Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТЫ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 161.22 Кб (Скачать)

      Синергетика привнесла трансформацию представлений о развитии: в самоорганизующихся системах неорганической природы, находящихся вдали от термодинамического равновесия, развитие происходит благодаря кооперативному, согласованному взаимодействию элементов (Г.Хакен, И.Прогожин – концепция о нелинейном, необратимом характере развития).  

                                    ВОПРС №25

Природа как объект философского и научного анализа.

      Понятие ПРИРОДА чаще всего используется в 3 смыслах:

1)в широком смысле – обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений; в этом значении понятие П. совпадает с такими категориями как бытие, Универсум, реальность, Вселенная, космос

2)в узком смысле – как объект науки, а точнее естествознания; в этой связи в современной культуре наряду с понятием П. используется категория «образ природы»,   «картина природы» обозначающая систему представлений, сформированных в той или иной конкретной науке

3)кроме того, очень часто термин П. употребляется для обозначения совокупности условий существования человеческого общества

      Понятие П. имеет целый спектр этимологических значений:

1)древнегреческие:

-фюсис  – обозначает  органическое произрастание,  выросшее, процесс в целом

-усия  – сущность искусственных вещей

-архэ  – внутренне присущий всем  вещам принцип

2)латинское,  появившееся в эпоху НовогоВремени:

-натура  – мир, миропорядок, Вселенная

      Природа как среда обитания подразделяется на:

1.Естественную среду – ассоциируется с природой (гео- и биосферой).

2.Искусственную среду – ассоциируется с различными сферами деятельности человека, социальной организацией его жизни (социо-, антропо-, техносферой) и всем, что произведено человеком (неорганические предметы, живые системы).

      Материальное  производство – основная форма отношений между человеком и средой. Материально-преобразующая деятельностьпотребность человека по реализации себя в мире.

                        Историческая  динамика понятия  П.:

      1.На  уровне мифологического мировоззрения П. одухотворяется, признается ее господство над человеком; его задача состоит в адаптации и выживании.

      2.Через  всю античную философию проходит трактовка П. как совершенства, эталона организации; умозрительное познание П. как целостности. У Демокрита и Эпикура превалирует естественнонаучный смысл (П. как совокупность атомов). У Синеки четко обозначается философский подход.

      3.В  эпоху Средневековья П. рассматривается как воплощение материального начала, которому резко противопоставляется духовное начало – Бог, стоящий над П.

      4.В  эпоху Возрождения П. мыслится как предельная абстракция, выдвигается на первые роли в социально-культурном плане в условиях борьбы с религиозным догматизмом схоластики. Наблюдается возврат к натурфилософским идеалам античности.

      5.В  Новое Время лозунг «Назад к природе!» усматривается как единственное средство спасения от разрушительного действия буржуазных порядков. П. превращается в объект изучения, однако теперь человек желает ее покорения.

      6.К  середине 20 века человек становится владыкой природы. Он переходит от экстенсивного к интенсивному способу ее эксплуатации. Когда деятельность общества достигает планетарных масштабов, становится очевидным растущая зависимость П. от этой деятельности. Рождается новый подход, основанный на идее партнерства, единого, сбалансированного и ответственного управления социальными и природными ресурсами (биосферно-ноосферная концепция В.И.Вернадского).

                                    ВОПРОС №26

Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и  развития.

      История термина биосфера:

-впервые употреблен в 1804г. Ж.Б.Ламарком в труде по гидрогеологии;

-в конце 19в. его использовал австрийский геолог Э.Зюс (идея о земных оболочках)

-позднее  немецкий ученый И.Вальтер

-современное представление о биосфере было разработано академиком В.И.Вернадским, а так же его последователями 

      Понятие биосферы употребляется в различных значениях:

1)совокупность всех организмов

2)область современной жизни

3)особая  оболочка Земли, включающая наряду с организмами среду их обитания

4)результат исторического взаимодействия живого и неживого

      БИОСФЕРА (греч. жизнь+шар) – один из основных структурных компонентов планеты, комплексная земная оболочка, охваченная и организованная жизнью.

                        Структурные уровни биосферы:

молекулярный-клеточный-тканевый-организменный-популяционный-биогеоценотич.

      В процессе развития биосферы имеются  следующие закономерности:

1)усложнение структурной организации

2) постоянное зарождениеуничтожение жизни

3)увеличение видового разнообразия

4)нарастание устойчивости биосферы (при сохранении прогрессивной, а не регрессивной направленности)

5)миниатюризация форм жизни

      Философский смысл понятие  Б. получило у В.И.Вернадского в его биосферно-ноосферной концепции. В. оперировал такими категориями как:

-косные природные тела (неживое вещество, организованное деятельностью живого)

-живое вещество (совокупность всех организмов)

-биокосное  вещество (почва)

-биосфера (рассматривалась им как среда обитания)

      Между косным и живым веществом осуществляется энергетический обмен, живые организмы взаимодействуют трофическими цепями, а человек включается в связи посредством трудовой деятельности.

      Вначале человек осуществлял биосферную технологию, т.е. присваивал готовые жизненные средства, затем начал сам создавать культурную биогеохимическую энергию (земледелие, скотоводство) и наконец, под влиянием научной мысли, биосфера постепенно сменяется ноосферой.

        Ноосфера по Вернадскому – новое эволюционное состояние Б., связанное с деятельностью в ней человеческого общества, разумно преобразовывающего природу. Н. выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной,  новой моделью мировой гармонии. 

                                    ВОПРОС №27

Проблема  коэволюции человека и природы. Понятие  ноосферы.

      КОЭВОЛЮЦИЯ (лат. согласованность + развертывание) – концепция развития природы и общества, призванная выстроить синтетическую стратегию их  оптимального взаимодействия. Впервые с ней выступил ученый-генетик Н.В.Тимофеев-Ресовский  в 1968г.

                              Базовые принципы коэволюции:

      1.Человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само, с учетом объективных требований природы.

      2.Принцип  благоговения перед жизнью, сформулированный  А.Швейцером, который предполагает уважение индивидуальной жизни и «Жизни Планеты» (человек не вправе определять ценность биологического вида, но должен заботиться о сохранении всего биоразнообразия). 

      3.Стратегия  устойчивого развития системы общество-природа. Цель: обеспечение выживания человечества. Для этого разрабатываются национальные программы устойчивого развития в соответствии с экологическим императивом, подразумевающим переход от  действий «реагирования и исправления» к «активной профилактике».

      4.Выработка  нового и всеобщего экофильного мировоззрения в социуме (является залогом их совместной эволюции).

                              Две концепции ноосферы:

I. НООСФЕРА (греч. разум + шар) по В.И.Вернадскому – новое эволюционное состояние Б., связанное с деятельностью в ней человеческого общества, разумно преобразовывающего природу.

II. Иной взгляд представляет П. Тейяр де Шарден французский естествоиспытатель и мистик. В своей концепции «христианского эволюционизма» под Н. он понимает чисто духовное явление,  идеальную оболочку или некий «мыслящий пласт», разворачивающийся над миром растений и животных, вне биосферы и над ней.

      Развивая  идеи А.Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы, более высокой по отношению к ноосфере. ЭТОСФЕРА – область бытия, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий в интересах Жизни на Земле, а экологическая этика призвана проводить нравственную политику в сфере социо-природного взаимодействия.  

                                    ВОПРОС №28

Познание  как предмет философского анализа. Проблема познаваемости  мира.

Проблемой познания занимается гносеология (греч. познание + учение) – философская дисциплина разрабатывающая теорию познания.

            Основными гносеологическими  проблемами являются:

-вопрос  познаваемости мира (оптимисты и  агностики)*

-проблема  субъекта и объекта познания*

-виды  познавательной деятельности*

-структура  познавательного процесса

-проблема  истинности и ее критериев

-роль  практики в процессе познания

      ПОЗНАНИЕ – это форма творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности; форма отражения объективной действительности. 

                        Три классификации форм познания:

первая: а)духовно-практическая форма (возникает на ранних стадиях развития общества, предполагает накопление практического опыта, это «обыденное сознание» или «здравый смысл»)

            б)духовно-теоретическая форма (духовное воспроизводство знаний, которое вычленяется из структуры практики)

вторая: -мифологическое

            -религиозное

            -образно-художественное

            -философское

            -научное познание

третья (по направленности познавательного процесса):

            а)знание об объективном мире природы и общества

            б)знание о внутреннем мире человека (самопознание)

            в)знание о целях  и теоретических программах преобразования мира

                        Историческая  динамика гносеологии:

      1.В  античности формируется оппозиция:  логически непротиворечивого знания мудреца и изменчивого мнения толпы.

      2.Соотношение  веры и разума – основная проблема средневековья. Схоластика уже исследует вопросы об источниках и методах познания, однако в целом гносеология подчинена теологии.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"