправе определять ценность биологического вида, но должен заботиться о сохранении всего биоразнообразия).
3.Стратегия устойчивого развития системы общество-природа. Цель: обеспечение выживания человечества. Для этого разрабатываются национальные программы устойчивого развития в соответствии с экологическим императивом, подразумевающим переход от действий «реагирования и исправления» к «активной профилактике».
4.Выработка нового и всеобщего экофильного мировоззрения в социуме (является залогом их совместной эволюции).
I. НООСФЕРА (греч. разум + шар) по В.И.Вернадскому – новое эволюционное состояние Б., связанное с деятельностью в ней человеческого общества, разумно преобразовывающего природу.
II. Иной взгляд представляет П. Тейяр де Шарден французский естествоиспытатель и мистик. В своей концепции «христианского эволюционизма» под Н. он понимает чисто духовное явление, идеальную оболочку или некий «мыслящий пласт», разворачивающийся над миром растений и животных, вне биосферы и над ней.
Развивая
идеи А.Швейцера, говорят о новой
стадии развития биосферы, более высокой
по отношению к ноосфере. ЭТОСФЕРА – область
бытия, основанного на принципах нравственного
отношения к природе, ко всему живому
на планете. Ее носителем должен стать
этически разумный человек, действующий
в интересах Жизни на Земле, а экологическая
этика призвана проводить
нравственную политику в сфере социо-природного
взаимодействия.
Познание как предмет философского анализа. Проблема познаваемости мира.
Проблемой познания занимается гносеология (греч. познание + учение) – философская дисциплина разрабатывающая теорию познания.
Основными гносеологическими проблемами являются:
-вопрос познаваемости мира (оптимисты и агностики)*
-проблема субъекта и объекта познания*
-виды познавательной деятельности*
-структура познавательного процесса
-проблема истинности и ее критериев
-роль практики в процессе познания
ПОЗНАНИЕ
– это форма творческой
деятельности человека, направленная
на получение и развитие
достоверных знаний о действительности;
форма отражения объективной действительности.
Три классификации форм познания:
первая: а)духовно-практическая форма (возникает на ранних стадиях развития общества, предполагает накопление практического опыта, это «обыденное сознание» или «здравый смысл»)
б)духовно-
вторая: -мифологическое
-религиозное
-образно-
-философское
-научное познание
третья (по направленности познавательного процесса):
а)знание об объективном мире природы и общества
б)знание о внутреннем мире человека (самопознание)
в)знание о целях и теоретических программах преобразования мира
Истори
1.В античности формируется оппозиция: логически непротиворечивого знания мудреца и изменчивого мнения толпы.
2.Соотношение веры и разума – основная проблема средневековья. Схоластика уже исследует вопросы об источниках и методах познания, однако в целом гносеология подчинена теологии.